На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Мораль и нравственность, происхождение идеалов. Исторические типы морали. «Золотое правило» нравственности. Особенности нравственного сознания и поведения. Структура нравственного сознания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.04.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мораль и нравственность, происхождение идеалов

2. Мораль, обычай, право

3. Исторические типы морали

- Страх

- Стыд и гордость

- Честь как регулятор поведения

- Понятие достоинства и принцип гуманизма

4. «Золотое правило» нравственности

5. Особенности нравственного сознания и поведения

6. Структура нравственного сознания

- Частные требования и оценки, моральная норма

- Моральные качества и нравственный идеал

- Нравственные принципы

- Представления о смысле жизни

Трудно найти благородного человека: не везде он рождается.

Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.

Будда Шакья-Муни

МОРАЛЬ

Само слово «мораль» происходит от латинского mores -- обычаи, нравы. Мораль -- это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, моральные отношения, мо-ральные поступки.

Термины «мораль» и «нравственность» обычно использу-ют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терми-нов, обозначающих одно явление, указывает на существова-ние двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль -- это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой сто-роны, мораль -- это противостояние природе активного воле-вого субъекта, осознающего свою автономность, это личност-ное измерение общества.

Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него -- это обычаи, бессозна-тельно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее -- фактическое поведение людей. Мораль, по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов). В морали свободная лич-ность сознательно ищет всеобщего закона, лежащего в основе нравов. Веления морали начинают расходиться с повседнев-ным порядком, «сущим». Однако мораль как выражение субъективной воли опять объективируется, переходит в нрав-ственность, понимаемую как воплощение морального закона в семейных отношениях, в гражданском обществе, в государ-стве. «Нравственность государства» Гегель считал третьей, последней фазой развития объективного духа -- это «сила ра-зума, осуществляющего себя как волю». Это синтез свободы как проявления духа и ее социально-культурной объективации.

Моральные запреты, нравственные нормы складывались внутри человеческого рода еще до возникновения религии. Зигмунд Фрейд считал, что человека от животного отличает только одно главенствующее свойство - совесть. В природном царстве нет таких особей, которые испытывают раскаяние. Человек только тогда и выделился из естественного царства, когда испытал муки сожаления о содеянном. Но угрызения совести невозможны, если у человека нет нравственных абсолютов. Стало быть, они возникли у истоков истории, а не явились в готовом виде.

Есть и другая версия, толкующая происхождение идеалов. Считают, что причиной тому стал общественный договор. Люди обратили внимание на то, что многие поступки наказуемы. Если ты украл что-то у соседа, он может поступить с тобой так же. Экономист Адам Смит разработал концепцию, в которой показал индивидуальный интерес человека как фактор экономического прогресса. В книге «Теория нравственных эмоций» он пытался доказать, что развитие рынка и бизнеса должно идти параллельно с развитием морали и права.

Мораль, обычай, право

Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведе-ние, опирающееся на обычай, на первый взгляд, сходны. В самом деле, и мораль, и обычай регулируют человеческие вза-имоотношения. И мораль, и обычай не институализированы, то есть моральные предписания и обычаи не исходят от како-го-то особого учреждения, которое добивалось бы принуди-тельного их исполнения.

И мораль, и обычай определяют то, что мы называем нрава-ми, -- привычные, широко распространенные в определенном сообществе формы поведения. Но между поведением на основе обычая и моральным поведением есть существенные различия. Обычай -- это устойчивые, стереотипные способы массово-го поведения, сложившиеся исторически. Обычай, как прави-ло, требует буквального исполнения, он не нуждается в инди-видуальной интерпретации, в отличие от морали. Обычай может требовать от представителей различных социальных групп ис-полнения различных действий. Требования же морали одина-ковы для всех. Так, например, по обычаю древних ацтеков пить вино разрешалось только старикам. Молодой же человек, на-рушивший обычай, должен был быть наказан. Наказания так-же не были одинаковыми для всех за одинаковый проступок. Чем выше социальное положение провинившегося, тем тяже-лее было наказание. Обычай находится в большей зависимости от общественного мнения, нежели мораль: нарушение обычая вызывает общественное осуждение. Нарушение моральной нор-мы могло пройти незаметно для окружающих. С этой особенностью обычая связана его большая, по сравнению с моралью, внешняя оформленность. Обычай не затрагивает человеческой души, он, в известной степени, «деятельность напоказ». Обы-чай не ставит перед человеком перспективной задачи личного совершенствования, что характерно для морального сознания. Требования морали («должное») часто расходятся с повседнев-ной человеческой жизнью («сущим»).

