Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Достопримечательности Иерусалима: Старый и Новый город. Борьба за Иерусалим между представителями трех религий - христианства, мусульманства и иудаизма. Армянский, мусульманский и христианский квартал. Главная магистраль нового Иерусалима - улица Яффо.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 24.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Культурология"
по теме: "Иерусалим"
Содержание
    Введение
      1. Старый город
      1.1 Армянский квартал
      1.2 Стена плача. Еврейский квартал
      1.3 Мечети Омара и Аль-Акса. Мусульманский квартал
      1.4 Храм Гроба Господня. Христианский квартал
      1.5 Виа Долороза (Скорбный путь)
      1.6 Цитадель Давида
      1.6.1 Могила Давида
      1.6.2 Горница Тайной Вечери
      1.6.3 Город Давида
      1.7 Бассейн Султана
      1.8 Иемин-Моше
      1.9 Кедронская долина
      1.10 Масличная гора. Церковь страстей господних
      1.11 Гефсиманский сад
      1.12 Русская православная церковь Марии Магдалены
      1.13 Вифания (Дом пальм)
      2. Новый Город
      2.1 Главная магистраль нового Иерусалима - улица Яффо
      2.2 Яд-Вашем
      2.3 Здание Кнессета. Монастырь Креста
      2.4 Синагога Часовой башни
      2.5 Парк независимости (Ган Ацмаут)
      2.6 Гехал Шломо (Дворец Соломона). Большая синагога "Ешурун"
      2.7 Площадь Давидка
      2.8 Прочие достопримечательности Нового Города
      Заключение
      Литература
      Приложение

Введение

Иерусалим - не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, так что приходилось заботиться о водоснабжении, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А полезных ископаемых и вовсе не было. И при всем при этом ни один город на земле не может сравниться с Иерусалимом.

Во все времена поэты и пророки наделяли Иерусалим эпитетами, выражающими любовь, надежду и глубочайшее почтение: "святой город", "город Бога", "город справедливости", "гора мира", "вершина красоты", "прекрасный город".

Иерусалим считается центром, на котором зиждется весь мир. Несмотря на многочисленные работы про прошлое и настоящее Иерусалима, как российских, так и зарубежных исследователей тема этой работы остается актуальной.

Остановимся немного на истории этого древнего и прекрасного города.

Борьба за Иерусалим между представителями трех ведущих мировых религий - христианства, мусульманства и иудаизма началась 30 веков тому назад и продолжается по сей день. Три тысячи лет тому назад двенадцать колен Израилевых вышли из Египта и после сорокалетних скитаний по пустыне отвоевали у ханаанеев обещанную им землю. Но Иерусалим они не сумели взять. Город к тому времени существовал более 1000 лет. Он был расположен у источника Тихон. Город населяли иевусеи. Он был сильно укреплен. Когда еврейский царь Давид решил его завоевать, иевусеи насмехались над ним. Но бастион иевусеев превратился в город Давида. Давид велел перенести в город Ковчег Завета, в котором хранились каменные Скрижали с Десятью Заповедями, полученными Моисеем от Бога на горе Синай. Это было в 995 г. до н.э. когда Ковчег был внесен в Иерусалим, город стал местом Божественного присутствия.

Мысль соорудить на горе Мориа над краеугольным камнем Храм для Ковчега пришла к Давиду сразу после торжественного внесения Ковчега в Иерусалим, и он начал подготовку к строительству. Но построил Храм его сын Соломон. В Израиле не было ни искусных ремесленников, ни умелых строителей, и Соломон выписывал мастеров из Финикии.

После освящения Храм стал главной святыней для народа Израилева, гора Мория - Божьей горой, а Иерусалим - не только политическим, но и религиозным и духовным центром евреев. Рядом с Храмом Соломон соорудил царский дворец, обширный и роскошный. Соломон царствовал 40 лет. После его смерти в 928 г. до н.э. царство раскололось на два: Израильское - на севере и Иудейское - на юге. Иерусалим стал столицей Иудейского царства.

