На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Культура России во второй половине 19 века.
План

1.Развитие просвещения и науки
2. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру
1. Развитие просвещения и науки

Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствоние техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.
В пореформенное время в России Сложился особый слой образованных людей, котрый получил название "интеллигенция". Под интеллигенцией стали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по мере модернизации России. К интеллигенцие относились земские, технические, творчекие, научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Представители демократической интеллигенции претендовали на роль вырзителей интересов народа. Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм часто принима роль крание формы революционной жертвенности. В разные год в этой роли выупали Н.Г Чернышевский, Д.И Писарев, П.Л Лавров, Л.Н. Толстой, Н.К Михалковский.
Обое место занимала народая интеллигенция, куда входии грамотные, тянувшиеся к знаниям и культуре представители кресянства и фабрично-заводских рабочх.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключение детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60-70 %, в уездных - до 70-80 %, в деревни грамотность была редким явлением.\
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилось количество и городских школ. Несколько позднее с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована система подготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значение имели труды знаменитого педагога К.Д. Ушинского. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила 21%.
Общая динамика преодоления неграмотности, внимание, котрое уделялось народной школе, средства, которые выделялись на развитие школьного дела правительством, давали основание говорить о том, что в области народного образования происходили кардинальные
перемены.
Значительную роль в распространении образования имели различные общественные организации, публичные библиотеки и читальны, другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Число публичных библиотек выросло с 280 в 60-х гг. до 862 в 1894г. К концу века в России была широкая библиотечная сеть. Всего насчитывалось до 500 крупных публичных библиотек и около 3000 земских народных библиотек. Пользование ими было по большой части бесплатным.
По-моему мнению важнейшим событием в развитие просвещения В России стало открытие в Москве в 1862г. Московского Публичного и Румянцевского Музеума, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекция монет, медалей, оружия и.т.д. В 70-е гг. 19 в. в Москве открываются два музея, решающих просветительские задачи, - Исторические и Политехнические.
Еще в начале века возникла идея учреждения музея отечественного искусства. Затем эта идея Обрела конкретное воплощение в различных частных галлереях. Общественное признание и и оканчательное развитие формирования русской школы изобразительного искусства подвели к необходимости созданя национального общедоступного музея.
1865 г. стал началом крупнейшего собрания П.М. Третьякова. Его коллекция являла собой органическое воплощение демократических основ русского искусства. В 1892 г. П.М. Третьяков принял решение передать в дар Москве свою художественную коллекцию. Этот шаг способствовал принятию решения о создании музея русского искусства и в Петербурге. 13 апреля 1895 г. Александр 3 подписал указ "Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра 3" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом". Открытие музея состоялось 17 марта 1898 г.
Я считаю, что развитие образования невозможно представит себе без книг, журналов, газет. По числу названий в 1861 г. в России было издано 1773 книги, а в 1895 г.-8699. Издательство О.Поповой, И.Д. Сытина, А. С. Суворова, Ф.Ф. Павленкова, товарищества "Посредник" издавали много книг для народа "возможно лучшего содержания по удешевленным ценам". Демократический книгоиздатель Павленков издал серии "Жизнь замечательных людей" (180 книг), "Пушкинская библиотека", "Новая библиотека".
Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово", "Дело" демократического направления, исторические журналы "Русская старина", "Русский архив", "Исторический вестник", научно-популярные "Вокруг света" и другиею
К концу 19 века в России издавалось 105 ежедневных газет, ряд из них имел ежемесячные приложения. В условиях продолжавшегося цензурного гнета печать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом ее независимости была финансовая самостоятельность. Получать казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения. Все это по-моему мнению стало неотъемлемой частью русской культуры.
Во второй половине 19 века ученые России добивались крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки.
60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. Наряду с работами Чарлза Дарвина всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И Мечникова, К.А. Тимирязева.
Иван Михайловия Сеченов был крупнейшим ученым. Его обобающие труды "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервно системы" были написаны на основе многочисленных опытов . В книгах по новому была освящена деятельность головного мозга и центрально нервной системы. Они положили начало крупнейшим открытиям в биолоии и медицине. И.М. Сеченов бл также выдающимся педагогом, воспитавим плеяду талантлтивых ученых.
Илья Иьич Мечников Работал в области биологии и медицины. За разроботку теории иммунитета, основны положения котой мзложены в работе " О целебных силах организма", он получил Нобелевскую премию. Основоположник эволюционной эмбриологии, создатель первой в России школы микробиологии и иммунологии.
Основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязе исследовал проесс фотосинтеза. Была издана книга Тимирязева "Жизнь растений" выдержжившая десятки изданий на многих языках мира.
Высокую оценку в мировой науки получили труды ученых-химиков Д.И Менделеева, А.М Бутлерова, Н.Н Зинина и др.
Дмитрий Иванович Меделеев открыл периодический закон химических элементов, который лежит в основе современной химии. В 1869 г., когда Д.И Менделеев впервые составил свою таблицу, было известно 63 элемента. Открытие Менделеева было названо "научным подвигом".
Он стал одним из основателей агрохимии. Менделеевым был изобретен стратостат.
Академик Александр Михайлович Бутлеров создал теорию химического строениявеществ, явившуюся фундаментом современной органической химии.
Возникновение единой математической школы в России, которая вскоре становится в ряд ведущих в мире, связано с именем Пафнутия Львовича Чебышева. Этот крупнейший математик второй половины 19 века плодотворно работал в различных областях. Его открытия по теории машин и механизмов, по-моему мнению имели огромное практическое значение. Чебышев стал основателем петербургской математической школы, из которых вышла целая плеяда блестящих ученых. По представлению Чебышева в Петербургскую Академию наук была избрана в 1889 г. членом-корреспондентом первая женщина Софья Васильевна Ковалевская. За математические работы Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской Академий наук. Она работала профессором математики в Стокгольском университете. Известна С.В. Ковалевская и как писательница и журналистка.
Всемирно известным центром математической науки было также Московское математическое общество, созданное профессурой Московского университета. Издававшийся обществом "Математический сборник" был одним из авториттетнейших журналов в России и в других странах и издается до сих пор.
Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером Павлом Николаевичем Яблочковым была изобретена электрическая свеча (дуговая лампа). Впоследствие Яблочковым было сделано и внедрено несколько крупных изобретений в Петербурге в области генерирования электрической энергии.
Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания сначала с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями.
Русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский решил проблему, над которой бились электротехники многих стран,-проблему передачи электроэнергии по проводам на значительное расстояние, разроботав свою знаменитую систему трехфазного тока. В 1891 г. на Всемирной электротехнической выставке он продемонстрировал впервые в мире передачу электроэнергии на 170 км.
Основоположником радиосвязи был профессор Петербурского электротехнического института Александр Степанович Попов. Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. 7 мая. В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Крондштате в 5 км.
В 1881 г. Александром Федоровичем Можайским офицером русского военно-морского флота, был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Главный вывод его трудов-идея о неподвижности крыльев относительно корпуса. Многие идеи А.Ф. Можайского легли в основу самолетостроения.
Учитель физики В Калужской гимназии Константин Эдуардович Циолковский опубликовал первую печатную работу о дирижабле. С 1896 года он упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса.
Гениальный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал новую науку - почвоведение. Ученый научно классифицировал почвы. его труд "Русский чернозем" до сих пор остается классическим в мировой науке изучения почв.
В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н.Г.Чернышевский, А.П. Щапов, Г.А. Лопатин, П.Л. Лавров критиковали попытки оправдать существования самодержавия, угнетения народа.
Сергей Михайлович Соловьев создал капитальный многотомный труд "История России с древнейших времен", где по-новому осмыслил историю Отечества.
Николай Иванович Кареев русский историк, изучавший проблемы всемирной истории. Особую известность ему принесли работы по аграрной истории Франции второй половины 16 века., и по истории Великой французской революции.
В 60-е годы 19 века сложилась литературно - философское течение, которое получило название "почвенничество". Его главными представителями, проповедовавшими православное миросозерцание и идею самобытности и особой исторической миссии России, стали А.А. Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М. Достоевский.
Одним из видных членов кружка "почвенников" был Николай Николаевич Страхов. Взгляды журналиста и философа отразились в его книгах "Мир как целое", "Борьба с Западом в русской литературе", "Из истории русского нигилизма". После смерти А.А. Григорьева и Ф.М. Достоевского, он подпал под влияние Л.Н. Толстого.
Я думаю наиболее видной фигурой "почвенническом" кружке, его организующим центром был писатель Федор Михайлович Достоевский. Он внес немалый вклад в историю русской философской мысли. Свои философско-мировозренчиские позиции он выразил не толко в "Дневнике писателя" (серии оригинальных философских эссе), но и в литературных произведениях, таких ка "Братья Карамазовы", "Бесы", "Идиот" и другие.
Основные идеи "почвенников" были выражены на страницах журналов "Время" и "Эпоха" издаваемых братьями Достоевскими. В этих журналах сотрудничили все представители этого течения.
