На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Информационная культура как одна из граней общей культуры современного человека. Концепция формирования информационной культуры личности. Мероприятия по улучшению качества обслуживания читателей, привлечению их к активному использованию новых поступлений.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 31.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
ОГОУ ВПО СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Социальные коммуникации»
На тему
Информационная культура
Исполнитель: студентка группы 4-04
Осмоловская Е.М.
Оглавление

Часть I. Концепция формирования информационной культуры личности
Часть II. Опыт формирования информационной культуры пользователя
Список литературы
Часть I. Концепция формирования информационной культуры личности

Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в России связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объёмов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества [8, с.55].
Сегодня всё большее число людей оказываются вовлечёнными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг [8, с.55].
В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная задача - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать её возможности и защищаться от негативных воздействий.
Изучением проблем информационной культуры личности сотрудники НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств занимаются свыше двадцати лет. В НИИ ИТ СС под руководством профессора Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной [1,2,8], разработана концепция формирования информационной культуры личности.
Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - система взглядов, определённый способ понимания, трактовка какого-либо предмета, процесса, явления, ведущая идея для их систематического освещения [1, с.32].
Предлагаемая Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой [1,2,8] концепция формирования информационной культуры личности включает определение понятия «информационная культура личности», обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования, представление механизма взаимодействия библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной подготовки граждан.
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе [1, с.32].
Концепция формирования информационной культуры личности разработанная профессором Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной [1,2,8], аккумулировала результаты исследований, которые, начиная с 80-х годов XX века, велись на библиотечном факультете Кемеровского государственного университета культуры и искусств и была дополнена исследованиями и разработками, которые НИИ ИТ СС проводят в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в частности, по таким её разделам, как «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» [8, с.55]. В основу концепции были положены результаты комплекса научных исследований и разработок по следующим основному направлению:
1. анализ терминологии в сфере формирования готовности человека к самостоятельной работе с информацией. В ходе исследования терминологии был проведён сопоставительный анализ понятий «грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура» и целого ряда смежных понятий, рассмотрена их эволюция в отечественной и международной практике. На основании результатов исследования была выявлена неадекватность термина «информационная грамотность» объёму и содержанию закреплённого за ним понятия; предложен рабочий термин «информационная культура личности» [8, с.56].
Принципиальное значение имеет в данной концепции и многозначное явление - «информационная культура». Для организации практической работы библиотек и образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи профессором Н.И. Гендиной [1,2,8] предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура личности». Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека [1, с.32]. Информационная культура личности - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [2, с.34].
Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, её осознание как одного из проявлений общей культуры человека (культура от лат. culture - что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек - творец, созидатель культуры и вместе с тем её пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не потому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности [1, с.32]. Информационная культура как одно из проявлений "культуры вообще" охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать информационную культуру личности, информационную культуру определенной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информационную культуру общества в целом [2, с.35]. Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи её формирования [1, с.32]. Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Анализ теории и практики формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей, юристов, врачей, студентов, школьников и других) позволяет утверждать следующее. Основной причиной низкой результативности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности явилось:
1. нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и организации информационного обучения;
2. дефицит информационно-методического и обеспечения этой деятельности, неподготовленность кадров;
3. отсутствие мотивационного компонента, способствующего становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества [2, с.36].
Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по мнению Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой [1,2,8], на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода, культурологического подхода.
1. принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиции культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует её ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе [8, с.60].
2. принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счёт введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его информационных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом « целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура личности» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан [8, с.60]. Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявилось в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводилась к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Каждый из этих компонентов информационной культуры личности обладает несомненной полезностью. Вместе с тем автономное овладение знаниями и умениями, входящими в состав каждого из этих компонентов, не способно обеспечить формирование информационной культуры личности. Такой подход неправомерен с теоретической точки зрения, так как влечет неполноту, фрагментарность, отсутствие целостного представления о феномене информационной культуры; вдвойне не оправдан этот подход и с практической точки зрения, поскольку неизбежно влечет за собой дублирование, весьма расточителен и не экономичен в отношении времени и сил, требуемых на овладение материалом.
3. принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиции библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
4. принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечёт снижение качества результатов.
5. принцип интегративности даёт возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на ограниченное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности.
6. принцип непрерывности предусматривает использование возможности всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего, среднего, высшего послевузовского) для формирования информационной культуры личности [8, с. 60-61].
Объектом изучения уровня информационной культуры явились такие категории потребителей информации, как студенты, учителя, врачи, юристы, инженерно-технические работники. Замер уровня информационной культуры производился по следующим параметрам:
1. умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить её словесно;
2. знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса (адресный, тематический, фактографический);
3. умение извлечь информацию из источника и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности [8, с.56].
Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с точки зрения профессора Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной [1,2,8], возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:
1. формирование информационного мировоззрения личности;
2. приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной позна и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.