На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Древнее общество на территории Китая. Великая культура Китая. Стремление к совершенствованию человеческой мысли. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел. Династия Шан-Инь. Династия Чжоу. Династии Цинь и Хань. Даосизм и буддизм.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 19.01.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Новосибирский государственный технический университет
Кафедра теории и истории культуры
Контрольная работа
Тема: Культура Древнего Китая
Выполнила: студентка ЗФ ИДО
Козлова Маргарита Валерьевна
Группа ОТЗ - 607
Новосибирск - 2006
ВВЕДЕНИЕ

Одной из древнейших цивилизаций,
просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других
стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из-готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не-обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры у
ходят глубоко в древность. Уже в 3-м -- 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от-важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай-ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради-ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци-оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само-бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви-лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро-ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки-тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности -- Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы -- Цинь восходят европейские названия Ки-тая со времен античности: лат.-- sinae, фр.-- chine, англ.-- china.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с прису-щими всем древним обществам закономерностями и узловыми ве-хами во взаимодействии различных этносов и укладов:
II--
I тыс. до н.э.-- возникновение государства, период Шан (Инь);
XI--VIII вв. до н.э.-- государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.-- период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.-- эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III
в. до н.э--II в. н.э. -- империи Цинь и Хань;
III
-VI вв. н.э.-- период «трехцарствия».
ДИНАСТИЯ ШАН-ИНЬ

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.
В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, гео-метрически четкую планировку, были окружены глинобитной сте-ной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводне-ний. На
пример, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Цент-ральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако
, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI - VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.
Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.
При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.
ДИНАСТИЯ ЧЖОУ
К концу 2-го тысячелетия до н. э. на террито-рии Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Прав-ление династии Чжоу, продлившееся с
XI по III в. до н. э., при-несло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов -- «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие стро-ительство дворцов и прокладку широких магистралей.
Значительные сдвиги в культурной жизни страны произошли в середине 1-го тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием Чжань Го -- «Воюющие царства» (V-- III вв. до н. э.), когда государство Чжоу утратило свое единство. Решаю-щую роль в подъеме экономики страны в это время сыграло от-крытие месторождений меди и железа. Усовершенствовались сель-скохозяйственные орудия, улучшилась обработка почвы. Выросли новые города и развились новые ремесла. Между городами воз-никла оживленная торговля, появились в обращении монеты. Ки-тайские ученые приступили к обобщению первых сведений, полу-ченных из наблюдений над природой. В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь, а в IV в. до н. э. составлен звездный каталог. Возникла потребность в философс-ком осмыслении познаний о природе. В середине 1-го тысячеле-тия до н. э. возникает множество различных философских тече-ний, которые получили название «сто школ». Древнейшими из учений были конфуцианство и даосизм.
В
чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.
В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь - цзы (VI - V вв. до н. э.).
Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ
В 221 г. до н. э. период «вою-ющих царств» завершился объединением Китая под властью могу-щественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан -- Первый император, предполагал, что его динас-тия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Па-мятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи при-няли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из ко-торого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами. Области дели-лись на уезды, уезды -- на волости, состоявшие из нескольких деревень. Жесткая административная структура пронизывала им-перию сверху донизу.
Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены.
При ее возведении исполь-зовали только камень. Толщина стены у основания достигала вось-ми метров, наверху -- не менее пяти метров; высота стены боль-шей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность -- 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было заверше-но в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремон-тными работами.
Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи кера-мических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохра-нителей (ни один всадник не похож лицом на других).
Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на плат-формах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строитель-ства использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз-мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с кры-тыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья ле-тящей птицы.
Император провел несколько успешных войн -- на севере от-теснил гуннов за Великую стену, на юге присоединил новые тер-ритории. Было проложено несколько стратегических дорог, свя-завших столицу с окраинами.
Очевидно, что ценой всех этих достижений стало крайнее ис-тощение людских ресурсов. Недовольство было всеобщим. Роп-тавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался. Дважды на него совершались покушения. В 213 г. до н. э.
император повелел сжечь древние тексты, а 460 видных оппо-зиционеров, в основном конфуцианцев, казнить.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая.
Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.
На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно у
казывала на Юг. Ученый Чжан Хэн первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа.
Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось
. Чжан Чжуецзын разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.
КУЛЬТ ПРЕДКОВ
Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по-литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки-тая подобно другим восточным учениям этого периода отража-ли все стадии развития общества -- от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино-го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо-бенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи-тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при-вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст-ва (соблюдение ритуалов и це
ремоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во-просы. Не проблема «человек--мир» и тем более «человек--ко-смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле-ма «человек--общество» занимала их.
Как и у других народов, у древних китайцев было множест-во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди -- верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо-жеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи-озного начала и усилению рационалистического, прагматическо-го подхода в осмыслении жизненных ситуаций.
Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут-ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе-лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение -- отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно-жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри-ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон-костью и сложностью. Его важнейшие составные части -- знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира -- воды, земли, дерева, огня и металла -- отражают древнекитайские представления о миропорядке.
Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу-жили картинки -- изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой-ственное китайской живописи. Схематически изобразить предме-ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня-тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» -- изоб-ражение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.
Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н.
э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ-нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».
В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю -- Поднебесной.
Для китайских правителей отождествление с Небом означа-ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест-венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны-ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж-дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок -- косми-ческий и нравственный.
Подобная религиозная система позволила создать своеобраз-ную картину мира, согласно которой последний изначально со-вершенен, гармоничен
, и его не надо переделывать, преобразовы-вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ-ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу-ществлению гармонии.
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра-диция не ориентировала на и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.