На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Архитектура ревнего Египта. Развитие скульптуры Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Основы Древнеегипетского музыкального искусства. Система записи Древнеегипетской музыки. Словесное творчество. Художественное ремесло. Прикладное искусство.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 04.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


48
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Экономический институт

Кафедра истории и политологии
Реферат

Искусство Древнего Египта

Выполнила:
Проверила: Ляпина Е.И.



Новосибирск 2007
Содержание
Введение
1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1 Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000 год до н.э.)
1.2 Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)
1.3. Архитектура Среднего Царства
VII--XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)
1.4.Архитектура Нового Царства XVIII--XX династии (1555--1090 годы до н.э.)
2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1.Скульптура Раннего Царства
2.2.Скульптура Древнего Царства
2.3. Скульптура Среднего Царства
2.4. Скульптура Нового Царства
3.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ
4.МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
4.1 Основы Древнеегипетского музыкального искусства
4.2 Система записи Древнеегипетской музыки.
5.СЛОВЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
5.1.Письменность
5.2. Жанровое разнообразие Египетской литературы.
6.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО
7.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
7.1. Камень
7.2 Живопись
7.3.Керамика
7.4 Стекло
7.5. Ткани
7.6. Дерево
7.7. Мебель
7.8.Металл
Заключение
Список литературы
Введение

Древняя страна Египет была рас-положена на северо-востоке Аф-риканского континента. Название Египет происходит от древнегреческо-го названия страны «Айгоптус». Древ-ние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила бы-ла черного цвета. Река Нил играла ог-ромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия со-действовали раннему появлению че-ловека в долине реки Нила.
В то время, когда другие народы находились еще на стадии доистори-ческого развития, египтяне обладали высокоразвитым уровнем культуры.
Искусство Древнего Египта возникло одно из первых. Оно существовало примерно с конца IV тыс.до н.э. до 322 г. до н.э.
В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тыс. до н. э.), в течении которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (III тыс. до н. э.), Средним (конец III - начало II тыс. до н.э.) и Новый (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем ( I тыс. до н. э.).
1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.1Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000 год до н.э.)

Годы создания единого государства в истории Древнего Египта называют Ранним Царством. В те времена в долине реки Нил уже сложилось примитивное рабовладельческое общество. Государством правил фараон.
В этот период строятся жилища, культовые сооружения и гробницы. Но до наших дней жилые строения, сделанные из дерева, тростника и глины, не дошли.
Египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, поэтому стремились сохранить тело умершего и обеспечить его всеми нужными предметами для продолжения жизни. Веря в загробную жизнь, египтяне считали гробницы вечным домом человека, поэтому они по форме напоминали жилье.
Первые гробницы были построены в виде холма из камня и гальки. Для того чтобы сохранить холм и придать ему правильную форму, его обмазывали илом и обкладывали кирпичом. По внешнему виду гробницы напоминали завалинку у дома. Арабы называли такую гробницу мастабой, что по- арабски означает «скамья».
Гробницы фараонов Раннего Царства достигали огромных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь 561 кв.метр. Гробница царя династии Джета была еще больших размеров - 672,5 кв. метра. Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами предыдущие.
1.2. Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)

Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение, причем в рабство попадали не только чужеземцы, но и свои соплеменники. Власть фараона была колоссальной. Огромное значение в египетской религии приобрел культ умершего фараона. Сохранение тела покойного фараона служило его возвеличению, при его жизни сооружались гигантские усыпальницы - пирамиды. Все грандиозные гробницы - пирамиды были возведены в период Древнего Царства.
Гробницы - пирамиды
Солдаты! Сорок веков смотрят на вас
с высоты этих пирамид.
Наполеон I
Во время археологических раскопок в местах захоронения членов семьи фараона Джосера был обнаружен оттиск печати, на котором археологи прочли имя и титул зодчего - Имхотеп, визирь, первый после царя хранитель печати, верховный жрец Гегиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта.
Имхотепу было поручено соорудить гробницу фараона III династии Джосера. Первоначально предполагал придать гробнице форму мастабы. Из блоков известняка была врздвигнута большая мастаба. Ее высота равнялась 8,2 метра, а длина каждой стороны - 62,9 метра.
Итак, гробница состояла из шести мастаб, поставленных одна на другую, и имела такие размеры: высоту 60 метров и основание - 109,2*121 метр. Сооружение зодчего Имхотепа явилось прообразом, первым шагом к созданию гробниц - пирамид.
Но Имхотеп не ограничился одной усыпальницей Джосера. Им был пост-роен целый ансамбль погребальных сооружений фараона.
Центром этого ансамбля служила пирамида, с севера и юга были построе-ны дворцы и поминальные храмы.
Весь ансамбль окружили двойными стенами, которые были украшены рисунками и орнаментами. Толщина стен достигала 15 метров, а высота -- около 10 метров. Ансамбль имел форму прямоугольника с размерами 545 метров в длину и 276 метров в ширину (рис. II.6).
Гизе. Мемфисский некрополь

Пирамида Хеопса -- самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59 метра, длина сторон основания -- 233 метра (рис1).
Во время ежегодных разливов Нила 100 тысяч феллахов, свободных от сельскохозяйственных работ, в течение трех месяцев непрерывно работали над сооружением пирамиды. Известен и зодчий этой пирамиды -- Хемиун. По словам древнегреческого историка Геродота, строительство пирамиды длилось 20 лет.
Вход в пирамиду находился на северной стороне; от входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10 метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса (рис 3).
Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.
-- пирамида Хеопса;
-- пирамида Хефрена;
-- пирамида Микерина;
-- сфинкс

Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторо-нами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собствен-ной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тща-тельно пригнаны друг другу, что рабо-та каменотесов вызывает восхище-ние.
Пирамида была облицована камнем правильной призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность
Рис. 2. Гизе. Мемфисский некрополь. Сфинкс
Рис. 3.
Пирамида фараона Хеопса. Разрез.
Три стадии строительства
Пирамида Хефрена, второго пре-емника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирами-ды Хеопса. Ее высота 143,3 метра, дли-на сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположе-на ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Не-далеко в скале были вырублены поме-щения для погребальных лодок. В ан-самбль пирамиды Хефрена входили два храма -- верхний и нижний, объ-единенные проходом в единый комп-лекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса -- лежачего льва с головой человека (рис. 2).
Статуя была высечена из выступав-шей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежаще-го льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похоже-го на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.
Третья пирамида называется пира-мидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фа-раонов.
Храмы Египта
Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор .
Святилище -- наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пре-бывания божества. Вход в эту часть хра-ма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоуголь-ную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пус-тым, но обычно в нем находился ка-кой-нибудь предмет или символ -- ков-чег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высечен-ные из цельного гранита.
Перед святилищем располагался наос -- зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного поме-щения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали до-полнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.
Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен-нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.
Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:
1и2 -- пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 -- обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 -- пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 -- пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал

Передний двор был окружен двой-ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе-ред входом в храм стояла высокая мас-сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед-няя часть пилона была покрыта рель-ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава-лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по-верху заканчивались карнизом.
Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас-полагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V ди-настии эпохи Древнего царства по бо-кам входа стали устанавливать
обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обе-лисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5. . Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличи-лась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.
Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, -- соз-дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига-ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма-ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль-шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб-лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим-вол был окружен сумраком.
Египетский храм никогда не являл-ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал-ся, увеличивался. Фараоны перестраи-вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао-на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа-раонов и заменять их своими. При та-ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни-чего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов яв-ляется Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в пе-риод Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.
1.3. Архитектура Среднего Царства VII--XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)

С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), кото-рые вновь объединились лишь при XI--XII династиях.
В эпоху Среднего царства продол-жалось строительство храмов, архи-тектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались но-выми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.
Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригаци-онными работами. Восстанавлива-лись старые дамбы и каналы. Боль-шие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодород-ные земли.
Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились цент-рами, в которых проповедовали идеи фа-раона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.
Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием мо-нументального сооружения при пира-миде фараона Аменемхета II в Ха-варе -- знаменитого Лабиринта, сос-тоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.
Представление о гражданской ар-хитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пи-рамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две час-ти -- большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плос-кой деревянной кровлей либо кирпич-ным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на ка-менных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось бед-нейшее население.
В XVII веке до н. э. Египет был поко-рен пришедшими из Азии гиксосами -- властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приня-ли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать.
1.4.Архитектура Нового Царства XVIII--XX династии (1555--1090 годы до н.э.)

