На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Легенды и мифы, предания и пословицы, созданные многими поколениями жителей Санкт-Петербурга. Петербургский фольклор, отражающий историю города, его строительство, архитектуру и культуру, быт и нравы. Фольклорная альтернативная топонимика Петербурга.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 24.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание

Введение
1. История создания Санкт-Петербурга
2. Предания и легенды Санкт-Петербурга
3. Фольклорная топонимика Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Кто вслед за великими ни восхищался Северной столицей России! Это и ценители всего самого утонченного, паломники, устремленные к святыням невских берегов. А еще путешественники, стремящиеся проникнуться интересами суровых обитателей непарадных подъездов Петербурга Достоевского и «улицы разбитых фонарей».
Ведь именно на историческом пути «из варяг в греки» шло формирование русской нации, а самые глубокие корни Древней Руси следует искать вовсе не в Киеве и городах Золотого кольца, а здесь, на берегах Невы и Ладоги.
Интерес к мифам и легендам Петербурга начал возникать уже с первых лет основания города. Сама история Петербурга напоминает миф, в котором иногда трудно отличить правду от вымысла.
Работа написана на основании обзора автора книг "Легенды и мифы Санкт-Петербурга", "История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах" и др. Н.А. Синдаловского - коренного петербуржца - более двух десятилетий по крохам, скрупулезно и методично создававшего систематизированное собрание петербургского фольклора. В его картотеке более пяти с половиной тысяч легенд, преданий, анекдотов, аббревиатур, крылатых выражений, неофициальных названий, связанных с историей, архитектурой, бытом, нравами Санкт-Петербурга.
Источниками для этого собрания становились труды историков, документы, письма, воспоминания, журнальные и газетные заметки, путеводители, справочники, издания народных песен, анекдотов, пословиц и поговорок, и, конечно, живая речь горожан. Долгие годы вопрос о публикации таких материалов даже не возникал. И дело не в том, что распространение подобных текстов еще не так давно могло принести большие неприятности, а в общем духе петербургского фольклора - его полной свободе от официальных стереотипов, независимости суждений, вольном взгляде на все происходящее, будь то времена Петра или Екатерины, Хрущева или Горбачева, Романова или наших дней. Возможно, поэтому и возникло убеждение, что собственно петербургского фольклора нет и быть не может. Между тем наряду с официальной историей города всегда существовала и другая.

1. История создания Санкт-Петербурга

ПИТЕР - просторечное название Санкт Петербурга - возникло в начале 18 в. как сокращение от первоначального имени города - Санкт-Питер-Бурх, широко использовалось в разговорной речи, нашло отражение в фольклоре (частушках, народных исторических песнях, поговорках, пословицах). В народном поэтическом творчестве 18 в. город назывался "славным", "крепким" Питером.

В поговорках отразилась непростая жизнь в столичном городе: "Батюшка Питер бока наши повытер" (в годы Гражданской войны - "Красный Питер бока Юденичу вытер"). От Питера происходит диалектное "питерщик" - мастеровой или крестьянин, побывавший на заработках в Санкт Петербурге. Название Питер и образованное от него прилагательное "питерский" широко бытует и ныне.

Санкт-Петербург был основан 16 мая 1703 года на Заячьем острове в присутствии Петра I. Если верить фольклору, Петр I сам вырыл ров, в него опустили каменный ящик с золотым ковчегом, в котором находились мощи святого апостола Андрея Первозванного. Надпись на крышке ковчега гласила: «По воплощении Иисусу Христове 1703 мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским» В тот же день Петр I заложил Петропавловскую крепость. 24 мая (в течение трех дней) было сооружено первое здание Петербурга - Домик Петра I. Сохранилось предание, что царь однажды сказал: «От малой хижины возрастет город».

В сентябре 1704 года Петербург впервые был назван столицей в письме Петра I к А.Д. Меньшикову, хотя официального указа о переносе столицы из Москвы в Петербург никогда не было.

Спустя еще год Петербург, возникший на правом берегу Невы, перешагнул ее и начал осваивать левобережье - приступили к строительству Адмиралтейства, ставшего географическим, административным и политическим центром новой столицы. 29 апреля 1706 года со стапелей Адмиралтейства было спущено на воду первое судно - восемнадцатипушечный корабль, проект которого якобы был составлен самим Петром I.

Вскоре из Москвы в Петербург была перенесена икона Казанской Богоматери в «благословение великому городу». На левом берегу Невы Петр I приказал построить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Согласно легенде строительство началось на том самом месте, где Александр Невский в 1240 году разбил шведов. Тем самым, город приобрел небесного покровителя - святого Александра Невского. На Заячьем острове по проекту архитектора Доменико Тризини заложили каменный Петропавловский собор. К этому же периоду относится и строительство здания Двенадцати коллегий. В новой столице проводится первая Петровская ассамблея, сыгравшая заметную роль в разрушении старых московских традиций и введении в быт европейских традиций и нравов. Но не обошлось и без традиционных русских крайностей. Петр ввел обычай подносить опоздавшему штрафной двухлитровый кубок вина, на крышке которого было выгравировано: «Пей до дна». В лучшем случае, провинившийся проводил остаток праздника под столом, в худшем… опоздавших выносили вперед ногами.

