На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Жизненный путь Шанель, презрение к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве; стремление добиться успеха и признания. Внешность, личные качества, характер, непредсказуемое поведение Коко. Отличительные признаки стиля моды Шанель.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
Тема:
«Мадемуазель Шанель»
Введение
Габриэль (Коко) Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре, Франция. Ее родители не состояли в браке. Дед Анри-Адриан с бабкой, родители Альбер Шанель и Жанна Деваль были бедняками. Мать, согрешив в девятнадцать лет, вынуждена была бежать вслед за любимым - бродячим торговцем, лоточником, или, как говорили в те времена у нас в России, «коробейником». Вторую родившуюся у них девочку назвали Габриэль, что в переводе значит «могущество». Она, в отличие от сестры Жюлии, появившейся на свет в кабачке, родилась в богадельне. Через год, когда ее отец Альбер был вынужден зарегистрироваться с Жанной, он узнал, что у него самого родилась сестра Адриенна, ровесница дочери. По мужской линии Шанели были весьма плодовиты, но не любили скреплять свои отношения с женщинами узами законного брака.
Жанна успела еще родить дочь Антуанетту и двоих сыновей: Люсьена и Альфонса. Родив пятерых детей, промучившись до тридцати трех лет с непутевым мужем, Жанна оставила после себя что-то вроде «проклятья». Полноценные семьи удалось создать только сыновьям, две дочери умерли молодыми, а Габриэль, хотя и дожила до 88 лет, так ни разу и не вышла замуж.
Родители Габриэль не имели постоянного жилья, не вели общего хозяйства. Мать, не имея иных средств к существованию, занималась поденной работой. Когда Габриэль было 12 лет, мать умерла (ей было всего 33), отец отдал девочку в католический монастырь (монастырь Абазин, основанный еще в XII веке святым Этьенном).
Там девочка получили неплохое образование, а также научились хорошо шить, кроить, гладить. Потом она попала в католическую школу в Мулене, где встретилась со своей теткой, хотя и ровесницей, Адриенной. Они стали называть друг друга сестрами и всегда помогали друг другу. Покинув приют, юная Габриэль поселилась у другой сестры отца, Луизы Костье, жены железнодорожника, в небольшом поселке Варенне. А в двадцать один год, достигнув совершеннолетия, Габриэль и Адриенна Шанель стали портнихами.
1. Жизнь и любовь Великой Мадемуазель

«Если ты рожден без крыльев, не мешай им вырасти»
Коко Шанель

Выйдя из пансиона, Габриэль пытается прокормиться, работая продавщицей в трикотажном магазине в Мулене. Именно тот период ее жизни подарил ей то знаменитое прозвище, под которым она стала известна всему миру. В свободное от работы время Габриэль пытается петь в La Rotonde - концертном зале, где собираются офицеры. В ее репертуаре две песни: Ko Ko Ri Ko и Qui qu a vu Coco?. Отсюда и берет свое начало легендарное имя - Коко Шанель. Правда, сама Коко, не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла свое прозвище по своему: "Мой отец обожал меня и называл цыпленочком (по французски - коко)". Эту легенду Габриэль Шанель начала сочинять еще в приюте: когда ее спрашивали о родителях, она лишь озабоченно вздыхала: «Океан по пустякам не переплывают!», уверяя, что папаше не на кого оставить виноградники в Калифорнии.
Всю свою жизнь легендарная Мадемуазель стеснялась своего убогого детства. Она боялась, что журналисты могут узнать о ее внебрачном происхождении, о том, что мать ее умерла от истощения, а просто-напросто отец бросил. Этот мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве, стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в ее стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть детство без ласки и любви, пустоту и одиночество.
