На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Христианство и книжное учение усилили то культурное влияние, которое оказывала на Русь Византия. Особенно ярко византийское влияние проявилось в IX-XVI вв. в церковном искусстве, архитектуре и живописи. Храмовое зодчество древней Киевской Руси.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Волгоградский государственный экономико-технический колледж
РЕФЕРАТ
Культурное развитие Руси в IX-XVI вв.

Выполнил:
Павел
Волгоград 2007
 Христианство и книжное учение усилили то куль-турное влияние, которое оказывала на Русь Византия. До принятая христианства это влияние сказывалось глав-ным образом на внешнем обиходе русской жизни. Из Византии к восточным славянам приходили «паволо-ки», т. е. шелковые ткани, греческие вина, золотые и серебряные монеты, произведения ювелирного искусст-ва. Принятие христианства житейски еще более сблизи-ло русских славян с византийцами и открыло широкую дорогу бытовому влиянию Византии. Князья и их дру-жинники стали носить одеяние греческого покроя, ви-зантийские украшения стали в еще большем ходу, чем раньше. Русские книги стали писаться по византийско-му и болгарскому образцам с заставками и виньетками в начале глав, с различными изображениями. Так, Остромирово евангелие имеет на отдельных листах изображе-ние четырех евангелистов, как и в византийских руко-писях. В «Изборнике» Святослава (1073 год) находится замечательное изображение князя Святослава и его семьи в национальных костюмах и высоких меховых шап-ках; это изображение сделано также по образцу визан-тийских рукописей, помещавших иногда на первом листе изображение владельца книги или ее заказчика. Но осо-бенно ярко византийское влияние проявилось в рас-сматриваемое время в церковном искусстве, архитекту-ре и живописи.
Храмы появились на Руси вместе с христианством. Языческая Русь знала только идолов, деревянные или каменные статуи, которые ставились на возвышенных местах под открытым небом; перед этими идолами и совершались моления и требы, т. е. жертвоприноше-ния. Идол Перуна, по сообщению летописи, стоял на холме, где находился княжеский терем; перед ним и клялась Игорева дружина в соблюдении договора, зак-люченного с греками. Но одновременно с тем в Киеве была уже соборная церковь св. Илии, в которой прино-сила присягу христианская часть Игоревой дружины. Жена Игоря св. Ольга по возвращении из Царьграда будто бы построила в Киеве церковь св. Софии. Неизве-стно, уцелели ли эти храмы ко времени общего кре-щения Руси. Дело в том, что первые годы княжения в Киеве Владимира Святославича ознаменовались силь-ной языческой реакцией. «И постави кумири, -- пишет летописец, -- на холму вне двора теремного; сотвори Перуна древяна, и главу его серебрену, а ус злат, и Хорса, и Даждь-бога, и Стрибога, и Семаргла и Мокошь». Перед этими кумирами киевляне стали прино-сить жертвы, даже своих сыновей и дочерей, «и осквернися кровьми земля Руска и холмот». Один варяг христианин, на сына которого пал жребий, не захотел отдать его и был убит вместе с сыном. Подобное же происходило и в Новгороде, где Добрыня поставил ку-мир Перуна над Волховом. При таком подъеме языче-ства, который был, впрочем, только конвульсией его предсмертной агонии, возможно, что христианские хра-мы были разрушены. Поэтому Владимир после своего крещения поставил на холме, где раньше стоял идол Перуна, церковь в честь своего ангела -- св. Василия, а затем, в 991 году, призвав мастеров из Греции, заложил в Киеве храм Успения Пресвятой Богородицы, на том месте, где был двор варяга-мученика, а когда церковь; через пять лет была окончена, он украсил ее иконами, вывезенными из Корсуня, и поручил выведенным из Корсуня греческим попам отправлять в ней богослуже-ние, на содержание же церкви дал десятую часть от имения своего и доходов «от град своих». Затем, избавившись от гибели при нападении печенегов, во исполнение данного при этом обета, Владимир поставил цер-ковь Преображения Господня в Василеве. Деятельность Владимира в этом отношении продолжал сын его Ярослав. В его княжение холм Кия принял вид настоящего уголка Царьграда. Под 1037 годом летописец записал: «Заложи Ярослав город великий, у него же града суть златые врата: заложи же и церковь святая София, митрополью, и посем церковь на золотых воротех святые Богородицы Благовещенье, посем святого Георгия мона-стырь, и святые Ирины». Ярослав, таким образом, вме-сто прежних деревянных стен, окружавших центральную честь Киева, соорудил новые каменные и, подра-жая Царьграду, главные или великие городские ворота назвал Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав по-строил церковь Благовещения также в подражание Царьграду, где над Золотыми воротами стояла церковь Благовещения. Подражание Царьграду выразилось и в построении главного собора Киевского -- церкви св. Со-фии, которую он украсил золотом, серебром, сосудами, церковными иконами многоценными. Что касается мо-настыря св. Георгия, то он воздвигнут был в честь анге-ла Ярослава, а монастырь св. Ирины в честь ангела Ярославовой супруги. «И ины церкви ставляше по градом и по местом, -- говорит про Ярослава летописец, -- и радовашеся, видя множество церквей и люди хрестьяны». Между прочим сын Ярослава Владимир в 1045 году за-ложил церковь св. Софии в Новгороде.
Мы не знаем, в каком роде были церкви, построен-ные Владимиром и Ярославом «по градом и местом» на месте языческих капищ и требищ. Весьма вероятно, что многие из них были домашней, деревянной стройки. Но церкви в Киеве и Новгороде несомненно были созданы но византийскому образцу, в византийском стиле.
