На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восстановление и расширение сети культурных учреждений. Народное образование и подготовка специалистов. Усиление коммунистического воспитания трудящихся. Развитие литературы и искусства, науки. вопросы культурного содействия обороноспособности страны.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 21.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Содержание:

Введение
1. Восстановление и расширение сети культурных учреждений.
2. Народное образование.
3. Подготовка специалистов
4. Развитие науки.
5. Усиление коммунистического воспитания трудящихся.
6. Развитие литературы и искусства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение:

С окончанием войны встали сложные задачи в области культурного строительства. Прежде всего нужно было восстановить разрушенные оккупантами очаги культуры, значительно расширить сеть школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществить начатый еще до войны и прерванный ею переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. За годы войны страна потеряла большое число квалифицированных специалистов. Необходимо было восполнить этот урон и обеспечить растущий спрос на кадры специалистов. Развернувшаяся в 50-х годах научно-техническая революция неизмеримо подняла роль науки. Перед страной встала задача обеспечить мощный подъем науки, прежде всего тех ее областей, которые определяют научно-технический прогресс, оборону страны. В частности, перед советскими учеными встала задача в кратчайший срок раскрыть секрет использования атомной энергии и тем ликвидировать монополию США в этой области. Ответственные задачи стояли и в идеологической сфере, в деле коммунистического воспитания советского народа. Это требовало усиления воспитательной роли советской литературы и искусства, повышения их идейности и художественного совершенства.
1. 1. Восстановление и расширение сети культурных учреждений.

Война нанесла огромный ущерб очагам культуры. Восстановление их началось еще в годы войны по мере освобождения советской территории от оккупантов. Но в широких масштабах оно развернулось после победоносного окончания войны. Государство расходовало на эти цели огромные средства. Активное участие в восстановительных работах принимали широкие массы трудящихся. Большую помощь районам, подвергшимся в годы войны оккупации, в восстановлении очагов культуры оказали братские республики и области. Благодаря этому задания четвертого пятилетнего плана по расширению сети школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений были выполнены досрочно.
В 50-х годах эта сеть колоссально выросла. Растущие из года в год бюджетные ассигнования государства на культурное строительство, усиление руководства и внимания со стороны Коммунистической партии и Советского государства способствовали успешному решению задач культурного развития страны в послевоенные годы.
1. 2. Народное образование.

Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей--на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.
Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х -- начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся.
Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.
По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов.
Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1--4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5-- 7-х классах -- практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8--10-х классах--практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах -- учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах -- ученические производственные бригады и т. д.
24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа была призвана давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15--16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом*
Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1--2 года.
В 50-х годах все большее число лиц, оканчивающих среднюю школу, определялось на работу. Чтобы подготовить их для работы на производстве, начиная с 1954 г. в системе государственных трудовых резервов стали создаваться специальные технические училища. За 1954--1958 гг. училища подготовили около 300 тыс. квалифицированных рабочих со средним образованием.
1. 3. Подготовка специалистов.

В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации. В целях усиления государственного руководства подготовкой специалистов в 1947 г. Комитет по делам высшей школы при Совмине СССР был преобразован в союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР. Соответствующие министерства были созданы в республиках.
В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые учебники и учебные пособия, написанные с учетом достижений пауки. Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники -- реактивной, радиолокации, по использованию атомной энергии и др. ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.
В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. В 1955--1956 гг. Госплан и Министерство высшего образования СССР совместно с заинтересованными учреждениями впервые разработали перспективную потребность в специалистах в шестой пятилетке. Было открыто около 80 новых вузов, главным образом в восточных районах страны. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов. Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям. В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии. Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов. С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах. Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.
Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны. За 1946--1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения -- 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров.
1. 4. Развитие науки.

