На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Содержание культурно-досуговой деятельности. Субъекты, субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Общественный потенциал досуга. Культура и этика досуговой деятельности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 07.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на-значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по-требностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что по-требности человека условно можно разделить на три типа:
ь первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом возду-хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные -в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
ь социальные - потребности в общении, социальном обслужива-нии, транспортном передвижении и др.;
ь культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра-зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро-сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич-ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций -новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. На-пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты-вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще-нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
ь непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
ь осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
ь его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по-лучить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци-ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра-нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе-ма, самореализации.
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо-вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.
Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обра-щаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачи-вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека-ют его в наибольшей степени.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз-личных ситуациях практически в любое время суток.
1.2 Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельно-сти.
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуго-вым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склон-ностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые заня-тия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэто-му организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых заня-тиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъек-тивные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эф-фектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют поло-жительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер про-ведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реа-лизация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осу-ществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (сово-купность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осозна-ются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как откры-тый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказыва-ниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, ра-циональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и ком-плексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга ис-ключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые ус-тановки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для от-дыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболева-нию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом слу-чае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в боль-шей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик до-суга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семей-ным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для че-ловека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощуща-ет на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.
Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социо-лог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регули-руется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандарт-ного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения челове-ка культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.
Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижени-ем свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важ-ные для внутреннего развития личности возможности: расширение жиз-ненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусо-вых ощущений и др.
Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии ин-дивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном соци-альном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.
Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреа-ционного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.
Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое об-разование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хо-рошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуго-вых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для са-мого человека, так и для общества.
1.3 Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности челове-ка.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти-вы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека возможности ре-ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев-ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен-циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф-фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные фун-кции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализа-ции и индивидуального развития личности досуг приобретает огром-ное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важ-нейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в мень-шей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых по-добные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторич-ной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наиболь-шим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтичес-кого типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про-тивоположные векторы своего существования. С одной стороны, до-суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре-лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, кото-рые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволя-ет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль се-мейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздо-ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду-альной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множе-ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
1.4 Субъекты культурно-досуговой деятельности.
Важнейшими ком-понентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек-тов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организа-ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек-тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру-гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа-ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под-разделяются на:
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди-видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:
ь самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель-но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са-модеятельными субъектами выступают многочисленные любите-ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
ь субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, поры-бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав-ляют им такие возможности;
2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про-фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече-нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
ь руководящий состав профессиональных организаторов досуга -ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово-го и В целом социокультурного сервиса. Представители этой груп-пы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа-ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
ь профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артис-ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст-ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис-ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан-ных мероприятий с их участием;
ь высококвалифицированные работники и специалисты разных от-раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви-са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек-реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се-тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа-ции основных этапов организации и осуществления досуга, на-прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
ь рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици-рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей-ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
ь вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незри-мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп-ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени-ях, надежную работу техники и др.;
ь представители исполнительной и законодательной власти в цент-ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор-ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк-тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи-заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель-ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
ь лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ-ции, связанные с финансированием, а также предоставляющие до-норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла-сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).
Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга-низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе-ния выступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при-мере организаций Российской Федерации):
ь учреждения федеральной собственности;
ь учреждения субъектов РФ;
ь учреждения муниципальной собственности;
ь организации частной собственности физических или юридиче-ских лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:
ь производящие товары и продукты культурного назначения (поли-графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ-ных промыслов и сувениров и др.);
ь оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион-ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
ь осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
ь культурное просветительство, художественное творчество, разви-тие эстетических чувств аудитории досуга;
ь отдых и развлечение аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:
ь коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос-ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф-фекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ-водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
ь некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен-ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. - общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
ь смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации - в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком-мерческих организаций.
2.1 Общественный потенциал досуга.
Человечество длительный пе-риод шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга неред-ко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приоб-ретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В куль-турах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следо-вательно, как регулятор общественных отношений, включая и отноше-ния в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер.
В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начина-ют вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, кото-рый наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представи-тели эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.
Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обрати-лось к иным ценностям - к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.
Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто-яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу-говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови-тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи-лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за-нятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить ин-дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про-дуктивно-волевых возможностях.
Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци-альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под-час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим-ся к общественной значимости досуговой деятельности.
Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя-занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз-нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра-щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осоз-нает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно об-ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек-реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха-рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.
Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекает-ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис-кусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристра-стия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.
2.2 Социальная стратифицированность досуговых занятий и пред-почтений.
Индивидуальное развитие человека трансформирует его со-циальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некото-рый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.
Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также об-щество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культур-ное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравствен-ные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а так-же врожденные качества, которые определяют конструктивное разви-тие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие предста-вителей подрастающего поколения.
Особого внимания требует организация досуга детей юного возрас-та, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физи-ческой активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.
Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досу-га должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здо-ровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреа-ционными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым пре-пятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.
Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учи-тываются такие социальные параметры жизни людей, как место их про-живания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а так-же индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следу-ет сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семей-ный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и др.
Помимо возраста, семейного положения и социального статуса суще-ствуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребите-лей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организует-ся корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида биз-неса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и т.п.
В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.
2.3 Культура и этика досуговой деятельности.
Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с совре-менными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга.
В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обще-стве складываются представления о желаемом характере досуга, о пред-почтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требо-ваниях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуго-вой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования мо-рального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.
Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение чело-века на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляет-ся в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и об-служивающего персонала по отношению к аудитории искусства и посе-тителям досуговых учреждений.
2.4 Виды досуговых занятий, противоречащих традициям, обще-ственному мнению или конфликтующих с законом.
В обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, про-тиворечат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), ци-ничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азарт-ными играми и др.