Особых успехов музыкальная карьера в La Rotonde Шанель не принесла, но зато привлекательная девушка завела тесную дружбу с несколькими знаменитыми и состоятельными мужчинами. Там же Габриэль, никогда не знавшая отцовской ласки, познакомилась с богатым бизнесменом Этьеном Бальзаном. Это знакомство было своевременным - Габриэль поняла, что карьера певицы не для нее и устроилась работать в Виши подавальщицей лечебной минеральной воды, мечтая о театральной сцене. Потом от отчаяния она чуть было не уехала в путешествие по Египту. Этьен спас ее от нищеты, но, благодаря ему, Коко чуть не стала профессиональной содержанкой, целыми днями валяясь в постели в обнимку с дешевыми романами и попивая кофе с молоком.
Этьен купил замок неподалеку от Компьеня, в Руайо, и поселил там свою Коко. Он не считал Коко той женщиной, ради которой стоит тратить деньги, и Шанель это прекрасно ощущала: она жила в маленькой и неуютной комнате замка, на приемах Этьен не помогал Коко завязывать знакомства, ей приходилось самой ходить за покупками в деревенскую лавочку и довольствоваться только тем, что там продавалось.
Но именно Этьену она обязана началом своей карьеры. Когда Коко устала от деревенской жизни, он поселил ее в Париже в своей холостяцкой квартире, где он со своими подружками "занимался глупостями". Здесь Шанель и стала делать и продавать свои шляпы. Забавно, что все бывшие любовницы Этьена стали первыми покупательницами шляпок Шанель. Они же расширили круг ее клиенток за счет своих подруг. Дела пошли очень хорошо, и вскоре эта холостяцкая квартирка стала слишком тесной для Шанель.
В конце 1910 года Шанель перебирается на улицу Камбон, 21 и открывает свое ателье со смелой вывеской "Моды Шанель". Новое увлечение Коко - приятель Этьена - Артур Кейпель, которого друзья звали Бой, предложил ей финансовую поддержку для открытия шляпного магазина в Париже. Артур становится ее партнером в делах и личной жизни, с ним Шанель связывает свои надежды.
В любви Коко была сердечна и благородна. Ей не нравились в мужчине мелочность и жадность. Ей нужен был герой с большой буквы, нужно было поклоняться ему, обожать его, гордиться. Отдав кому-то сердце, она стремилась к верности и преданности до конца. Коко утверждала, что любила в свой долгой жизни только однажды и только Артура. Он говорил по-французски с интересным акцентом, много читал. Вращался в самых разнообразных кругах. Интересно, что в эти годы Коко все еще продолжала мечтать о сцене, но ни опера, ни танцы ей не давались. Однако у нее появились подруги из мира богемы: актриса Габриэль Дорзиа, танцовщица Кариатис, а главное -- меценатка и натурщица Мися -- Софья Ольга Зинаида Годебская-Натансон-Серт.
Как-то раз эта молодая богемная компания разыграла Этьенна Бальсана: будто бы к нему в поместье попросился переночевать епископ, который тут же стал грязно приставать к горничной. Вскоре выяснилось, что это никакой не священник, а артист. Всем это так понравилось, что вскоре был организован костюмированный праздник на манер сельской свадьбы, на котором Коко нарядилась сельским пареньком. У нее всегда был интерес к мужской одежде.
Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи, Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Она казалась окружающим целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной.
В 1913 году она открывает свой бутик в Довиле, быстро набирая себе постоянную клиентуру, ведь стиль от Шанель - это просто, практично и элегантно. Деньгами для этого снабдил ее Кейпель. Открытие магазина пришлось как раз накануне первой мировой войны. В первое время после ее начала казалось, что модная затея обречена на неудачу, но потом выяснилось, что война им обоим только на руку. В Довиль к Коко потянулись беженцы. В том числе и хозяева разоренных немцами замков на востоке Франции. Не то, что им нечего было носить, но, как известно, лучшее средство от огорчений -- покупка нового платья или шляпки. Патриотичные французские богачки работали в госпиталях, и тут им нужен был элегантный костюм медсестры. Так что Коко пришлось обращаться за помощью к родственницам, одна она не справлялась с наплывом клиенток.