Для совершенствования морального поступка порой надо преодолевать рутину повсед-невности, выходить за рамки привычного, обычного, повторя-ющегося, идти наперекор общественному мнению. Обычай же есть сгущение стереотипности, повторяемости жизненных событий, это объективизация общественного мне-ния, коллективной ответственности. Обычай носит внеличностный характер, в нем совпадают должное и сущее. Обычай так же нормативен, как и мораль, но обоснование этой нормативности иное -- «так должно поступать, потому что так поступают все».

Правовое требование обосновывает свою принудительность ссылкой на государственную волю, закрепленную в законах, соблюдение правовых норм предполагает меры государствен-ного принуждения. Субъект нравственности -- личность, а высшая правовая инстанция -- совесть; субъект обычая -- че-ловеческое сообщество, группа, высшая инстанция -- обще-ственное мнение. Субъект права -- государство, высшая ин-станция -- суд. Но право, как и обычай, тесно связано с моралью. Известно, что незнание закона не избавляет от от-ветственности. Это обусловлено тем, что в основе правовых норм лежат так называемые нормы нравственности, известные всем: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Обы-чай также включает в себя подобные запреты. Право обладает наибольшей принудительной силой, поскольку обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопас-ности. По словам русского философа Вл.Соловьева, право не рассчитывает на личное совершенствование, не требует нрав-ственного выбора. Право есть принудительное требование ми-нимального добра, право имеет дело не с «идеальным совер-шенством некоторых, а с реальной безопасностью всех».

Юрист и социолог Б.Н.Кистяковский, один из авторов изве-стного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право -- это « единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах. «Главное и существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная сво-бода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой».

Исторические типы морали

Исторический тип морали определяется целой совокупно-стью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге -- степенью автономности субъекта нравствен-ности, зрелостью личности.

Страх перед наказанием за совершенный поступок -- са-мая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство стра-ха преобладало по отношению к чужим, потенциально враж-дебным иноплеменникам.

По отношению к «своим» внутри группы действует меха-низм «стыда». В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд -- это страх осуждения «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться (или гордиться, гордость -- по-ложительная форма социального контроля этого типа) можно и случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотиви-рованной удачей, победой, не зависящей от победителя. Ан-тичная культура в основном была воплощением того типа нрав-ственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были «стыд» и «гордость». Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл, Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло.

Неотделенность еще внутреннего мира от внешних прояв-лений человеческой активности отразилась на характере дру-жеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «геро-ическую» эпоху Древней Греции дружба, скрепленная дого-вором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее «практичес-кий» характер, мотив не отделялся от действия.

Другой тип нравственности характерен для сословного об-щества. Здесь центральным оказывается такой регулятор по-ведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общ-ности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные « кодексы чести ». Идеалом дворянского сосло-вия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль -- про-цедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость -- самоцель дворянина, это не средство служения государствен-ной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нрав-ственного поступка. Главное -- личное бесстрашие, то есть сле-дование закону чести, что предполагает индивидуальную мо-тивацию, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определенные внут-ренние побуждения, воплощенные в определенные действия. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, ста-новится особым «очищающим» ритуальным действием, смы-вающим печать личного бесчестья. Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или «обозначения» боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кро-вью. Для низших сословий понятие чести часто связано с уров-нем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.

