На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Комплектование музейных фондов, основные понятия и их характеристика. Критерии отбора предметов музейного значения и характеристика их проведения. Научно-исследовательская работа музея, критерии отбора предметов музейного значения на примере музея.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.08.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 3 -
Введение

Актуальность. В основе каждого музея лежат его фонды. Комплектование фондов - одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Комплектование фондов в своей общей направленности и в определении задач опирается на принципиальные общественно-политические и научные позиции музея российского общества, обусловленные его местом в системе научных и образовательно-воспитательных учреждений. Это находит отражение в общем подходе комплектования фондов музея в независимости его профиля работы.
Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Кроме того на тематику комплектования влияет смена задач, которые обычно ставятся перед музеем, затем изменения которые происходили и происходят в науки, - появление новых научных идей, школ, направлений. Не менее важным в тематике комплектования является господствующая в стране идеология. Это обусловлено тем, что музеи всегда служат обществу и выполняют его заказы.
В данной работе автор раскрыл задачи, методы и проблемы комплектования на примере школьного музея.
Цель работы.
Определить критерии отбора предметов музейного значения в процессе комплектования фондов, на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27».
Задачи:
1. Раскрыть научные методы отбора предметов музейного значения.
2. Проанализировать работу литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27» по отбору предметов музейного значения.
Объект исследования: литературно-краеведческий музей МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
Предмет исследования: анализ отбора предметов музейного значения на примере литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
В работе рассмотрена деятельность музея в период с 2002 года по 2005 год.
Практическая значимость: Так как музей находится в образовательном учреждении, то данное исследование имеет практическую значимость для гимназии №27.
Научная значимость: Данная курсовая работа может послужить дополнительным источником информации по организации и учету научно-фондовой работы в школьных музеях.
Историография. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора.
Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Сборник «Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев» посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций, приведение их в соответствие с современным уровнем развития фундаментальной науки. В статьях сборника рассматриваются также вопросы совершенствования контактов музеев с научными учреждениями и вузами, наиболее эффективного их сотрудничества на всех этапах проектирования музейных экспозиций.
Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга.
Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.
Вопросам истории Сибирских музеев Труевцева О.Н. посвятила несколько научных работ.
В монографии «Общественные и муниципальные музеи Сибири» автор, на основе широкого круга исторических источников анализирует и обобщает опыт возникновения и массового развития общественных музеев Сибири в 1960-90-годы. Используя данные статистических и социологических исследований, анализирует их современное состояние, процесс перехода в муниципальный статус, создает концептуальную модель перспективного развития негосударственных музеев.
В сборнике «Становление и развитие музейного дела в Сибири. Материалы к библиографии» широко представлена литература, раскрывающая становление и развитие музейного дела в Сибири с XIX века до настоящего времени. Наряду с алфавитным каталогом приводятся систематический, хронологический, географический, именной, библиотипологический указатели, позволяющие анализировать процесс накопления информации, влияние социально-политических процессов на развитие музейного дела и научно-исторического представления о нем.
Учебное пособие Труевцевой О. Н. «История Сибирского музея» посвящено методологическому анализу музея, как объекта исторического исследования, историографии и источниковедению. Используя широкий круг источников, автор рассматривает процесс формирования исторического знания о музеях Сибири, характеризует его эмпирическую базу, высказывает практические рекомендации по проведению исследований.
В монографии «Музеи Сибири во второй половине XX века» Труевцевой О. Н. Исследуются проблемы методологии, историографии, источниковедения музейного дела; дается эмпирическое описание и теоретическое объяснение системных изменений, происходивших в сибирских музеях во второй половине XX века; предлагается, основанная на историческом опыте и структурно-функциональном анализе современности, модель оптимального функционирования муниципального музея.
О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..
Авторы Панкратова Т. Н. и Чумалова Т. В. предлагают содержание и методику проведения музейных занятий с младшими школьниками, которые гармонично вливаются в систему дополнительного образования.
В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также - с работой современных специалистов.
Глава I. Комплектование музейных фондов

