На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Проблемы культуры в трудах просветителей XVIII в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение). Развитие науки эпохи Просвещения. Мифы, легенды и культура Древнего Востока. Повесть временных лет - выдающийся памятник древнерусской культуры.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Министерство образования и науки УКРАИНЫ
Севастопольский национальный технический университет.
Кафедра Украиноведения, педагогики и культурологии.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

ГРУППА АВ-12 З
ЧЕНАКАЛ АНДРЕЯ ВАЛЕРИЕВИЧА
ШИФР 051463
Севастополь 2006г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Введение (О. И Власенко, Ю. В. Зайончковский.)
2. Проблемы культуры в трудах просветителей 18 в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение)
3. Мифы и легенды Древнего Востока
4. «Повесть временных лет»- выдающийся памятник древнерусской культуры.
5. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

Культурология - наука о культуре.

Культурология - сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она сформировалась в начале XX века. Сам термин связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии Лесли Уайта (1900 - 1975 гг.). В своей книге «Наука о культуре» (1949г) он чётко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологи, тех явлений, которые должны входить в её компетенцию. Обобщая сделанное до него Л. Уайт, предложил выделить три подсистемы культуры :
- технологическую (содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой);
- социальную (охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические - отношения);
- идеологическую (идеи, верования, мифы, знания).
В СССР культурология стала зарождаться с 60-х гг. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые культурологические исследования. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям.
До возникновения культурологии культура являлась предметом изучения различных гуманитарных дисциплин - истории, философии, этнографии, археологии, филологии, психологии, политологии и др. Все они изучали лишь отдельные аспекты культуры, соответствовавшие их предмету. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Для истории искусства культура - это исключительно художественная деятельность человека и её результаты. В целом, ни одна из наук, кроме культурологии, не изучает культуру всесторонне, во всех её аспектах.
Культурология - комплексная интегративная наука, объединяющая в своих рамках всю совокупность знаний о культуре, накопленных за века разными гуманитарными дисциплинами. Предметом культурологии является культура как целостная система, все её стороны и аспекты.
В наиболее общем виде можно выделить в рамках культурологии два больших круга проблем :
1.Теория культуры, изучающая сущность, структуру и закономерность функционирования культуры.
2.История культуры, изучающая развитие локальных культур цивилизаций, из которых складывается общечеловеческая культура.
Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение).

Общая характеристика и культурно-национальные особенности эпохи.
Отвечая духу времени, эпоха Просвещения (XVIII в. - до Великой Французской буржуазной революции) начинает вести активную борьбу за утверждение веротерпимости и свободомыслия в духовной культуре, а также либерализма в политике. Сполна исчерпав достижения научной революции XVIII в., Просвещение постепенно поворачивает мир к стабильности, а европейское самосознание - к уверенности и оптимизму.
Сами современники называли своё XVIII столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого времени получили название просветителей. Это название возникло вследствие их твёрдого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни - и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено. В трудах просветителей подвергались критике все традиционные представления об обществе и государстве, утверждалось, что наступило время, когда суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости и равенству, вытекающим из самой человеческой природы.
Различными средствами просветители старались достичь едва ли не главной для эпохи цели - осуждения феодального прошлого (как «неразумного» и «противоестественного») и утверждения будущего; просветители искренне верили, что их усилиями, путём воспитания, убеждения, путём непрерывных реформ можно создать, наконец, «царство разума».
Культура становится многослойной и разнообразной, зарождается и постепенно утверждается принципиально важное качество европейской культуры - плюрализм, который в наше время стал уже способом её бытия. История европейского плюрализма началась с борьбы за веротерпимость. Не стоит забывать, что в начале XVIII в. в Европе ещё полыхали костры инквизиции. Гордые слова Вольтера: «Я ненавижу ваши взгляды, но я готов умереть, чтобы дать вам возможность их выразить» могут считаться девизом, содержанием и целью этой идеи.
Движение Просвещения получило своё начало в Англии. Здесь после буржуазной революции зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) - один из первых мыслителей английского просвещения, говорил о своей убежденности в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность и защиту личной свободы. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека.
Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный приём, потому что открывали дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.
Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи. Его романы, особенно «История сэра Чарльза Грандисона», демонстрируют примеры положительных ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приоритет разумного выбора над эмоциональным. Героев романа отличает строгий рационализм поступков, рассудительность. Рационализм сказывается и на художественной форме романа, он выполнен в эпистолярном жанре, при котором герои ведут диалог, обмениваясь письмами. Они любят всяческие договора, взаимные обязательства, на страницах романа даются подробные характеристики персонажам, приводится их описание, применяются и другие приёмы рационального характера.
Принципиально новым явлением в литературе английского Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731 гг.). его роман «Робинзон Крузо» - роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашли своё отражение взгляды просветителей о независимости человека от общества, представления о естественной природе человека.
С Робинзоном в культуру входит новый тип героя - средний буржуа, представитель третьего сословия. При этом поставленный в исключительные условия необитаемого острова, выключенный из обычного окружения, Робинзон предстаёт личностью удивительной, а роман приобретает эпичность, когда самые прозаические подробности жизни героя лицом к лицу с природой овеяны настоящей поэзией и полны захватывающего интереса. Надо сказать, что для этой эпохи была характерна любовь к приключениям, авантюрам, путешествиям; отсюда не случайно свои размышления о человеке, освобождённом от традиционных связей, о человеке и природе Д.Дефо облёк в авантюрную форму робинзонады.
Современник Дефо, публицист и сатирик Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) в своём знаменитом романе «Путешествия Гулливера» рисует в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.
Немецкое Просвещение, не стол самобытное, как английское, носило более специфический характер. Здесь сказались политическая раздробленность Германии, её экономическая отсталость, что породило слабость и аморфность третьего сословия. Тем не менее, общественный подъём, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII в., сказался и в Германии. Германия выдвинула ряд замечательных деятелей, которым принадлежит заслуга создания новой немецкой поэзии, философии, музыки.
Философия Готфрида Лейбница (1646-1716 гг.), стоявшая у порога Просвещения, затрагивает самые глубокие вопросы науки. Просветитель, историк искусства, основоположник эстетики классицизма Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) создаёт новую теорию искусства. Немецкий драматург, основоположник немецкой классической литературы Готфольд Эфраим Лессинг (1729-1781 гг.) говорит о культуре, как средстве политического обновления Германии, отстаивает эстетические принципы просветительского реализма. Друг Гете, немецкий философ, Иоганн Готфирд Гердер (1744-1803 гг.) выдвигает новое понимание истории. В учении Эммануила Канта (1724-1804 гг.) немецкая мысль вплотную подходит к диалектическому методу.
Великие немецкие поэты Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832 гг.) и Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.) в своём творчестве отразили важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В трагедии «Фауст», насыщенной научной мыслью своего времени, Гёте воплотил поиски смысла жизни, состоящего в активном и конструктивном действии, направленном на обновление и улучшение действительности. Шиллер в своих трагедиях «Дон Карлос», «Разбойники» и др. отразил стремление к свободе и утверждению человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам и преклонение перед сильными личностями.
Наконец, гениальные творения Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750 гг.) и Георга Фридриха Генделя (1685-1759 гг.) вознесли на необычную высоту немецкую музыку.
Надо отметить, что XVIII в. в целом стал веком музыки, огромный вклад в развитие которой, помимо композиторов немецкой школы, внесли также представители венской музыкальной школы - Йозеф Гайдн (1732-1809 гг.), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791 гг.), Людвиг Ван Моцарт (1770-1827 гг.). во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.
Французское Просвещение.

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самую блестящую, многочисленную и талантливую плеяду просветителей дала Европе Франция: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе.
Французское просвещение максимально остро отобразило основные признаки своего времени - неограниченную веру в прогресс человеческого разума, в его огромные возможности познания мира и его перестройки в соответствии с целями и желаниями человеческого разума.