Оценивая роль и значение "почвенничества" в истории русской культуры, религиозный философ В.В. Зеньковский заметил, что оно стало началом "нового периода в истории русской мыслит" - периода расцвета праваславного миросозерцания.
2. Вклад русской литературы и исскуства в мировую культуру.

Господствующим направлением в русской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивной литературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Щедрин, А.П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, но каждый по-своему, через призму своего восприятия.
В тематическом многообразии художественной литературы России этого периода выделяются произведения о народе, прежде всего о крестьянстве. "Пора прекратить любезничанье с народом",- провозгласил в 1860 г. Н.А. Добролюбов. В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцов, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации.
Еще более развенчание простого хозяйственного мужика, превращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что хозяйственного мужика до мироеда "один только шаг". Настоящего мужика, подлинный тип русского крестьянина дал Л.Н. Толстой. Начиная от "Казаков" и Платона Каратаева в "Войне и мире" до последних произведений, Л.Н Толстой больше обращал внимание не на быт,а на сознание, психологию крестьяниа, на его духовное состояние.
Купные писатели постоянно затрагивали самые жиотрепещущие, самые глубные темы, но острие направлялось на критику те условий жизни, которые обрекали наро на одичание, нищету, безграмотность, ф лучших представителей интеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как из этого положения. Эти искания гениально передал Ф.М. Достоевский в романах "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Идиот" и другие.
По-моему мнению русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов ("Кто виноват?", "Что делать?", "Много ли человеку земли нужно?") заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. Огромное дело делала вся российская литература, поднимая культуру народа, прбуждая лучшие чувства, славя свободу, призывая к добру и милосердию.
В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Новые веяния в искусстве были стихийными.
Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н.Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", явившейся настоящим событием в развитии эстетической науки.
Вторая половина 19 в. стала выжным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как "расцвет русского искусства". Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть "академическое", выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и "передвижническое", т.е. демократическое.
Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине 18 века. За многие годы своего существования она воспитала большое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Яркими представителем академической школы живописи во второй половине 19 века стал исторический живописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписе храма Христа Спасителя.
Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова "Приезд станового на следствие", "Сельский крестный ход на Пасхе" и другие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасов писал: "Наше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно".
В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый "бунт четырнадцати". Лучшие выпусники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками.
К концу 60-х гг. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы Объединила художников реалистов всей России, Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных выставок, предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым.
В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организавало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишеневе и других городах. Товарищество приевратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. 19 века. Всего было устроено 48 вытавок. Исскуство передвижников развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа.
Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины "Бурлаки на Волге", о которой Стасов писал: "Художник со смелостью, у нас беспримерной, окунулся с головой во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной, щемящей действительности".
Я считаю в исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников 19 в. В.И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В его картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине "Богатыри" символическипоказаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор.
В жанре бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах "Крах банка", "На бульваре", " Не пущу!" и других отразил быт новой, капиталистической России. Социальные мотивы нашли отражения в картинах В.Г. Перова "Проводы покойника", "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", Н.А. Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", В.М. Максимова "Семейный раздел", Г.Г. Мясоедова "Земство обедает".
Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократические взгляды Крамского нашли отражение в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, соцмальный протест ("Полесовщик", "Мика Моисеев", "Крестьянин с уздечкой"). Прекрасные портреты писали также И.Е. Репин (Мусоргского, Толстого), В.Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского, "Странник"). Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и многплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Я дума, что портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа-писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей.
Ко второй половине 19 века относится расцвет пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу щедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели " поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива с редкостной поэтмчностью его истолкования.
В картинах Ивана Ивановича Шишкина "Лесные дали", "Корабельная роща", "Рожь" запечатлены красота и мощь русского леса, захватывющий размах необозримых российских просторов. Его картины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.
Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах "Вечер. Золотой лес", "Вечерний звон", "Март" и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа.
Особое место в русском искусстве второй половины 19 века, занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу
Излюбленной темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Он изображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, при разном освещении. Его картины "Деватый вал", "Черное море" и многие другие широко известны в мире.
Васили Васильевич Верещагин вошел в число крупнейших мастеров, подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жесткокость и бесчеловечность войн. Циклы картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом.
Развитие русской скульптуры второй половины 19 века протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменшилась, посколько в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. В это время было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первую очередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, автора памятника А.С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города.
Наиболее талантливым скульптором второй половины 19 века был Марк Матвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические обр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.