Более 300 лет этими царствами правили разные цари. Одни отходили от иудаизма, возводили капища, поклонялись деревьям и камням, доходили до того, что вносили в Храм статуи разных богов. Другие, наоборот, пытались укрепить веру в единого Бога, объединить народ и занимались строительством. И при тех, и при других неприятель часто занимал Иерусалим, и те, и другие всякий раз откупались сокровищами из Храма и царского дворца.

Когда в 539 г. до н.э. Вавилонскую империю завоевали персы, персидский царь Кир Великий разрешил евреям вернуться на свою землю, приказал отдать храмовую утварь, а наместнику Иудеи - выдать средства для восстановления Храма. Однако не все евреи вернулись, потому что в Вавилоне они жили свободно и некоторые разбогатели.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский занимает Иудею. Иерусалим сдается ему без боя.

Когда до Иерусалимского первосвященника Шим'она ха-Цадика (Симона Праведника) дошли слухи, что греки хотят разрушить Храм, он облачился в первосвященническое одеяние и пошел к Александру. Едва взглянув на Шим'она, Александр Македонский сошел с колесницы и поклонился ему. Тогда приближенные Александра воскликнули: "Тебе ли, великому царю, кланяться иудею этому?!" "Лицо этого человека, - отвечал полководец, - живое подобие лика ангела победы, в битвах предшествующих мне".

Евреям было даровано политическое и религиозное самоуправление.

В 63 г. до н.э., когда римский полководец Помпей подошел к стенам Иерусалима, город раскрыл перед ним ворота. Иудея превратилась в римскую провинцию, разделенную на 5 округов, а Иерусалим - в столицу одного из них. В 41 г. до н.э. Царем этого вассального царства римский сенат назначил Ирода Великого, сына обращенного в иудаизм идумея. Но евреи не хотели признать Ирода царем, и он взял Иерусалим штурмом.

После смерти Ирода римская провинция Иудея управлялась римскими прокураторами. Но для евреев Иерусалим оставался центром. В праздники город заполнялся евреями не только со всех концов страны, но и из других стран. В такие дни римский прокуратор Иудеи прибывал в Иерусалим. В 66 г. во время праздника Песах очередной римский прокуратор Флор вырядился в одежды еврейского первосвященника и потребовал от евреев 17 талантов золота (приблизительно 500 кг). Это послужило началом Великого восстания, или Иудейской войны. В том же году отряд повстанцев напал на римские легионы возле Иерусалима и обратил их в бегство.

Примечательно, что Александру Македонскому понадобилось 32 тысячи солдат, чтобы основать свою империю. Римлянам же понадобилось 80 тысяч, чтобы сломить защитников Иерусалима. Весьма примечательно, что римлянам для покорения маленького строптивого государства евреев понадобилось приложить гораздо больше усилий, чем для покорения Британии. И они решили отомстить евреям, вытравив их из истории. Поэтому название покоренной страны - Палестина - они взяли от названия ранее жившего там народа - плиштим, к тому времени давно уже не существовавшего. Сведения об этом народе и его название римляне взяли из Торы. Этот термин затем вошел и в историю, и в языки.

Еще в начале 1 в. н.э. в Палестине зарождается новая религия - христианство.

Так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким гонениям почти 300 лет. Только в начале 4 века, когда Римская империя разделилась и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство. Когда в 324 г., Палестина попала под власть Византийской империи, в Иерусалиме начало преобладать христианское население, и он приобрел христианский облик.

Иерусалим превратился в крупнейший центр христианства. В нем было более 300 христианских религиозных заведений. Началось паломничество христиан. Были паломники, которые оставались в городе, образуя различные общины (греческую, сирийскую, латинскую, армянскую, грузинскую и другие). Когда в христианстве зарождается монашество, Иерусалим становится одним из его важнейших центров. Привлеченные святостью Иерусалима, монахи поселяются в нем и в его окрестностях.

