На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Исторические факты создания и развития усадьбы Орловых-Давыдовых, ее особенности и месторасположение. Расположение комнат в Усольской усадьбе, доминантные архитектурные композиции. Упадок имения во время революции 1917 года и спасение библиотеки.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 28.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»
«Музей Усольской усадьбы графов Орловых-Давыдовых»

Контрольная работа
Оглавление
    Введение 3
    1. История усадьбы Орловых-Давыдовых 4
      1.1 Усольская вотчина 4
      1.2 Рождение и жизнь усадьбы 6
      1.3 Упадок имения 11
    2. Районный муниципальный музей Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова 14
      2.1 История музея 14
      2.2 Экспозиция музея посвященная усадьбе Орловых-Давыдовых 14
    3. Проект возрождения графской усадьбы 19
    Заключение 22
    Использованные источники 23
    Введение
    Среди русских провинциальных усадеб, построенных в начале XIX века на самарской земле, первое место, безусловно, принадлежит Усольскому имению. Усадьба взята на всесоюзный учет под №6583 как "Памятник архитектуры, охраняемый государством".
    В течение 150 лет, вплоть до революции 1917 года, богатой вотчиной на Самарской Луке владели сначала блестящие екатерининские вельможи - графы Орловы, потом их прямые наследники - Орловы-Давыдовы.
    Село Усолье, раскинувшееся напротив Ставрополя по берегам родниковых речек Горной Усолки и Елшанки, стало главной резиденцией Орловых с графской усадьбой и вотчинной конторой...
    Целью данной работы я считаю рассмотрение всей глубины проблемы усадьбы Орловых-Давыдовых. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи: рассмотреть историю имения; оценить состояние усадьбы на сегодняшний день; рассказать об Усольском краеведческом музее и об экспозиции посвященной истории усадьбы Орловых Давыдовых; рассмотреть предложенные разработки по восстановлению усадьбы; разработать свою концепцию по восстановлению данного исторического памятника.
    В своей работе я выделила три глава. В первой я постараюсь осветить историю усадьбы Орловых-Давыдовых. Во второй главе я хотела бы рассмотреть деятельность Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова, в котором находится экспозиция посвященная имению графов Орловых-Давыдовых. В третьей главе своей работы я хотела бы предложить свои наработки по восстановлению усадьбы в ее первоначальном виде, так как необходимость ее восстановление очевидна, поскольку усадьба является ценным историческим и архитектурным памятником.
    1. История усадьбы Орловых-Давыдовых

1.1 Усольская вотчина

В 1632 году указом царя Михаила Федоровича Усольский городок, утративший военное значение, вместе с соляными варницами был отдан ярославским купцам Светешниковым, поэтому некоторое время Усолье на Волге называлось Надеинским. В 1660 году приказом Большого Двора Усолье было выкуплено у сестры Надея Светешникова Антониды за 6500 рублей и передано в казну. В том же году царь Алексей Михайлович пожаловал Надеинское вместе с соляными варницами, землями и прочими угодьями церкви Рождества Богородицы Савво-Сторожевского Звенигородского монастыря Московской губернии.

В XVIII веке Надеинское-Усолье было пожаловано личным указом Петра I князю А.Д.Меншикову и 20 лет (1710-1730) находилось в его владении. После ссылки "светлейшего" в Сибирь имение снова перешло в казну.

Екатерина II предложила братьям Орловым, которые фактически возвели ее на престол, земли на Самарской Луке взамен их верховых вотчин. Старшему из Орловых, Ивану Григорьевичу (1733-1791), в 1765 году было предложено лично выбрать владения, что он и сделал. Вслед за ним на Волгу поехал Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807), который писал в письме к графу П.А. Румянцеву: "Я за 29 дней... объездил более трех тысяч верст... ездил по жилым и прекрасным местам".

Портрет Ивана Григорьевича Орлова. Предмет экспозиции Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова

Выбранные таким образом земли Самарской Луки именным указом Екатерины II от 1768 года были пожалованы всем братьям Орловым, которые сразу же приступили к их активному освоению. Это была огромная вотчина, в которой насчитывалось 36 селений с крепостными крестьянами в 26-27 тысяч душ и около 300 тысяч десятин земли. В центре стояло село Усолье.

В конце XVIII века единственным владельцем Усольской вотчины остался младший из Орловых - Владимир Григорьевич (1743-1831). Он рачительно хозяйствовал в своих имениях на Волге, которые приносили немалый доход. После его смерти вотчина перешла по наследству двум лицам: его внуку Владимиру Петровичу Давыдову (с 1856 года - граф Орлов-Давыдов) и его дочери Екатерине Владимировне Новосильцевой (урожденной Орловой). При разделе на долю В.П. Давыдова пришлось 16 сел и деревень вместе с Усольем (с общим числом населения в 6937 душ обоего пола) и 145258-ю десятинами земли.

