На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История музейного коллекционирования. Арт-рынок как система товарного обращения произведений искусства. Самые необычные музейные коллекции мира. Критерии оценки произведений искусства. Участие музеев в аукционах. Антиквариат как подлинный предмет старины.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 06.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ. А.М.ШИРОКОВА»
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Допущено к защите
______________________________
Зав. кафедрой Ю.Г.
« » ________________2009г.
Музейные коллекции и художественный рынок
Курсовая работа
студентки 4 курса
дневной формы обучения
специальности «Культурология»
Научный руководитель
Минск, 2009
Содержание

Введение
1. Коллекционирование
1.1 Из истории коллекционирования
1.2 Виды коллекций
1.3 Самые необычные музейные коллекции мира
2. Арт рынок
2.1 История арт-рынка
2.2 Аукционы
2.3 Антиквариат
2.4 Критерии оценки произведений искусства
Заключение
Список литературы
Введение

Становление рыночных отношений сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.
Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.
Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.
Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка.
Цель работы: изучение и анализ функционирования музея и направления его деятельности.
Задачи: изучить историю музейного коллекционирования, изучить арт рынок как систему товарного обращения произведений искусства, а также критерии оценки произведений искусства.
1. Коллекционирование
1.1 Из истории коллекционирования

Коллекционирование считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. В России известно с 10-11 вв. Это, прежде всего, собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах. В средние века благодаря собирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царской сокровищницы. В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений в оранжереях и садах. Интерес к животному миру проявился в создании коллекций зверей и птиц в зверинцах (см. Протомузейные формы).
Расцвет коллекционирования начинается в 18 в., когда Россия встала на путь освоения европейских культурных форм. Появляется множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающих эстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В 18 в. коллекционирование в стране проходит путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев). Создаются первые объединения коллекционеров, например, Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг. В начале 19 в. расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы. В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова - музея естественной истории Московского университета и т.д.) Результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях). Научное направление в коллекционировании связано преимущественно с музеями, которые активно включаются в процесс пополнения своих фондов; здесь же разрабатывается научная систематизация объектов коллекционирования.
В 20 в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования - формирование фондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.
Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.
1.2 Виды коллекций

Археологические коллекции - систематические собрания предметов археологии. Являются основой для создания археологических музеев или составной частью краеведческих музеев и музеев исторического профиля. Формирование археологических коллекций прошло несколько этапов становления, от сбора случайно обнаруженных древностей до научно разработанных методов отбора материала во время полевых работ. Полевые работы проводятся при наличии специального разрешения. С 1990-х гг. катастрофические масштабы приобрела деятельность "черных археологов"; впервые встала проблема сохранения не только археологических коллекций в составе музейных и частных собраний, но и недвижимых археологических объектов и комплексов в историческом ландшафте.
Первые археологические коллекции в России появились в начале 18 в. По указу 1718 г. "все, что зело старо и необыкновенно", "старые вещи", найденные в земле или воде, надлежало приносить за вознаграждение. Руководителю первой научной экспедиции в Сибирь (1719 г.) Д.-Г. Мессершмидту было предписано искать и собирать различные древности, раскапывать курганы, делать зарисовки. Интерес Петра I к сибирским древностям вызвал появление указов об охране археологических памятников. В эти годы сформирована первая археологическая коллекция в России - т.н. Сибирская коллекция Петра I.
Научные экспедиции, с 1725 г. проходившие под покровительством Академии наук (Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина, И.Г. Георги и др.), значительно расширили круг источников и материальную базу археологии; в экспедициях велась документальная фиксация и описание памятников. Преобладающий интерес к древностям Сибири, Приуралья, Поволжья привел к формированию соответствующих коллекций, которые поступали в Кунсткамеру и Академию наук.