В начале VII в. в Аравии зарождается ислам - новая религия, возвещенная пророком Мухаммедом. Она начинает распространятся с арабскими завоеваниями Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. На пути этих завоеваний лежал и Иерусалим.

В 638 г. после двухлетней осады иерусалимский патриарх сдал город мусульманам на почетных условиях.

С 750 г., Когда Палестина попадает под власть новой династии Аббасидов со столицей в Багдаде, Иерусалим приходит в упадок. К 800 г. Харун ар-Рашид отдал христианские святыни Иерусалима на попечение императора Священной Римской империи Карла Великого, который щедро одарял школы, монастыри, библиотеки и госпитали. Христиане жили в районе церкви Гроба Господня, и вся северная часть города была застроена церквами и монастырями. В это время в Иерусалиме было более 20 тысяч жителей разных вероисповеданий. Религиозная вражда между ними не раз приводила к открытым столкновениям.

В 1071 г. Иерусалим захватили турки-сельджуки (тюркские кочевые племена) и присоединили его к великой империи султана Ирака и Персии. Сельджуки ужесточили контроль над святыми местами и обложили население тяжелыми налогами. Христианскую Европу это возмутило и послужило причиной крестовых походов.

В 1099 г. после 40-дневной осады Иерусалим был взят крестоносцами, которые безжалостно вырезали почти всех евреев, мусульман и караимов. Еврейской общине Иерусалима пришел конец. Так прерывается 400-летнее правление мусульман.

Крестоносцы создали свое королевство со столицей в Иерусалиме и назвали его Иерусалимское Латинское королевство или Королевство Давида.

В XII же веке возникает целый ряд христианских традиций, связанных с Иерусалимом и его окрестностями. Эти традиции основывались на удивительной смеси исторической памяти, христианских легенд и библейских сюжетов. Так возникает обычай паломников следовать по Крестному пути (Виа Долороза). Число христианских паломников росло с каждым годом. В южной части города появилось кладбище, где хоронили паломников.

Крестоносцам не удалось продержатся в Иерусалиме и 100 лет. В 1187 г. его захватили мусульманские войска Саладина. В дальнейшем Иерусалим еще несколько раз переходил из рук в руки.

К концу XVIII в. в Иерусалиме проживали мусульмане, евреи и христиане. Мусульманское население Иерусалима оставалось почти целиком арабским. Иерусалим остается малозначительным городом как с точки зрения экономической, так и стратегической. И даже когда в 1799 г. Наполеон входит в Палестину, он не предпринимает ни одной попытки войти в Иерусалим.

В самом начале XIX в. Иерусалим был небольшим городом, окруженный стеной и разделенный на 4 квартала, которые назывались (и сейчас называются): Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. С 30-х гг. XIX в. в Эрец-Исраэль начались политические и экономические перевороты, которые привели к большим переменам.

В 1837 г. тяжелое землетрясение разрушило города Цфат и Тверию, и большая часть еврейского населения этих городов бежала в Иерусалим. В том же году европейские страны помогли туркам отобрать власть у египетского правителя Мухаммада-Али, но за это потребовали от них отменить дискриминационные меры по отношению к немусульманам. Поэтому христианам было разрешено строить церкви, евреям - синагоги, свидетельствовать в судах, но покупать землю можно было только турецким подданным.

Так начался тот период турецкой власти, который получил название реформ. Европейцам был открыт доступ в Палестину, их влияние проникает в страну. В Иерусалиме открывается 10 консульств, и среди них британское, французское, русское, прусское и американское.

