Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 12.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Общественная мысль
2. Художественная культура Западной Европы
3. XIX век как культурно историческая эпоха
3.1. Литература
3.2. Архитектура
3.3. Декоративно-прикладное искусство XIX века
3.4. Живопись
3.5. Музыка
Заключение
Литература
Введение

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Духовная культура XIX века развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX века была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда -- появление столь несходных явлений в культуре XIX века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
1. Общественная мысль

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.
На протяжении XIX -- XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.
Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.
Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.
Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.
Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как: достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, универсализм, вера в прогресс, уважение к науке и технологии.
Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения.
Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском обществе, которые сопровождают его на позднем этапе развития, называемом обычно модернизацией. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994
Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.
Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.
2. Художественная культуры Западной Европы

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме -- через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме -- через передачу динамически наполненной жизни. В символизме -- благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме -- благодаря созданию образов духа.
Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.:
1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.)
2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.
Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.
Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.
XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.
3. XIX век как культурно историческая эпоха

XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, демократизацию политических структур, секуляризацию, рост образования и изменение социального статуса женщины.
Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество все более четко делилось на два класса - владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14-16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условия естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.
Социальные конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX века проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.
Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранение и превращение энергии в биологии - созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии - периодическая система, а в геометрии - теория Лобачевского.
Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.
В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.
Позитивизм был не только философией, он стал и весьма распространенным мировоззрением эпохи. Казалось, что методы позитивных наук должны распространиться и в казавшейся излишне умозрительной философии, и в современном искусстве, которое теперь должно ориентироваться на науку как образец.
Процесс секуляризации в XIX в. выглядел как неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования.
Претерпевала радикальные и постоянные изменения художественная жизнь общества. Противоречия европейского развития нашли свое выражение в искусстве. Особенностью XIX века стало многообразие художественных направлений.
Европа становилась нетрадиционным типом общества, в котором все больше распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.
Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX века, как Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы - иррационалисты - Шопенгауэр, Ницше, - высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.
Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменения восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку культурологи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.
Многообразие направлений искусства имело глубокую социальную подоплеку. Модернизация европейского общества могла быть художественно отражена лишь в новых видах, жанрах, направлениях искусства.
В художественной жизни первой половине XIX века преобладал романтизм отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятый обществом, формирует манеру поведения его высших слоев.
Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Ренальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеалов, мечты надежды.
Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход - одновременно и уход от общества в различных вариантах.
Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь - страсть, любовь - трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.
Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «я» , нор и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их.
Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.
Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, прозрение и интуиция. Однако наделен такими способностями далеко не каждый человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника, и он оказывается в глубоком противоречии с обществом. Одной из основных тем романтизма становится тема одиночества и даже гибели художника, его непонятности обществом и отчужденности от него.
К середине XIX века набирают силы иные художественные направления. Значимым для них становиться воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.
Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социальной средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаще всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле, обращаются к образам из социальных низов общества. Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму.
Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды. Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека. В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма. Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии , сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки.
В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве. Если мир романтизма - это собственно духовный мир героя, то в реализме принципом обобщения становится типизация: показ узнаваемых характеров и точных деталей. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития. Предметом критики художников-реалистов было то же буржуазное общество, которое не принимали романтики. Но теперь уже не личность в исключительной ситуации, а типические характеры, действующие в типичных обстоятельствах, становятся главным предметом изображения. Реализм глубоко проникает в общественную жизнь, раскрывая социальные противоречия.
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Если главными видами творчества для романтиков были музыка и поэзия, способные выразить тайное и неизъяснимое, то реализм повлек за собой расцвет, в первую очередь, такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература, в свою очередь, оказала влияние на реалистическую живопись.
Реализм как направление оказался намного шире границ XIX века в отличие от предшествующих эпох сказывается в том, что фактически одновременно с реализмом возникают и развиваются художественные направления, во многом противоположные ему и поэтому длительное время называвшиеся декадансом (упадком). Если реализм претендовал на объективности отражения мира, то символизм и импрессионизм открыли субъективность восприятия художника, именно на этом акцентируя внимание и используя целый ряд новых художественных приемов.
В отличие от реализма, символизм противопоставляет субъективный мир объективному, продолжая традицию романтизму. В символизме находит выражение позиция индивидуализма и даже демонизма. Искусство символизма выразило стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигающихся социальных катастроф и сомнение в духовных ценностях как сдерживающем начале.
Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом.
Именно импрессионизм и символизм перебросили мостик в искусство XX века.
Культурные условия XIX века расширили возможности индивидуального начала в художественном творчестве.
Век был настолько ярким, был представлен настолько крупными личностями, что своеобразие художественных направлений может быть раскрыто только через индивидуальные биографии художников, их оригинальные произведения. XIX век стал веком творческих индивидуальностей, веком личностей. Закономерно поэтому обратиться к анализу биографий авторов и их произведений.
Статус художника никогда не был так высок, как в искусстве XIX века. Если в эпоху Просвещения философы становились писателями, то в XIX веке писатели сравнялись с философами по глубине анализа общества и четкой выраженности нравственной позиции. Величайшие писатели и художники XIX века явились духовными лидерами своего времени. Качановский В.В. История культуры Западной Европы. - Мн.,2002.
3.1 Литература

