На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возникновение государственной школы. Становление К. Д. Кавелина как историка государственной школы. Статья К. Д. Кавелина Взгляд на юридический быт древней России. Исторические взгляды К. Д. Кавелина в 60-е годы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Возникновение государственной школы 7
§1. Становление К. Д. Кавелина как историка государственной школы 7
§2. Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» 12
Глава II. Исторические взгляды К. Д. Кавелина в 60-е годы 16
Заключение 20
Список источников и литературы 22
Примечания 23

ВВЕДЕНИЕ

В 40-е годы XX века произошло оформление так называемой «государственной школы» в русской историографии. Эта школа сыграла важную роль в рамках либерального направления в истории русской исторической науки.

На первом этапе соей деятельности школа имеет трех крупнейших представителей - К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и С. М. Соловьева. При этом К. Д. Кавелин первый дал основы теоретической схемы государственной школы, первым наметил ее основные вопросы. Таким образом, для изучения развития отечественной исторической науки необходимо тщательно изучить «государственную школу» и ее представителей, прежде всего К. Д. Кавелина, заложившего ее фундамент.

Эта проблема представляется особенно актуальной в настоящее время, когда нет идеологических запретов: ведь раньше либеральное направление в отечественной исторической науке изучалось предвзято, и в результате оно оказалось недостаточно освещенным в историографии.

Следовательно, цель данной работы - изучить и проанализировать исторические взгляды К. Д. Кавелина.

Задачи:

изучить становление К. Д. Кавелина как историка «государственной школы»;

проанализировать его исторические взгляды на основе его сочинений;

определить отношение историка к проблеме исторического развития России.

Работа построена по хронологическому принципу и делится на две главы.

Первая глава знакомит с формированием взглядов К. Д. Кавелина и выражением их в виде целостной концепции исторического развития России в статье «Взгляд на юридический быт древней России». Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. С. 11 - 67. Во второй главе рассматриваются взгляды Кавелина как историка с уже сложившимися взглядами.

Основными источниками для написания данной работы послужили статьи самого К. Д. Кавелина в сборнике «Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры», Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. где собраны наиболее интересные сочинения историка.

Большей частью его статьи возникают в порядке обзора или критической рецензии в которых взгляды автора излагаются по поводу высказываний разбираемого историка, в основном на его же историческом материале - и в процессе этого рассмотрения, частично из этих же разбираемых им идей пополняется и дорабатывается собственная концепция Кавелина. Таковы его обширные статьи, посвященные Погодину, диссертациям и «Истории» Соловьева, работам Устралова и Чичерина.

При этом надо отметить, что к общим вопросам истории России Кавелин пришел от истории права, и притом гражданского права; он подошел к ней как публицист, от определенных вопросов политической жизни. Специалистом-историком он не был и давал поэтому не конкретную историю, а скорее философские размышления о русской истории. Отсюда определенная цельность общей схемы, но вместе с тем и некоторая непоследовательность в трактовке отдельных элементов . Это сказалось на характере его исторических статей: уже упомянутом «Взгляде на юридический быт древней Руси», «Кратком взгляде на русскую историю», Кавелин К. Д. Краткий взгляд на русскую историю. // Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. С. 158 - 170. «Мыслях и заметках о русской истории». Кавелин К. Д. Мысли и заметки о русской истории. // Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. С. 171 - 255.

Все эти три статьи были использованы при изучении взглядов историка. Они вписываются в единую схему и как бы дополняют друг друга . Так, «Взгляд на юридический быт древней Руси» представляет собой работу периода, когда взгляды Кавелина как историка государственной школы только оформились, его, можно сказать, программное сочинение. «Краткий взгляд на русскую историю» и «Мысли и заметки о русской истории» - более зрелые сочинения, где мысли, высказанные Кавелиным во «Взгляде…», получили свою завершенную форму. При этом «Мысли и заметки о русской истории» дополняют и расширяют «Краткий взгляд на русскую историю», поэтому некоторые мысли повторяются иногда в тех же самых фразах и словах.

