На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Студенчество как социальная группа. Информационная потребность студента и ее исследование. Особенности учебных потребностей. Вузовские библиотеки как субъекты удовлетворения информационных потребностей студента. Проблемы информационной культуры студента.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 29.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФГОУ ВПО Пермский Государственный Институт Искусства и Культуры
Факультет документально-информационных коммуникаций
Кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии
Информационные потребности студента



Выполнила: студентка гр. БМ-22
Подшивалова Ю.А.
Проверила: Вафина Е. М.
Пермь 2008
Оглавление
    Введение. 3
    Глава 1 Студент и информационная потребность. 6
    1.1 Студенчество как социальная группа 6
    1.2 Информационная потребность и ее исследование. 12
    Глава 2 Информационная культура студента. 21
    2.1 Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза. 21
    2.2 Информационная культура студента. 30
    Заключение. 37
    Список использованных источников 39
Введение
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры конкретного региона и общества в целом. Поэтому не случайно, что в XX веке студенчество стало одной из приоритетных читательских групп, находящихся в центре внимания исследователей. В современных условиях, чтение необходимо рассматривать и как чрезвычайно важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают:
- формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования;
- формирование новой концепции высшего образования;
- переоценка ценностей в современной студенческой среде;
- усиление социальной и экономической дифференциации студенчества;
- изменение приоритетов общероссийской читательской аудитории.
Становление информационного общества, активное внедрение информационных технологий являются одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Залогом успешной жизнедеятельности человека становится его способность получать, воспринимать и активно использовать информацию в профессиональной, учебной, досуговой деятельности. Поэтому необходимость формирования информационной культуры широко обсуждается теоретиками и специалистами-практиками. Формирование и удовлетворение информационных потребностей в условиях информационного общества активизируют изучение студента не только как читателя, но и как потребителя информационных ресурсов.
Реформирование системы образования также стимулирует исследование студента в указанном аспекте, поскольку формирование его профессиональных качеств в современных условиях основано не только и не столько на полноте усвоения конкретных знаний, сколько на способности самостоятельно систематически пополнять их.
Цель исследования - теоретико-познавательная, которая заключается в изучении материала по выбранной теме.
Задачи исследования :
ѕ изучить теорию вопроса;
ѕ выявить литературу по теме и изучит теоретическую разработанность;
ѕ обобщить выбранный материал;
ѕ сделать выводы.
Объект исследования - студент в системе высшего образования.
Предмет исследования - учебная деятельность студента.
Степень исследованности - Изучению информационных потребностей посвящены работы Д. И. Блюменау, С. Валентинова. Так же этот вопрос разрабатывает Коготков Д. Я.
Проблемами информационной культуры специалиста занимается большое количество авторов. Среди них Дулатова А. Н., Евтюхина, Е. А. Костова, Р. С. Лавриненко, Н. А. Данные авторы рассматривают информационную культуру с различных сторон, давая нам многоаспектное ее понимание.
Опыт информационного обслуживания студентов в вузовских библиотеках нашел отражение в публикациях библиотекарей-практиков А. В. Шмидта, Н. М. Свергуновой, Е. Ф. Марковой, О. В. Левченко, Н. А. Дроновой.
Материал по теме исследования представлен в основном в рамках статей журналов «Социологические исследования», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Библиотечное дело».
В процессе данного исследования были использованы следующие методы :
Метод анализа публикаций для отбора материала по теме.
Структура исследования определяется логикой курсовой работы и включает: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Студент и информационная потребность» говорится об общей характеристике студенчества, его особенностях. Так же освещены основные исследования посвещенные изучению студента как читателя. Дана общая характеристика информационной потребности.
Во второй главе «Информационная культура» рассматриваются вузовские библиотеки как субъекты удовлетворения информационных потребностей студента; освещаются проблемы изучения и преподавания курса «Информационная культура».

