На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Золотой век русской культуры. Серебряный век русской культуры. Советская культура. Культура в постсоветский период. Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
№/№
Содержание
№ страницы
Введение
2
1
«Золотой век» русской культуры
3
2
«Серебряный век» русской культуры
5
3
Советская культура
8
4
Культура в постсоветский период
12
Заключение
14
Список литературы
16
ВВЕДЕНИЕ
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ - ХХ веках. Одно только перечисление исторических событий займет объем, больший по размеру, чем данный реферат.
Я не случайно выбрала тему: «Русская культура ХХ - ХХ веков».
Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ --ХХ веков..
В своем реферате я кратко опишу «золотой век» русской культуры, хотя мне хотелось бы поподробнее его описать. Затем - «серебряный век» русской культуры - это конец XIX века и начало XX века, который из-за многообразия направлений в искусстве называют культурный Ренессанс.
Затем коротко остановлюсь на советском периоде русской культуры. И в заключение - несколько слов о культуре в постсоветский период.
Целью моей работы является изучить прошлый период развития культуры России XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять его, чтобы объяснить настоящее и будущее русской культуры
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль-туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Мистифици-рованное представление о мире -- одно из важных отли-чительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвре-менья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столь-ко итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заяв-ляют о себе новые художественные течения, определяются меха-низмы их развития. Одним из течений этого периода был аван-гард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопут-ствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изна-чальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: оди-ночество -- внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жиз-ни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказыва-ется символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был син-тез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть ис-ключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тен-денция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Ме-режковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художествен-ной впечатлительности. «В жизни символиста все -- символ. Не символов -- нет»,-- писала М.Цветаева.
В 1900 г. младшие символисты -- А.Блок, А.Белый, Вяч.Ива-нов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечелове-ческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так мно-го поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен -- от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.
Бурным и сложным было это время. В литературе и искус-стве сосуществовали различные течения и направления. Некото-рые из них были крайне эфемерными, преходящими.
К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахмато-ва, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот пе-риод приходят другие литературные течения. Черты символиз-ма проявились в таких разных, соперничающих между собой на-правлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. про-явился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тес-но с символизмом оказались художники кружка «Мир искусст-ва». В декоративно-прикладной области искания «Мира искус-ства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники рабо-тали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смолен-ской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски со-временного стиля -- стиля модерн. В рамках этого стиля зарож-дался конструктивизм.
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусст-во на Западе. Дягилев находит применение своему таланту орга-низатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII сто-летия были также широко представлены самые значительные ма-стера конца XIX--начала XX в. Так начиналось покорение Па-рижа -- сердца культурной жизни Европы -- русским искусст-вом. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху про-граммы из пяти концертов современной русской музыки в нема-лой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахма-нинова, Н.Римского-Корсакова и др.
Сезоны 1909--1911 гг. становятся событиями в мировой ху-дожественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художествен-ного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларио-нов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк -- левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и ку-бисты.
М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выстав-ки -- «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» -- манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кан-динский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, по-лучившие широкое распространение в истории зарубежного ис-кусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандин-ский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
Конец XIX--начало XX в. отмечается появлением новых ар-хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз-ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту-ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа-ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми-лютин, А.С.Голубкина и др).
Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи-озного сознания. Задачи авангарда -- выражать духовные абсо-люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест-вованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искус-ства и литературы той эпохи возникло и существовало множество на-правлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде куль-туры, ее конце.
Ощущение потребности в принципиально новом научном и художе-ственном истолковании действительности стало всеобщим в обществен-ном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип че-ловека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание куль-турной ауры нового типа.
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений филосо-фии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широ-кой западной общественностью того периода, хотя дал новое направле-ние культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзи-стенциализм, философию истории, новейшее богословие.
Серебряный век -- это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время со-здания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в Рос-сии. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Серебряный век в русской культуре -- это своеобразное время, ко-торое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индиви-дуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррацио-нального, время господства мистического в культуре. Это время созда-ния нового менталитета, освобождения мышления от политики и соци-альности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпо-ха серебряного века -- это культ творчества как интегрирующего эле-мента в разломе времени и личности художника.
Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.
3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализм и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.