Одним из ранних провозвестником новых взглядов во Франции был Жан Мелье (1664-1729 гг.). В своём единственном произведении - «Завещании»- он не оставляет камня на камне от всей системы общественного и государственного устройства Франции, называя правителей тиранами, а способ управления - чудовищной системой обмана и насилия. Очень резко высказывается Мелье о церкви и духовенстве, обвиняя их в том, что они готовы поддержать даже самое дурное правительство, тем самым, обманывая народ.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) в своём сочинении «О духе законов» говорит о Боге как разумном первоначале и творце мира. Однако, образ жизни людей, их характер и даже законодательство определяется не Богом, а географическая климатическая среда. « Счастлив климат, производящий простоту нравов и законов», говорит Монтескье.
Просветители создали жанр философского романа и повести. Одним из создателей этого нового жанра был Монтескье в своём философском романе «Персидские письма». Здесь в форме переписки богатых персов, посетивших Европу, писатель даёт сатирическую картинку французских нравов, религиозной нетерпимости, безбрачия духовенства, дворянской спеси, привилегий, бездарности государственного управления, пустых претензий официальной науки т. д. Основная мысль книги - право человека на свободу.
Самым выдающимся из французских просветителей был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)(1694-1778 гг.). его огромный талант нашёл выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях, блестящих по форме, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Метафизический трактат».
Как историк он больше всего известен своими трудами «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов».
Вольтер вместе с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Он приложил немало усилий для издания и распространения во Франции просветительской литературы. Во второй половине XVIII в. Европу облетели живые, остроумные, полные свежести мысли и критического духа философские повести Вольтера «Макромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др. В них, рассказывая о фантастических приключениях своих героев, Вольтер раскрывает политические, социальные, философские идеи Просвещения. Художественный вымысел играет в данном случае роль аллегории, весьма прозрачной для читателя.
Огромно драматургическое наследие Вольтера, он писал для театра в течение 60 лет. Его знаменитые трагедии - «Эдип», «Брут», «Заира», «Магомет» и др.
По выражению Гёте Вольтер воплотил собой все поэтические силы Франции. В старом классическом жанре героической эпопеи Вольтер создал поэму «Генриада», посвятив её одной из трагических страниц в истории своей родины. Рисуя мрачную эпоху религиозных войн XVI в., он клеймит религиозный фанатизм и прославляет идею веротерпимости. Несмотря на условность, подчинение искусственным правилам классицизма, поэма была с восторгом принята современниками и переведена почти на все европейские языки.
Вольтер является также автором героико-комической поэмы «Орлеанская девственница», написанной как пародия на христианское подвижничество известной французской воительницы Жанны д'Арк. Вольтер в этой поэме высмеивает и издевается над религиозным аскетизмом и ханжеством, причем, иногда в довольно непристойной форме.
Влияние Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония). «Вольтерьянцы» встречались не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных русских городах.
Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.). его идеи оказали впоследствии, в период Французской революции 1789-1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Ж.-Ж. Руссо своим идейным предшественником (труды Руссо - «Способствовало ли восстание наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права»). Его произведения проникнуты страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную мораль, фальшивое искусство и официальную науку.
Ж.-Ж.Руссо пытался исследовать вопрос о происхождении общественного неравенства. По мнению Ж.-Ж.Руссо, первоначальное, или естественное, состояние характеризуется равенством людей и вытекающей отсюда чистотой нравов. В первобытном обществе отсутствовала частная собственность, люди были свободны от всякой зависимости, но жили обособленно друг от друга. Это был «золотой век» человечества, когда не знали цивилизации, но не знали и социальных зол. Переход от естественного состояния к гражданскому. От первоначального равенства к неравенству Ж.-Ж.Руссо связывает с изобретением орудий труда, усовершенствованием обработки металлов, переходом к земледелию. Перейдя к оседлости, все более сближаясь, люди стали необходимы друг другу. Так возникла частная собственность и на её основе гражданское общество - результат общественного договора свободных и независимых по своей природе людей. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: это моё, и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним : Не слушайте этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля - никому!». Новый ступенью общественного неравенства, по мысли Ж.-Ж.Руссо, стало возникновение государства. Но высшая и наиболее гибельная для человека стадия общественного неравенства наступает с переходом к деспотии.
