На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


План
Вступительная часть
1. Русское зарубежье
2. Образование, просвещение и наука русского зарубежья
3. Литература
4. Искусство Зарубежной России
Заключительная часть (подведение итогов)
Введение

Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного вклада, в нее, сделанного русской эмиграции.
Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине, напротив, об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников.
1. Русское зарубежье

Русская эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVI в. князь Андрей Курбский был вынужден бежать в Литву, и отправлял из Ливонии возмущенные письма Ивану Грозному. Вынужден был уехать с родины и продолжить свою просветительскую деятельность за рубежом и русский первопечатник Иван Федоров. В XVII в. Григорий Котошихин написал в Швеции свой трактат «О России в царствование Алексея Михайловича». Многочисленной была русская эмиграция в XIX в. Политэмигранты, жившие и творившие в Англии, Франции, Швейцарии, А. Герцен, Н. Огарев, М. Бакунин, Л. Мечников, П. Лавров и многие другие боролись вне России с царским самодержавием. Русскую эмиграцию в это время представляли не только оппозиционеры. Большую часть жизни прожил за рубежом великий русский писатель И. С. Тургенев, многие выдающиеся отечественные художники творили за рубежом, оставаясь именно русскими художниками.
В конце XIX - начале XX в. следующее поколение политических эмигрантов - П. Кропоткин, Г. Плеханов, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Богданов, А. Луначарский - возвратились в Россию и создали советское государство.
Значительную часть русского зарубежья составили люди, покинувшие родину в поисках работы и лучшей доли. С 1828 по 1915 год из Российской империи эмигрировало 4 509 495 человек. Большинство из них поселилось в США, Канаде и Аргентине.
Трагические последствия, вызванные революцией, гражданской войной, тоталитарным режимом, массовыми репрессиями, привели к исходу из России миллионов ее граждан. Находясь в эмиграции, они оставили заметный след в различных областях культуры.
Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода - «три волны». Первым считается период между двумя мировыми войнами; вторым - с 1945 г. до конца 60-х годов (время перемещенных лиц и второго, появившегося за рубежом эмигрантского поколения); третьим - период после 1970 г., когда начался, а потом все более усиливался современный исход россиян на Запад.
После Октябрьского переворота и в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, главным образом людей интеллектуального труда. В 1922 г., как вы уже знаете, за рубеж было насильственно выслано свыше 160 наиболее выдающихся русских философов, ученых, инженеров и агрономов. За границами России остались также два русских экспедиционных корпуса, посланных во время войны на помощь союзникам во Францию и в Салоники. Всего вне пределов Отечества, оказалось около 10 миллионов русских. Помимо беженцев и эмигрантов это были и русские, проживавшие на отошедших от России территориях.
Политико-культурный спектр российской эмиграции «первой волны» был весьма, разнородным. Он представлял собой срез дореволюционной России и отражал самые различные устремления. Единой была только ностальгия и надежда на возвращение на, родную землю. Однако и идейные основы возвращенчества существенно различались.
Правое крыло эмиграции (преимущественно монархические силы), стоявшие на позициях безусловного неприятия советского строя, исповедовало концепцию возвращение на «белом коне». Анализ военных доктрин русского зарубежья 20-30-х годов показывает, что надежда на возвращение белая эмиграция возлагала, на:
всенародное восстание в СССР;
крушение советской власти вследствие причин экономического характера (особенно в период военного коммунизма и нэпа);
раскол внутри ВКП (б) из-за политических противоречий ее лидеров;
восстание в РККА;
индивидуальный террор против партийных руководителей;
прямое выступление белоэмигрантских военных структур.
Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преимущественно во Франции. Главным центром ее к середине 20-х годов стал Париж, где обосновалось и единственное признанное западными странами русское правительство, сформированное еще в Крыму Врангелем. Министром иностранных дел этого правительства был известный русский философ, экономист и политолог П. Струве, который много сделал для оказания помощи русским эмигрантам.
С началом второй мировой войны началось переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Канаду и Аргентину.
Послевоенная эмиграция имела, другой состав и другие места сосредоточения. Эмигранты «второй волны» не питали иллюзий о возможном возвращении на родину. Они стремились скорее раствориться в местном населении и устремлялись главным образом за океан. Их отличие от эмигрантов «первой волны» в том, что последняя состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык и культуру.