В войну вступили союзники: англичане, российский экспедиционный корпус воевал во Франции, после долгих колебаний американцы вступили в войну. Париж был спасен от немецкого вторжения. Коко вернулась в столицу и тут же открыла еще одно ателье в Биаррице. Знаменитая аристократка баронесса Ротшильд потрясена и очарована идеями Шанель. Вскоре у Коко появляются клиентки из высших слоев общества. Слава о ней гремит не только в Париже, но и далеко за его пределами.
И тут Коко узнает, что Бой, живший между Лондоном и Парижем, женился на английской аристократке. Но он продолжал возвращаться к ней. В их отношениях вроде бы ничего не изменилось. Он и раньше изменял ей, а сейчас делал это на законных основаниях. Это было грустно, но зато их совместный бизнес шел в гору. Коко смогла отдать Артуру долг, хотя он не предполагал, что эти деньги должны быть когда-нибудь возвращены. Но вот накануне католического Рождества в декабре 1919 года Бой погибает в автомобильной аварии, когда ночью на зимней дороге в Канны лопнула шина.
Смерть Артура явилась для нее страшным ударом. Коко, разбуженная ночью, поехала проститься с Боем, но смогла только поплакать на месте аварии у его разбитой, обгорелой машины. Она сменила в роли плакальщицы беременную законную жену, которая недавно уехала. Вернувшись в Париж, Габриэль велела затянуть свою спальню черной тканью. Но спать в этих декорациях не смогла и приказала горничной постелить ей в другом месте.
Ее выручила Мися Серт, пригласившая Коко съездить вместе с нею развеяться в Венецию. Поездка удалась, потому что по возвращении у Габриэль начался роман с одним из русских изгнанников, Великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, двоюродным братом казненного большевиками Николая II. Дмитрий сам остался в живых только из-за того, что был выслан из страны за соучастие в убийстве Распутина.
Знакомство это произошло в Биаррице. Дмитрий пришел на вечер с актрисой Мартой Давели, которая ему не очень подходила по темпераменту, поскольку очень любила повеселиться, а Дмитрий отнюдь не был кутилой. Чуткий и нежный мужчина, он почувствовал к Шанель симпатию. Они оказались похожи: Дмитрий рано потерял мать, жил без отца, практически как безотцовщина. Они были как брат с сестрой. Из Биаррица они уехали вместе, за Дмитрием следовал его преданный слуга -- все, что осталось от свиты. Он так обнищал, что вкладывал в сапоги газеты, чтобы закрыть дыры на подметках. За него платили в основном его спутницы. Габриэль и Дмитрий прожили вместе больше года, но не поженились, он этого не захотел. Возможно, потому, что был на одиннадцать лет моложе ее.
Однако в тот год, который тридцатисемилетняя мадемуазель Шанель провела с Дмитрием, возник замысел ее «именных» духов. Парфюмера, составителя рецепта Эрнеста Бо, ей посоветовал Романов. Тот провел детство в России, а потом постоянно наезжал в Москву и Петербург, где жили крупные клиенты французских парфюмеров. В Европе еще считалось, что мужчина, пользующийся парфюмерией, обладает плохим вкусом. Но в более восточной по менталитету России среди знати это было модно.
Мастер принес Габриэль несколько вариантов запаха, и они с Дмитрием выбрали из них один - пятый. Бо составил этот рецепт духов для другой фирмы, но профессиональные парфюмеры не решились на их массовое производство из-за того, что оно было слишком дорого. Кроме того, синтетические добавки, стабилизаторы, впервые вошедшие в состав новых духов, делали их более стойкими, можно было реже душиться. Это, наверное, посчитали невыгодным.
Примерно в то же время, что и с Дмитрием, Габриэль познакомилась с организатором «русских сезонов в Париже» Сергеем Дягилевым. Это случилось в Венеции. Он не запомнил этой встречи. Но позже она пришла к нему в Париже. Тогда он тоже был без средств, искал деньги на очередную постановку. Дягилев готовил к началу сезона «Весну священную». Однажды его секретарь Борис Кохно доложил, что его ждет какая-то дама. Это была Шанель, которая протянула маэстро чек с куда большей суммой, чем было нужно на одну постановку.