1.2 Рождение и жизнь усадьбы

В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара сгорели все крестьянские избы и старый графский дворец. До пожара село не имело строгой планировки. По распоряжению графа Владимира Григорьевича Орлова новый регулярный проект села Усолья с усадьбой и парком составил его уроженец, крепостной архитектор Христофор Иванович Сахаров (Шмит). Здания графской усадьбы велено было строить "безопасными от пожара", т.е. каменными. Отстроенное заново село находилось ниже графского имения, на берегу Волги. В настоящее время это место затоплено Жигулевским морем. Сельские дома перед затоплением были перенесены выше имения, поэтому графская усадьба в наши дни оказалась почти на берегу Волги. Под воду ушла и часть прекрасного парка, окружавшего усадьбу Орловых-Давыдовых.

Господский дом с флигелями был спроектирован двумя крепостными архитекторами - Х.И.Сахаровым (Шмитом) и А. Цукановым - при участии известного московского архитектора Дементия Ивановича Жилярди. Проект отличался продуманностью и особой тщательностью. В то же время он представлял собой довольно типичную для России начала XIX века планировку дворянской загородной усадьбы. Выбор ведущего архитектора был не случаен: к помощи Жилярди граф В.Г. Орлов неоднократно обращался во время строительства семейной усыпальницы - мавзолея - в своем подмосковном имении Отрада.

Комплекс зданий Усольской усадьбы в плане представляет собой симметричную постройку в форме каре, ориентированную с севера на юг. По центральной оси композиции, с запада на восток, последовательно располагались главный въезд в усадьбу с двумя караульными помещениями, за ним - парадный двор с центральным зданием бывшей вотчинной конторы, окруженный чугунной решеткой высокохудожественного литья, и далее - парк. Именно парковые фасады у зданий были задуманы как парадные.

Доминантой архитектурной композиции служит стоящее в центре кирпичное трехэтажное здание бывшей конторы с цоколем из естественного тесаного камня. Оно строго пропорционально, с четким ритмом оконных проемов, подчеркнутых по второму этажу чередующимися украшениями в форме арок и прямоугольников. Дворовый и парковый фасады здания конторы расчленены по горизонтали на три части поясками. Все архитектурные детали фасадов тонко прорисованы и составляют главное украшение здания. Его завершает мезонин с оригинальной и сложной в построении мансардной крышей, на самом верху которой находится видовая площадка с башенкой, окруженная по периметру изящной балюстрадой. Над входом в контору со стороны двора - мощный, на три окна, балкон. Чугунный балкон-навес, стоящий на фигурных чугунных колонках, сохранился на парковом фасаде центральной части графского дома. Над ним в треугольное пространство фронтона второго этажа позднее был вмонтирован герб Орловых-Давыдовых. В усадьбе также постоянно встречаются орлы - символ графов Орловых. Их герб с орлами или отдельное изображение орлов присутствуют на стенах главного дома, на мебели и в коллекции гербов.

Посмотрим на здания усадьбы с самой лучшей точки - из парка. К конторе с обеих сторон примыкают флигели: справа - одноэтажные жилые комнаты с анфиладной планировкой для графской семьи и двухэтажная библиотека; слева - аркада с полуциркульными сквозными проемами, соединяющая здание конторы с "домом управляющего". Строительство началось почти сразу после пожара - в 1813 году. К 1834 году контора в 3 этажа с мезонином, 2-этажный "дом управляющего" и ряд служб уже были возведены. Компактность и уравновешенность всех зданий, скромность их архитектурной отделки говорит о безупречном вкусе, как авторов проекта, так и строителей - каменщиков из Городца и крепостных крестьян графа Орлова.

Следует отметить наличие многих сходных черт в формировании двух орловских усадеб - Отрады и Усолья. Это в первую очередь замечательные парковые ансамбли, в которых прослеживается влияние английского садово-паркового искусства. Они привлекали графа Орлова-Давыдова, воспитывавшегося в Англии, прежде всего сходством с естественной природой. В 1836 году для разбивки усольского парка и фруктового сада перед восточным фасадом дворца был приглашен французский садовник Помре.

Усольский парк состоял из примыкавшей к дому небольшой регулярной части с клумбами, дорожками, посыпанными толченым кирпичом, и со стрижеными боскетами, окруженными сиренью, которой там было около 16 сортов. Перед графским домом находилась площадка с фонтаном и стоящей в нем скульптурой мальчика с гусем. Далее шла естественная часть парка, близкая к природе Жигулевских гор, находящихся возле Усолья. Из жигулевских лесов и перевозились в парк тщательно подобранные породы деревьев: дубы, липы, клены, сосны. Только лиственницу привезли специально для усольского парка из других мест. Фактически, Помре создал настоящий ботанический сад, имеющий самостоятельную ценность. Сохранились списки цветов, которыми украшали клумбы графского сада, - это были георгины и астры во всем своем многоцветье: восемнадцати колеров. В парке стояли скамейки и скульптуры, одна из которых - Диана с ланью - в 1950-е годы попала в фонды Куйбышевского краеведческого музея. В 1865 году по приказу графа В.П. Орлова-Давыдова парк был обнесен кирпичной стеной нижегородским каменщиком Бугаевым.

