Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Социальное и политическое лицо мира эпохи Возрождения, представители и их роль в духовном развитии общества. Значение искусства, художественный характер эпохи. Особенности развития идей Возрождения в регионах Западной, Центральной и Восточной Европы.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 28.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Культура эпохи возрождения Западная Европы XIV-XVI вв.
2. Культура эпохи возрождения Центральной Европы XV-XVI вв.
3. Культура эпохи возрождения Восточной Европы XV-XVI вв.
Заключение
Список литературы
Введение

Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируються и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различных формы создания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Для истории искусства культура - прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что «образ культуры» в различных науках представлен по-разному.
Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводиться к многозначительности самого понятия «культура». Культура - это многогранная проблема исторического развития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения. Термин «культура» восходит к латинского слову cultura, которое означало воздействие почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого - natura означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Слово Возрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание эпоха Возрождения даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом.
Эпоха Возрождения - время с XIV по XVI в. В Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени) насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.
Термин Renissance (Возрождение) было введен Дм. Вазари - известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 г., как времени возрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход историко-философского мышления. Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятеля той эпохи не думали о слепом подражании эпохи античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари, означая возрождение античности как идеального образца.
В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало, включая эмансипацию науки и искусства от богословия, постепенное охлаждения к христианской этике, зарождение национальных литератур стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Эпохи Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.
Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека (антропоцентризм)? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура. Под воздействием этой культуры человек постоянно расширял сферу своего влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь, постепенно открывая достоинство нормальной, обычной деятельности.
Не подлежит сомнению, что интенсивное развитие городской культуры было связано с социально-экономическим фактором, развитие простого товарно-денежного производства. Именно городская культура создала новых людей, сформировала новое отношение к жизни, создала ту атмосферу, в которой, в конечном итоге, рождались выдающиеся идеи и выдающиеся произведения. Потому в эпохи Возрождения особое внимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решению мировоззренческих задач. Именно поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.
1. Культура эпохи возрождения Западная Европы XIV-XVI вв.

- Итальянское возрождение
Тенденция переосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями много происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуре Италии XIV-XVI вв. Уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но еще не перестали быть людьми средневековья.
Две эти одинаково значимые тенденции в культуре итальянского Возрождения определили противоречивость этой культуры. С одной стороны, она может быть смело охарактеризована кА эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпохи постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновения античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считал он, были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобными силами творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни (в мире культуры, по Бердяеву). Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения - в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества».
Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.
Из-за переходного характера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установить довольно трудно. Это эпоха отличается и от средневековья, и от нового времени, но в то же время имеет много общего с этими периодами истории. Если основываться на выявленных чертах культуры итальянского Возрождения (гуманизма, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология итальянского Возрождения выступает следующим образом: время, в которое указанные черты только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или дученто (двухсотые годы - XIII в.) и треченто (трехсотые годы, считая от тысячного - XV в.). Время, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название Раннего Возрождения (кватроченто - четырехсотые годы - XV в.). Время, ставшее расцветом идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто - пятисотые годы, XVI в.).
Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманистов, писателей Лоренцо Балла (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти (1475-1564), живописцев Джорджоне (1477-1510).
В XVII в. Рим становиться центром развития нового стиля - барокко. Осуществляется переход к созданию целых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельные сооружения, площади, но и система улиц. Главный въезд города благодаря этому соединяется с основными архитектурными ансамблями Рима. Вместо статуи организующим площадь началом становиться обелиск. Сооружают фонтаны, украшенные скульптурами. По мере развития меняется акценты - если на начальном этапе барокко украшается прежде всего интерьер здания, внутренний двор, дворцовый парк, то в период позднего барокко усиливается архитектурный декор. Большую украшают фасады церквей, вилл, палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.
Крупнейший архитектор столетия Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Главное его творение - грандиозная колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане. Бернини - великолепный скульптор, автор многочисленных скульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма. Замечательный образец - мраморные Аполлон и Дафна, выполнение для кардинала Боргезе.
Представитель раннего итальянского барокко в живописи - Гвидо Рени (1517-1642). Особое место в его творчестве занимает фреска «Аврора». Рени - создатель многочисленных религиозных образов, в том числе и Мадонны.