В трактате «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж.Руссо раскрывает свои представления о процессе формирования культурного человека. Его надо оградить от губительного влияния общества, развивать природные задатки и склонности человека. Большую роль должен играть и обучение ремёслам.
Идеальное общество и государство, по мысли Ж.-Ж.Руссо, должно представлять собой такое устройство, при котором исключены крайности между богатством и бедностью, осуществляется равномерное распределение собственности, а частная собственность основана исключительно на личном труде. В государстве Руссо верховная власть принадлежит народу.
Ж.-Ж.Руссо говорил о нематериальности и бессмертии души, о свободе воли и врождённости нравственного чувства в человеке. В соей автобиографической повести «Исповедь» Руссо изображает сложность и глубину внутренней жизни человеческой личности, и её взаимодействие с окружающим миром. Многочисленные бытовые детали, характеристика социальных отношений делают «Исповедь» первоклассным источником при изучении народного быта и нравов Франции и Швейцарии XVIII в.
Великолепный стилист, Ж.-Ж.Руссо ввел в суховатую рационалистическую прозу просветителей элемент лиризма и красноречивого пафоса. Современники зачитывались им, а в дни революции 1789г. Марат читал отрывки из Руссо с трибуны на улицах Парижа.
Ж.-Ж.Руссо стал одним из представителей французского сентиментализма, который противопоставляет культу разума способность глубоко чувствовать и отвергает «холодную рассудочность», а вместе с ней - однозначно положительную оценку прогресса цивилизации. Ж.-Ж.Руссо показал, что этот прогресс не облегчил жизнь простых людей, не содействовал их благосостоянию, а рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие науки и искусств - не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, лицемерие, паразитизм.
Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784гг.), автор глубоких философских сочинений «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Даламбера и Дидро» и др., утверждал, что человек является продуктом общественной среды.
Развитие науки эпохи Просвещения.

Не меньший успех выпадает на долю науки, второй сферы культуры, в которой требования рационализма сказались наиболее отчётливо и однозначно.
Общим убеждением в период Просвещения было убеждение о том, что все природные явления подчинены закону. Просветители, опираясь на успехи естествознания, утверждали, что в мире господствует причинность, исключающая чудеса и свободу человеческой воли. Они не сомневались в познаваемости мира. Объективный мир природы рассматривается ими как единственный предмет познания. «Вселенная, - говорит Гольбах в «Системе природы», - это колоссальное соединение всего существующего, - являет нам повсюду лишь материю и движение; эта совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную цепь причин и следствий».
В атмосфере всеобщего поклонения перед разумом и на основе успехов в развитии механики складывается характерная для эпохи просвещения такая черта культуры, как наукоцентризм.
Утверждается понятие закона, не знающего исключений ни для природы, ни для человека, ни для бога, ни для искусства. Наука и техника разве что не обожествляются. Знание, по существу, отожествляется с наукой, объявляется беспощадная война невежеству и суевериям. Такая черта эпохи, как рационализм выражала убеждение, что в мире существует разумный порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно, всё можно устроить разумно, и природу, и общество, и культуру. А значит, всё неразумное, чувственное, эмоциональное, страстное, иррациональное подлежит устранению, «отстранению» от культуры.
В различных отраслях научного знания появляются теории, пытающиеся раскрыть и объяснить реальное развитие Космоса, Солнечной системы, Земли, земной коры, поверхности земного шара и его обитателей. Эти тенденции свидетельствуют о стремлении к единству в создании научной картины мира на основании общей идеи естествознания XVII-XVIII вв. о том, что все явления происходят в результате движения материи.
В науке господствовал детерминизм, при котором причина всегда вызывает однозначное следствие, которое в свою очередь, вызывает соответствующую причину, и т.д. до бесконечности в прошлое и будущее. Основанием для такого рода представлений о детерминации природных и социальных процессов являлось одностороннее понимание связей и отношений, в частности, абсолютизация законов механики.
Механицизм - широко распространенные в науке Просвещения представления о характере законов и связей природы и общества. На место былой цельности, многогранности культуры приходит её одностороннее, гипертрофированное развитие, абсолютизация одной стороны - рациональности.