В 1857 г. знаменитый филантроп сэр Моше Монтефиоре на свои средства и на пожертвования богатого еврея из Америки Йосефа Туро построил несколько домов и фабрику вне стен города. Район назвали Керем-Моше и Иехудит. Но евреи не приняли его начинание: они привыкли жить под защитой крепостных стен. Тогда иерусалимским нищим стали платить за то, чтобы они жили в этих домах. Но нищие жили там только днем, а ночью прокрадывались в город. Так продолжалось несколько лет. Иерусалимцы дали этому району второе название - Мишкот-Шаананим (пристанище бездомных).

В 1868г. в Иерусалиме разразилась эпидемия, которая унесла сотни жертв, а из обитателей Мишкот-Шаананима никто не пострадал, так как в этом районе были чистые водоемы. Люди восприняли это как чудо и знак того, что за пределами города можно уберечься от болезней. Вскоре был построен еще один район - Махане-Исраэль (лагерь Израиля) и квартал Нахалат-Шэва (надел семерых). Постепенно евреи перебираются в Новый город, как стали называть районы вне стен Иерусалима.

В конце 70-х гг. XIX в. Новый и Старый город слились в единый Иерусалим. Большинство евреев перебралось в Новый город, в старом осталось всего 2000, в основном старики, женщины и дети.

К концу XIX в. Иерусалим приобретает вид европейского города. Когда началась Первая мировая война, турки вошли в союз с Германией. Связь с Европой прервалась. Начался голод. Прекратилась алия (переселение евреев в Эрец-Исраэль). Население Иерусалима сократилось. Турки потерпели поражение, и Палестина стала по решению Лиги Наций подмандатной территорией Британии.

В ноябре 1917 г. английские войска под предводительством генерала Алленби вступили в Иерусалим. Город стал центром английской администрации. За 30 лет правления англичан площадь Иерусалима увеличилась в 3 раза, а население - почти в 8 раз. Еще в начале своего правления англичане издали знаменитую Декларацию Бальфура, в которой обещали евреям помощь в создании национального очага в Палестине. Арабы усмотрели в этом покушение на свои права, что привело к столкновениям.

29-го ноября 1947 г. в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское. Иерусалим должен был находиться под международным контролем, а большая часть Иудейских гор - отойти к арабам.

На следующий день после принятия решения арабская толпа напала на еврейский торговый центр и принялась грабить и жечь магазины, при полном невмешательстве англичан. Через несколько дней арабские снайперы начали обстреливать городской транспорт и еврейские кварталы Нового города.14-го мая 1948 г., когда закончился срок английского мандата, Иерусалим превратился в поле боя. Почти никто не обратил внимания на спуск английского флага и на то, как потянулась колонна британских войск и чиновников по улице Пророков, покидая Иерусалим. Евреи и арабы остались один на один. 19 лет Иерусалим был разделен между евреями и арабами.

К 1967 г. военная угроза Израилю со стороны арабских стран стала настолько ощутимой, что пришлось нанести превентивный удар. Началась война, которая вошла в историю под названием Шестидневной. Через 3 дня после ожесточенных боев Иерусалим был освобожден.

Для всего еврейского народа это был великий день. Через 20 дней после победы декретом израильского правительства юрисдикция Государства Израиль была распространена на весь Иерусалим. Тогда же израильский премьер-министр пригласил к себе глав всех религиозных общин и заверил их, что израильское правительство гарантирует им сохранение всех прав. Разделявшие Иерусалим заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима после 19-ти летнего перерыва смогли свободно передвигаться по городу. Правительственные учреждения стали размещаться как в западной, так и в восточной части города.

Цель данной работы - описать достопримечательности Иерусалима. Работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из тринадцати параграфов, вторая - из семи), заключения и приложения с иллюстрациями Иерусалима. На основании цели ставятся задачи - подробно описать памятные места Старого и Нового Города.

1. Старый город

1.1 Армянский квартал

Иерусалим можно разделить на Восточный и Западный. Восточный включает древнюю часть города, в том числе Старый город, Кедронскую долину, Масличную гору. Западный (или Новый) - в основном районы, возникшие во второй половине XIX в. и построенные в наше время.

