На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История возникновения Новодевичьего женского монастыря, святая икона Божией Матери, ансамбль монастиря и его архитектурные особенности. Новодевичий монастырь как ценный объект историко-архивного наследия российской культуры. Стиль барокко и росписи.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 22.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


8

Содержание

    Введение 2
      1. Из истории возникновения Новодевичьего монастыря 4
      2. Новодевичий монастырь глазами современника 8
      2.1 Ансамбль Новодевичьего монастыря 8
      2.2 Новодевичий монастырь - ценный объект историко-архивного наследия российской культуры 13
      Заключение 16
      Список использованной литературы 17

Введение

Одна из особенностей Российского государства, и Москвы в частности, - наличие огромного количества храмов, соборов, крупных монастырей и церквей, которые начали появляться после принятия в 988 году христианства.

Как правило, московские князья, затем цари, а позже императоры считали необходимым возвести либо храм, либо собор, либо церковь во имя победы в каких - либо военных действиях. Также они возводились в честь различных чудодейственных икон.

Теми же причинами обуславливалось и появление монастырей, которые впоследствии чаще всего представляли собой форпосты на подступах к столице - своеобразные средневековые крепости. Так появился и Новодевичий монастырь, построенный во время царствования Василия III - в память об освобождении Смоленска от литовских интервентов и возвращении этого города в состав русских земель.

Позже, став богатейшим женским монастырем, он стал жилищем для некоторых представительниц царской семьи. Все церкви, храмы, соборы и монастыри не только Москвы, но и всей России, всегда отличались богатством внешнего и внутреннего убранства, так как играли немаловажную роль в жизни государства. Например, Архангельский собор использовался в качестве царской усыпальницы, в Благовещенском соборе Кремля российские государи принимали крещение, исповедовались, в Успенском - венчались на царство и оглашали важнейшие указы и решения.

В наши дни соборы, храмы во многом потеряли свое былое значение, но, все же, по-прежнему, являются хранилищем уникальных произведений иконописи, стенописи и архитектуры. Москва, первое упоминание которой относится к XII веку, имеет на своей территории множество достопримечательностей, сохранивших в себе облик и атмосферу старинного города. Неудивительно, что до сих пор эти места представляют интерес не только для людей, увлекающихся историей, но и для простых обывателей, ценящих красоту и изящество древних памятников архитектуры. Особо хочется выделить Новодевичий монастырь, сравнительно редкая для русского зодчества сохранность и целостность которого делает его одним из наиболее интересных и значительных памятников древней Москвы. Новодевичий монастырь является филиалом Государственного Исторического Музея - крупнейшего национального музея России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времен до наших дней.

Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года Государственный Исторический Музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утвержденным правительством РФ 11 июля 1994 года, музей определен как научно - исследовательское и культурно - просветительское учреждение; за ним закреплена роль головного научно - методического центра для исторических и краеведческих музеев России.

Задачами данной работы являются ознакомление с историей возникновения Новодевичьего монастыря, изучение его архитектурных особенностей и определение историко-культурного значения монастыря для многонациональной России.

1. Из истории возникновения Новодевичьего монастыря

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до этого дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с середины XI века. Греческий император Константин Порфирородный в 1046 году выдал свою дочь Анну за князя Черниговского Всеволода Ярославича и благословил ее в путь святой иконой Божией Матери. Образ этот получил название Одигитрия - Путеводительница. Сын Всеволода - Владимир Мономах принес Одигитрию в начале XII века в Смоленск и поставил ее в построенном им соборном храме в честь Успения Божией Матери. С того времени икона Богоматери Одигитрия стала именоваться Смоленской. В 1404 году князь Смоленский Юрий Святославич, спасаясь от нашествия литовских войск, бежал в Москву, куда принес с собой и святую икону. Она была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1456 году князь Московский Василий II Темный, вняв просьбе смолян, вернул им святыню, сделав с нее точную копию. Список с иконы был поставлен на том же месте, где стоял чудотворный образ.

Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду. Существует и другое предание. Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда, полагают, и название монастыря Девичий. Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. В 1524 году, в память о возвращении Смоленска Российской державе (1514 год), в Москве был основан Новодевичий монастырь во имя Пречистой Одигитрии, куда в 1525 году 28 июля из Кремля была принесена Смоленская икона Одигитрия. В честь этого чтимого образа в обители был построен большой собор. С тех пор ежегодно этот день - 28 июля/10 августа отмечается в Новодевичьем монастыре как большой церковный праздник.

По некоторым данным, строительство главного собора монастыря приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских: угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Говоря о Новодевичьем монастыре, нельзя не упомянуть о том, что монастыри выполняли функцию форпостов на подступах к Москве. Именно поэтому Новодевичий строился как настоящая средневековая крепость: монолитные стены, башни с зубцами, стены с бойницами - отверстиями для стрельбы.

Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец, была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 году заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 году под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 года. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был "знатным" - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При Петре I управление монастырскими делами перешло в ведомость Преображенского приказа, Новодевичий постоянно находился под охраной солдат.

В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был захвачен французами и использовался в качестве хранилища армейского провианта. Для укрепления обороны монастыря был создан внутренний вал у северной стены, а также уничтожена церковь Иоанна Предтечи.

Когда французы подожгли монастырь и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Имена этих женщин позже были вписаны в памятную книгу героев-участников Великой отечественной войны. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Восстановление пострадавших зданий началось после изгнания захватчиков, в XIX веке.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (умерла 18 ноября 1548 года), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных такие громкие имена, как А.П. Чехов, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. В 1898-1904 годах было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале ХХ века.

В 1922 году монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем "Музей раскрепощения женщины". В 1926 году его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 годы в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем. Тем не менее, с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 здесь снова был учрежден женский монастырь. Монастырской общине были переданы не все здания - часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

2. Новодевичий монастырь глазами современника

2.1 Ансамбль Новодевичьего монастыря

Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.

С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.

В монастыре сохранилось 6 храмов: Смоленский собор, Успенская церковь при трапезной, Амвросьевская церковь при Ирининских палатах, 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 - по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.