На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Азильская культура. Наскальная живопись, пещерное искусство. Древнейшие памятники искусства Северной Европы. Онежские и беломорские петроглифы. Мегалиты. Стоунхендж, его назначение по сей день остается загадкой. Древняя керамика. Статуэтки и фигурки.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 11.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Культура эпохи неолита

План:
1. Наскальная живопись;
2. Мегалиты. Стоунхендж;
3. Керамика;
4. Статуэтки и фигурки.
1. Наскальная живопись

К этому периоду относится большая часть схематических рисунков, составляющих пятую, последнюю группу пещерного искусства, а также небольшие гальки, покрытые загадочными знаками в виде рядов точек, елочек, крестов, параллельных линий и более сложных изображений, напоминающих иногда схему человеческой фигуры, иногда солярные знаки. Азильская культура, в слоях которой вместе с разрисованными гальками найдены мелкие кремневые и костяные мезолитические орудия, распространена на юго-западе Франции, но встречается также на территории Швейцарии и Германии. Территориальная близость и известное стилистическое родство азильского и иберийского схематического искусства дают основание предполагать наличие между ними какой-то связи. В наскальной живописи в Сьерра-Морена и в районе Гранады встречаются схематические изображения, очень близкие к азильским. Однако следует заметить, что подобные знаки имеют очень широкое распространение. Различные вариации их встречаются повсюду: от бретонских дольменов до сибирских писаниц и от Марокко до Мозамбика. Гальки, подобные азильским, с различными символическими изображениями, были обнаружены в числе культовых предметов у австралийцев (так называемые «камни предков»). Одно из самых распространенных - схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя или тремя перекладинами с загнутыми вниз концами. Этот знак существует с незапамятных времен, он появляется в эпоху палеолита и широко распространен в иберийском схематическом искусстве. Эту же форму имеет знаменитая африканская маска «канага» (народность догон). Этот знак часто встречается в наскальном искусстве Сахары, Австралии и других районов земного шара. Любопытно, что то же самое изображение можно видеть в современной прялке народности вепс (север Волгоградской области).
Схематизация, широко развивающаяся в южных областях, позднее распространяется к северу до Скандинавии, где ей предшествует наскальное анималистическое искусство, продолжающее реалистические традиции пещерной живописи.
В Скандинавии и других северных и северо-восточных районах Европы (Белое море, Онежское озеро) культура палеолитических охотников продолжала существовать долгое время после того, как последние мадленские художники покинули свои пещеры-святилища на территории Франции и Испании.
Древнейшие памятники искусства Северной Европы находятся на территории Норвегии. Это главным образом петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом. Размеры отдельных изображений достигают восьми метров. Судя по сюжетам, авторами этого монументального искусства были неолитические охотники и рыболовы, населявшие районы, которые и теперь еще изобилуют дичью и рыбой. Основную массу составляют всевозможные анималистические изображения: фигуры лосей, северных и благородных оленей, медведей, китов, тюленей, различные породы рыб, рептилии. Редкие человеческие фигуры отличаются от стройных пропорциональных силуэтов животных схематизмом и сравнительно небрежным техническим исполнением.
Животные чаще всего изображаются отдельными фигурами, как, например, финнхагский медведь, и лишь иногда парами. Интересно, что нижние части ног бывают недорисованными, так же как в самом начальном периоде пещерного искусства. Порой на петроглифах можно различить едва заметные остатки краски, которой они, по-видимому, были покрыты. Однако живопись здесь не сохранилась из-за неблагоприятных климатических условий.
В Скандинавии традиции наскального искусства сохраняются вплоть до эпохи викингов. Петроглифы этого позднего периода находятся на юге Скандинавии между Мальмё и Стокгольмом. Это искусство принадлежит народам, уже знавшим металл и занимавшимся земледелием. Среди массы схематических знаков, узоров, орнаментальных мотивов встречаются изображения многовесельных кораблей, примитивных плугов, колесниц.
В то время когда на юге Скандинавии уже широко распространялось схематическое искусство, на северо-востоке Европы: в районе Белого моря и на пологих гранитных берегах Онежского озера - неолитические охотники продолжали высекать длинные вереницы лосей, изящные силуэты рыб и водоплавающих птиц, примитивные человеческие фигуры. Считают, что их значение может быть истолковано в связи с древнейшими местными преданиями и легендами.
По стилю онежские и беломорские петроглифы относятся к промежуточной группе между анималистическим искусством Норвегии и схематическими петроглифами юга Скандинавии.
Можно предположить, что помимо иных северные наскальные изображения служили также и магическим целям. Среди петроглифов Норвегии по крайней мере две фигуры лосей имеют одну деталь, совершенно новую для первобытного европейского искусства, но встречающуюся в искусстве других континентов: изображение внутренних органов, главным образом сердца, которое прямой линией изнутри соединяется с головой, ртом и другими частями тела. В частности, Ф. Боас упоминает о точно таких же изображениях в искусстве американских индейцев пуэбло («индеец рисует оленя с большой степенью точности, но добавляет к нему линию, идущую ото рта к сердцу, как важный символ жизни...»). Подобные изображения, условно называемые «рентгенографическими», занимают большое место и в австралийской живописи на коре.