В зодчестве византийского храма Х и XI веков были следующие особенности. Стены снаружи и внутри и полы покрывались дорогими разноцветными мраморами и инкрустациями. Своды поддерживались мраморными, порфировыми и алавастровыми колоннами. Купола, ал-тарные абсиды и стены покрывались мозаической и фрес-ковой живописью на золотых или на темно-синих и голубых фонах. Узкие поля стен, простенков и оконных арок заполнялись разнообразным орнаментом, который служил вместе с тем рамой для отдельных фигур и целых сложных картин. В куполе, напоминавшем не-бесный свод, изображался обыкновенно Господь Вседержитель, в алтаре Божия Матерь, по стенам события Ветхого и Нового Завета. В общем живопись храма должна была представлять ветхозаветную историю рода человеческого и искупление его крестной смертью Иисуса Христа; поэтому на стенах изображались обычно страс-ти Христовы. Колонны, державшие своды, покрывались изображениями святых мучеников с крестами в руках, что служило символическим указанием на значение их как столпов церкви.
Храм Успения Богородицы, построенный Владими-ром и разрушенный во время нападения Батыя на Киев в 1240 году, несомненно, имел все указанные особенности византийского стиля. В развалинах этой церкви были найдены остатки золотых мозаических фонов, обломки стенной штукатурки с остатками фресковой живописи, порфировые квадратные плитки, служившие для настен-ных инкрустаций, части мраморных и каменных плит. Пол церкви был выстлан мрамором, а посреди него нахо-дился круг из разноцветных камешков. Еще более при-знаков современного византийского стиля сохранил храм св. Софии в Киеве. Он не похож собственно на св. Софию Константинопольскую. Вместо одного купола у него це-лых двенадцать, поставленных на высоких фонарях, или барабанах (с окнами в главном). Храм имеет в плане вид креста, помещенного в четвероугольнике, с тремя абсида-ми на восточной стороне. Целые ряды столбов держат своды и арки. Пропорции в высоту иные, чем в Констан-тинопольской св. Софии, более узкие и стройные. По устройству арок, сводов, куполов киевский храм напоми-нает собой скорее церковь Господа Вседержителя (Пан-тократора) в Константинополе. Внешние украшения и облицовка храма с течением времени погибли; исчезли также мраморные, порфировые и алавастровые колонны переднего притвора. Но уцелели некоторые мозаичные и фресковые изображения. В куполе, внутри радужного круга, сохранился мозаичный образ Вседержителя по грудь; уцелел образ одного из четырех архангелов, оде-тых в роскошные царские одежды, которые окружали изображение Вседержителя. Ниже в простенках, между окон купола, были изображены 12 апостолов, в четырех углах под куполом -- четыре евангелиста, а внутри арок, держащих купол, -- 40 мучеников; из всех этих изобра-жений до нашего времени уцелели фигуры апостола Пав-ла, евангелиста Марка и 15 погрудных изображений му-чеников. В алтаре сохранилось огромное (в 7 аршин вышины) мозаичное изображение Богородицы Неруши-мой стены, стоящей на особом подножии с молитвенно простертыми руками, под ним -- причащение апостолов Иисусом Христом под обоими видами, а под этим после-дним изображением изображены святители церкви. На двух столбах главной алтарной арки изображено Благо-вещение: архангел Гавриил с одной стороны, св. Дева с пурпурной пряжей -- с другой. Остальные пространства стен всего храма покрыты фресками, изображающими библейские и евангельские события. Все эти изображе-ния носят условный характер. Лики святых спокойны, строги, углублены в созерцание. Большими серьезными очами смотрят они на зрителя и как бы стараются на-строить его соответственным молитвенным образом. Две лестницы, ведущие на хоры, были украшены чисто свет-ской живописью. Тут сохранились изображения охоты на кабана, на волка, на медведя, на дикую лошадь, трав-ля лося, а также изображения скоморохов, музыкантов, танцоров и акробатов. Все это были сцены княжеского быта; охота, веселые песни и пляски скоморохов были излюбленными развлечениями киевских князей. Другие изображения представляют сцены царского византийско-го быта: царя, сидящего на троне, выход царицы в сопро-вождении свиты, ипподром с четырьмя закрытыми воро-тами, квадриги, готовые к ристанию. Нахождение такой живописи на лестницах храма св. Софии объясняется тем обстоятельством, что эти лестницы были ходом из внут-ренних покоев княжеского дворца в храм. Тут также сказалось подражание Византии; византийские импера-торы (например, Василий Македонянин) украшали свои дворцы сценами разных увеселений, а иногда приказыва-ли изображать свои военные подвиги и удачные охоты. Приведенные факты показывают, что в конце Х и первой половине XI века волна культурного влияния Византии стала широко разливаться по русской земле, преображая русскую жизнь, давая ей новые формы и частью новое содержание и новое направление; между прочим под этим влиянием в политической жизни Руси явно проступала тенденция к превращению образовав-шегося союза восточных славян в благоустроенное госу-дарство, с авторитетной и сильной княжеской властью. Но эта тенденция, как увидим вскоре, оказалась не в состоянии побороть противные ей стихии и неблагопри-ятные обстоятельства, и на Руси не только не создалось благоустроенного, но и единого государства. Завязавше-еся было политическое единство восточного славянства довольно скоро разрушилось.
За все рассматриваемое время, как и при Владимире и Яросла-ве, Русь покрывалась христианскими церквами, преимущественно, конечно, простой деревянной стройки. Но в стольных и других больших городах князья строи-ли каменные церкви при помощи ин и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.