Глава 1. Студент и информационная потребность

1.1 Студенчество как социальная группа

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся [8].
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями [8].
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии [8].
Уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин [26].
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций [10].
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества.
Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Главная мысль сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции [8].
Потапова С. А. в своей статье «Некоторые аспекты социального состояния студенческой молодежи современного молодого города», приводит определение данное А. Н. Семашко: «Было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». Потапова А. С. Пишет что, в подтверждение своих доводов А. Н. Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [26].
А. Н. Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков [26].
Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А. С. Власенко и Т. В. Ищенко. А. С. Власенко пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».
Потапова С. А. в своей статье «Некоторые аспекты социального состояния студенческой молодежи современного молодого города», пишет о том, что Т. В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи» [26].
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями [10].
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения [19].
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов [8].
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.
Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Болотин, И. С. в своей статье «Социология и образование» пишет, что Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту:
Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса [8].
Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.
Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.
Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними [19].
Студенты, это социальная группа, объединение молодых людей, характеризующаяся общностью интересов, то есть единым характером труда, образом жизни, специфической культурой учащейся молодежи.

1.2 Информационная потребность и ее исследование

Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860-1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в целом до детальных исследований чтения различных социальных групп с использованием комплексных методик получения данных. [10].
Начало изучения читателя-студента, отдельных характеристик его чтения было положено крупными исследованиями «Чтение ленинградской молодежи» (1963 - 1965 гг.) и «Советский читатель» (1965 г.). В контексте последнего студенчество впервые изучалось как самостоятельная читательская группа [10].
В процессе исследования «Студент - 70» в Московском энергетическом институте изучался интерес студентов к художественной литературе. Характеристики студента-читателя художественной литературы рассматривались в связи с удовлетворенностью профессией, свободным временем, отношением к социально-экономическим дисциплинам, ценностными ориентациями, затратами времени на самостоятельную работу.
Социологическое исследование студентов в Уфимском авиационном институте выявило возможности изучения ими объема обязательной и дополнительной учебной литературы, навыки культуры чтения. В числе исследований 1970-х можно отметить изучение мотивов и целей чтения научно-фантастических произведений студентами в г. Перми, исследование информационных запросов читателей Научной библиотеки им. A.M. Горького, Московского государственного университет и др. [26].
Исследования проводились в основном с целью повышения качества библиотечного обслуживания, выявления факторов формирования устойчивых читательских интересов, определения уровня культуры чтения.
В 80-е годы наблюдался бум публикаций по проблемам информационных потребностей. Одна их крупных работ в эти годы была посвящена изучению информационно-библиографических запросов студентов в научных библиотеках вузов Украины. Результаты позволили сделать выводы о динамике читательских интересов студентов, проанализировать качество информационно-библиографического обслуживания, определить эффективность отдельных форм и методов работы [29].
В 1990-х годах изучение чтения студенчества начинает осуществляться с новой интенсивностью. Выявляются читательские интересы в области художественной литературы среди студентов г. Краснодара. На фоне удовлетворенности работой библиотеки вуза определяется значение книги и чтения в жизни студентов Якутского государственного университета им. Амосова [27].
Российским институтом культурологи развивается культурологическое направление исследования чтения, которое рассматривает студенческое чтение в конкретной социально- экономической, культурной, политической ситуации.
Изучению чтения как особого социокультурного феномена в широком социальном контексте, включающего вопросы молодежного чтения, посвящены исследования Фонда чтения им. Н.А. Рубакина, осуществленные под руководством С.Н. Плотникова в 1991-1992 гг.