С течением времени внутри Старого города сложились четыре квартала, заселенные по религиозному принципу. Мусульманский квартал на Храмовой горе с обеими великими мечетями и на базарной улице. Еврейский квартал западнее Стены Плача, где могут жить только евреи, Христианский квартал, где находится Храм Гроба Господня и несколько других храмов и церквей, а также Армянский квартал, окружающий церковь св. Якова.

Основные достопримечательности Армянского квартала - Армянская патриархия, монастырь и церковь св. Иакова и церковь Ангелов - Дом первосвященника Анны (Ханана).

Кафедральная церковь Св. Иакова принадлежит Армянской Патриархии и находится на ее территории. Церковь построена в XII веке на развалинах византийской церкви VI века. По преданию, в 44 году здесь был убит апостол Иаков. Однако посвящена она одновременно и другому Иакову - брату Господню и первому епископу Иерусалима. Вблизи к церкви - церковь Ангелов, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.

Церковь Ангелов принадлежит Армянской Патриархии и находится в глубине Армянского квартала. Древнейшая церковь Иерусалима построена на месте дома Первосвященника Анны (Ханании), к которому привели Иисуса перед тем, как отвести на допрос к Каиафе. Посвящена ангелам, закрывшим свои лица, чтобы не видеть поругательства над Иисусом. Вблизи к церкви - церковь Св. Иакова, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.

1.2 Стена плача. Еврейский квартал

Почти три тысячи лет, минуло с эпохи царя Соломона, второго поколения в жизни столицы. В те времена Ковчег завета (в котором хранились свитки с божественными заповедями), укрытый незатейливым навесом, был установлен на узкой вершине высокой горы. Царские архитекторы, решая задачу строительства храма в условиях гористой местности, выложили широкую белокаменную лестницу из тысяч каменных монолитов, доставленных сюда с западного и южного склонов горы.

Храм сиял как ожившее чудо. Великолепное сооружение было выстроено не во славу монарха, а как святилище Бога, способное приблизить божественное откровение к народу. Спустя несколько веков храм был разрушен, восстановлен и снова разрушен. Но время и разрушения оказались бессильны. Храм по-прежнему занимает самое святое место для сердце еврейского народа. В наши дни, символом прошлого и надеждой на будущее стала Стена плача. Первоначально она не обладала особой святостью. Это была всего лишь оборонительная стена вокруг Храмовой горы. Позже царь Ирод камень за камнем превратил ее в мощную крепостную стену, надежную опору Храмовой горы. Судьба творения царя Ирода превзошла самые смелые его ожидания. Сегодня, две тысячи, лет спустя, стена, возведенная по его приказу слезами и потом людей, продолжает оставаться символом надежды и возрождения. Воплощение мечты народа, который видит в этой стене свое прошлое, настоящее и будущее...

Со временем святость этого места все больше укреплялась. Поколения сменяли друг друга, а стена, сооруженная некогда для зашиты от врагов, стала духовным символом еврейского народа. Еще не так давно Стена плача была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома. Никто не молился около нее. Даже после разрушения Второго храма верующие предпочитали собираться у более пышных стен восточной и южной части города.

И только в XVI веке, когда город оказался под властью Османской империи, святость Стены для еврейского народа получила всеобщее признание. С тех пор началась новая эра в истории этого места. Стена стала объектом паломничества для евреев, которые в соответствии с религиозной традицией должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму.

Население Старого города росло, строились новые дома, и улица подле Стены превратилась в узкий темный проулок, куда в праздничные дни на молитву могли попасть лишь немногие счастливчики.