Просветители много внимания уделяли систематизации научного знания. Появились первые классификации наук. В Англии, Италии, Франции, Германии создаются и выходят в свет энциклопедические словари: «Словарь истории священной и мирской» (1674г.), «Словарь исторический и критический» ( 1695 -1697 гг.), «Общий английский словарь искусств и наук» ( 1704г.), «Общий словарь искусств и наук» ( 1728г.), «Полный словарь всех наук и искусств, открытых поныне человеческим умом и изобретательностью» (1732 -1754 гг.)
Вершиной изданий такого типа явились 34-томная «Энциклопедия» (1751- 1780 гг.) под редакцией Д.Дидро и Даламбера, которая имела огромное общекультурное значение. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» выходила в 50-60-е гг. XVIII в. Душой всего этого гигантского предприятия «Энциклопедии» был Дидро. Он вёл дела с издателями, подбирал и вдохновлял авторов, сам написал много статей по важнейшим вопросам политики, морали, искусства, философии, по технике и сельскому хозяйству. Дидро отдал «Энциклопедии» более 20 лет своей жизни.
В «Энциклопедии» участвовали люди различных философских и политических убеждений - учёные, писатели, врачи, инженеры, путешественники, знатоки мореплавания, военного дела и т.д. Все они были объедены общей ненавистью к феодализму и духовной диктатуре церкви. «Энциклопедия» имела значительный круг подписчиков.
Авторы «Энциклопедии» получали от властей предержащих самые нелицеприятные прозвища - «новая вавилонская башня нечестия», «сборище еретиков, врагов бога, короля и церкви». Выходившие в свет тома «Энциклопедии» подвергались во Франции сожжению, многие статьи искажались цензурой, но благодаря героическим усилиям Дидро и его ближайших сотрудников издание «Энциклопедии» не прекращалось. Всего с 1751г. по 1772г. вышло в свет 29 томов, а в 1774-1776 гг. вышло ещё 5 дополнительных томов.
Особенно большое внимание в «Энциклопедии» уделено технике. Дидро посещал мануфактурные мастерские, изучал применявшиеся в них механизмы. По его указаниям рабочие разбирали и вновь собирали станки, для того чтобы в «Энциклопедии» могли появиться точные их описания, схемы и т.д.
Рядом с Дидро стоит другой выдающийся мыслитель-просветитель, материалист Поль Гольбах (1726-1789 гг.). его сочинение «Система природы» является до некоторой степени результатом сотрудничества целого кружка просветителей, собиравшихся в доме Гольбаха. Автор «Системы природы» был также мастером атеистического памфлета. Его «Разоблачённое христианство» и «Карманное богословие» были полны сарказма и искромётной критики церковной организации и религиозного ханжества.
Гуманистическая и социальная направленность идеологии Просвещения.

Как прежде гуманизм Возрождения, так и теперь Просвещение оказалось мощным социо-культурным фактором, повлиявшим на философскую, социальную, этическую мысль.
Размышления над действиями природных законов приводили просветителей к атеистическим выводам, критике религии и церкви. Эта черта составила одну из важнейших особенностей идеологии эпохи Просвещения. Католическая Церковь была в Европе одним из крупнейших землевладельцев и представляла собой духовную опору феодализма и власти.
Просветители были убеждены, что религия выросла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы; она порождает и поддерживает в человеке чувство страха, бессилия и покорности перед неведомой, высшей силой. Гольбах писал, что современному духовенству нужны рабы, которые смотрели бы на всё его глазами. Религия,- утверждали просветители,- гасит в людях всякое стремление к жизни, деятельности и свободе, она нелепа, пагубна для людей, она поощряет грабежи, обольщения, честолюбие, корысть своих служителей.
Постепенно во взглядах просветителей начинают доминировать представления о тои, что человек, помимо естественных принципов добра и справедливости, может наследовать от природы самые разные состояния, а задачей культуры является наделение человека разумом, мудростью и стремлением к порядку. Поэтому задачей и целью культуры является усовершенствование природного состояния человека и формирование его культурного состояния.