Шанель всегда была щедра и открыта. У нее было живое воображение в поэзии, музыке, была сверхчувствительность, восприимчивость к мыслям и чувствам других людей, она подобно губке впитывала в себя все, что нужно было в работе над ее коллекциями. Знакомство с Дягилевым переросло в дружбу. Он поручил Шанель создать костюмы для своего знаменитого сатирического балета «Голубой экспресс», в котором потом блистала сестра Вацлава Нижинского Бронислава. Именно здесь, на этом спектакле, она познакомилась с Пабло Пикассо, который назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете».
Больше года на вилле Шанель в Гарше жил Игорь Стравинский со своей семьей. Он подарил ей небольшую икону, которая всегда стояла на тумбочке рядом с кроватью Коко. Танцор Сергей Лифарь частенько сопровождал ее на вечеринки, так как Шанель была не замужем, и, чтобы выглядеть прилично, ей нужен был спутник. Они вместе ездили отдыхать на Лазурный берег, но вряд ли были близки. В ее любовники записали французского поэта Пьера Реверди, который был младше Коко на 16 лет. Его называют и символистом из-за его попыток уловить тончайшие оттенки ощущений, и сюрреалистом, ибо он хотел «увидеть другую реальность». Как настоящий футурист, он стремился не познавать, а изобретать. В общем, это был запутавшийся молодой человек времен декаданса, сначала искавший выход в иррациональном, а потом ставший примерным католиком. Но Коко очень нравились его стихи.
Она помогала ему, скромному типографскому корректору, издать свои произведения, большей частью эмоциональные поэмы, часто написанные прозой. Он стремился отойти от канонов, культивируя свободный и разорванный стих, переносы слов, экспрессию. Многие, если не все его книги с иллюстрациями Матисса, Пикассо и нежными дарственными надписями автора были в библиотеке Коко. Ей в то время были близки ставшие преобладающими мотивами его поэзии безнадежность и одиночество. Он бродил на границе действительного -- «лестниц, которые никуда не ведут». А в реальной жизни гости Коко встречали его спускающимся по парадной лестнице ее дворца с корзинкой для сбора улиток. Потом он женился на другой портнихе, значительно менее знаменитой, и уехал в глухую деревню, где провел в затворничестве лет тридцать, живя рядом с монастырем, как скромный послушник, и переписываясь с Коко.
А вот другого поэта -- несравненно более известного широкой публике Жана Кокто -- она презирала. А ведь этот французский писатель и художник не только писал стихи, романы, пьесы и сценарии, но и иллюстрировал свои книги и даже расписывал церкви. Едва ли не наибольшую известность Кокто принесли его фильмы. «Красавица и чудовище», «Орфей», в котором снялся знаменитый Жан Маре, ставший его протеже и близким другом. Может быть, Габриэль не любила Кокто за его сексуальную ориентацию и пристрастие к наркотикам? Хотя она сама долго оплачивала его лечение от наркотической зависимости. Она просто не выносила, когда живое существо, будь то человек или животное, страдает на ее глазах. Зная ее доброту и отзывчивость, люди, мучающиеся от душевной боли или находящиеся в смятении, часто обращались к ней за помощью. Иногда они злоупотребляли ее мягкосердечностью.
Наступил момент, когда ужасы первой мировой окончательно забылись, и Шанель с удивлением обнаружила, что в ее модели одеваются не только богатые женщины, а вообще все. Точнее не в ее платья, а в одежду «в стиле Шанель». Она не просто «оказалась на гребне волны» или «попала в струю», она десять лет методично расцарапывала пальчиками стену вкусов XIX века. И вот «процесс демократизации» в моде пошел!
Наступил «век джаза», совпавший у Коко со знакомством с еще одним британцем. В отличие от Боя это был человек, от рождения принятый в самых высоких кругах. Хьюга Ричарда Артура Гросвенора, второго герцога Вестминстерского, близкие знали по прозвищу Бендор в честь любимой лошади его деда - первого герцога Вестминстерского, который воспитал внука без отца. И внуку всю жизнь было обидно, что он - не самый лучший в роду! Вот, например, у деда было 15 детей, а у Хьюга Ричарда Артура всего трое, да и то мальчик-наследник умер от аппендицита.