Наряду с еврейской традицией развивалась и мусульманская, согласно которой именно с этого места пророк Магомет был вознесен на небо. В результате возникли серьезные разногласия по вопросу о контроле и уходе за этим историческим местом. Во время Войны за независимость 1948 г. Стена попала в руки Иорданского легиона. По условиям перемирия 1949 г. за евреями сохранялось право посещать ее, однако это соглашение никогда не соблюдалось. В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильские парашютисты освободили город, а вместе с ним и Стену плача.

В последние 30 лет площадь Стены была расширена, чтобы обеспечить свободный доступ для молящихся и всех, кто приходит сюда. В результате возобновившихся археологических раскопок были обнаружены дополнительные слои Стены. В настоящее время это место стало как бы гигантской синагогой на открытом воздухе. Многие люди отмечают здесь свои семейные торжества.

В районе Стены плача есть и другие достопримечательности, среди которых Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арка Вильсона и арка Беркли.

В еврейском квартале можно также посмотреть следующие интересные места.

Улица Кардо - центральная улица римского периода пересекала город из конца в конец, с Севера на Юг. Археологические раскопки вскрыли остатки ее южной части. Обнаружились колонны, каменная облицовка, выявился уровень нахождения улицы.

Синагога "Хурда" - название переводится как "руина". Построена выходцами из Европы в 1700 году, была вскоре разрушена мусульманами. Рядом построена мечеть. В 1856 году была построена новая синагога, частично финансированная бароном Ротшильдом, но в 1948 году ее постигла судьба первого строения - она была взорвана арабским легионом. В настоящее время отреставрирована арка главного входа. Расположена в центре Иудейского квартала на одноименной площади.

Четыре сефардские синагоги построены на том месте, где в соответствии с традицией преподавал Тору выдающийся рабби Иоханан бен Заккай. Отсюда название "Синагога Иоханна бен Заккая". Построена в конце XVI века. Вторая синагога, возведенная евреями выходцами из Турции, получила название "Истамбульской". В соответствии с легендой, после строительства третьей синагоги на молитве появился Пророк Элиягу (Илия). Синагога получила название "Элиягу ха-Нави". Четвертая, являясь переходом из первой во вторую, стала называться "Средней". Принадлежит сефардской общине - выходцам из стран Северной Африки и Испании.

Синагога Рамбана - получила имя крупного талмудиста Рабби Моше бен Нахмана, сокращенно - Рамбан. Построенная впервые в 1267 году, претерпела разрушения, новые строительства, использование не по назначению и лишь после войны 1967 года вновь стала синагогой. Находится в непосредственной близости к синагоге "Хурва".

Синагога Тиферет, построенная в 1864-1872 годах по инициативе рабби Исраэля Бека при финансовом содействии Исраэля Фридмана наряду с синагогой "Хурва" являлась украшением квартала. Однако, в мае 1948 года она вместе с синагогой "Хурва" была взорвана арабским легионом.

Синагога Западной Стены находится в арке бывшего моста, связывавшего Храм с Верхним городом. Может считаться, в связи с этим, самой святой синагогой. Здесь молятся только мужчины. Представляет туристический интерес, так как дает представление о фундаменте древнего Храма.

Тоннель Хасмонеев был обнаружен в позапрошлом веке английским ученым, сэром Чарльзом Уорреном. Видимая часть Стены Плача переходит в подземную, в которой находятся еще 18 рядов каменных плит, уложенных с высоким мастерством. Подземные сводчатые переходы, коридоры, комнаты и, главное, подлинный фундамент Храма, вводят посетителей в состояние восхищения сооружением и духовного трепета от святости места.

Церковь Неа (Новая церковь Девы Марии) основана императором Юстинианом в VI веке, разрушена в VIII. Часть раскопок находится на открытой территории, часть - на закрытой.