Идеология европейского Просвещения формировалась под сильнейшим влиянием социальных теорий просветителей. Европейские просветители разработали довольно стройную теорию прошлой, настоящей и будущей эволюции человечества, основу которой составили понятия «естественное состояние», «естественное право», «природа человека», «общественный договор». По мысли просветителей, эволюция человечества началась с «естественного состояния» и основывалась на «естественном праве», которое соответствовало «природе человека» с её принципами добра, справедливости, равенства. Эти качества, по мысли просветителей, являлись неотъемлемыми и присущими человеку от его рождения и до смерти. Чтобы защитить свои принципы люди составили соглашение между собой - «общественный договор». Так возникло государство, а с ним - право, закон и власть.
Просветители настаивали на приоритете права по отношению к воле правителя. Они утверждали, что право неполноценно до тех пор, пока само государство не стало правовым, то есть такой властью, которая признаёт безусловное верховенство закона. Просветители разрабатывают теорию общественного договора (Ж.-Ж. Руссо), обосновывают договорную природу отношений между властью и народом, то есть фактически защищают принцип конституционализма, равенства всех перед законом. Гарантом соблюдения прав человека должно стать разделение власти, создание правового государства, а необходимой социальной предпосылкой - вечный мир.
Просветители разработали целостную концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая позже нашла своё выражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», одном из эпохальных документов Великой французской революции 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенства всех граждан перед законом, объявила неприкосновенной частную собственность
Выдающийся просветитель Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.), автор осуждённого папой, Сорбонной и парижским парламентом сочинения «Об уме», изложил учение о принципе личной пользы и «разумного» эгоизма. После выхода книги «Об уме» Гельвеций под угрозой и нажимом со стороны церкви был вынужден подписать отречение от своих взглядов, однако, тут же взялся за другое ещё более смелое сочинение - «О человеке», которое было опубликовано лишь посмертно.
По мнению просветителей, человек наделён неотъемлемыми правами от рождения, они подарены человеку как бы самой природой. Эти права самоочевидные, природные и, следовательно, они не могут диктоваться церковью или регламентироваться каким бы то ни было государственным или идеологическим институтом, они должны стать неизменным ориентиром для всех людей и всякой власти.
Стили и направления в художественной культуре Просвещения.

Идеология Просвещения нашла своё многогранное выражение в искусстве, литературе, а также проявилась в бурном росте книжной продукции, увеличении тиражей и распространении литературных еженедельников, в научной литературе - в окончательном вытеснении латинского языка национальным.
Сложны процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру, в которой проявились новые направления, течения, стили и тенденции : формировались сентиментализм, романтизм, рококо. При этом сохраняли свои позиции классицизм, готика и барокко. В художественной культуре сосуществовали новые и старые, передовые и консервативные стили и идеи. В эпоху Просвещения началось сознательное и активное участие «большого» искусства в общественной и политической жизни. Само искусство XVIII в. было чрезвычайно многогранным и противоречивым, поэтому довольно сложно говорить определённо о чёткой победе того или иного стиля или направления. Барокко, как определённый стиль, переживал несомненный триумф лишь в начале и середины столетия. Затем происходит практически повсеместное его перерождение в рококо - искусство гедонизма, беззаботного и изощрённого культа чувственных радостей, заботы о комфорте и изяществе. Во второй половине века господствующей тенденцией можно считать классицизм, но - «облегчённый» по сравнению с классицизмом XVII в. Оживление классицизма, хотя и происходило в основном в сфере аристократического искусства 60-70-х гг., всё же было вызвано проникновением в общественное сознание новых моральных критериев, которые несло с собой «третье сословие»; к концу века в классицизме выразятся «триумф гражданственности», идеи консолидации и укрепления государства.
Художественная литература эпохи Просвещения переносит читателя в мир отношений, более близких к действительной жизни людей, ломая условные границы «высокого» и «низкого» жанра, установленные классицизмом. Выдающимся французским прозаиком и драматургом был знаменитый энциклопедист Дени Дидро. В повести «Монахиня», рассказывая о судьбе девушки, насильно постриженной в монахини, он показывает царящие тогда в монастырях отнюдь не благочестивые нравы и порядки. Повести «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист» при жизни автора не были напечатаны. Здесь в форме живого диалога (что приближало их к философским трактатам, часто также написанным в форме диалога) вскрываются социальные язвы времени. «Что за дьявольское устройство! Одни обжираются, а другие, у которых такой же ненасытный аппетит, не имеют ни куска»,- говорит герой повести «Племянник Рамо».