В ходе «третьей волны» с конца, 60-х до конца 80-х годов за рубежом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за свою творческую индивидуальность, за преобразования на родине. Поэтому, как первый исход русской интеллигенции в годы гражданской войны, так и последний поток русской интеллектуальной эмиграции представляются более значительными по своему объему и вкладу в российскую и мировую культуру.
Активная творческая деятельность в сфере отечественной культуры дает нам основание называть русскую эмиграцию 3арубежной Россией. Созданное русскими деятелями культуры за пределами Отечества вполне сопоставимо с тем, что создано в это время на родине в условиях тоталитаризма.
2. Образование, просвещение и наука русского зарубежья.

Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, выходили русские газеты, журналы, альманахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветительскую работу вела Русская православная церковь за рубежом.
В 20-е годы русские учебные заведения были открыты в Париже (Русское отделение при Парижском университете, Народный университет, Русская политехническая школа, преобразованная в Высших технический институт, Высшая школа социальных, политических и юридических наук, преобразованная затем во франко-русский институт, Православный богословский институт, Русская консерватория им. С. Рахманинова, Коммерческий институт), в Праге (русский юридический факультет при Карловом университете, Педагогический институт им. Я. Коменского, Курсы техников путей сообщения, Институт сельскохозяйственной кооперации, Институт коммерческих знаний, Русский народный свободный университет); в Харбине (Экономическо-юридические курсы, преобразованные затем в Юридический факультет, Политехнический техникум, преобразованный в Политехнический институт, Институт восточных и коммерческих наук, Педагогический институт, Высшая богословская школа, Высшая медицинская школа).
Духовно-патриотическим ориентиром для всех русских изгнанников служила, военная эмиграция. Военная культура зарубежья представляла собой совокупность военной организации, военной науки и образования, венной печати, собственно культурной военной сферы.
Военные организации, первоначально состоявшие из нескольких военно-поселенческих лагерей на Балканах, в последствии оформились в целый ряд союзов и объединений. Самой крупной организацией был Русский общевоинский союз (РОВС), объединявший в себе большинство более мелких союзов и групп. С 1927 по 1940 г. в Париже и Белграде функционировали высшие военно-научные курсы генерала Н. Головина. В эти же годы существовала сеть военных училищ (в основном в европейских странах); в Югославии действовали кадетские корпуса. Воинство эмиграции хранило традиции русской армии, соблюдало ритуалы. Во многих странах ревнители русской военной истории устраивали музеи, библиотеки и собрания военных реликвий.
Помимо заботы об образовании порастающего поколения русская эмиграция вела большую просветительскую работу, которая выражалась в обширной издательской деятельности. Печаталась масса журналов, книг, газет, сборников. Только с 1918 по 1932 г. выходило 1005 русских эмигрантских изданий. До 1970 г. за пределами России выходило 2230 периодических изданий, печатавшихся на, русском языке.
Из эмигрантских издательств, которых насчитывалось более 100, следует выделить следующие. Издательство ИМКА-ПРЕСС в Париже помимо художественной литературы издало почти все вышедшие за рубежом крупные работы русских мыслителей. Издательство имени Чехова в Нью-Йорке вело активную деятельность в течение послевоенного периода. Наиболее значительным в последнее время было издательство «Посев».
Большим культурным событием в зарубежной России был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С. Пушкина. Этот праздник проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, специальные выпуски журналов и газет, спектакли, проводились научные конференции.
Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся за рубежом, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва, от родной почвы.
Значительную часть эмигрантов «первой волны» составляли русские ученые, представители всех научных направлений. Авторитет эмигрировавших отечественных ученых в мировом научном сообщества, был очень высок. Многие из них возглавили кафедры в университетах Западной Европы, научные лаборатории и отделы в научно-исследовательских учреждениях, были избраны членами многих академий. Так, византолог А.Н. Грабарь стал членом Австрийской, Болгарской, Датской, Норвежской, Сербской, Американской академий и академии Великобритании.
Наиболее крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже. Один из отделов в нем с 1922 по 1952 г. возглавлял С.Н. Виноградский - один из создателей новой отрасли в биологии - агробиологии. Здесь же работали многие ученики И. Мечникова А. Безредка, А. Манухин, С. Метальников и другие русские ученые, всего 18 человек.
Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лекции на различных факультетах Парижского университета. Директором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Л.П. Рябушинский. Дмитрий Павлович Рябушинский организовал в Париже Общество охранения русский культурных ценностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам.
Значителен вклад отечественных ученых-эмигрантов в развитие мировой астронавтики и авиации. Председателем первого Международного конгрессы по астронавтике был избран русский ученый Александр Ананов. За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся отечественные авиаконструкторы. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, а также Северский, Кудлаенко, Баранов, Грязнов, Бодянский, Джунковский, 3ахарченко и другие авиаинженеры. Сикорский был избран председателем правления Толстовского фонда, который оказывал материальную поддержку многим деятелям отечественной культуры. Одним из создателей телевидения стал В.К. Зворыкин, изобретший первую передающую телевизионную трубку.
Получили признание и известность не только представители технических и естественных наук, но и гуманитарии. Признанным авторитетом в социологии стал Питирим Александрович Сорокин. С его теорией культурных типов (чувственного, идеационального и идеалистического) мы уже знакомы. Не менее известно имя другого русского социолога - Николая Сергеевича Тимашева - одного из создателей социологии права. В Гарвардском университете в 1927 г. возглавил преподавание русской истории М. Карпович, под руководством которого сформировалось несколько поколений американских специалистов по истории России.
Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежи после второй мировой войны, составляет около тысячи человек. Библиография трудов, изданных за рубежом отечественными учеными, насчитывает более 13 тысяч работ. Трое отечественных ученых-эмигрантов были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.
Особое место в мировой науке занимает русская философия. Творения отечественных мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий. Следует сказать, что эмиграция спасла отечественную философию от уничтожения в 30-е годы. Именно за рубежом после 1930 г. были созданы и изданы большинство из лучших работ Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка и многие другие труды русских философов.
Проблема истоков русской революции в научном наследии эмиграции 20-30-х годов занимала ведущее место. Можно выделить два направления эмигрантской мысли в оценке причин событий 1917 г. Первое, наиболее традиционное, опиралось на антиевропоцентристские схемы славянофилов. Так, Н. Трубецкой, П. Савицкий, А. Карташев объявляли основной причиной революции внешних фактор европейское влияние, разрушившее, по их мнению, единство системы ценностей в России.
Представители второго направления, Н. Бердяев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первый план они выдвигали следующие аспекты: разрыв государства и общества, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русской религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как модель цивилизации, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самоохранения социально-политической структуры и культурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития культурологического анализа.
Большинство русских философов признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого склада умонастроений российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внутреннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях между людьми. Как писал С. Франк, даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.
Духовное наследие русского зарубежья нельзя представить без весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Трубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в Софии в 1921 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание новой культуры, которая объединит Европу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей европеизации. Ответственность за безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллигенцию. Европейской культуре противопоставлялась равносильная ей евразийская культура.
Заявив о Евразии как особом субконтиненте, состоящем из отломанной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской, они придали понятию «Евразия» не только географический, но и культурно-исторический смысл. Евразийцы имели и политическую платформу. Они выступали за создание Евразийской партии в СССР вытеснение ею ВКП (б) с политической арены, овладение государственным аппаратом, проведение крупномасштабных экономических преобразований, в том числе введение «государственно-частной собственности».
Нужно оказать, что в середине 20-х годов даже была оформлена евразийская партия. Однако во второй половине 20-х годов в результате размежевания евразийцев и проникновения в движение агентов ГПУ (операция «Трест») начинается разложение евразийской организации, которое привело к упадку движения в 30-е годы.
Кризис большевистского плана построения нового общества посредством политики военного коммунизма и переход к нэпу дали импульс поискам российскими философами «третьего пути» развития страны. Одним из вариантов таких стремлений части эмиграции стал сборник «Смена вех», а затем и последующие сменовеховские издания. Мы уже говорили об этом направлении русской общественной мысли при изучении предыдущей темы. Следует подчеркнуть, что идеи и практическая деятельность сменовеховцев объективно способствовали укреплению власти большевиков, усиливая в среде эмигрантов примиренческие настроения и побуждая интел и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.