1.3 Мечети Омара и Аль-Акса. Мусульманский квартал

Мечеть Аль-Акса, "Крайняя", знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - "Молния". Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Построена Каабом аль-Ахбаром, затем перестроена халифом Валидом I между 709 и 715 гг. Разрушена землетрясением в 749 г., затем в 776 г. - еще одно землетрясение. Восстановлена Эль-Маади. В 1033 г. вновь разрушена при землетрясении и восстановлена в XI в. при правлении Фатимидов. Еще раз отремонтирована рыцарями-тамплиерами по указу короля крестоносцев Болдуина I как церковь по имени Темплюм Саломонис. При Болдуине II стала жилым и складским помещением и здесь был его тронный зал. После победы Саладина в 1187 г. - снова мечеть. В конце XIII в. мамелюки окончательно расширили помещение и снова сделали его мечетью. Прошла капитальный ремонт в 1938-1943 гг. на деньги фашистов. Муссолини подарил колонны из каррарского мрамора, король Египта Фарук - потолок. Современное здание построено с XI в., но в точности по тому же плану, что и раньше фатимидское, которое, видимо, было значительно меньше, чем самая древняя мечеть, построенная эль-Валидом. Строить его начинали с восточной стороны, там, где стоит михраб - алтарь, указывающий направление молитвы, на Мекку. Над михрабом - купол. Мечеть украшена 280 колоннами в 14 рядов, сами колонны и арки еще эпохи крестоносцев. Сохранилось довольно много мамелюкских украшений.20 июля 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 г. мечеть была подожжена сошедшим с ума туристом-христианином.

Мечеть Омара, cимвол Иерусалима и его визитная карточка это - одно из чудес древнего мира. Является великолепным примером Омейадского искусства. Этот величественный храм с золотым куполом был возведен в 691 году н.э. халифом Абд Эль-Мелик Ибн-Мерваном. Храм построен на месте жертвоприношения Авраама на горе Мориа, это также место, где находились жертвенник Давида и святилище храма Соломона. Мечеть построена в конце VII в. на месте Первого и Второго Иерусалимского храма. Целью омейядского халифа Абд аль-Малика было создать памятник в честь вознесения пророка Магомета на небеса после его "Ночного путешествия" в Иерусалим. В святилище находится деревянный амвон времен крестоносцев, превращенный в подставку для Корана. Сохранился также баптистерий. Северная дверь называется "Врата рая", восточная - "Врата Давида".

В Мусульманском квартале можно также найти следующие достопримечательности:

Церковь Св. Анны.

Монастырь и церковь бичевания.

Монастырь и церковь осуждения.

Женский монастырь сестер Сиона.

Церковь Ecco Homo.

Римская мостовая литостротос.

Соломоновы каменоломни.

Пещеры Иеремии.

1.4 Храм Гроба Господня. Христианский квартал

Для сотен миллионов христиан Храм Гроба Господня в Иерусалиме - это святая святых. Здесь был распят и похоронен Христос. Отсюда берет свое начало новая религия, во многом изменившая облик планеты. История этого места отражает страдания и муки человечества в его вечных поисках веры и справедливости.

В дни Иисуса здесь находился сад, удаленный от застроенной части города. Называлось это место - Голгофа. Здесь Иисус был распят римскими легионерами и похоронен, а через три дня произошло чудо его воскрешения. С этого события началась история христианской религии.

Римляне, стремясь отомстить непокорным жителям города, переименовали Иерусалим в Элия Капитолина. Двести лет спустя после смерти Христа над его могилой был построен языческий храм в честь Венеры, богини любви. Еще через сто лет византийский император Константин решил принять христианскую веру. Языческий храм был разрушен, а на его месте построены две богатые церкви. Со временем Римская империя утратила свое могущество, и Иерусалим стал объектом многочисленных нападений, переходя от одних завоевателей к другим. Обе церкви были разрушены, а само место захоронения Иисуса уничтожено персами в 614 году.