Дальнейшее формирование археологических коллекций связано с развитием исторической науки, дифференциацией научного знания и выделением археологии как науки. В конце 18- начале 19 вв. интерес к античным древностям Причерноморья способствовал началу планомерных раскопок и проведению первых мероприятий по охране памятников. Созданные в результате этой деятельности А.к. стали основой для создания первых археологических музеев в России: в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, а также археологических коллекций "керченских древностей" в Эрмитаже.
Со второй половины 19 в. раскопками и накоплением археологического материала стали заниматься ученые - И.Д. Черский, В.В. Докучаев, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев и др.; расширилась тематика исследований (славянские, восточные, первобытные памятники). Формированию археологических коллекций во второй половине 19 в. способствовала деятельность научных обществ, среди которых первенство принадлежит Академии наук, Археологической комиссии в Петербурге и Одесскому обществу истории и древностей. Разнообразные находки присылались в Русское археологическое общество, где была сформирована значительная археологическая коллекция и музей (1840-е гг.) Собирание археологических памятников инициировалось выставками, проходившими во время проведения археологических съездов. По инициативе научных обществ и ученых архивных комиссий возник ряд музеев с коллекциями археологических памятников. Археологические коллекции стали значительными отделами вновь образованных провинциальных музеев в Ярославле, Воронеже, Минусинске, Кяхте, Вятке и др.
Во второй половине 19 в. памятники археологии - важная составная часть многих частных коллекций (И.К. Айвазовского, Д.Г. Бурылина, И.А. Шлякова, В.Д. Поленова, Д.Я. Самоквасова и др.). Ряд частных археологических коллекций послужил основой создания музеев: в Тюмени, Туле, Красноярске, Екатеринославле (Днепропетровске) и др.
В настоящее время археологические коллекции в основном формируются в результате полевых исследований, проходят камеральную обработку и атрибутированные поступают в музеи. Наиболее крупными и ценными археологическими коллекциями обладают Эрмитаж, Исторический музей в Москве, ряд региональных музеев, в которых именно археологические коллекции наиболее полно характеризуют местную историю (археологическая коллекция Ростовского областного музея краеведения, Азовского краеведческого музея, Кяхтинского музея, Екатеринбургского краеведческого музея, Сахалинского краеведческого музея). Научные исследования и открытия в исторических науках способствуют созданию новых археологических коллекций в ряде музеев. Например, коллекция эпохи палеолита создается в музее-заповеднике "Кижи".
Этнографические коллекции - систематизированные собрания предметов, представляющих культуру определенного этноса или этнической группы. Предметы, изъятые из среды бытования, могут полноценно существовать в рамках коллекций и стать музейным экспонатом только при сохранении этнокультурной информации. Этнографические коллекции отражают как материальную культуру этносов (бытовую, хозяйственную, производственную, религиозную), так и нематериальное наследие (традиции, верования, обряды, фольклор). Артефакты этнографических коллекций имеют наряду с собственными характеристиками (материал, технология) характеристики культуры, в рамках которой они были созданы (функциональное назначение в культуре, тип, условия бытования и др.)
Начало созданию этнографических коллекций в России было положено в 18 в., когда из экспедиций в Сибирь, Поволжье, Кавказ были привезены диковинные предметы, относящиеся к иным культурно-этническим сообществам. Первые этнографические коллекции появились в составе Петербургской Кунсткамеры (1714 г.)
В 19 в. этнографические коллекции становятся распространенным типом коллекций в музеях и частных собраниях. В 1848 г. основан Этнографический музей Русского Географического общества в Петербурге, в 1867 г. - Дашковский этнографический музей как подразделение Румянцевского музея, этнографический отдел Русского музея. Значительные этнографические коллекции были сформированы в этот период в местных музеях: в Иркутске, Тифлисе, Минусинске, Тюмени, Владивостоке, Чите, Рязани, Архангельске и др., в музеях при университетах, научных обществах и статкомитетах. Для пополнения этнографических коллекций снаряжались специальные научные экспедиции. В 1924-48 гг. в Москве работал Музей народоведения, в котором были сформированы уникальные этнографические коллекции, характеризующие многочисленные народности России. Во второй половине 20 в. этнографические коллекции становятся все более специализированными, они различаются по географическому, этническому, предметному принципам.