Среди сибирских наскальных изображений также имеются фигуры с более или менее определенными знаками на корпусе. Иногда внутри контура крупного рогатого животного отчетливо прорисован силуэт подобной же маленькой фигурки, очевидно изображающий еще не родившегося детеныша (река Лена). Эти сибирские петроглифы выполнены в разные периоды; и хотя рисунки со штрихами и неопределенными линиями внутри контура (так называемый «скелетный стиль») датируется эпохой металла, эта традиция может восходить к каменному веку.
Памятники наскального искусства эпохи неолита и более позднего времени встречаются спорадически повсюду. Схематические изображения неолита выбиты на скалах Испании и Португалии, они украшают каменные блоки в Англии и Ирландии, Франции и Германии, Италии и Скандинавии. Помимо самых распространенных вырезанных и выбитых знаков в виде кругов, крестов спиралей, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов на плитах древних гробниц можно видеть стилизованные изображения людей и животных, лодки с гребцами, колесницы запряженные лошадьми, процессии и различные орнаментальные мотивы, составленные из концентрических кругов, ромбов, спиралей и сложных геометрических фигур. В Бретани, в департаменте Морбиан, на каменных блоках более трехсот погребений высечены различные изображения, которые в некоторых случаях сплошным узором покрывают всю поверхность камня. Кроме спиралевидных и ленточных орнаментов можно видеть изображения каменных топоров, кинжалов, кораблей, человеческой стопы и т.д. Часто на прямоугольной плите можно различить стилизованное изображение человеческого лица. По своим техническим приемам, а главное - особенностям стилизации эти изображения обнаруживают удивительное сходство с личинами, высеченными на гранитных скалах Амура и его притока Уссури вблизи Хабаровска (Шереметьевские скалы).
Помимо онежских и беломорских наскальных изображений, на территории бывшего СССР были найдены петроглифы в Крыму и Кавказе, на Урале и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Все эти пока еще недостаточно изученные изображения дают незаменимый материал для ознакомления с историей, бытом, верованиями, фольклором древнего местного населения. Как художественные памятники, для истории искусства большую ценность представляют петроглифы Каменных островов на реке Ангаре (которые после сооружения плотины были затоплены Братским морей). Древнейшие анималистические изображения образно описаны А.П. Окладниковым: «Наскальные изображения Каменных островов передают не только мифы, но и черты эстетического мира исчезнувших племен... Хотя образу лося в писаницах принадлежит даже не основная, а подавляющая роль, хотя фигуры лося повторяются одна за другой, почти бесконечно, на глаз не устает и внимание не утомляется. Настолько точно переданы фигуры животных, столько в них живой наблюдательности и остроты! Художник каменного века умел одной броской чертой, характерным изгибом линии передать самое существенное, самое главное, обрисовать характер зверя... С каким-то особенным нажимом всегда изображались крутой горб, характерный для этого животного, сухие длинные ноги, часто с подчеркнуто острыми копытами». Автор справедливо замечает: «Лаконичной силе и остроте рисунка древнего художника могут под час позавидовать мастера-анималисты нашего времени. Его произведения полны суровой эпической мощи. Они монументальны в настоящем смысле этого слова».
Реалистический стиль этих изображений, отсутствие среди них многофигурных композиций и человека, тщательное техническое исполнение подтверждают замечание Окладникова о связи этой неолитической художественной традиции с палеолитическим искусством.
Со временем образное реалистическое мироощущение и здесь уступает место обобщенному, опосредствованному мышлению.
В поздних наслоениях те же сюжеты воспроизводятся иначе. «На смену грубой, но стремящейся к «реальному» жизнерадостной трактовке древних времен пришла новая более условная. Звери на скалах Каменных островов приобрели другие, более обобщенные и сухие формы».
В совершенно других условиях складывались мезолитические и неолитические культуры Кавказа и Средней Азии. Однако и здесь наскальное искусство проходит последовательно те же стадии стилистической эволюции. Петроглифы большого наскального комплекса в горах Кобыстана (Азербайджан) позволяют проследить развитие этого искусства на протяжении около десяти тысячелетий - от раннего мезолита до середины II тысячелетия до н.э.
В нижних древнейших слоях силуэты людей выбиты по всей поверхности и тщательно отшлифованы, причем фигуры даны почти в натуральную величину. В конце мезолита техника упрощается - изображения уже не шлифуются, они выбиваются простым линейным контуром, и размеры их резко уменьшаются: фигуры лучников - 10-15 см., быков - до 1 м. Неолитические и еще более поздние грубо выбитые сцены охоты, фигурки козлов, лодки с гребцами крайне упрощены, схематичны и мелкомасштабны.
Эта тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку прослеживается повсеместно. Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной.
С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: «Когда дух схвачен, образ отбрасывается». Знак, символ - это уже не живое искусство, а его окаменевший продукт.
