Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Периодизация и истоки средневековой культуры, роль христианства как фундамента духовной культуры Средневековья. Рыцарская культура, фольклор, городская культура и карнавалы, создание школьной системы, университеты, романика и готика, храмовая культура.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 27.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Контрольная работа
по курсу “Культурология”
на тему:
«Особенности духовной культуры европейского Средневековья»
Выполнил:
Ганжа Антон Аскерович
2008 год
Содержание
Периодизация и истоки средневековой культуры
Христианство - фундамент духовной культуры Средневековья
Рыцарская культура
Фольклор Западноевропейского Средневековья
Городская культура и карнавал
Создание школьной системы
Первые университеты
Роль латинского языка
Романика и готика - великие художественные стили средневековой европейской культуры. Храмовая культура
Словарь понятий и персоналий
Тест
Список использованной литературы
1. Периодизация и истоки средневековой культуры
Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского обществ была не столь однозначна.
Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V - XV вв., т. е. начало связано со временем исторического завершения античной культуры, а конец - с её возрождением в Новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:
- раннее Средневековье V - X вв.;
- зрелое Средневековье X - XIII вв.;
- позднее Средневековье XIV - XV вв.
За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась её неповторимая христианская культура. В её основу легли два истока:
- традиции угасающей Греко-римской античной культуры с её достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.
- влияние культуры «варварских» племён и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.
2. Христианство - фундамент духовной культуры Средневековья
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.
В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, Греко-римским многобожием и варварским язычеством христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура Среденевековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и Церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчёркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но Церковь требовала от верующих в первую очередь заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры.
Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.
На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. Играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. Именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.
Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая всё более принципиальный характер. В середине IX в. Это был спор о филиокве, т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - «католической» (в западной транскрипции) или «кафолической» (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная - греко-кафолической, т. е. Православной (ортодоксальной, правоверной).
Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение - монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нём человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. Монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным «авторитетом» в области религии, философии, истории, политики и права.
В начале XIII в. Возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.
В XII - XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III. Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны были довольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность. Примером может служить продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже совершённых, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести преступления.
Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества - народом и воинами-рыцарями.
3. Рыцарская культура
Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию; «Повесть о короле Артуре» - стихотворный роман о британском короле Артуре; «Повесть о нибелунгах» - важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв, повествующий о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в., в основе которого лежат древние германские сказания; роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда», повествующий о пылкой любви двух молодых людей; романы Кретьена де Труа «Клижес» (1176) и «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176 - 1181 гг.). Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля», возникшего в середине XIII в. и представленного в основном лирической поэзией - песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. Основатель этого стиля - болонский поэт Гвидо Гвиницелли, а крупнейшие представители - флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти. Главной тематикой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее известные авторы - Бетран де Борн, Джауфре Рюдель, Арно Даниэль. Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь преследовала и осуждала вагантов.
4. Фольклор Западноевропейского Средневековья
Литература была важнейшим элементом средневековой культуры. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо-саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма «Беовульф», написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных - это «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.
В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это было собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».
В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоёв городского населения, а также появление сатирических произвелдений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII в.).
5. Городская культура и карнавал
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI - XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглёров, которые выступали на городских площадях как актёры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглёры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т. е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви её служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли всё чаще исполняли горожане, а пьесы всё более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счёт платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идёт быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пётр Абеляр, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.
На протяжении всего Средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представителями высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного имущества.
В то же время культура проявляла себя в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации - корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.
6. Создание школьной системы
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.
Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включающего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали «семь свободных искусств» две ступени образования:
trivium - грамматика, риторика и диалектика;
quadrivium - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В V - IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподаватели учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.
Уровень преподавания в разных школах в разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определённого подъёма в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергались: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне ходят на головах. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X - XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней А и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.