Италия стала страной, где в XVI в. был заложен фундамент учения о гармонии Дж. Царлино (1517-1590). В XVI в. это учение развивалось и сформировалось. Появился новый жанр музыкального искусства - опера, драматизм в которую внес композитор К. Монтеверди (1567-1643), достигший подлинной гармонии слова и музыки. Его оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи» способствовали становлению этого жанра.
В 1637 г. в Венеции открылся первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Происходит смена тем оперных произведений - мифологические сюжеты уступают место историческим, драматическим и героическим, иногда переплетаясь с комедийным и даже фарсовым сюжетом.
Экономический застой, переживаемый Италией, отразился на литературе. В поэзии господствовал вычурный стиль - маринизм по имени неаполитанского поэта д. Марини (1569-1625), хотя передовые люди Италии отстаивали искуство высокого гражданского назначения, например, Томмазо Кампанелла (1569-1625) - автор романа «Город солнца, или Идеальная республика». С резкими сатирами против аристократического стиля выступал художник и поэт Сальватор Роза (1615-1673). Сложился жанр пародийно-бурлескных поэм с нападками на церковь и арстократию, на модный маринизм и академизм. Лучшим произведением этого жанра признано «Похищенное ведро» Алесандро Тассони (1565-1635).
- германия эпоху возрождения
Развитие художественной культуры Германии началось под воздействием итальянской культуры эпохи Возрождения, но столетием позже. «Гуманизм, … в силу новых условий и местных традиций обрел на немецкой почве специфические оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике».
К началу XVI в. гуманистические явления привели к изменению обучения в университетах, и хотя произошло это не сразу и неравномерно, немецкие мыслители, с трудом расставаясь с привычной схоластикой, все чаще обращаются к явлениям жизни. Гуманисты утверждали, что античная культура с ее широтой и многообразием, воспитанием патриотических идей - живое наследие, особенно важное для современной культуры.
Пробуждение самосознания шло с особенной интенсивностью в литературных и у четных кругах. От итальянского гуманизма немецкое Возрождение отличает особое внимание к эрудиции и этическим добродетелям, это была культура просветительского типа. Ёй присущи интерес к экспрессии форм, острая выразительность. В XVI в. немецкая литература также отражала моралистические тенденции, а кроме того была связана с народной литературой, народными легендами: в 1587 г. вышла «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», а в 1602 г. - рассказ о «вечном страннике» Агасфере.
Но самое важное место в немецкой культуре эпохи Возрождения принадлежит скульптуре, живописи и графике. Они отличаются особым своеобразием, так как немецкий Проторенессанс был связан с готикой. Деревянные скульптуры алтаря «Святой крови» выполнены мастером Тильманом Рименшнейдером. В его работах каждая фигура, каждое лицо предельно выразительны. Это люди из народа, они несут новые черты. Традиции готического искусства, в русле которого работали другие художники, отступают перед стремлением скульптора изобразить живых людей, существующих рядом с ним самим, - это уже появление новых, чисто ренессансных образом, обращался к современными историческим событиям и по-своему их отражал.
В XVII в. искусство Германии переживало тяжелые последствия, нанесенные стране, ее экономике и культуре феодальной реакцией и контрреформацией, наступивших после Крестьянской войны XVI в.
Архитектура Германии на рубеже XVI-XVI I вв. развивается в стиле барокко с использованием особенно пышных и сложных его форм. Таков портал ратуши в Кёльне, постройки в Гейдельбергском замке. Сооружения архитектора Э. Голля (1573-1646), особенно его ратуша в Аугсбурге, несут на себе печать подлинного мастерства.
В музыкальном творчестве достижением стала разработка крупнейшим композитором добаховского периода Г. Шютцем (1585-1672) вокально-инструментального жанра (оратории, духовные конценрты) и сочинение первой немецкой оперы «Дафна» оперы-балеты «Орфей и Эвридика». Композитор также создал яркие образцы мадригала, мотета и хорового концерта.
В 1678 г. в Гамбурге был открыт первый постоянный оперный театр. В целом в немецкой музыке господствовал жанр духовного концерта «страстей», органная музыка. Развивалась клавирная музыка, с ведущей жанром - сюиты.
В литературе в творчество М. Опица (1597-1639) рождается классицизм. В своей «Книги о немецкой поэзии» он отстаивает подражание традициям иноземной культуре и в сжатой форме излагает историю немецкого Возрождения, прерванного Тридцатилетней войной. Основной мотив произведений поэта и драматурга А. Грифиуса (1616-1664) - поиски смысла жизни. Несмотря на пессимизм и мистику он отразил в своих произведениях антивоенные и гуманистические мотивы.