Кроме того, его философская статья «Наш умственный строй» Кавелин К. Д. Наш умственный строй. // Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. С. 307 - 319. также вписывается в общую схему, так как так Кавелин приводит исторические примеры и рассуждения, поэтому данная статья также была использована в данной работе. Кроме того, при написании работы были использованы следующие работы: «Русская историография» Н. Л. Рубинштейна, «Историография истории СССР» А. М. Сахарова, «Борьба течений в русской историогафии» Цалутали А. Н., а также статью В. К. Кантора «К. Д Кавелин». Кантор. В. К. Кавелин К. Д. // К. Д. Кавелин. С. 3 - 8. М.. 1989.
В них дается анализ исторических взглядов К. Д. Кавелина и его отношение к другим историкам.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

§1. СТАНОВЛЕНИЕ к. д. Кавелина как историка государственной школы

В русской историографии государственная школа сложилась в 40-е годы XIX века. Эта школа в рамках либерального направления сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Ее представители выступают как носители идей русского либерализма.
В становлении государственной школы немалую роль сыграл К. Д. Кавелин.
К. Д. Кавелин с раннего возраста был близок к выдающимся представителям общественной мысли России. В. Г. Белинский был его домашним учителем. Кавелин считал себя обязанным Белинскому, готовившему его в университет.
Кавелин поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В ноябре того же года перешел на юридический факультет, потому что на нем преподавали последователи Гегеля - молодые профессора П. Г. Редькин и Н. И.Крылов. Д. Корсаков, биограф Кавелина, писал, что П. Г. Редькин способствовал дальнейшему развитии систематизации природного, обобщающего. Строго логического мышления Кавелина и сообщил ему научные приемы исследования философских и исторических вопросов, а Крылов передал точный, научный метод исследования правовых явлений, в особенности в области гражданского права. Цалутали А. Н. Указ. соч. Л., 1977. С. 16.
На втором курсе университета Кавелин входит в московский «салон» А. П. Глагиной. Там Кавелин сближается с А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым и становится другом этих основателей славянофильства. Это отложило отпечаток на воззрения Кавелина и до середины 40-х годов он был, по собственному признанию, «наполовину» славянофил. Тень славянофильских идей проскальзывала у него и в более поздние годы.
На Кавелина оказывал большое влияние кружок Белинского, даже большее, чем в то время, когда последний был его учителем.
В 1842 году Кавелин поступает на службу в Министерство юстиции. Но под влиянием настроений, царивших в кружке Белинского, Кавелин усердно занимается магистерской диссертацией, оставляет службу в министерстве и в конце 1843 года возвращается в Москву. 24 февраля 1844 года он защищает диссертацию, и получает место исполняющего должность адъюнкта при кафедре истории русского законодательства Московского университета.
Четыре года (с 1844 по 1848) Кавелин читает студентам юридического факультета историю русского законодательства. В его лекциях заметен интерес к проблеме родовых отношений. Он шаг за шагом обосновывает теорию развития родовых отношений и их постепенной смены отношениями негосударственными, которая стала основополагающей для государственной школы.
Если сопоставить печатные работы Кавелина и С. М. Соловьева, то создается впечатление, что они уточняют и дополняют друг друга, объясняют теорию родовых отношений.
Кавелин очень высоко ценил Соловьева, но в то же время Кавелин делает некоторые замечания по поводу работ Соловьева, считая, что автор иногда все-таки не уделяет должного внимания кровно-родственному началу в древнерусской истории, тогда как по мнению Кавелина оно было главным и нет ни одного значительного явления или события в древнерусской истории, которое не определялось бы этим началом. При анализ работ Соловьева Кавелин особое внимание заостряет на том, как автор подошел к проблеме кровно-родственного начала и что нового открыл в этом направлении в очередной работе.
При этом Кавелин дает положительную оценку тому, что Соловьев показывает эволюцию родовых отношений в государственные, ищет и показывает закономерности в историческом развитии.
