На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.07.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
План
Введение.
1. Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей.
2. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве.
Заключение.
Литература.

Введение

В числе социально-экономических и политических факторов определяю-щее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представ-ляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствова-ли утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрес-сивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и неспра-ведливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала про-мышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Промышленная революция привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат -- беспрецедентный рост производи-тельности общественного труда. Практические потребности стимулировала быстрое развитие науки. XIX в. -- это расцвет классического естествознания создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборато-рии, работающие на промышленность. Открытия в различных областях есте-ствознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индуст-рии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. отно-сится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих тех-нологических процессах различных производств, в создании ламп накалива-ния для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внут-реннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило перево-рот в науке и технике.

1. Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей
Формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыг-рало великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализа-ция становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отноше-ния и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расши-ряет грамотность и горизонты бытия.
Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства.
Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814--1878), Дж. Джоуль (1819--1889), Г. Гельмгольц (1821--1894), открывшие законы со-хранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело созда-ние Т. Шванном (1810--1882) и М. Шлейденом (1804--1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809-- 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой ге-ниальным русским ученым Д. И. Менделеевым (1834--1907), была доказана внут-ренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электро-на, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном (1879-- 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планком (1858--1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.
В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724--1804) и И. Фихте (1762--1814). Ис-ходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. В. Шеллингом (1775--1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где пре-одолеваются противоположности теоретического и нравственно-практичес-кого; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония со-знательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.
Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля (1770--1831), придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики. Так же, как и Шел-линг, Гегель отстаивал идею поступательного развития человечества и прин-ципа историзма. Причем принцип историзма развит в трудах Гегеля наиболее полно. Всю историю человечества он рассматривал как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на после-дующее развитие.
Диалектика утверждалась не только в целостных философских системах, ее элементы проникали и обогащали различные формы духовной культуры.
В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концеп-ция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонни-ками которой были Ф. Р. де Шатобриан (1768--1848) и А. Шопенгауэр (1788-- 1860).
XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине столетия материалистическое учение. К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895) утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разра-ботали концепцию исторического материализма, согласно которой история че-ловечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.
Влиятельным в XIX в. было и философское движение, связанное с именем О. Конта (1798--1857). Конт -- основоположник позитивизма, который воз-ник в 30-е гг. XIX в., а затем в связи с развитием науки модернизировался. Позитивизм -- учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. Конт даже признавал, что прежняя философия, как особое исследование ре-альности, не имеет права на самостоятельное существование.
XIX в. и особенно первая его половина -- время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические обще-ства, открываются музеи, издаются журналы. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления делают возможной выработку научных принципов истории. Эту миссию выполнил французский историк Франсуа Гизо (1787 --1874), явившийся создателем-домарксовой теории классовой борьбы.
Научные достижения XIX в. охватили также языкознание (например, Ж. Ф. Шампольон (1790--1832) расшифровал египетские иероглифы), археоло-гию; были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, ли-тературоведения. Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социоло-гия. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются кон-цепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влия-ние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфлик-ты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти про-цессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как нацио-нальное единство. Рост социальной мобильности, т. е. перемещение населения между городом и деревней и различными районами, сближает разные группы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, начинают общать-ся в рамках одной и той же профессиональной деятельности.
Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережит-ков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической куль-туры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все бо-лее широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобре-тали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к дости-жениям культуры.
Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преоб-ладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, проис-шедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.
Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транс-порта, связи и взаимной информации.
2. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве
Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus -- образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет-рии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания про-изведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.
В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII -- начало XIX в. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.
Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве-дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети-ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.
Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде-лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ-лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при-знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от-носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» -- комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла-женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо-вался локальный цвет: коричневый -- для ближнего, зеленый -- для среднего, голубой -- для дальнего плана.
Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченнос-ти, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.
Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за-тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес-страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.
Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопреде-лили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman -- роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, -- по пути социально-аналитического искусства реализма.
Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей-ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу-азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут-верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь-ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла-сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже-ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек-тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов-ка, в которой действовали герой.
Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распрос-траняется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литера-туру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762--1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775--1854), Артур Шопенгауэр (1788--1860) и Серен Кьёркегор (1813--1855). Но вместе с тем ро-мантизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.
Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763--1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).
Гофман -- один из основоположников немецкой романтической музы-кальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер -- «Ундина».
В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797--1856) -- великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирает-ся на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает нео-быкновенной естественности, ясности и простоты.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766--1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ ко-торого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм -- в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.
Байрон -- автор философских поэм, облеченных в драматическую форму, -- «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта -- роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал -- политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тог-дашней Европы.
Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направ-лением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура -- Фран-суа Рене де Шатобриан (1768--1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им -- это полемика с идеями Просвеще-ния и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота ре-лигии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.
В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, пред-ставителями которого считают Гюго и Жорж Санд.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810--1856), создавший про-граммные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пье-сы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.
Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786--1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стрем-ление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произ-ведениях Вебера определились основные направления немецкой романтичес-кой оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Му-зыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Танеейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.
Романтические оперы создавали также Л Шуман, Ф. Флотов («Александре Страделла», «Марта»). О. Николаи (ШО--1849) написал комическую оперу дзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.
Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции -- композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803--1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал пол-ную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».
Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. от-разились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д, Ф. Обера (1782-- 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие. Музыка Обера изящна, мелодична, отличается живостью и разнообразием форм. Он написал 36 опер, в том числе «Бронзовый конь» и «Черное домино».
Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступив-шее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии ита-льянского национального искусства -- зародилось новое направление оперно-го жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792--1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку ре-формы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драма-тизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатиричес-кие черты.
Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.
Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 -- 1824). Одна и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.