В конце 1990-х гг. характеристики студента-читателя, студента-пользователя библиотекой особенно активно рассматриваются как важные составляющие его информационной культуры. Диагностика последней, является одним из ключевых моментов для определения приоритетных направлений работы библиотек, по повышению эффективности информационного обслуживания.
Мотивы, структура и интенсивность студенческого чтения так же изучались крупнейшими библиотеками страны, чаще в составе аналогичных характеристик российской молодежи в целом. Таковы, например, исследования «Юный читатель и библиотека», «Изучение библиотечного спроса», «Молодой москвич - 97», «Информационные потребности молодежи в художественной литературе», «Библиотека. Книга. Молодежь», «Чтение молодежи города в свободное от учебы время», «Библиотека глазами молодежи» [24].
С 1994 г. и по настоящее время характеристики чтения студентов изучаются Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, в контексте информационного поведения, которое служит базой для определения уровня развития информационной культуры, характеризует доступность информационных ресурсов общества.
Одним из преимуществ данных исследований является возможность соотнесения читательских характеристик студентов с чтением разных молодежных групп. Исследования позволяют проследить богатый эмпирический материал о студенте-читателе, его читательских интересах и информационных потребностях.
Изучение информационных потребностей молодежи и возможностей их удовлетворения показали, что практически для всех молодых людей информация играет весьма значительную роль. Из различных анкет сделаны выводы что, молодежь осознает то, что обладание различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего подавляющее большинство респондентов хотело бы достичь более высокого уровня информированности; поэтому потребности в информации являются сильным мотивом и регулятором поведения молодых людей, в частности, информационного поведения [26].
Среди проблем, наиболее важных для молодежи, лидируют те, которые принято называть социальными и которые волнуют все российское общество: рост наркомании и молодежной преступности, проституция, среди личных проблем - отсутствие гарантий безопасности и социальная незащищенность, жилищная проблема, недоступность получения высшего образования, трудоустройство. Волнуют молодежь и неудовлетворительное состояние здоровья, бедность, тяжелое материальное положение.
Основным мотивом поиска и использования информации для студентов является расширение кругозора, получение общеобразовательной, общекультурной информации; относится это и к образованию, в том числе профессиональному. В ответах преобладает заинтересованность в информации об образовательных услугах, службах занятости и трудоустройства, молодежном отдыхе и туризме, молодежных организациях. Хотя регулярное обращение к информации с целью решения личных проблем еще не стало привычным для молодежи, подавляющее большинство респондентов хотели бы иметь возможность получения разнообразных информационных услуг [29].
Молодым людям нужна справочная и законодательная информация, продукты аналитической переработки документов по всем направлениям жизни и деятельности молодежи. Выражается готовность приобретать печатные издания, подготавливаемые информационно-библиотечными учреждениями. Особой популярностью пользуются справочники (организации и службы, их координаты, услуги по всем направлениям жизнедеятельности: о молодежных организациях, медицинских учреждениях, досуговых центрах и т.д.), пособия, содержащие правила самостоятельного решения проблем (медицинских, психологических, правовых); значительный спрос наблюдается на информационно-аналитические материалы: фактографические подборки, аналитические записки по молодежным проблемам, обзоры и рефераты. При этом большинство респондентов предпочитают получать информацию в печатном виде [9].
В некоторых регионах страны таких как Татарстан, Тамбовская область и др. современная информационная инфраструктура недостаточно ориентирована на удовлетворение всего спектра информационных потребностей молодежи. Во многих регионах отсутствует развитая информационная система, способная оптимально удовлетворять потребности молодых людей [10].
Большинство библиотек по-прежнему ориентируется на предоставление преимущественно документных услуг, вопреки изменению спроса. То есть информационно-библиотечные учреждения отстают от общей тенденции перехода от стратегии обладания информационными ресурсами к стратегии организации доступа к информационным ресурсам, усилению информационно-аналитических функций, общедоступности сторонних и созданию собственных информационных ресурсов, предоставлению доступа к национальным и мировым информационным сетям.
Однако социальные службы, в том числе информационные молодежные, вообще не рассматриваются в качестве источника получения информации. Лидирующее место среди источников получения информации занимают неформальные каналы - общение с друзьями, членами семьи, пользование интернетом [23].
Важный фактор дальнейшего развития - маркетинговые исследования, изучающие информационные потребности пользователей, рынок информационных услуг в зоне действия информационно-библиотечных учреждений. Вариантом таких исследований являются целевые программы. В частности, для библиотек это может быть программа, направленная на максимально полное удовлетворение образовательных, культурных, информационно-досуговых потребностей пользователей, как реальных, так и потенциальных. Оптимальный вариант - разработка и реализация подобной программы совместными усилиями библиотек, органов информации для молодежи, учебных заведений и других заинтересованных организаций [8].