1.1. Основные понятия

Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х г.г. и на протяжении трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов - практическая деятельность по реализации программы комплектования.[9.10]
Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием - концептуальный.
Научное комплектование фондов представляет собой как теоретическую, так и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собрание памятников материальной культуры. Кроме того эта работа дает возможность получить информацию о духовной стороне жизни людей, так называемого «неосязаемого (нематериального) достояния» человечества: жизнь разных слоев населения, их знания, умения, обычаи, обряды, их представление об устройстве мира и места в нем человека. Собрание памятников и собранные сведения составляют основу для изучения жизни общества.
Главная цель комплектования, безусловно, документирование исторической действительности. Это означает, что через зафиксированные сведения о нематериальной жизни людей и предметов музейного значения в музейном собрании должна создаваться максимально правдивая картина жизни общества на определенном этапе его развития. Главная цель комплектования реализуется в конкретных задачах, основными из которых являются:
· выявление в окружающей действительности подлинных памятников истории, культуры, с наибольшей убедительностью отражающих происходящие или происходившие явления и процессы;
· приобретение их в собрание музея и формирование источниковой базы для музейной деятельности и профильных наук;
· научная организация музейных предметов, включение их в информационный банк данных;
· сохранение культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.[7.8]
Комплектование является исследовательской работой, это обусловлено тем, что в процессе комплектования происходит поиск, выявление и собирание разнообразных документов (письменных свидетельств, изобразительных материалов, предметов быта, аудио- и видеозаписей). В том числе в комплектование музейного фонда входит работа по первичной обработке памятников, включающая в себя определение памятника, его описание и классификацию.
Комплектование музейного фонда может проводиться по двум направлениям: систематическому - когда осуществляется регулярное пополнение музейного собрания однотипными музейными предметами. Результатом такого комплектования являются типологические коллекции, отличающиеся полнотой и обстоятельностью; тематическому - это комплектование музейного фонда по одной, достаточно узкой теме. Для ее раскрытия используются [10] различные источники: вещественные памятники, письменные, аудио-, видеоматериалы и т.д. Такое комплектование присуще при работе над экспозициями и выставками. Кроме того, этот метод применяется для собирания материалов для монографического показа какого-либо предприятия или для характеристики отдельного известного лица. [7]
Результатом этой работы являются тематические коллекции, группирующие разнотипные предметы вокруг общественно значимых событий или тем.
Комплексное комплектование объединяет задачи систематического и тематического комплектования, что дает возможность проводить полноценное документирование той реальности, которой интересуется музей, удовлетворять запросы экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.
Методика работы музеев в нашей стране в комплектовании музейных фондов в основном совпадает. Это планирование комплектования фондов, которое исходит, как уже отмечалось ранее из научной концепции комплектования и согласуется с конкретными задачами, возникающими в ходе источниковедческих исследований, а также в связи с созданием выставок и экспозиций. Общемузейные планы складываются из заявок фондовиков и экспозиционеров, которые согласовываются между собой в решении наиболее актуальных задач комплектования. Существует так называемый перспективный план, который фиксирует в определенной последовательности организацию поступлений из постоянных источников, перспективы реализации связей с авторами и владельцами предметов интересных для музея, тематику и географию музейных полевых исследований. Здесь же предусматриваются и актуальные сборы по современности. Разработка перспективного плана представляет собой, как организационную, так и исследовательскую музееведческую задачу.[6.7.9]
Перспективный план является основой составления годовых планов комплектования фондов. Которые содержат конкретную разработку заданий перспективного плана на данный год в соответствии с имеющимися в распоряжении музея средств, наличия необходимых специалистов. Годовые планы рассматриваются коллективом и принимаются в составе общего годового плана работы музея.
Таким образом, научная концепция комплектования музейных фондов, являясь составной частью научной концепции музея, содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.
Формы комплектования (этапы приобретения музеем предметов музейного значения)
Формы комплектования представляют собой определенные действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейного значения. Это экспедиции, научные командировки, обмен коллекциями между музеями, приобретение предметов в антикварных салонах, непосредственно от организаций и частных лиц и т.п.
Рассмотрим один из наиболее типичных для музеев методов приобретения предметов музейного значения, поступающих непосредственно от организаций и частных лиц. Эта форма комплектования музейного фонда позволяет пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новые типологические или тематические коллекции, отражающие исторические события, быта, науки и т.п. Предметы могут поступать в музей в дар, по завещанию, после конфискации имущества, а также приобретаться на средства музея или спонсоров.
Приток предметов от организаций и частных лиц во многом зависит от энергии и разнообразия форм собирательской работы музея, что находит отражение в его планах научного комплектования, связей музея с производством, учреждениями культуры, административными органами города и края, а также в значительной степени от популярности музея среди населения. Большую роль могут играть рекламные акции музея, такие как выставки новых поступлений, с указанием имен дарителей, выставки, посвященные хорошо известным в городе, крае людям или предприятиям. Выступления сотрудников музея по радио и телевидению с рассказами о коллекциях музея, а также распространения среди населения листовок с указанием предметов, которые музей готов приобрести.
Выявление предметов музейного значения приобретенных таким образом, опирается на многолетние наблюдения над определенными сферами жизни: над группами населения, деятелями культуры, над бытованием и движением антикварных ценностей, над развитием моды и т.д.
Предлагаемые музею материалы проходят сложный путь, обеспечивающий научно обоснованный отбор предметов музейного значения. С советских времен в музеях практикуется предварительный прием предметов на временное хранение, это обязательно фиксируется специальным актом приема за подписью владельца и сотрудника музея. Одновременно записывается легенда, содержащая сведения о предметах, известные передающему лицу: о происхождении предметов, истории бытования, способах применения. Этот документ подписывается владельцем предметов. Легенда помогает выявить музейное значение предметов, но нуждается в проверке в ходе их дальнейшего изучения.
Далее предметы подвергаются экспертизе специалистов музея, а если есть необходимость - то и других учреждений, дающих письменные заключения.
На основании акта приема, легенды, заключений специалистов и собственных наблюдений члены фондово-закупочной комиссии музея решают вопрос о приеме или возврате предметов, о включении принимаемых предметов в фонд музейных предметов или в фонд научно-вспомогательных материалов. Решают вопрос о стоимости закупаемых предметов, и все это фиксируется в специальном протоколе.
После получения музеем согласия владельца на передачу предметов на предлагаемых условиях, за определенную стоимость составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение. Данный акт утверждается директором, о чем свидетельствует его подпись и печать музея. Далее предметы вносятся в Книгу поступлений фонда музейных предметов или фонда научно-вспомогательных материалов и передаются соответствующим хранителям фондов по специальным передаточным документам.[9.10]
Таким образом, выше были даны общие сведения о научном комплектовании музейных фондов. Рассмотрены задачи, методы и способы комплектования, система учета и документирования данного процесса.
1.2. Критерии отбора предметов музейного значения

Процесс комплектования можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выде и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.