XVIII век иногда называют «веком театра»: театр оказался чрезвычайно близким своему времени. И в этом искусстве Дидро стал провозвестником нового поворота. По его мнению, героями драмы должны быть не король или знатный человек, а рядовой буржуа ; содержание же драмы должна составить не борьба человека с роком, а борьба человека против общественных несправедливостей. Дидро иллюстрирует свою теорию собственными пьесами «Побочный сын» и «Отец семейства», которые, сказать по правде, не имели большого успеха. Но за Дидро пошли другие драматурги.
Драматургическая реформа Дидро открыла дорогу знаменитому Бомарше (1732-1799 гг.). всемирно известные комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» являются лучшими произведениями этого жанра. Людовик XVI долго противился тому, чтобы «Женитьба Фигаро» попала на подмостки театра, но в конце концов уступил настояниям своих придворных.
Не только театр, но и другие виды искусства испытывали на себе влияние Просвещения. Великого французского живописца Антуана Ватто (1684-1721 гг.), историки искусства назвали «самым французским из всех французских живописцев XVIII в». в большинстве своих картин Ватто изображает в основном галантные празднества («Венецианские праздники», «Беседа в парке»), хотя он уже обращается и к сюжетам, взятым из простой сельской жизни.
Скульптура XVIII в. представлена именами выдающихся мастеров - Фальконе (1716-1791 гг.), Гудона (1741-1828 гг.). Фальконе известен как создатель великолепного памятника Петру Первому в Петербурге («Медный всадник»), Гудон запечатлел облик лучших людей своего времени - Монтескье, Дидро, Даламбера, Жан Жака Руссо, Вольтера.
Таким образом, при характеристике культуры эпохи Просвещения нужно не забывать о том, что стремление к Разуму и концепция просвещения (осуществлялись в эпоху кризиса ортодоксальной религии, - и поэтому это была эпоха мистики и суеверий, которая, как правило, всегда сопровождает религиозные кризисы. И в высшем обществе, и в пароде, мистические настроения находили одинаково благодатную почву: необыкновенно быстро распространялось масонство (масонами были многие известные люди той эпохи - и Вольтер, и Гётте, и Моцарт). В конце просветительской эпохи(к. XVIII в - нач. XIX вв.) резко возрос интерес, к таинственному и мистическому в человеческой индивидуальности. Стали осознаваться сложность, богатство, таинственные глубины духовной жизни человека. В каждом человеке открывались неизведанные миры страстей, чувств, ощущений.
События на рубеже XVIII - XIX вв. в Европе ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу.
Великая французская революция 1789г. у многих просветителей вызвала разочарование. Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься о своём историческом предназначении. На смену оптимистической вере в возможность разумного, совершенного мироустройства, гармонично согласованного со свободным развитием личности, приходит сознание недостижимости гармонии между идеальным и реальным, сознание неустранимости этого конфликта. Это будут проблемы культуры XIX века.
Мифы и легенды Древнего Востока.

Культура древнего и среднего Востока.

Возникновение и трансформация мифологии.
В современной антропологии до сих пор не создано общепринятой теории мифа. Едва ли найдётся другое такое явление в области духовной культуры человечества, о которой высказывались бы столь различные, прямо противоположные суждения, как мифология.
По вопросу о сущности и происхождении мифологии в западной научной литературе в разное время сложились четыре главные точки зрения.
1. Натуристическая или астрально-мифологическая теория.
Видит в мифах олицетворённое описание и объяснение явлений природы, преимущественно небесных. Основные положения этой теории были развиты сторонниками «мифологической» школы (англичанин М. Мюллер, немецкие учёные А. Кун, В. Шварц), которые сводили сказочные и эпические сюжеты к мифологическим - со и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.