В противовес галантной, так называемой прециозной поэзии, выступают бюргерские писатели-реалисты: М. Мошерот (1601-1669) и Г. Гриммельгаузен (ок. 1621-1667). В романе «Видения Филандера из Зиттевальда» Мошерот показывает жизнь страны периода Тридцатилетней войны. Гриммельгаузен в романе «Похождения Симплициссимуса» сочувствует обездоленному народ и протестует против политической раздробленности Гремании.
- Франции эпохи возрождения
Возрождение во Франции началось с проникновения в культуру этой страны античных традиций. Предренессансные тенденции, как отмечают специалисты, появились во Франции на рубеже XIV-XV вв. Специфика французского, как и всего северного Возрождения заключалась в синтезе национальной и итальянской традиций, отразивших новый этап осмысления мира и человека в нем. Во времена абсолютизма французская культура имела придворный характер. Париж становится центом гуманизма. После итальянских походов (1494-1559 гг.) из Италии во Францию приглашались ученые и художники, в частности Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Пребывание во Франции Петрарки оказало влияние на распространение новых тенденций, связанных с итальянской культурой. Взаимодействию двух традиций способствует и то, что различные гуманистические общества Франции были близки к итальянским академиям. В литературе новые веяния отразилось в «Романе о Розе», который переиздавался в XIV-XV вв. 22 раза. В 20 - 50 гг. XVI в. наступает высший расцвет ренессансной культуры во Франции. Строятся замки, дворцы, активно развивается литература, философия, историческая наука, а также новая система образования. Были отрыты новые колледжи, в которых изучали античных авторов, риторику и Библию. Развивается книгоиздательство, появляются библиотеки. Этим реформам предшествовали контакты Эразма Роттердамского с французскими гуманистами.
Франциск I и Генрих II вошли в историю Франции как просвещенные монархи, они стремились к тому, чтобы двор превратился в центр искусства. Французский двор был самым блестящим в Европе, и искусство во всех его проявлениях было, прежде всего, связано именно с ним. В культуре французского Возрождения воспевалась красота, сила, благородство.
Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы.
Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606-1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевт», Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля - трагический конфликт страсти и долга, в них действуют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.
Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634-1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изречения», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Мари Лафайет - автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи романа - реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами. Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636-1711). Правила и нормы классицизма изложены в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтическое дарование высоко ценил А.С. Пушкин.
Величайший драматург Франции - Жан Расин (1639-1699), автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Береника», «Митридата», «Ифигения», «Федра», «Афалия» и др. Расин заимствовал сюжеты из греческой мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внешней формы изображены остро драматические конфликты, душевная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жертву требованиям общественного долга.
Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (1622-1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важнейший источник вдохновения для него - фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произведениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.
Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистическую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэтического дарования Франции - Жана Лафонтена (1621-1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции, так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравниваются с царском кровожадных и хищных зверей; осуждается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).
Во второй половине XVII в. передовым представителем французской литературе был Антуан Фюретьер (1620-1688). Его главное произведение - «Буржуазны роман» - важный шаг в развитии реализма.
В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628-1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушка» имеет около 700 вариантов).
Основоположник классицизма в живописи - Никола Пуссен (1594-1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью - характерные черты творчества художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.
Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600-1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII-XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости суток (серия «Времена суток»).
Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появились и элементы классицизма, например, фасад здания Люксембургского дворца расчленен ордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточного фасада Лувра характеризуется простой ордера, равновесием масс, статичностью, чем достигается чувство покоя и величия. Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекторы Л. Лево (1612-1670) и Ж. Ардуэн-Мансар (1646-1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.
Создатель парков Версаля и Тюильри - архитектор, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700). Парк в Версале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обращенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в просторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах.
В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опера и балет. Первые национальной оперы - «Триумф любви», «Пастораль». Основоположник национальной оперной школы - композитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632-1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.
Развивались в это время и инструментальные школы - лютневая, клавесинная, виольная.
- Англии эпохи возрождения
Идеи гуманизма Англии в эпоху Возрождения близки к тем, которые проповедовали деятели французской культуры в XVI в. Культ античности, древних языков, необходимость их изучения - с одной стороны, с другой - идеал создания единого английс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.