Романтизм в литературе - сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства.
Для романтизма характерна неизвестная для того в литературе степень проникновения в глубины человеческой души. Романтики часто противопоставляли действительности мечту. Презирая весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом скучным, пошлым, недостойным изображения и искали большие чувства и страсти.
Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Именно в этот период расцвела лирика. Поэт стал романтическим героем, противопоставляющим себя унылым будням, живущим иной жизнью: жизнью своих поэтических эмоций и переживаний.
Романтики открыли многообразие поэтических форм, богатство инноваций; отказавшись от правил классицизма, они смогли передать подлинные человеческие чувства.
Мир и человек в романтической литературе оказались сложнее и многозначнее, чем в романах просветителей. Культу разума классицизма и просветительства романтики противопоставляли культ чувства, принципу отражения жизни - принцип условности.
Новый романтический герой был одинокой загадочной личностью. Уйти от обыденной жизни можно было по-разному - и возникает романтический роман, просто уехать - и герой-романтик бежит от общества в иные, как правило, экзотические страны, можно было уйти в себя, сосредоточившись на собственных переживаниях, и необходимым становилось всепоглощающая любовная страсть, проявляющая всю непохожесть романтического героя на обычных людей с их мелкими чувствами.
Джордж Байрон (1788-1842) представлял собой яркий тип художника - романтика, дав название целому художественному направлению - байронизму. Сама жизнь Байрона стала легендой. Родившись в аристократической семье, он связывает свои устремления, как с литературой, так и с политикой.
Самым известным героем Байрона стал Чайльд Гарольд, герой поэмы « Паломничество Чайльда Гарольда» (1812г.). Именно это произведение сделало Байрона знаменитым. Образ Чайльда Гарольда - это образ английского аристократа, отправившегося в путешествие по дальним странам. Поэма стала эталоном романтической жизни.
В поэме Байрона присутствует целый ряд деталей его биографии, что дало основание для отожествления автора и его героя. Сначала Байрон протестовал, а затем и сам стал вести повествование от первого лица.
Кем бы ни был байроновский герой, он всегда чужой среди людей. Он презирает законы общества, нарушает моральные запреты, но последней надеждой его благородного сердца оказывается любовь. Эта любовь всегда обречена и оказывается последней трагедией героя.
Другом Байрона был Перси Биши Шелли (1792-1822), происходивший так же из аристократической семьи. Шелли покинул родину, провел много лет в Италии. С большим сочувствием относился к идеям Французской революции. Творческое наследие Шелли, несмотря на его короткую жизнь, было достаточно разнообразным. Его перу принадлежат стихотворения, поэмы, оды. Особую известность получила лирическая драма « Освобожденный Прометей». Шелли романтизировал и саму поэзию как вид творчества, считая, что она является не просто воображением, но и создает вечные образы.
Будучи поэтом - романтиком, Шелли широко использовал библейские и мифологические образы, символы и аллегории. Его яркий поэтический путь был прерван ранней смертью.
Обращаясь к истории, писатель стремился понять ее тенденции, позволяющие осмыслить современную действительность.
В центре произведений Шелли находится романтический герой, развертывается увлекательная любовная линия. Его поэтическое творчество выделялось действительно необыкновенным разнообразием, тонкостью лирического переживания.
Шотландский писатель Вальтер Скотт(1771-1832) открыл новый жанр в литературе - исторический роман. На прошлое писатель смотрел глазами романтика, видя в нем ту яркость событий и переживаний, которой не доставало в обыденном течении жизни. Для своих романов В. Скотт выбирал исторически переломные моменты, когда решались судьбы целых народов. Самыми известными его произведениями стали: «Пуритане», «Айвенго», «Квентин Дорвард».