Сорокашестилетняя Коко стала подумывать о ребенке. Она подумывала и в нормандском замке своего любовника, и в шотландском, и на трех его яхтах. Но, вместо наследника, в 1928 году Шанель рождает новую моду - английский стиль. Твид - ткань шотландских помещиков - становится материалом для костюма «в стиле Шанель», актуального и в наши дни. Коко делает популярный тогда в Британии среди спортсменов свитер частью гардероба модной дамы и предлагает носить к нему украшения. Сейчас этим никого не удивишь, но в те времена это шокировало. Ее дела шли как бы сами собой, настолько ее самоуверенность гипнотизировала окружение.
И с замужеством опять ничего не получилось. Последнее путешествие с герцогом по Средиземному морю было омрачено встречей в Венеции с умирающим Дягилевым, у которого была последняя стадия диабета. Эту болезнь уже лет десять как довольно успешно лечили, но Сергей убежал от докторов, режима и уколов в Венецию. Габриэль пришлось сходить на берег и заниматься похоронами. Из близких на кладбище были только Шанель и Мися, а также секретарь Дягилева Кахно и его танцовщик Лифарь, которые на коленях хотели сопровождать до могилы тело своего кумира.
А Бендор, как за девять лет до того Бой, тоже женился и тоже не на Шанель, а на другой - Лоэлии Мэри, дочери барона Сисонби. Коко категорически не умела выходить замуж. Габриэль приписывают такие слова: «Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы Chanel без помощи мужчин...»
В этих словах правда перемешана с ложью. Если бы она полностью отдавалась чувству, как ее тетя-сестра Адриенна, она бы так же, как та, ждала бы тридцать лет возможности выйти замуж за любимого человека, довольствуясь ролью содержанки. А Коко легко бросила своего первого любовника Бальсана. О, Шанель умела держать себя так, чтобы никто не подумал, что она брошена.
И она выдержала, когда герцог познакомил ее со своей невестой. Не подала виду. Сохранила видимость дружбы. Она освоила британский королевский этикет, свод правил, делающих людей счастливыми даже помимо их воли, почти как моральный кодекс строителей коммунизма, ибо он предусматривает, кроме всего прочего, и то, что, когда о тебя «вытирают ноги», надо уметь делать вид, что ты ничего не замечаешь.
Коко помогло и то, что Великий князь Дмитрий познакомил ее с приехавшим из Голливуда в Европу Семом Голдвином. Тот уговорил ее подписать контракт на миллион долларов. Ее нанимали для подготовки костюмов для грядущих фильмов и не только. Предполагалась, что Шанель будет одевать звезд не только на съемочной площадке, но и в личной жизни. Однако удалось снять только один фильм с костюмами Шанель.
Лишившись английского лорда, не в силах вернуть нищего поэта, она сблизилась с замечательным художником-графиком, карикатуристом и дизайнером Полем Ирибом. Этот человек, как и другие ее любовники, заслуживает отдельного большого рассказа. Скажем только, что он в свое время придумал костюмы для знаменитой танцовщицы Маты Хари. Ириб и Шанель были одногодки. Он тоже поработал в Голливуде художником по костюмам, вернулся. Верность не входила в число его добродетелей, их и не было ни одной, за исключением дьявольского таланта. Поль был не француз, а баск Ирибарнагаре. И при этом его угораздило стать... французским националистом. Возможно, из чувства самосохранения.
Под его влиянием Коко, дважды обиженная британцами, стала «праветь». Они создали совместную коллекцию в цветах французского флага. Трудно сказать, до чего бы это довело их вместе, но Коко снова осталась одна. Ириб ее не бросил, он умер, как Бой. Упал на теннисной площадке и скончался, не приходя в сознание, от сердечного приступа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.