В настоящее время крупнейшие этнографические коллекции находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге, в Российском этнографическом музее, Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и др. Этнографические коллекции представлены в музеях декоративно-прикладного и народного искусства, в составе национальных музеев республик РФ и музеев исторического профиля, существуют практически во всех краеведческих музеях страны. Значительные этнографические комплексы находятся в составе музеев под открытым небом (Усть-Вымский историко-этнографический музей, музей-заповедник "Тальцы" под Иркутском)
Художественные коллекции - собрания предметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служили удовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетических представлений и наук об искусстве.
Известны с древнейших времен. Прообразами художественных коллекций считаются коллекции древнегреческих храмов муз Мусейонов, коллекции при храмах и термах Др. Рима. Являлись составной частью ризниц храмов и монастырей, царских сокровищниц средневековой Европы (в России, например, художественные коллекции находились в составе Оружейной палаты), универсальных коллекций древностей, кунсткамер эпохи Возрождения и Нового времени (Петербургская кунсткамера). Целенаправленное коллекционирование художественных предметов начинается в эпоху Возрождения в Италии. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознание ценности собираемых артефактов приводит постепенно к выделению художественной части собраний в самостоятельный вид коллекционирования. В России этот процесс приходится на 18 в., когда создаются художественные галереи и ценные художественные собрания во дворцах и усадьбах: в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже, во дворцах Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. Для размещения художественных коллекций были выстроены специальные здания.
К началу 19 в. относятся первые попытки придать художественным коллекциям статус музея, а в художественных коллекциях появляются произведения современных русских художников. Так, на правах частного музея существовали "Русский музеум" Павла Свиньина, галерея Ф.И. Прянишникова и др. Во второй половине 19 в. на основе частных художественных коллекций создаются художественные музеи: Третьяковская галерея, Цветковская галерея, Музей изящных искусств и др., а также сеть провинциальных художественно-промышленных музеев. Собиратель, руководствовавшийся прежде лишь собственным вкусом и модой, теперь начинает ориентироваться на исследования в области искусствознания. Художественные коллекции все более специализируются, к концу 19 в. как самостоятельные области художественных коллекций выделяются коллекционирование икон (коллекция И.С. Остроухова), предметов декоративно-прикладного искусства (коллекции М.К. Тенишевой, Г.А. Брокара).
В 20 в. художественные коллекции остаются важной частью частного коллекционирования, которые зачастую пополняют фонды государственных собраний.
Коллекции книг представляют собой собрания книжных раритетов, рукописных, старопечатных и современных изданий, имеющих историческое, библиографическое, художественное значение.
Книги становятся объектом собирательства в древнейшие времена. Одними из первых известных коллекций были именно книжные - известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмах Древнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, 3 в. до н.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии). Длительное время книги собирались как источник информации; позднее - также с целью сохранить книгу как произведение книгопечатного и изобразительного искусства, явление культуры. В средние века значительные книгохранилища создавались при монастырях, храмах и первых университетах. В России крупные книгохранительницы были сформированы при Софийском соборе в Новгороде Великом, в Софии Киевской, в Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях. С 15 в. в Европе и с 17 в. в России начинают формироваться частные книжные собрания. В 18 в. формирование коллекций книг становится делом государственным, в результате образуются такие крупные книжные хранилища как библиотека Императорской Академии наук в Петербурге, библиотека Московского университета и др. В 19 в. часть книжных коллекций преобразуется в крупные государственные библиотеки, другая часть становится значимой частью музейных собраний (Румянцевская библиотека, Синодальная (Патриаршая) библиотека, библиотека Эрмитажа).
В настоящее время книжные коллекции с уникальными и раритетными изданиями являются значимой частью музейных собраний. Функционируют музеи книги, которые появляются в Европе во 2-й пол. 19 в., а в 20 в. в России: музеи Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в СПб, музей миниатюрной книги издательства "Книга" и музей издательства "Детская литература" в Москве и др. Интенсивно развивается частное коллекционирование книг.