Все это было близко Кавелину. Поиск закономерности в историческом развитии был тем новым, что внесли Кавелин и Соловьев в изучение истории государства.
При этом Кавелин был крайне резко настроен по отношению к тем историкам, которые мешают развитию исторической науки, например, к М. П. Погодину, который был защитником всего старого выступая против нового. Кавелин считал, что Погодин был «одним из тех исследователей, которые собрались подойти к фактам поближе и взглянуть на них проще, нежели их предшественники». Кавелин критиковал Погодина за то, что он «отдался частностям», забыв про целостное «воззрение» на историю.
В работах Погодина Кавелин усматривает больше недостатков, чем достоинств. Он считал бесплодными попытки Погодина противопоставить друг другу русские и западно-европейские институты: 1) феодализм и удельную систему; 2) традиции Римской империи и Византии; 3) монгольское иго и крестовые походы и т. д. Там же. С. 24 - 56.
Кавелин резко критикует идеалистические взгляды Погодина на историю (например, последний считает, что реформы Петра I были следствием смерти царевича Дмитрия), и противопоставляет ему новый, «прозаический» взгляд на историю.
Учитывая то, что, как сказано выше, Кавелин искал закономерности в истории, понятно, почему он критиковал Погодина за то, что он - противник систем и теории, и в то же время строит их наперекор фактам.
Кроме того, необходимо сказать, что, хотя, как говорилось выше, у Кавелина сохранились некоторые черты славянофильских воззрений, он выступил одним из главных защитников западнических идей.
При этом он был объективен: например, не отрицал, что Д. А. Валуев добросовестно давал реальным событиям справедливую оценку. Выступая против славянофилов, Кавелин также выдвигает одно из положений своей будущей концепции: петровские реформы были закономерными, так как Россия в них нуждалась. Там же. С. 80 - 140.
Итак, подводя итоги, отметим, что к концу 40-х годов взгляды Кавелина как историка государственной школы в целом сформировались. Он выдвинул уже все положения своей концепции исторического развития России:
основой древнерусской истории было кровно-родственное начало, заменявшееся постепенно государственным;
исторический процесс закономерен;
взгляд на историю должен быть «прозаическим».
Кроме того, Кавелин показал себя сторонником западничества. Тем не менее мы должны заметить, что он был объективен и не только не отрицал, но, наоборот, даже подчеркивал различия между Россией и Западной Европой, что можно увидеть уже в его статье «Взгляд на юридический быт древней России», в которой впервые Кавелин четко выразил и обосновал все вышеуказанные положения своей концепции.
Перейдем теперь непосредственно к источнику.
§2. СТАТЬЯ К. Д. КАВЕЛИНА «ВЗГЛЯД НА ЮРИДИЧЕСКИЙ БЫТ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» явилась своего рода первым программным выступлением представителей нового направления в русской историографии.
Прежде всего Кавелин определяет место России в Европе. При этом он указывает на явные, с его точки зрения, различия между Россией и Западной Европой: в России нет сословий, рыцарства, церкви, облеченной светской властью, множества монашеских орденов, в Европе нет местничества; «в Европе дружина начала создавать феодальное государство; у нас дружина начала создавать удельное государство» Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.. 1989. С. 12. и т. д.
С точки зрения современной науки, конечно, многие эти тезисы покажутся пор меньшей мере спорными, но в то время попытка целостно представить историю России как часть мирового исторического процесса посредством сравнения с другими странами, была огромной заслугой.
Из этого Кавелин делает вывод: «На одном материке, разделенные несколькими народами, Европа и Россия прожили много веков, чуждаясь друг друга, как будто с умыслом избегая всякого близкого соприкосновения. Европа об нас ничто не знает и знать не хочет; мы ничего не хотим знать о Европе». Там же. С. 11.
Но, находя эти отличия, Кавелин все-таки считает Россию частью Европы, противопоставляя ее Востоку: «Наша история представляет собой постепенное изменение Здесь и далее - курсив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.