На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возникновение древних цивилизаций. Значение фараона в Древнем Египте. Портретное и художественное искусство, египетские боги. Особенности искусства Среднего и Нового царства. Правление фараона-реформатора Эхнатона. Реакционная политика Тутанхамона.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 25.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
Реферат по предмету: Культурология
Тема: "Культура древних цивилизаций"
План
    1. Возникновение древних цивилизаций
      2. Характеристика древних цивилизаций
      3. Значение фараона в Древнем Египте
      4. Зарождение искусства в Египте
      5. Египетские Боги
      6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте
      7. Основы художественного творчества в Египте
      8. Особенности египетского искусства
      9. Особенности искусства Среднего и Нового царства
      10. Правление фараона-реформатора Эхнатона
      11. Время правления Тутанхамона
      Список используемой литературы

1. Возникновение древних цивилизаций

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами.

Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами. Он покровительствует более чем 60 профессиям. Сила фараона поддерживалась через обряд "возобновления" его жизненной энергии и царской власти. Символом вечной молодости у египтян были колосья пшеницы, которые прорастают через тело Осириса, символизируя рождение и смерть - две стороны единой жизни. Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.

Назначением фараона является борьба со всякого рода несправедливостью, злом и установление порядка, гармонии и мудрости в жизни, заботе о будущем. Богиня Маат символизировала у египтян справедливость и любовь к порядку (изображалась со страусиным пером). "Велик тот владыка, которого окружают великие люди", - считали древние египтяне. Окружая себя жрецами, фараон являлся в то же время верховным жрецом, осуществляя обряды и церемонии. Жрецы были в Древнем Египте высокообразованными людьми, они не только умели читать и писать, но также обладали всей полнотой духовного знания и религиозного опыта. К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель - бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

4. Зарождение искусства в Египте

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства.

Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник.

Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве).

Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

5. Египетские Боги

Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца - одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.

Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В "Мифе от Осирисе и Горе" трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок. При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

7. Основы художественного творчества в Египте

Основные каноны художественного творчества начали складываться уже в Древнем царстве. Искусство того периода называют "классическим": его отличает монументальность, спокойная торжественность и величавая простота (например, пирамида Хеопса и Великого Сфинкса). И вместе с тем в раннем египетском искусстве, пожалуй, присутствует больше дыхания вечной жизни, чем в искусстве последующих эпох. Это, по-видимому, находит свое объяснение в том, что каноны стояли в то время ближе всего к своим первоистокам, не являлись застывшими. Реализмом и безупречным мастерством исполнения отличается портретный деревянный рельеф зодчего Хесиры (нач. III тыс. до н. э), достойно представляющий искусство Древнего царства. Его изображение выполнено в строгом соответствии с каноном, однако стройное тело словно "живет" каждым своим мускулом. Устойчивыми сюжетными композициями в рельефах и фресках являются шествия и процессии, в которых фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, создавая определенный ритм. Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев. Равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность…

Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежит иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Изображения и надписи в своем единстве способствовали созданию сакрального образа - их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным об и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.