На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Проявление кризисных явлений в культуре XX столетия во всех областях и сферах жизнедеятельности человека. Отрыв человечества от истоков, укоренение его неверия в высшие силы, в создателя - Бога. Внутренние конфликты - неизбежные спутники на пути развития.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ
2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА
3. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эпоха, назвавшая себя Новым временем,
признала «естественное право настоящего
над прошлым».

(Р. Барт)

ВВЕДЕНИЕ

Каждый, кто говорит о культуре,

должен ограничить для своих целей

многозначность этого понятия…

(Георг Зиммель)

Миру известно множество определений культуры, этот фактор обусловлен множеством подходов к определяемому предмету. Но с какой бы стороны не рассматривали великие умы мира явление культуры, все они чётко обозначали проявление глобального кризиса культуры в двадцатом столетии.

Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев в своём труде «Кризис искусства» писал так: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Переходы от античности к средневековью и от средневековья к возрождению ознаменовались такими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически - прекрасного искусства и чувствуется, что нет возврата к его образам».

Полагаю, всё сказанное Бердяевым о кризисной ситуации в искусстве, вполне можно сопоставить кризису в культуре, ведь искусство является одной из прекраснейших, и, пожалуй, самых ярких граней культуры. Опираясь на вывод сделанный выдающимся философом можно сказать, что культура стремительно выходит за свои пределы, рушатся грани и устоявшиеся стереотипы, люди в своём иступлённом порыве стремятся переступить все пределы и границы.

Кризисные явления в культуре двадцатого столетия проявляются во всех областях и сферах жизнедеятельности человека. Явственно чувствуется отрыв человечества от истоков, укоренение его неверия в высшие силы, в самого создателя, Бога. Происходит отрыв цивилизации от прекрасного мира природы, от созерцания её красоты и величия. Напротив, прослеживается стремление человека поработить природу, научиться управлять ею. Человечество встаёт на путь изучения и постижения тайн Вселенной, освоения недр Земли, глубин мирового океана и морей, в космического пространства. В своём стремлении преуспеть мы не замечаем, как изо дня в день разрушаем первозданную красоту и чистоту мира.

В мир победоносно вошли «умные» машины, но они же разрушают вековой лад органической жизни. С этого нового витка развития все изменилось в жизни человечества, всё в ней надломилось.

Техногенность и неестественность прослеживаются в искусстве, например в живописи. В картинах гениального художника Пикассо представлена идея кубизма. Когда смотришь на его картины, в голове проносится вихрь тревожных мыслей. Николай Бердяев в своей статье о картинах Пикассо писал: «Пропала радость воплощенной солнечной жизни. Зимний космический ветер сорвал покров за покровом, опали все цветы, все листья, содрана кожа вещей, спали все одеянья, вся плоть, явлённая в образах нетленной красоты, распалась. Кажется, что никогда уже не наступит космическая весна, не будет листьев, зелени, прекрасных покровов, воплощённых синтетических форм. Кажется, что после страшной зимы Пикассо мир не зацветёт уже как прежде, что в эту зиму падают не только все покровы, но и весь предметный, телесный мир расшатывается в своих основах. Совершается как бы таинственное распластывание космоса. Всё более и более невозможно становится синтетически-целостное художественное восприятие и творчество. Всё аналитически разлагается и расчленяется». Н. А. Бердяев «Кризис искусства» (Репринтное издание).- М.: СП Интерпринт, 1990.- 48 стр. - 7,8

. Из статьи Бердяева видно, что Пикассо в поисках истины изображает не привычный, передний план вещей, не естественную красоту, а внутренний распредмеченый мир.

Те же мысли и тенденции прослеживаются и в литературе, а именно в астральном романе Андрея Белого «Петербург». Он охарактеризовал ту атмосферу, в которой происходило действие романа. А сам город Петербург он представляет так: «Петербург, Петербург! Осаждаясь туманом, и меня ты преследовал праздною мозговой игрой: ты - мучитель жестокосердный; ты неспокойный призрак; ты, бывало, года на меня нападал; бегал я на твоих ужасных проспектах и с разбега взлетал я на Чугунный тот мост, начинавшийся с края земного, чтобы вести в бескрайнюю даль; за Новой, в полусвет ной, зелёной там дали - повозстали призраки островов и домов, обольщая тщетной надеждой, что тот край есть действительность, и что он - не воюющая бескрайность, которая выгоняет на петербургскую улицу бледный дым облаков». Н.А. Бердяев «Кризис искусства» (Репринтное издание).- М.: СП Интерпринт, 1990.- 48 стр. - 40,41

. Проанализировав данный отрывок, Андрея Белого вполне можно назвать кубистом в литературе. В его описании Петербурга прослеживается та же параллель, что и в картинах Пикассо.