2. Предания и легенды Санкт-Петербурга

Синдаловский собирает и комментирует петербургские мифы и легенды, возникавшие по ходу его истории. Автор пишет: «Петербург всегда считался городом придуманным. Это была фантазия одиночки-Петра: задумал построить на Финском болоте город и всем назло построил. А раз город новый, без прошлого, без корней, он не имеет фольклора. В Москве - там есть фольклор, в Крыму - конечно, на Урале - ну, а как же! А в Питере - откуда ж ему взяться? Однажды мне захотелось это опровергнуть. Я всегда знал, что история лицемерна: то искажает факты, то недосказывает. Однажды, читая лекцию по архитектуре Санкт-Петербурга, я сам попался на удочку; рассказал одну вроде бы совсем правдивую историю, а потом выяснилось, что это выдумка, легенда. Стыдоба? Это как посмотреть. Не зря же один умный человек, уж не помню кто (может, Эльдар Рязанов?), сказал: "История - это сказка, слегка приукрашенная правдой". Легенды и исторические факты прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга. [1]

Фольклор не претендует на истину, зато он объясняет многое из того, что стесняется или не хочет объяснять история.

Синдаловский пришел к выводу, что ранее существовавшее мнение, что Петербург возник на пустом месте и поэтому у него не может быть фольклора в принципе, ошибочно. Каждый крупный мегаполис не может не породить параллельной, независимой от официальной, истории.

Если разложить в хронологической последовательности найденные на сегодняшний день легенды о Петербурге, то получится «История Петербурга в легендах и преданиях». (Так называется еще одна книга) Но не все легенды созданы очевидцами событий. И последующие поколения рождали легенды даже о петровском времени. Как эта: «Однажды во время осмотра Васильевского острова Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» - Петр приказал на этом месте построить здание Кунсткамеры».

«Слеза социализма». Так ленинградцы в конце 30-х годов окрестили Дом-коммуну инженеров и писателей по улице Рубинштейна, 7. В самом начале 30-х годов старый особняк, стоявший на этом месте, снесли и на его фундаменте построили, как пишет Ольга Берггольц, «самый нелепый дом в Ленинграде» «Подмосковье». Так называли кафе, располагавшееся на первом этаже дома 49 по Невскому проспекту под рестораном «Москва». Некоторое время спустя оно приобрело широкую известность под именем «Сайгон».

Процесс создания городского фольклора продолжается. И какое счастье для собирателя уловить момент его рождения. Так, например, было на конкурсе частушек. Вот только один из образцов творчества участников того конкурса - частушка, написанная В. Лысовой:

Кони Клодта так и рвутся,

Чтоб по Невскому пройти,

Да боятся, что споткнутся:

«Мерседесы» на пути.

Интересно поверье, которое гласит, что в Михайловском замке призрак императора Павла 1 неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста (ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в прюнелевых башмаках и черной пелерине.

Среди студентов и преподавателей Академии художеств бытует легенда об архитекторе Кокоринове, знаменитом строителе здания Академии и ее первом директоре, который был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор в вечерней тишине там раздаются непонятные звуки. По слухам, это призрак архитектора бродит по чердакам и запутанным лестничным переходам...

Но это не все. Еще один призрак являлся к главным воротам той же академии по ночам, во время подъема воды в Неве. На окрик швейцара: «Кто стучит?» в ответ раздавался то ли грохот ветра, то ли рокот воды, то ли голос человеческий. Но если вслушаться, можно было разобрать примерно следующее: «Я стучу, я - скульптор Козловский, со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел... Отвори».

В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на эти цели несколько тысяч рублей.

В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во двор Каменно-островского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться».

Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте. Надо сказать, влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга мир снов прочно стал составной частью городского фольклора.

3. Фольклорная топонимика Петербурга

Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская деревня Купсино превращалась в Купчино, Уляля - в Ульянку, Аутово в Автово и т. д. На этом сравнительно коротком историческом этапе массовый процесс переименований и завершился. В дальнейшем, вплоть до 1917 года, история петербургской топонимики серьезных потрясений не испытывала. Поэтому народная, фольклорная топонимика долгое время не была ни альтернативной, ни оппозиционной. Она просто уточняла, усиливала или углубляла характерные особенности того или иного объекта.

Городские названия в течение веков обрастали массой слухов и легенд. Так, знаменитый "Поцелуев мост" с чем только не связывали и с прощанием преступников с родными (рядом, якобы когда-то находилась тюрьма), и с последними поцелуями влюбленных (мост вроде бы находился на границе города). Все оказывается гораздо прозаичнее: мост назван в честь трактира "Поцелуй", располагавшегося в двух шагах от него.

Город стремительно разрастался. Размеры сегодняшнего Петербурга в фольклоре определяются аллегориями типа: «Граждане и гражданки от Купчина до и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.