На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Оригами искусство складывания бумаги. Распространение оригами по миру. Типы и формы оригами. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике Оригами. Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

    Введение. 3
      1. Оригами - искусство складывания бумаги. 5
        1.1. Открытие бумаги. 5
        1.2. Возникновение оригами. 7
        1.3. Первые книги по оригами. 10
        1.4. Распространение оригами по миру. 12
        1.5. Типы и формы оригами. 18
      2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”. 22
        2.1. Условные обозначения и выполняемые операции. 22
        2.2. Базовые формы. 23
        2.3. Техника складывания бумаги. 26
        2.4. Варианты изделий оригами. 27
        2.5. Организация работы. 28
        2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей. 30
    Заключение. 35
    Список используемой литературы. 37
    Приложения.

Введение.

Оригами может быть интересно людям разного возраста. Во-первых, это дети. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Во-вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги - одно удовольствие. В-третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

Изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на учащихся, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для учащихся. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на уроках знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в школе.

При изготовлении оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение использования оригами в школе актуальным для исследования.

Объектом исследования является оригами как вид декоративно-прикладного искусства.

Предметом нашего исследования является место оригами в рамках предмета “Технология” и внеклассной работы в школе.

Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для развития всесторонней личности ребенка.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.

2. Выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления школьниками изделий в технике оригами.

3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, синтез, моделирование, проектирование, разработка технологии выполнения оригами.

1. Оригами - искусство складывания бумаги.

1.1. Открытие бумаги.

В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ записи знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, но был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые маленькие его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Затем их отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К III в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шелк более доступным материалом - растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размельченные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал - бумага. Официальной же датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.

Высушенные листики спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу.

В VI - VII в. н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей-Тянь (“летающие монеты”). Вероятно, это были первые бумажные деньги в

истории человечества. В VI в. н.э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.

Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был “богат знаниями и умел делать бумагу и тушь”, добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают “Японские хроники” в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шелковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.

Вскоре сырье заменили более дешевым - теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870году. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную.

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание “живое сокровище” и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги “ваши”. Эта бумага очень прочная - она выдержит несколько тысяч сгибов. На бумаге “ваши” после окончания. Первой Мировой войны был подписан Версальский договор о мире.

1.2. Возникновение оригами.

Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб - чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи-буддизма.

Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью - чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины - мокато - ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.

Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, так как все вели в едином направлении - к единой и неделимой Истине.

Несколько лет назад средний европеец едва слышал о бумаги, а японец уже был окружен ею. В 50-х годах XV века, в городке Майнце выдающийся немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг впервые на западноевропейской бумаге ручного производства напечатал библию. Это была одна из первых бумаг, изготовленная специально для печати.

Высоко ценилась прочность бумаги “ваши” в пиротехнике. Она шла на изготовление корпусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и коробочки для очков, музыкальных инструментов.

Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX - XII веках, в эпоху Хэйах (794 - 1185) и даже обозначили особым понятием “моно - ноаваре”. Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками - божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй (Приложение 1),который висит перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор складывают в Японии ката-сиро - восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина - символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам - гуси - метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

В периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветочка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI веке, упоминает в своей книге ”Гандзи моно гатари” (“Повесть о блистательном принце Гандзи”) о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превратилось в замысловатый конверт с украшением.

В периоды Адзути-Момояна (1573-1603гг.) и Эдо (1603-1867гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) (Приложение 2) - традиционный японский символ счастья и долголетия.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” - “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

1.3. Первые книги по оригами.

Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката”, которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели - журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены между собой кончиками крыльев или клювами (Приложение 3). Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недовведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Авторов “Сенбадзуру ориката”, считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 году он выпустил книгу» Чашингура ориката”, в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы “Чашингура”.

В 1845 году в Японии издается книга “Кан-но-мадо”, что в литературном переводе означает ”зимнее окно”, или точнее “окно середины зимы”. Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в “Кан-но-мадо” впервые печатается схема складывания базовой формы “лягушка” и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603-1867гг.) не случайно. Именно это время характеризуется началом “демократизации” оригами - превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами, как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия - как намек на оригами, как на свет скромных знаний, которые можно из нее подчеркнуть.

В 1879 году директор школы для девочек Сани Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 году Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами “Ориката”, которая позже была переведена на английский язык.

1.4. Распространение оригами по миру.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.  
Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства
Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.
Акира Йошизава родился в 1911 г. 14 марта в префектуре Точиги провинции Канто в многодетной семье.
С оригами Акира впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на свой юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию.
В 22 года Акира Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию под руководством своего прораба. Вскоре его успехи на этом поприще становятся настолько значительными, что молодому человеку поручают учить новичков читать чертежи. При этом он активно использует оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имеют успех и вызывают неподдельный интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики, и Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы.
Перед второй мировой войной Акира Йошизава встречает Исао Хонду, который, будучи на 23 года старше его, в 1931 г. написал книгу по оригами и собирает материал ещё для одной. Йошизава предлагает включить туда свои оригинальные изобретения, которые уже были у него к тому времени. Однако война спутывает все эти планы. Но и в это сложное время Акира уделяет время складыванию. Он устраивает выставку оригами для раненых, развешивая яркие фигурки над кроватями солдат.
Ситуация меняется только в 1950 г., когда Йошизаве предоставляется возможность продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства и они имеют огромный успех.
Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании. Неожиданный счастливый поворот судьбы приносит мастеру определённую известность, после чего он решает сделать занятия оригами своей профессией.
Очередным поворотным моментом в жизни мастера явилась публикация его бумажных фигурок в газете «Асахи крафт». Акира ездит по стране и выступает с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуются на страницах различных периодических изданий. Годом позже, в 1953 г., его работы становятся известны на западе, в 1954 г. на японском языке выходит его первая книга «Новое искусство оригами»
Повторюсь, что бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошизавы.
Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.
Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.
Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.
Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.
Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.
В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.
В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.
В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.
В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся.
В этом городе создан Петербургский Центр Оригами, который занимается распространением искусства оригами не только в городе, но и в стране.
Во многих школах Санкт-Петербурга ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.
Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.
Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).
Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки - “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде “Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.
И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI - XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.
Любителем оригами был Льюис Керрол - автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.
Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе или чая, можно найти в английском переводе его “Очерков и монологов” (M. Unamuno, essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.
В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы - “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка” (Приложение 4). В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

1.5. Типы и формы оригами.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-и оригами - в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами - это тип оригами, для которого используется бумага , отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” - стая журавликов (Приложение 3). Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро появились и коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время л и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.