Если сопоставить данные факты, то кризис в живописи и литературе нельзя назвать иначе, чем дематериализация, развоплощение живописи и литературы, которые являются составной и неотъемлемой частью культуры, следовательно, эти явления вполне закономерно можно отнести к кризису культуры.

Внутренние конфликты - неизбежные спутники на пути развития всякого явления,
в том числе и культуры. Довольно часто они приводят к распаду, краху, а то и гибели последней. Но чаще всего, они являются провокаторами кризиса - обязательного и закономерного этапа в развитии всякой культуры, причём кризиса именно в том смысле, который имеет это слово в медицине, как тяжёлое переходное состояние.
Сутью кризиса является процесс переоценки и перегруппировки слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Он вполне способен парализовать динамику развития культуры, вызвать болезненные и мучительные феномены, что в свою очередь повлечёт к краху культуры в её первоначальном виде. Тем не менее, нередко кризис сопряжён с само опознанием, самоидентификацией культуры, с выявлением потенциальных возможностей её внутреннего развития. Истории известны свидетельства того, что зачастую кризисные явления предшествуют рождению новой культуры.
ХХ век- век взлёта культуры, время радикальных перемен и одновременно серьёзных предупреждений цивилизации. Мировая цивилизация загнана в тупик и ей предстоит выбор: гибель, как следствие неумения найти решение навалившихся глобальных проблем, или же осуществление прорыва в совершенно новые, ранее непознанные области человеческого духа и бытия, ознаменовав этим открытие новых возможностей и перспектив для дальнейшего развития.
В конце XIX- начале ХХ в.в. стали заметны проявления зарождающегося кризиса культуры, идёт выраженный процесс переосмысления и переоценки сложившихся и общепринятых ценностей, роли и назначения самой культуры для цивилизации. Кризисной ситуации в культуре предшествовал глубокий исторический кризис. Революции в России, Германии и Испании, социальные потрясения, мировые войны, все эти катаклизмы являются свидетельствами мощнейшего кризиса истории, равного которому ни европейская, ни мировая история последних веков не знала.
ХХ столетие наглядно дало понять, что развитие цивилизации идёт не по тому пути. Цивилизация в эпоху научно-технической революции достигает неслыханных ранее успехов, что влечёт к перевороту в сферах культуры, производства, быта, да и в самом сознании людей. Очевидно, что блага человеческого прогресса влекут к негативным последствиям, таящим в себе угрозу для существования самой жизни на Земле.
Немецкий философ Э. Гуссерль, характеризуя природу кризиса, отмечал: «… различие между процветанием и упадком, или, иначе говоря, между здоровьем и болезнью явно имеет место и в отношении общностей, народов, государств. Соответственно напрашивается вопрос: почему же в таком случае не возникла медицинская наука, которая занималась бы народами и наднациональными общностями? Европейские народы больны, да и сама Европа, как говорят, переживает кризис». П.С. Гуревич Культурология: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 280 с.- стр.131

1-. КУЛЬТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ


Великое множество ликов культуры ХХ века, разнообразие взглядов людей на отношение к окружающей
среде обитания (всему миру, обществу) не в состояние, да и не должны скрывать сущностные моменты развития мировой культуры. Мы ведём разговор о процессе становления единой общечеловеческой культуры, имеющей место, и развивающейся путём взаимодействия, заимствования и взаимообогащения её национальных форм. Учитывая это, следует рассмотреть тенденции развития культуры ХХ столетия, пути её становления, произошедший кризис и пути выхода из него.
Культура ХХ столетия была едина в своём многообразии. С самого начала она складывалась, как необычайно многообразное и противоречивое явление. Ей были присущи такие основные тенденции, которые представляли её как переходную, ту в которой произойдёт глубокая переоценка сложившихся ценностей. К общепринятым нормам, ценностям, видам восприятия и оценки окружающей среды человечество пришло путём развития и взаимовлияния национальных культур.
Идеалами и установками современной культуры является сплав того, что было открыто человечеством ранее, и того, чего оно достигло к концу ХХ века. Некоторые формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения и восприятия мира отсеялись неумолимым «ситом времени». Назревает вопрос, какие же культурные ценности прижились в ХХ веке? В современной культуре широко распространились идеи гуманизма, их принципы и идеалы. Конечно, гуманизм- понятие крайне многообразное. К примеру, ренессансный гуманизм, утверждал мощь и свободу творческого духа людей, данный вид гуманизма был в некоторой степени элитарным, т.к. его моральный принцип носил индивидуальный характер, а, следовательно, имел значение лишь для избранных. Сущностью современного гуманизма является его универсальность, т.к. он адресуется каждому человеку и провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА


Гуманистические идеи культуры ХХ века прослеживаются на всех ступенях развития современного общества - экономической, нравственной, политической, художественной и других. Эта тенденция
в свою очередь определила, к примеру, становление политической культуры в передовых странах. Ценности современной культуры впервые были отображены в «Декларации прав человека и гражданина» в 1979 году. Если сравнить два документа «Декларацию прав человека и гражданина» ХVIII века и «Всеобщую декларацию прав человека» XX века становится видно, что идеи, проработанные во Франции в далёкую эпоху революции, приняты в настоящее время в качестве идеала всеми государствами, входящими в состав ООН. (см. таблицу № 1)
Таблица № 1.
«Декларация прав человека и гражданина»
«Всеобщая декларация прав человека»
Статья 1. «Люди рождаются свободными и остаются свободными и равными в правах».
Статья 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению».
Данные положения содержаться в статьях 3,4,5,8,9,14.
Статьи 7,8,11 провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати.
Такие же положения содержаться в статьях 12,18,19.
Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации».
В дополнение 1793 г. провозглашается обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении граждан.
Статья 21. «Воля народа должна быть основой власти правительства». Остальные положения содержаться в статьях 22,23,24,25,26.
Однако, эта идея не так нова, как может показаться. Ранее данная идея выдвигалась христианством. Согласно учениям Иисуса Христа: перед Богом все были равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Но эта идея носила мистический характер, т.к. согласно ей люди были равны не в реальном мире, а в загробном. На грешной же земле каждому было дано нести свой крест, нести его смиренно, подобно Христу, потому что существующие в реальности неравенства социальной и классовой жизни, а также имущественные различия назначены нам Богом.
Следующим важнейшим этапом развития культуры, принятым двадцатым столетием, явилась установка на научно-рациональное изучение мира и находящаяся с ней в одной связке социокультурная система именуемая - наукой. Ещё в XIX веке стали заметны первые признаки того, что наука становится мировой и объединяет усилия и плоды труда учёных из разных стран. Зародилась интернационализация научных связей. Расширение сферы применения научных достижений в конце ХIХ начале ХХ века повлекло за собой преобразование жизни десятков миллионов людей, которые проживали в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Научная целостность, образовавшаяся в ХХ столетии, породила начало экономического единства мира, распространение по всем точкам земного шара передовых способов производственной культуры. Люди ХХ столетия стали свидетелями нарастающей интернационализации народнохозяйственных связей. Важным звеном данного процесса становятся транснациональные корпорации и их единая форма организационной культуры. На рост интернационализации жизни в современном мире указывает всеохватывающая научно-техническая революция, а также абсолютно новая роль средств массовой информации и коммуникации. У человечества развивается техногенное отношение к природе - теперь природа больше не является для людей средством удовлетворения духовных потребностей, а лишь сугубо технических.
Техногенность прослеживается даже в таких составных областях культуры как живопись и литература. Появляются новые направления кубизм и футуризм. Футуризм и кубизм - это явления антиэстетизма в культуре и искусстве. В первой половине ХХ века кубизм и футуризм становятся одними из ведущих тенденций в развитии культуры. Оба эти явления находят отражение в картинах художника с мировым именем Павла Пикассо и в романе писателя Андрея Белого «Петербург». И в картинах Пикассо, и в романе Белого прослеживаются футуристические взгляды на мир, их кубизм одно из выражений комического вихря, смещающего всё со своих мест. Футуризм же во всех своих нарастающих разновидностях движется дальше. Это- сплошное нарушение осёдло и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.