Источником сведений о гражданс-кой архитектуре Нового царства мо-жет служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохрани-лись до наших дней. Дома простых го-рожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной ком-наты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продол-говатый поперечный и прямоуголь-ный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него про-никал через окна над потолком; поза-ди зала находились личные покои хо-зяина, а вокруг - разные другие поме-щения.
Загородный дом фараона Аменхо-тепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное по-мещение тоже было украшено колон-нами, а затем шел глубокий зал.
В эпоху Нового царства поминаль-ные храмы были отделены от гробниц.
Прошли тысячелетия. И даже се-годня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей мо-нументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструк-тивных приемов, вызывают восхище-ние плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произ-ведения в камне
2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.Скульптура Раннего Царства

Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробни-цах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периоди-чески убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначе-нию не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, создан-ные в разное время, на протяжении нескольких веков.
Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, ко-торое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных явля-лись подставками, частями посохов или мебели; даже кам-ни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучи-тельной позе пленного врага.
Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство бо-жества. К таким памятникам относятся найденные в тай-никах скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и жен-щин с детьми на руках посвящали с молениями о дарова-нии потомства.
В тайниках храмов были найдены и скульптуры жи-вотных -- львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обе-зьян, собак и других, а также птиц.
Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были от-вечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводи-теля племени, естественно, что впоследствии, при смягче-нии обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изоб-ражать именно сидящего царя.
В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием поло-жений, а часто и лучшей трактовкой.
Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить челове-ка связанным или несущим какой-нибудь предмет застав-ляла мастеров искать новые положения для фигур, а тре-бование отразить этнические особенности привлекало вни-мание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.
Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу
2.2. Скульптура Древнего Царства

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений -- цар-ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.
Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време-ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до-шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин... слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.
Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше-ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея-нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры -- царь с богами, царь с царицей.
Статуи вельмож следуют основным типам царских ста-туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура-ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру-жеских пар.
Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста-туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.
Наряду с каменными скульптурами имелись деревян-ные, что, по-видимому, было связано с их использовани-ем при некоторых обрядах.
Естественно, что для этого нужны были лег-кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни-цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка-менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, -- около одного метра в высоту.
Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста-туи высоко ценились из-за технических трудностей изго-товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.
Для мелкой пластики широко использовали кость, фа-янс, реже -- дерево и камень.
При всем возросшем, по сравнению с предшествую-щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна-ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж-ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон-тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по-чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских -- в желтый, волосы у всех были черные, одежды -- белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо-лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече-ны.
Единство изобразительных средств культовой скульп-туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под-черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де-лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито-ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.
Однако эти каноны касались в основном только трак-товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте-ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна-чения памятника. Статуе необходимо было придать сход-ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней-ших достижений древнеегипетского искусства -- скульп-турный портрет.
Появление портрета, расширение иконографии, возрос-шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма-стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.
2.3. Скульптура Среднего Царства