Перспективными представляются исследования спроса на информационные продукты и услуги для молодежи и информационных потребностей руководителей общественных объединений и организаций, которые явятся продолжением проведенных изучений информационных потребностей студентов.
Что же такое информационные потребности? Какое место они занимают в структуре потребностей вообще?
Информационная потребность - это характеристики предметной области, значение которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической области [2].
Процесс удовлетворения информационной потребности существенно отличается от удовлетворения других видов потребностей человека. В процессе их удовлетворения объект потребления, т.е. информация не только не уничтожается, а, наоборот, на ее основе формируются новые информационные массивы, предназначенные для потребления другими индивидами. В этом принципиальное отличие информации как ресурса от других, созданных природой и человеком невосполняемых ресурсов [18].
Информационные потребности обладают еще одной существенной особенностью по сравнению с остальными, информационная потребность сопровождает реализацию любой другой потребности, поскольку достижение любой цели связано с потреблением информации. Информационные ресурсы участвуют в удовлетворении материальных, духовных и трудовых потребностей, в которые информация входит как один из непременных компонентов.
Информационные потребности пронизывают все стороны жизни, без их удовлетворения невозможно существование человека ни как биологического организма, ни как члена социума, невозможна ни его профессиональная деятельность, ни повседневная обыденная жизнь, т.е., информационные потребности, являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению [29].
В отличие от ряда материальных и духовных потребностей человек не может заменить информационную потребность другой, ее можно или удовлетворить или оставить нерешенной. Неудовлетворение информационных социальных потребностей ведет к стагнации общества, регрессу в его развитии, исчезновению социальных потребностей и, в конечном итоге, сведению потребностей индивидуума только к жизненно важным биологическим потребностям. Из всего вышесказанного следует,. Что информационная потребность - это осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума. Информационные потребности являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению.
Деятельность по удовлетворению материальных и духовных потребностей является причиной возникновения и развития информационных потребностей.
Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в материальных и духовных ценностях - потребность в информации о предмете потребности - создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией - поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) - создание новой информации (при отсутствии необходимой) - анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности [7].
В отличие от потребностей других видов с удовлетворением потребности информация не исчезает. Она теряет свою значимость для индивида, но продолжает оставаться актуальной для других пользователей, реально или потенциально ощущающих потребность в данной информации [18].
Информационные предпочтения отражают характер и уровень удовлетворения той или иной информационной потребности. Предпочтения могут быть сформированы лишь на фоне определенных представлений получателя информации об источниках необходимых ему сведений.
Изучение чтения в России началось в 19 веке, а отдельно студента-читателя в 60-х годах прошлого столетия.
Изучение информационных потребностей - нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации. Ученые изучают такие вопросы как напримеркакая информация нужна студентам, что их интересует, как они используют информацию, какими источниками им удобнее пользоваться Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности невозможно получение новых знаний, а следовательно и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.
Каждый студент, учащийся высшего учебного заведения, имеет свои четко выраженные информационные потребности. Индивидуальные информационные потребности зависят от интеллектуального потенциала студента, степени его заинтересованности в учебной деятельности, зависят от личных интересов. Неудовлетворение информационной потребности студента ведет к неосведомленности будущего специалиста по некоторым вопросам получаемой профессии.

Глава 2. Информационная культура студента

2.1 Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [12].
Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.
Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности [5].
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом [23].
В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования [23].
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация [19].
Мотивация - процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая [19].
Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.