Понятие достоинства оказывается в центре нравственного сознания уже в новое время. Достоинство мыслится как то, что должно быть присуще каждому индивиду, должно носить все-общий характер. С этой точки зрения, дуэль -- лишь ритуали- зированное убийство, унижающее достоинство человека дей-ствие. Достоинство предполагает расхождение между должным и сущим, что открывает простор для личного самосовершенство-вания. Понятие человеческого достоинства предполагает ощу-щение индивидом себя как представителя «рода человеческо-го» в целом, ставшее мотивом его поведения. Чувство собственного достоинства предполагает значительную вариа-тивность поведения индивида, открывает возможность различ-ных его интерпретаций. В частности, диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами безгранично-го самоутверждения индивида и ощущением огромной ответ-ственности за свои поступки перед человечеством. Основопола-гающим для истолкования идеи человеческого достоинства является принцип гуманизма, который и сам имеет различные интерпретации.

Гуманизм выражен и в идее И. Канта, согласно которой человек всегда является целью и не может стать сред-ством. Но существует и марксистский, «конкретный» гума-низм, согласно которому отдельный человек может и даже дол-жен с радостью стать средством для прогрессивного развития человечества в целом. Ж. П. Сартр рассматривает гуманизм как абсолютную свободу человека, не стесненную внешними усло-виями и внутренней «цензурой». В религиозной христианской традиции гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества (Н. Бердяев, Ю. Бохеньский). Гуманизм как поклонение чело-века самому себе рассматривается как форма идолопоклонни-чества, несвободы человека.

«Золотое правило» нравственности

Принцип гуманизма наиболее ярко выражен в так называ-емом «золотом правиле» нравственности. История станов-ления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственнос-ти. В современном его значении «золотое правило» начинает использоваться с XVIII века.

Изначально, в условиях родоплеменной общности, действо-вал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб»), талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий с современной точки зре-ния обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определен-ные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых вза-имодействий.

Разрушение родоплеменных отношений вело к невозмож-ности четкого разделения на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались важнее связей род-ственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегреше-ния своих родственников, так и родовая общность не стремит-ся брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений «своих» и «чужих», теряет свою эффектив-ность. Возникает необходимость формирования нового прин-ципа регуляции межиндивидуальных отношений, не завися-щего от родоплеменной принадлежности индивидов.

Таким принципом и стало «золотое правило», упоминания о котором встречаются уже в V--VI веках до н.э. -- в учении Конфуция и памятнике древнеиндийской культуры «Махаб-харата», в изречениях семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом заветах. Например, в Евангелии от Матфея «золотое правило» звучит следующим образом: «Итак, во всем как хо-тите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Матф. 7, 12). В отличие от приведенной «позитив-ной», существует и «негативная» формулировка «золотого правила»: не желай другому того, чего не желаешь себе.

«Другой» в «золотом правиле» -- это любой человек, ближ-ний и дальний, знакомый и незнакомый. «Золотое правило» в скрытой форме содержит представления о равенстве всех лю-дей. Но равенство это не принижает людей, не делает их оди-наковыми. Это равенство в свободе, равенство в возможности к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех че-ловеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптималь-ны для каждого человека.

«Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к друго-му, к другому -- как к себе. Такое отношение и есть основа свя-зи между людьми, которая называется любовью. Отсюда -- другая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда -- как к средству.

«Золотое правило» как основа нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступ-но для понимания каждого, оно помогает ограничить индиви-дуальные эгоистические притязания, что составляет основу еди-нения людей в государстве. Дж. Локк не считал «золотое правило» врожденным человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме «золо-того правила», люди приходят к общественной добродетели. И. Кант весьма критически оценивал традиционные формы «зо-лотого правила». По мнению Канта, «золотое правило» в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не ме-шаю вам жить, не мешайте и мне). «Золотое правило» включа-ет в нравственное поведение желание индивида. Но человечес-кие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного -- мира свободы. Однако категорический императив Канта -- центральное поня-тие его этического учения -- есть лишь философски уточнен-ное «золотое правило»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. В сво-ем определении Кант пытается закрыть лазейку мелкому эго-изму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.