При анализе царской скульптуры времени XII ди-настии существенным является вопрос о назначении раз-личных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, на-ряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь цар-ские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замуро-ванных сердабах или в залах заупокойных храмов, посе-щавшихся крайне ограниченной группой людей. Назна-чение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом за-ключался шаг первостепенной важности, внесший огром-ные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их тради-ций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различ-ным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитате-лей самых отдаленных областей долины Нила представ-ление о новых властителях как о могучих царях, объеди-нителях Египта и завоевателях окружающих стран. Ана-логичным образом рисуется образ царя и в литературе:
Могучий это, действующий мощною рукою,
Храбрец, и нет подобного ему,
Когда видят его идущим на лучников
И бросающимся на врагов...
Мститель это, разбивающий лбы,
И никто не устоит перед ним...
Нет никого, кто пустил бы его стрелу,
Нет того, кто натянул бы его лук...
Когда он сражается, не знает он границ,
Не щадит он, и нет остатка...
Любит его город его больше, чем самого себя,
Ликует он ему громче, чем богу своему.
Идут мужчины и женщины, радуясь ему,
Ибо стал он царем.
Новое назначение статуй определило и их новые фор-мы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.
2.4. Скульптура Нового Царства

К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обста-новка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, -- с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV выли-лась в открытый конфликт.
Разрыв происходил под видом религиозных несогла-сий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истин-ным богом Атона -- солнечный диск.
Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались са-мые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книж-ным. Резко изменился и путь развития искусства.
Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона -- это большие от-крытые дворы с множеством мелких жертвенников и од-ним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустиро-ванными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершен-но новым подходом к передаче человеческих образов.
Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел вы-строить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными осо-бенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым живо-том, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты -- узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убежде-ния в правоте избранного пути. Те же черты облика фарао-на повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркну-ты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный про-филь лица и всей фигуры, слабость ног.
Новый стиль был введен сразу и имел явно полемиче-ский характер. Царь не желал быть похожим на изображе-ния прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно -- перенос столицы, за-прещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Бла-гой для Атона), его жена Нефертити -- Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).
Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось мно-жество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено достаточное количество скульпто-ров и художников. Раскопками было обнаружено несколь-ко скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные памятники.
Лучше из них -- это портреты Эхнатона и Нефертити. Для них характерно отсутствие той утрировки индивиду-альных черт, которой были отмечены статуи и рельефы хра-ма Атона в Фивах. Достаточно сравнить колоссальные скульп-туры фараона из этого храма с двумя его же портретами, найденными в мастерской начальника скульпторов Тутмеса в Ахетатоне, чтобы в этом убедиться. Это уже иной этап развития искусства. И портреты Эхнатона, и портреты Не-фертити показывают особое, необычное решение.
3.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ

Большое место среди памятников Древнего царства за-нимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Существовало два вида рельефа: более распространен-ный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверх-ность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углуб-лялись контуры изображений. Были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось тем-перой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Краски были мине-ральные: белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная -- из красной охры, желтая -- из жел-той охры, зеленая -- из тертого малахита, синие тона -- из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавлива-лись из травы.

Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э.
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT ди-настий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что толь-ко в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы зани-мали 10 000 квадратных метров площади. Стены залов, мо-лелен ж коридоров были точно сплошь завешаны гигантскиг ми картинами, разделенными цветными обрамлениями. На светлом голубовато-сером фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые женщин, белизна одежд, зелень нильских зарослей, голубая вода реки с черными зигзагами струй, красный парус большой ладьи, усеянный желтыми розетками и звездами. Нижнюю часть стен, окра-шенную в черный цвет, отделяли от рельефов чередовав-шимися красными, желтыми и черными полосами.
Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях определялась их назначением: следовало прославлять фа-раона как сына бога и могучего владыку, а также воспро-извести все то, что могло обеспечить ему посмертное благо-получие. Отсюда становится понятным наличие изображе-ний богинь, кормящих царя грудью, царя среди богов, далее -- сцен битв, привода пленных и добычи, удачных охот и, наконец, принесения даров и жертв для загробного существования фараона и совершения различных заупо-койных обрядов.
В соответствии с назначением рельефов, главным дей-ствующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов, изображали выше человеческого рос-та. Поэтому цари и божества сразу же привлекали внима-ние, намного превосходя размерами все остальные фигуры.
Причиной появления некоторых новых сюжетов были изменения в ремесле и сельском хозяйстве. Мы видим теперь, как раздувают горн ножными мехами, изготавлива-ют колесницы, новые образцы керамики и торевтики, ткут на вертикальном ткацком станке. На сценах пахот и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.