Длительный процесс канонизации художественных форм, свидетельствующий о том, что развитие крайне замедлилось или вовсе остановилось, почти всегда заканчивался регрессом, упадком стиля, постепенной утратой художественного и технического мастерства. Все это является следствием глубокого изменения творческой установки. Художественный процесс, совершаемый некогда в атмосфере высокого духовного накала как акт творчества - постижения, открытия, «Предварения будущего», - превратился теперь в обычный трудовой процесс - изготовление предмета по установленному шаблону. В этом случае корни искусства - его стимулятор - находятся не в многообразии окружающего мира, а в самом искусстве, так как воспроизводятся не образы живой действительности, а ранее созданные художественные образы, ставшие постоянным эталоном.
2. Мегалиты. Стоунхендж

Одна из особенностей неолита состоит в том, что люди того времени, обитавшие в глинобитно-плетневых домах, землянках или даже пещерах, создавали гигантские памятники и мавзолеи для умерших, колоссальные архитектурные сооружения.
Мегалиты (от греч. «мегас» - большой и «литос» - камень, т.е. большие камни), сооружения из больших блоков грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всем мире кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Механизм их возведения до сих пор не изучен, для первобытной техники их сооружение представляло сложнейшую задачу и требовало объединение больших масс людей.
Огромные постройки из камня, возведенные первобытным человеком, встречаются в Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на юге Скандинавии Дании, на побережье Франции и Англии, в Иране, Индии, Юго-Восточной Азии. Мы находим их на Кавказе, в Крыму, в Сибири. Мегалиты разнообразны. Одни из них - отдельные вертикально стоящие каменные столбы, длинные и узкие, иногда грубо обработанные. Это менгиры. Самый большой менгир находится в Локмарьяне в Бретани. Он действительно грандиозен - длина около 21 м., вес близок к 300 т. Менгиры, как правило, связаны с некрополями, им, по-видимому, принадлежала большая роль в культе мертвых.
Менгиры встречаются не только в виде отдельных монументов, иногда они собраны в группы. Самый знаменитый ряд камней находится в Карнаке в Бретани. Он тянется на 3900 м. И состоит из 2813 менгиров.
Некоторые мегалиты образуют круговые каменные ограды, поверх которых лежат огромные плиты (кромлехи). Другая группа мегалитов - погребальные дома из каменных плит с плоской крышей (дольмены). По своему назначению дольмены были монументальными гробницами доисторической эпохи. Обычно они содержат несколько погребений.
Стоунхендж, одна из крупнейших мегалитических построек, расположена на просторной равнине в окрестностях Солсбери, в трех километрах к западу от Эймсбери.
Стоунхендж настолько древен, что его историю забыли уже в античное время. О нём ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни вообще не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к 12 веку все сведения о его происхождении растворились в мифах.
Рис№1. Стоунхендж

Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация.
Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку, для своих земных экспедиций.
Английские ученые Хокенс и Уайт доказали, что Стоунхендж можно использовать как астрономическую обсерваторию, которая позволяет с изумительной точностью определять азимуты всех важнейших положений Солнца и Луны, предсказывать даты затмений. Расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы, а расположение отдельных элементов комплекса соответствовало точкам восхода и захода десяти главных звезд 12 тысяч лет назад. Наконец, все пропорции Стоунхенджа укладываются в соотношение цифр 9, 11 и 60, две из которых уже известны по феномену индийских «летающих» камней... Что же добавляет цифра 60? Она, как выяснилось, дает возможность получить два ряда чисел, которые отражают распределение планет в Солнечной системе! И, если верить комплексу, их должно быть больше, чем известно современной науке: не 10, а 12. Одна на расстоянии 50 астрономических единиц от Солнца с диаметром 1800 км, вторая - около 60 диаметром 1700 км.
Исконный смысл и назначение Стоунхенджа и по сей день остаются предметом ожесточенных дискуссий. Во всей атмосфере Стоунхенджа есть нечто необъяснимое и притягательное. Вероятность когда-либо разгадать тайну ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения.
Кто же строил мегалиты? В старинной рукописи «Книга завоеваний» упоминаются три волны ранних пришельцев - фоморяне, сыны Портолана и немедяне. Первые были «сумрачными морскими великанами», и ещё - они строили башни. Может быть, они? Свои навыки строителей фоморяне приобрели в Африке. Два других народа пришли из Европы и принесли с собой искусство политики". Вслед за ними появился народ «фир болг» - трудолюбивые искусные земледельцы. «Фир болг» переводится как «кожаные мешки» - на них-то они и уплыли в Ирландию. Были ещё туата де данани, милезяне, дравиды из Индии. Это всё, что удалось вытянуть из древних преданий, которые уцелели, несмотря на попытки римлян навязать местным племенам свои представления о прошлом.
В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н.э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности диаметром 97,5 м. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень.
«Friar's Heelstone» - «пятка бегущего монаха», а внутри - расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами трупосожжений. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-г и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.