Таким образом, между общественными принципами, культурно-эти-ческими требованиями проведения досуга, с одной стороны, и конкрет-ными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существу-ют гармонические связи. Профессиональным организаторам досуга сле-дует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пре-небрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Этими требованиями особенно важ-но руководствоваться в том случае, когда бизнес транслирует досуговое развлечение из одной страны в другую.
Представления о культуре и этике досуга в разных странах не-одинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напитков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволя-ют формироваться массовым алкогольным пристрастиям. У других же народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкоголю, особенно распространенная среди представителей некоторых социальных групп.
Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В одних, культурах существуют петушиные бои, в других - собачьи. В Испании и Португалии издавна распространенным зрелищем была коррида -- бой человека с разъяренным быком. Но у многих народов такие развлечения считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон неред-ко запрещает.
3.1 Экономика культуры и ее социальное значение.
В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегмен-тов культуры - повседневных отношений людей, их досуговых заня-тий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают - экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспро-изводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное зна-чение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспро-изводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме.
Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сво-дится к реализации функций, нацеленных на:
ь инкультурацию и социализацию новых поколений;
ь поддержание социальных связей и взаимодействий;
ь потребности человека в рекреации и самореализации, преимуще-ственно в свободное время;
ь духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, ин-теллектуальное и др.) как всего общества, так и разных социальных групп, конкретных граждан.
В разных странах существуют многообразные и неодинаковые струк-турные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускаю-щие товары культурного назначения, учреждения культуры и организа-ции, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и трансли-рующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п.
Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообраз-ные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и культурного обслуживания и др.
Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга име-ют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущностью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долго-срочными целями и познавательными задачами всего общества. Например, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности прежде всего на при-быль, игнорировании сущности культурного развития человека, художественного творчества, национальной культуры как единого целого.
Рынок во многом остается антидемократичным, порождая соци-альную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.). Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией.
В течение ХХ в. экономизация и коммерциализация сферы культу-ры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (наличие законодательства о культуре и досуге, бюджетное финансиро-вание, налоговые льготы и др.), так и особые традиции, механизмы, сни-жающие издержки коммерциализации культуры.
4. Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности

4.1 Роль и назначение государства в развитии досуга. В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, де-тей, подростков, юношества), так и всего общества.
Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появ-лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободно-го времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соот-ношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные с политическими и обществен-но-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у лю-дей гражданские чувства.
В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в раз-ных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших на-правлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к националь-ному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с со-временными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культур-ной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются за-конодательной практикой, механизмами правоприменительной практи-ки, общественного контроля, судебного разбирательства.
Одна из форм государственно-правового регулирования досуга свя-зана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекре-ации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время
Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку биз-неса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает со-стояние общественного сознания.
В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вы-рабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и гром-кую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых за-нятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).
В любой стране сфера правового регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сер-вис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие прин-ципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу раз-вития культурной активности и досуговой деятельности граждан.
4.2 Разработка и осуществление национальных проектов в области культуры и досуга. В рамках общегосударственной или региональной культурной политики, а также благодаря корпоративной или обществен-ной инициативе в разных странах осуществляются крупные инновационные проекты в сфере культуры и досуга. Реализация подобных проектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и повысить культурный престиж страны в целом.
В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно государственная или региональная власть выступает организатором и спонсором масштабных инициатив в проектировании новых форм культурной активности и досуговых традиций. В некоторых случаях роль государства или местных органов власти не может быть заменена деятельностью бизнесменов, спонсоров. Властные органы обладают широкими возможностями стимулировать разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений бизнеса и др.), поддержать внедре-ние и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике. Результатом подобного национального проекта в области французского мирового кинематографа стали разработка и проведение Каннского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки ма-териально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культур-ную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль проходит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществ-ленного посредством государственной политики и активности националь-ного бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.
В нашей стране множество культурно-досуговых проектов было ре-ализовано государством в советский период в рамках культурной поли-тики. В современных условиях проектирование и реализация таких про-ектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.
Таким образом, через культурную политику, право вые регуляторы и разные формы надзора общество стремится заключить досуг в право-вое пространство, в рамках которого возможна подлинная рекреация че-ловека. За пределами этих рамок, как правило, рождается конфликт меж-ду личностью и социальным окружением, происходит ее деградация и распад. При этом область досуга остается наделенной большей свобо-дой выбора в сравнении с жестко регламентированной трудовой актив-ностью и непреложными нагрузками в домашнем хозяйстве.
5. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности

5.1 Общие особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.
Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие ас-пекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.
Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения позна-вательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер по-вседневных забот.
Все эти предпосылки порождают в современном обществе массо-вые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоциональ-но и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и на-правленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом опре-деляется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожи-даний, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.
Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотно-сится с культурной политикой, проводимой государственными, регио-нальными и муниципальными органами власти, с целями обществен-ных организаций. Все это создает условия для интеграции значительно-го числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммер-циализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции до-норства, развиваются разные источники пополнения доходов организа-ций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конку-рентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.
Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организа-ционно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их орга-низация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в ка-ком отраслевом сегменте она развивается.
5.2 Стратегии развития, разработка и внедрение проектов.
Не под-лежит сомнению факт, что менеджмент сферы культуры и досуга лю-бой страны действительно использует весь диапазон способов управ-ления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке про-гнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой де-ятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесроч-ного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они име-ют свою специфику.
Например, некоммерческие учреждения культуры государственно-го, регионального и муниципального уровня при определении прогно-зов своего развития во многом зависят от показателей директивного пла-нирования, спускаемого сверху. Рекомендательные планы носят конт-ролирующий характер; в них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вес-ти свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей.
Менеджмент коммерческой организации культуры (особенно в рам-ках крупного и среднего бизнеса) самостоятельно анализирует вероят-ностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга. Ана-лиз при этом, безусловно, опирается на результаты марке и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.