Между селом и графской усадьбой по проекту архитектора Христофора Сахарова (Шмита) в начале XIX века на фундаменте старой церкви начали возводить собор, кирпичные стены которого уцелели в пожаре 1812 года. Одновременно с ним строились соборы еще в 4-х графских селах. Внутреннюю отделку собора спроектировал тот же Х. Шмит. Резьбу и золочение алтаря производили: крестьянин села Хатуни (Серпуховского уезда Московской губернии) Илья Иванович Хрусталев и саранский мещанин Максим Кузнецов. Видимо, они же изготовили резные золоченые рамы с девизом Орловых "Fortitudine et constantia" (твердостью и постоянством) для усольских копийных портретов Владимира Григорьевича Орлова и его жены Елизаветы Ивановны. Иконостасы расписывали живописцы: "симбирской гимназии учитель рисовального класса" Кондрат Лаврентьевич Лавров и братья Яновы. Ныне все это находится под водой вместе с селом. Только на берегу Жигулевского моря среди крупной гальки лежат каменные столбы от церковной ограды.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) часто бывал в своем имении на Волге и один, и всем семейством. Впервые после смерти деда он приехал в Усолье в 1832 году, женившись на 18-летней княжне Ольге Ивановне Барятинской (1814-1876). В семье появилось шестеро детей, поэтому вскоре возникла необходимость в перестройке конторы под жилой блок. Контору перевели в помещение южного флигеля, а освободившийся трехэтажный дом был включен в жилой комплекс усадьбы. Реконструкцию осуществили без изменений наружного облика зданий 1-й половины XIX века. В 1867-69 годах были полностью заменены обветшавшие двери, окна, полы; более современной стала и внутренняя отделка. Все помещения, заново меблированные, стали удобными и уютными. Обстановка включала предметы высокого художественного мастерства, привезенные В.П. Орловыми-Давыдовыми из путешествий в страны Европы и из Петербурга (мраморные и бронзовые бюсты, картины, рисунки, гравюры). В усадьбе продолжала формироваться уникальная библиотека, начало которой положил еще В.Г. Орлов, а также коллекции оружия и геральдики. Все сыновья и внуки В.П. Орлова-Давыдова были военными, поэтому их коллекция оружия постоянно пополнялась и считалась к началу ХХ века одной из лучших в России.

Позади дворца располагались мастерские, служебные и хозяйственные постройки; еще дальше - скотный двор и конюшни. Как известно, один из братьев Орловых, Алексей Григорьевич, вывел знаменитую орловскую породу лошадей. Не остался в стороне и граф В.П. Орлов-Давыдов, построивший в 1860-70 - е годы в Усолье большой хозяйственный двор, на котором главное место занимали благоустроенные конюшни из красного кирпича с белыми бутовыми деталями. Там же располагались овчарни и помещения для крупного рогатого скота. Для наемных рабочих была построена небольшая столовая.

Усольский "конюшенный двор" может являться образцом раннего творчества известного впоследствии петербургского архитектора Роберта Андреевича Гедике. Он был уже академиком архитектуры (1856), когда граф Орлов-Давыдов пригласил его для проектирования хозяйственных построек в своем имении. Гедике считается одним из создателей так называемого "кирпичного стиля" в русской архитектуре, основным требованием которого было применение в облицовке зданий кирпича, а не штукатурки. Он считал кирпич более долговечным материалом, не требующим особого ухода. Поэтому графские конюшни до сих пор сохраняют прекрасный внешний вид. Маленьким шедевром Гедике в Усолье можно считать "дом служащих", построенный из красного кирпича в стиле псевдоготики. Контакты архитектора Гедике и графской семьи продолжались и в более поздние годы, когда он был приглашен для проектирования и строительства в Петербурге дома для старшего сына В.П. Орлова-Давыдова - Анатолия Владимировича.

Усадьба Усолье уже при Владимире Григорьевиче Орлове стала благоустроенным поместьем с хорошо налаженным бытом и рациональным хозяйством. Она являлась не только образцом крупного архитектурно-ландшафтного комплекса начала XIX века, но и типичным натуральным помещичьим хозяйством со своим сельскохозяйственным и ремесленным производством.

При графе В.П. Орлове-Давыдове, поклоннике английской системы хозяйствования, огромные владения, кроме доходов от конного завода и овцеводческого хозяйства, также и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.