На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Искусство Средневекового Египта. Архитектура. Изобразительное искусство. Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры. Произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 12.02.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
???????
по теме:
"Искусство арабских народов”
Написала: Жеребцова Л.В.
Вологда
СОДЕРЖАНИЕ

    1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ
    2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА
      2.1. АРХИТЕКТУРА
      2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
    3. ПОСЛЕСЛОВИЕ
    4. ЛИТЕРАТУРА


1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.
В исторической науке верное представление об араб-ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII--IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое понимание арабской куль-туры, некритически следующее средневековой мусуль-манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель-ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи-раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз-витие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура народов, населявших Аравийский полу-остров, известна с глубокой древности. Античные геогра-фы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд-нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се-веро-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии”) возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко-номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе-редней Азией и Индией.
Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре-чаются изображения людей, животных и орна-менты.
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ-ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го-сударства -- пророка Мухаммеда и его преемников -- халифов (отсюда название государства -- халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия -- араб-ский наместник в Сирии -- захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав-шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии -- на востоке.
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуа-тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива-лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX--Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.
Вместе с тем пробужденные освободительной и клас-совой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз-ном уровне общественного развития, обладавшие раз-личными культурными и художественными традиция-ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас-пространение религии -- ислама -- лежат в основе един-ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.
Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман -- Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите-ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени-той поэме “Лейла и Маджнун”. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы--Ромео и Джульетты Востока, -- родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэ-тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.
Важны, однако, не только взаимодействие и извест-ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX--XIII веках арабские, а также иранские, азер-байджанские и среднеазиатские города были крупней-шими центрами учености, славились своими библиоте-ками, школами, университетами и другими просвети-тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение че-ловека -- знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика”. Не удиви-тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания”, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал-киваться не только на военном поприще, но и в мир-ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав-ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма -- веры в единого бога. Му-сульманское представление о мире как о созданном бо-гом едином целом имело важное значение для форми-рования характерной в средневековую эпоху эстети-ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од-нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета-лись идеалистические и материалистические тенден-ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи-лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи-лософское знание существует независимо от религиоз-ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред-невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив-ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель-ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб-ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла-ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра-жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша-лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще-ства, сформулированного в качестве религиозного за-кона. Только позднее, вероятно в IX--Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. “Несчастье тому,-- читаем мы в комментариях к Корану,-- кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени”; “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”.
История показала, что эти ограничения, наложив-шие отпечаток на развитие отдельных видов искус-ства, имели значение не во всех мусульманских стра-нах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.
Однако объяснение основных особенностей средне-векового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества наро-дов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада-чами, которые выдвинул поступательный ход раз-вития общества, вступившего в эпоху феодализ-ма.
Специфика средневекового искусства стран Арабско-го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи-тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз-зрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об-ращение к духовному миру человека, создание нрав-ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе-ние.
Большой образной силой проникнуто и изобразитель-ное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность “языка” средневекового изобразительно-го искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко-ративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со-ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель-ных произведений художников той эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность при-обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей-шее искусство узора, обладающего сложным орнамен-тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро-воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его “ковровостью”, тонкой пластич-ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо-нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в руко-писях и часто встречаются в узорах на предметах при-кладного искусства; известны также памятники мо-нументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно-гими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов-но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя-тельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
Орнамент -- “музыка для глаз” -- играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси-рует изобразительную ограниченность некоторых ви-дов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орна-ментальной композиции, позволившей художнику за-полнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара-беске преобладали растительные мотивы. Позднее по-лучил распространение гирих -- линейно-геометриче-ский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изу-мительной виртуозности, создав бесчисленное множе-ство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художествен-ной фантазии.
К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи-ческого орнамента -- текста надписей, органично вклю-ченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.
Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитек-туры были связаны с природно-климатическими усло-виями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие-мы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок -- подковообразных и особенно стрель-чатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выра-зительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).
Средневековые архитекторы Арабского Востока со-здали новые типы монументальных культовых и свет-ских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты -- башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе -- здания мусульманских духов-ных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечав-шие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.
Арабские зодчие, авторы многих шедевров средне-векового искусства, большое внимание уделяли деко-ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно-хромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.
Широкое применение в архитектуре Арабского Вос-тока получили сталактиты (мукарны) -- декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призма-тических фигурок с нитеобразным вырезом, рас-положенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема -- особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу ку-пола.
Исключительно важная роль в художественной куль-туре стран Арабского Востока принадлежала приклад-ному искусству. Экономической базой для этого слу-жило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам -- мастерам прикладного искусства -- было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций пред-мета, придавать ему красивую форму и умело распо-лагать на его поверхности узор. В прикладном деко-ративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную ке-рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.
Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возмож-ностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч-ных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.
В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь-ное художественное творчество. Оно жило в произве-дениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стре-мились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.
Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства Египта начинает-ся коптским периодом. Искусство коптов -- египтян, исповедующих христианство,-- развивалось в IV--VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени сохрани-лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб-ницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, испол-ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра-зием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани.
В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям но-вой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила свое-образие коптского искусства, выработавшего свой спе-цифический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.
В середине VII века Египет вошел в состав араб-ского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.