На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Культура XIVXV вв. Развитие фольклора, литератури, зодчества, живописи. Культура конца XVначала XVI вв. и ее особенности: фольклор, просвещение, становление науки. Литературные шедевры. Историческая и поэтическая мысль. Архитектура. Живопись.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.11.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 1 -
Содержание:
Введение..................................................................................................2
Глава I: Культура XIV - XV в.в.
Фольклор. Литература..........................................................................3
Зодчество. Живопись............................................................................5
Глава II: Культура конца XV - начала XVI
Фольклор................................................................................................7
Просвещение.........................................................................................8
Научные знания....................................................................................9
Литература. Историческая и поэтическая мысль.............................10
Архитектура. Живопись......................................................................13
Заключение............................................................................................15
Список литературы...............................................................................16
Введение:
Особое место в истории занимает культура. На исходе Средневековья европейцы стали проявлять особый интерес к эпохе античности. Наиболее сильным этот интерес был в Италии, наследнице культуры Древнего Рима. Нередко здесь среди развалин древних городов и селений находили памятники искусства. Скульптура античных мастеров, даже повреждённая, поражала итальянцев XIV - XVI веков правдивым изображением силы и красоты человеческого тела. В центре искусства и культуры Древней Греции и Рима был человек - личность героя, атлета, воина, правите. Художники, скульпторы, писатели античности изображали людей с их земными страстями и печалями, победами и поражениями. Итальянские художники стремились в своём творчестве приблизительно к идеалам искусства античности. Так вместе с интересом к древности возрождается интерес к человеку, его природе, разуму, страстям.
Культура античности, которой увлекались гуманисты, была языческой. Поэтому христиане-гуманисты изображали языческих богов и героев - смелых и решительных, мужественных и отважных, хитрых и ловких, весёлых и жизнерадостных. Церковь обвиняла гуманистов в греховности и отступничестве от христианской веры. Она осуждала "языческий дух" творений поэтов, художников, скульпторов. В противовес им церковники утверждали, что человек - "мерзкая оболочка" души, обречённая в жизни на страдания. Гуманисты ценили разум человека, его способность творить.
Рассмотрим культуру XIV - XVI веков на примере фольклора, литературы, живописи.
Культура XIV - XV вв.

Фольклор. Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия - отразило представление русских людей о своём прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.
Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого укладываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда:
«И бысть между ими же бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И поворотися весь град, и весь народ там часе собрашася, и бысть в них замятня. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар…»
Литература. Историческая мысль. В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками - постоянный их мотив: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти».
Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя - «великого князя нашего и умнего, и кроткого, смыслёного, и храброго, непобедимого николи же». Описывает битвы, выигранные полководцем, его поездку в Орду и кончину.
Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям.
Другие повести посвящены князьям, погибшим в Орде: Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому, Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу тверским и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т. е. своей земли, народа.
Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой - Куликовской битве («Задонщина», летописные повести), Тохтамышевом разорении 1382 г. , приходе на Русь Тамерлана, нашествие Едигея.
Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Её автор, Софоний Рязанец, рассматривает событие 1380 г. Как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками - кочевниками. Недаром образец для него - «Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича, князя Новгород-северского, на половцев в 1185 г. .Победа Куликовом поле - возмездие за поражение на Калке-реке. Из «Слова» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.
Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV - XV столетий. Таков лирический плач «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем»: «Кто бы не восплачется таковыя погибели славного града сего». В разорённой столице, продолжает автор, царили «плач и рыдания, и вопль мног, и слёзы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда неистерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, трепен».
В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.
Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи.
После перерыва, вызванного Батыевом нашествием, летописное дело возобновляется, более или менее быстро, при дворах князей, на митрополичьей кафедре. Летописи велись уже в 30-40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250 г.), Твери (с конца XIII в.). Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове. Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, «меньших» людей.
Составление летописей, и других сочинений, переписка рукописей переживают подъём со второй половины XIV в.. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, её монастырях, Троице - Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания(Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения).
В московских летописных сводах конца XIV-XV в.в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, даётся в «Русском хронографе».
Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчёркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают её традиции. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров.
Естественно, что тверской летописец исходит из того, что именно его город, земля могут и должны возглавить Русь, собирающую воедино свои земли. Так же думали и другие летописцы.
Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров. Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода в 1471 г., взял с собой дьяка, умевшего читать старые летописи, он должен был обосновать с их помощью права своего государя на русские земли как отчину его предков, великих князей киевских.
Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек- изб и хором, часовен и церквей - возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV - XV в. в. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292г.), Фёдора Стратилата на Ручью (1360г.), Спаса на Ильине улице (1374г.) и других в самом городе.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский кремль (60-е г.г. XIV в.). В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома - резиденции архиепископа, боярские палаты.
Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано: Архангельский собор расписывали (1344 г.) «русскыя писцы… в них же бе старейшины и начальницы иконописцем - Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их».
Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Фёдора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым». Он пишет, что мастер работал в свободной, лёгкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублёва. Он родился в 1370 г., стал монахом Троице - Сергиева, затем московского Спаса - Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал степы Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Чёрным, - Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430 г.).
Творчество Андрея Рублёва высоко ценили уже в XV-XVI в.в. По словам современников и близких по времени потомков, он - «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Епифоний Премудрый, ученик Сергия Радонежского и автор его жития, поместил в последствии миниатюры с изображением Рублёва (художник на подмостках пишет настенную икону Нерукотворного Спаса, погребение Рублёва монахами).
Эпоха национального подъёма времени борьбы Дмитрия Донского, Москвы с Ордой, Куликовской победы, успехов в деле объединения русских сил отразилась в творчестве великого художника - мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.
Самая известная его работа - «Троица» из иконостаса, упомянутого Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображённых фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам - «Спасу», апостолам, ангелам. Творчество великого художника высоко ценили потомки - о нём упоминают летописи, его иконы дарили влиятельным людям, князьям. Стоглавый собор 1551 г. повелел «писати иконописцем иконы…как писал Андрей Рублёв и прочие пресловущие иконописцы».
В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, всё чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы» - портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон).
Культура конца XV - XVI вв.

С образованием единого государства заметные сдвиги происходят в культурной жизни России. Местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским тенденциям. «Горизонт обозрения» явления общественной жизни у деятелей культуры расширяется. Да и возможностей, денежных, политических и психологических, в рамках большого государства стало, естественно, больше. Ещё более весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости. В то же время наряду с приобретениями имелись и потери - исчезло могучее дыхание творцов эпохи Куликовской битвы, сказывается растущее и мертвящее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества. В противоречиях, борениях развивается культура той эпохи.
Фольклор. Записей устно - поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например, Стоглав, соборные послания. События той славной эпохи получили отображение в сказках. Так, в «Сказке о Борме - Ярыжке» её герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне - граде. Сходный сюжет развивался в «Повести о Вавилонском царстве», но в ней речь идёт о регалиях для византийского императора. Русская сказка переделывает этот сюжет, приспосабливает его «для себя», некоторые её варианты связывают получение регалий царём со взятием Казани.
Другие сказки прославливают ум, сметливость выходцев из народа («Умный мальчик - судья», «Огненный змей», «Мудрая дева»), некоторые сказки вошли в «Повесть о Петре и Февронии» (о крестьянской девушке, ставшей женой князя).
В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилось живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в своё послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: «Жалует царь, да не жалут псарь», «дати волю царю, ино и псарю».
Во второй половине столетия большое число сказок идеализирует образ Ивана Грозного как борца с боярами, «крестьянского» царя, защитника бедняков, справедливого судьи.
Расцветает жанр исторической песни. В них народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма - пушкарей, Ермака Тимофеевича. Ермак в глазах певцов, народа - идеальный герой - казак. В песне о Костюке - Мастрюке простой русич, «насельщина - деревенщина», побеждает в единоборстве заезжего бахвала князя Кострюка. Образ последнего отразил реальные черты царского шурина, брата его жены, князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой - отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России - «Московского царства», «каменной Москвы» как «средины царства Российского».
Народ в своём творчестве гордится сильной Русью; его сыновья - крестьяне и ремесленники - начинают осознавать себя не только близкими «людьми Божьими», но и реальными людьми с земными заботами, радостями и горестями.
Просвещение. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквях, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные.
«Мастера грамоты» появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима словецкий и Александр Свирский обучались в обонежских деревнях, Антоний сийский - в деревне у Белого моря. Учителями были монахи, дьяки.
Учили сначала азбуку, потом - Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтырь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалось его продолжить - на очереди были «Апостол», Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счёту до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножению и деление.
Тексты и цифры учили наизусть и вслух, в общей школьной комнате, и оттого она заполнялась шумом и разноголосицей. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был «сокрушать рёбра», «учащать раны» ученикам своим. Той же цели - внушению «книжной премудрости» - служила и «душеспасительная» розга. Но уже тогда с поощрением говорят и пишут о дидаскалах - учителях, которые «твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслён, а не грублий человек».
Но, очевидно, в реальной жизни встречалось, в зависимости от обстоятельств и характера учителей, и то и другое. Недаром Домострой включает поучения, исключающие друг друга: «не ослабевай, бия младенца», «обучая детей, люби их и береги». В «Пчёлах», сборниках нравоучительного содержания, можно встретить здравые мысли о воспитании детей и воспитателях: «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом».
Появились руководства по грамматике - труды Максима Грека: «Начало грамоты греческой и русской», «Предисловие о буковице, рекиге «о азбуце»», «Беседа о учении грамоте…» и т. д. Знающие люди высоко чтили грамматику, он и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.