Партия и правительство обеспечили необходимые условия для плодотворного развития советской науки в послевоенные годы. Были полностью восстановлены разрушенные оккупантами научно-исследовательские учреждения и их материально-техническая база. Огромный размах получило строительство новых научных центров. В составе Академии наук СССР -- ведущем центре советской науки -- возникло несколько десятков новых научно-исследовательских институтов по важнейшим областям знания. Продолжалось строительство филиалов Академии наук СССР. В целях быстрейшего развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока по решению Советского правительства (май 1957 г.) был организован новый крупнейший научный центр на востоке страны -- Сибирское отделение Академии наук СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка. В 1958 г. в составе Сибирского отделения функционировало 16 научно-исследовательских институтов, три филиала -- Дальневосточный, Западно- и Восточно-Сибирский, Сахалинский комплексный институт и Институт физики Академии наук в Красноярске.
Возникли новые центры науки в республиках. В 1946 г. были созданы Академии наук в Латвийской, Эстонской и Литовской ССР, в 1951 г. -- в Таджикской и Туркменской ССР, в 1954 г. -- в Киргизской ССР. Новые институты возникли в существовавших республиканских академиях наук. В частности, в Узбекской и Казахской Академиях наук были созданы Институты ядерной физики. Институты оснащались самой совершенной аппаратурой. Так, в 1949 г. были построены крупнейшие в мире синхротрон и фазотрон для изучения мельчайших частиц атома; в 1956 г. в электрофизической лаборатории Академии наук СССР вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электрон-вольт -- гигантская установка для изучения атомного ядра. Советское правительство предоставило эту уникальную установку в распоряжение Объединенного Института ядерных исследований, созданного на территории СССР (г. Дубна) по решению Международного совещания представителей социалистических государств в 1956 г.
Пополнились новыми исследовательскими учреждениями отраслевые академии -- медицинских, педагогических, сельскохозяйственных наук. Возникло много отраслевых научно-исследовательских институтов, лабораторий. Общее число научных учреждений в 1958 г. составило 3197. Если добавить к этому кафедры и лаборатории вузов, которые вели научно-исследовательские работы, то можно сказать, что Советский Союз располагал гигантской сетью научно-исследовательских учреждений. В 1958 г. в них трудилась большая армия ученых -- 284 тыс. Резко возросло число научных журналов, публикуемых научных исследований.
В целях поощрения наиболее выдающихся работ в области науки, техники и производства ЦК КПСС и Совет Министров СССР 15 августа 1956 г. приняли постановление восстановить премии им. Ленина -- Ленинские премии -- и присуждать их ежегодно ко дню рождения В. И. Ленина.
Создание широкой разветвленной сети научно-исследовательских учреждений, гигантский рост научных кадров, огромные государственные ассигнования на развитие науки, постоянное внимание партии и правительства -- все это обеспечило выдающиеся успехи советской науки в решающих областях знания.
Важнейшей областью, в которой плодотворно работали советские ученые, была физика атомного ядра. 25 декабря 1946 г. И. В. Курчатов совместно с группой сотрудников осуществил самоподдерживающуюся цепную реакцию. Советские ученые овладели энергией атома. Это была великая победа, имевшая огромное научное, народнохозяйственное и оборонное значение. Широким фронтом велись работы по практическому использованию атомной энергии в физике, химии, геологии, биологии, медицине, энергетике. Успешно трудились в этой области академики А. И. Алиханов, И. Е. Тамм, член-корреспондент АН СССР Д. И. Блохинцев и др. Благодаря достижениям ученых в области ядерной физики СССР первым в мире использовал атомную энергию для получения промышленной электроэнергии, построил ряд атомных реакторов для получения радиоактивных изотопов -- меченых атомов, которые широко используются для исследования износа машин и режущих инструментов, бесконтактного измерения толщины движущих лент, толщины покрытий, плотности жидких и газообразных сред, изучения физиологических процессов, лечения некоторых тяжелых заболеваний и т. д.