У Вальтера Скотта всегда вызывало живой интерес прошлое его семьи, его родины - Шотландии, причем его память не упускала мельчайших подробностей и деталей. Романтизм в творчестве В. Скотта сочетался с реалистическим началом. В его романах судьба отдельного человека зависит от хода исторического развития. Перу Скотта принадлежат 28 романов, в которых перед читателем разворачивается целый мир событий и чувств панорама жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от XII до XIX в. В. Скотт считал, что для писателя точность должна стать необходимым условием создания исторического романа: он тщательно изучал обычаи, костюмы, документы. Источниками сведений для Скотта служили летописи, он строил повествование с опорой на исторические факты. Эпоха Средневековья увлекает писателя своей суровостью и благородством, не случайно романы В. Скотта помогают не только узнать, но и почувствовать историю.
Английский писатель Чарльз Диккенс (1812-1870) представляет реалистическое направление в литературе. В его романах показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Особенности творчества Диккенса во многом определялись чертами личной биографии писателя.
Слава пришла после публикации романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», в котором перед читателем предстает целая галерея смешных и гротесковых персонажей.
В творчество Диккенса входит социальная тема: в романах «Холодный дом», «Домби и сын», «Тяжелые времена» Диккенс критикует жестокость собственников, бюрократизм государства, алчность и двуличие людей. Диккес был сторонником нравственного перевоспитания членов общества. Он прославляет людей из народа, всегда добрых и великодушных, даже романтизирует их. В истории литературы остался термин» диккенсовская Англия», настолько огромен и многолик мир его романов, населенный множеством персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям.
Диккенс много путешествовал, был дружен со многими писателями и актерами. Современники отмечали и у самого писателя незаурядный актерский дар, так, например, Диккенс часто выступал с чтением своих произведений, и о нем писали как о величайшем чтеце века. День похорон писателя стал днем национального траура.
Еще один мастер реалистического романа Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863). Самым значительным произведением писателя стал роман «Ярмарка тщеславия». В нем представлено английское общество, которое писатель уподобляет ярмарке: все его персонажи одержимы лишь жаждой наживы, все продается и все покупается. В отличие от Диккенса, часто прибегавшего к идеализации, Теккерей язвителен и саркастичен.
В литературных произведениях Теккерея реалистическая основа сочетается с игровой, комической. Современные литературоведы отмечают, что в то время, когда у писателя доминировала позиция всезнающего автора, Теккерей, вовлекая читателя в своеобразную игру, предвосхищает литературу XXв., где распространение получит относительность и смена авторских позиций в тексте.
Рассказ об английской литературе был бы неполным без упоминания Оскара Уайльда(1856-1900). Уайльд получил прекрасное образование.
Обратившись к жанру сказки, Уайльд опубликовал сборник «Счастливый принц». Затем появился второй сборник сказок «Гранатовый домик». Эти произведения обращены не только детям. Сказочный мир Уайльда был необыкновенно утонченным, замысловато образным, многозначным.
В предисловии к своему известному роману «Портрет Дориана Грея» Уайльд писал: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Роман является одной из версий мифа о Фаусте: молодой Дориан Грей продает душу искусителю, чтобы сохранить свою молодость и красоту.
Уайльд был известен как драматург. Его пьесы: «Идеальный муж», «Саломея» входят в мировой репертуар. Сам Уайльд в одном из писем назвал себя символическим выражением своего века.
Творчество Уайльда закономерно относится к символизму.
Цель искусства, по мнению Уайльда, - доставлять людям эстетическое наслаждение.
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) - выдающийся деятель немецкой культуры эпохи романтизма. Дарование его было многостороннее: он был и композитором, и дирижером и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.