Естественнонаучные коллекции представляют собой "систематизированные собрания объектов природы", которые "являются документальным свидетельством достоверности научных фактов". Включают как объекты живой, так и неживой природы, в т.ч. специально обработанные и законсервированные (чучела животных, анатомические препараты и др.) Используются для научных исследований, проведения мониторингов природных процессов. В число естественно-научных коллекций входят: ботанические (в т.ч. сады, оранжереи, дендрарии, гербарии), зоологические, антропологические, геологические, палеонтологические, почвенные, медицинские.
Создание естественно-научных коллекций тесно связано с развитием естественных наук. Уже коллекции, сформированные в период античности, использовались в исследовательских целях. Значительные естественно-научные коллекции, состоящие из редкостей "трех царств природы" - растительного, животного, минерального, были собраны в европейских кунсткамерах в 16-18 вв.; широкое распространение получили также анатомические театры, ботанические сады, зверинцы. В России в 16 в. функционируют первые зверинцы, в 17 в. - ботанические сады, в 18 столетии создается Петербургская кунсткамера, универсальное собрание, в котором были собраны анатомические, зоологические, ботанические коллекции. На протяжении 18 в. появляются первые частные естественнонаучные коллекции: А.С. Строганова, П.Г. и Н.А. Демидовых, частные ботанические сады Г.А. Демидова, А.К. Разумовского. С 18 в. начинается выделение естественно-научных коллекций в обособленные коллекции и музеи, а в 19 в. - их специализация (в 1830-е гг. из собрания Петербургской кунсткамеры выделяются Зоологический, Ботанический, Геологический и др. музеи). Создается ряд систематических коллекций, в которых отражалось видовое разнообразие природы. Естественно-научные коллекции становятся значимой частью музеев местного края и музеев учебных учреждений.
В 20 в. одной из форм сохранения и представления многообразия природы стали особо охраняемые природные территории, природные заповедники и национальные парки (Тебердинский биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк). Возникли новые типы естественно-научных коллекций, отражающие приоритеты и проблематику естественнонаучных исследований в настоящее время - музеи-аквариумы, экологические тропы. Среди наиболее крупных и известных музейных естественно-научных коллекций- собрания Дарвиновского музея и Биологического музея им. К.А. Тимирязева, Геологического музея им. В.И. Вернадского в Москве, Ботанического института им. В.Л. Комарова, Антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге.
Коллекции фономатериалов и фотодокументов - систематизированные собрания предметов, на которых определенным способом зафиксированы различные звуковые процессы и визуальные образы, отражающие различные исторические события, факты науки, культуры и искусства.
Такие коллекции начинают формироваться с развитием соответствующих технических устройств в конце 19 в.: у частных коллекционеров, в музейных собраниях, на фирмах-производителях звуковых и видео-носителей. Первоначально Ф.к. имели исключительную ценность как документальные свидетельства событий, впоследствии приобрели значение как образцы техники. Среди частных коллекций распространены коллекции граммофонных пластинок, старых фотоаппаратов, дагерротипов. В музеях ценность имеет не только носитель информации, ныне уже не применяемый для воспроизводства (граммофоны, пластинки, дагерротипы), но и зафиксированный ими факт. Крупнейшие в России - фоно-коллекции Студии грамзаписи, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея музыкального и театрального искусства в СПб, Архива кинофонофотодокументов в СПб, фотоколлекции - Исторического музея, Литературного музея, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Центрального архива кинофотодокументов в Красногорске.
В настоящее время музеи при формировании Ф.к. широко используют целенаправленную фиксацию событий, воспоминаний, выступлений на звуковые и видео-носители, создавая т.о. базу документальных источников; запись приобретает значение подлинного музейного предмета. В музеях естественнонаучного профиля записи имеют значение вспомогательного материала (аудио-записи голосов зверей и птиц, фотофиксация природных процессов). Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций могут быть как основными предметами экспозиционных комплексов, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.