В Институте атомной энергии, возглавлявшемся выдающимся ученым, академиком, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии И. В. Курчатовым, велись успешные исследования, связанные с решением одной из важнейших проблем современной науки -- проблемы управления термоядерными реакциями.
Большой вклад в исследование проблем теоретической физики внесли академики Н. Н. Бого-лю-бов, Л. Д. Ландау, В. А. Фок и др. Успешные работы велись по физике полупроводников (академик А. ф. Иоффе и др.). Были созданы полупроводниковые элементы, способные преобразовывать различ-ного рода излучения в электроэнергию. Серьезные успехи были достигнуты в области радиотехники, электроники, создания вычислительной техники. В 1952 г. коллектив ученых и инженеров под руководством С. А. Лебедева создал электронно-счетную машину. Применение быстродействующих электронных машин заменило сотни тысяч квалифицированных вычислителей, помогло решить сложнейшие задачи в различных областях науки, они стали, применяться в народном хозяйстве.
Прочной основой для развития естественных наук в СССР явились успехи советской математической школы, представленной такими талантливыми учеными, как И. Е. Векуа, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, Н. И. Мусхелишвили, С. Л. Соболев и др.
Выдающиеся успехи были достигнуты в разработке теории реактивного движения и создании реактивных двигателей. Большой группой ученых, конструкторов под руководством С. П. Королева в результате многолетних усилий в 1957 г. была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. 4 октября 1957 г. эта ракета, достигнув первой космической скорости (8,2 км в секунду), преодолев земное притяжение, впервые в истории человечества вывела на орбиту вокруг Земли искусственный спутник весом 83,6 кг. 3 ноября 1957 г. был выведен на орбиту второй спутник Земли весом более 500 кг с собакой Лайкой на борту. 15 мая 1958 г. в Космос была выведена автоматическая научная станция весом 1327 кг. Запуск первых искусственных спутников Земли явился величайшим достижением советской науки и техники; крупнейшим научным подвигом, открывшим эру освоения человечеством Космоса.
Достижения советских ученых в изучении теории околозвуковых и сверхзвуковых скоростей полетов лежали в основе создания в СССР первых в мире сверхскоростных турбореактивных (ТУ-104, ТУ-114 А. Н. Туполева) и турбовинтовых (ИЛ-18 С.-В. Илюшина, АН-24 О. К. Антонова) пассажирских самолетов.
Успешно развивалась химическая наука в СССР. Всемирное признание получили исследования: Я. Б. Зельдовича, II. Н. Семенова, Д. А. Франк-Каменецкого -- по разработке тепловой теории распространения пламени и теории детонации; академика Н. Д. Зелинского -- в области углеводородных соединений; академика А. Н. Несмеянова--в области металлоорганических соединений; академика С. С. Наметкина--в области химии нефти; академика А. К. Арбузова -- по химии органических соединений фосфора и др. Разработанная академиком Н. Н. Семеновым теория химических цепных реакций была в 1956 г. удостоена Нобелевской премии. Советские химики достигли важных результатов в разработке и внедрении в промышленность химических методов производства (применение кислорода в коксовом деле и металлургии, физико-химические методы обработки металла, прецизионное литье и др.), в создании новых синтетических материалов, жаропрочных сплавов и т. д.
Систематически велись научные исследования в Арктике, а с середины 50-х годов -- ив Антарктике.
Значительные успехи были достигнуты в области общественных наук. Историки продолжали исследование узловых проблем истории СССР, преимущественно досоветского времени: истории Древней Руси, средневекового города, крестьянства, общественного движения и др. Был опубликован ряд обобщающих трудов: «Очерки по истории СССР», «История Москвы», «История культуры Древней Руси».
Большой подъем переживала историческая наука после XX съезда КПСС. Усилилось внимание к изучению истории советского общества. Во многих союзных и автономных республиках были опубликованы истории народов этих республик. Осуществлялось многотомное издание «Всемирной истории».
В области философии наблюдался уход в изучение истории философской мысли. В области экономических наук большой интерес вызвала опубликованная в 1947 г. книга II. А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны».
Советские ученые в послевоенные годы внесли ценный вклад во все области знани и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.