Восстановление Храма Гроба Господня началось в эпоху крестовых походов XII века. Его открытие состоялось в 1149 г. н.э. С тех пор храму пришлось пережить неоднократные землетрясения, пожары и разрушения. Так, после сильного пожара 1808 года сама конструкция здания оказалась под угрозой. Реставрационные работы все время откладывались из-за разногласий между различными ветвями христианской религии. И только в 1955 году было достигнуто соглашение между католической, православной и армянской церквями. В 1960 году начались широкомасштабные работы по реконструкции Храма Гроба Господня, которые продолжаются и по сей день.

По достигнутому соглашению под крышей храма разместились фактически шесть христианских церквей: три крупные, упомянутые выше, и три небольшие: коптская, эфиопская и сирийско-маронитская.

Сама церковь также разделена на приделы, принадлежащие различным направлениям христианства. На самом нижнем уровне находится церковь Святой Елены, матери императора Константина. В армянском приделе можно видеть остатки каменоломни времен Первого храма и более позднюю фреску.

На крыше церкви - небольшие хижины "эфиопской деревни", привезенные из Африки. Отсюда открывается прекрасный вид на сам храм и Крестный путь.

Храм открыт для посетителей ежедневно. В нем нет дорогого убранства и роскошных икон. Притягательная сила его святости и величия - в событиях, связанных с этим уголком Иерусалима.

В Христианском квартале также можно посмотреть:

Лютеранскую церковь Спасителя.

Церковь Спасителя (Сан-Сальвадор) и монастырь францисканцев.

Церковь Иоанна Крестителя.

Александровское подворье - церковь Александра Невского.

Церковь Св. Антония.

Церковь Св. Георгия.

Церковь Св. Марка.

Рынок Муристан.

1.5 Виа Долороза (Скорбный путь)

Если православная церковь делает основной акцент на Воскресении Иисуса, то католическая на первый план выдвигает Его страдания, как наиболее важный элемент иерусалимской части Евангелий. Крестоносцев не могли удовлетворить сдержанные рассказы о казни, имеющиеся в Новом Завете, в которых события, фактически, распадаются на два эпизода: осуждение в помещении римской Претории и распятие на Голгофе.

Им нужно пространство страданий множество мест, где Он принимал муку за нас. Этого требовала также традиция католических театрализованных шествий с избивающими себя флагеллантами как основное средство мощного эмоционального давления на массы, создания атмосферы религиозной экзальтации.

В каждом городе Запада была своя "дорога страданий", по которой проходил маршрут этих процессий - модель той, главной, иерусалимской. Теперь же появилась возможность создать оригинал. Конец пути известен. Местонахождение Голгофы и могилы Иисуса определено еще в IV в. св. Еленой и не подлежит ни малейшему сомнению. Иное дело начало! Неясно, где именно находилась Претория, внутренняя городская крепость, в которой размещался римский гарнизон. В источниках нет ни звука о том, чтобы римляне сами строили что-нибудь для этого - значит, использовали одно из уже существовавших укрепленных мест. Например, огромный дворец Ирода, находившийся в наиболее высокой части города, рядом с цитаделью, позже названной христианами Башней Давида. Окруженный высокой стеной с башнями, комфортабельный и безопасный, он вполне мог служить резиденцией прокуратору во время его редких наездов в Иерусалим. Так и считалось в византийский период. При Юстиниане даже пробовали начинать оттуда пасхальные шествия к Голгофе, но затем вернулись к более раннему маршруту от Гефсиманского сада через Кидрон, восточные ворота (Гефсиманские) и далее почти через весь город к церкви Гроба Господня. Этот путь проходил мимо места, где находилась еще одна крепость Ирода, Антония, предназначенная для военного контроля над Храмовой Горой. Весьма удобное место для прокуратора: из своего окна он мог видеть бесчисленные толпы иудеев, пришедших к Храму, и точно выбрать момент, чтобы подать сигнал для их разгона. В эпоху Иерусалимского королевства пасхальные шествия изменили свой характер. Место медлительного и торжественного православного ритуала заняли эмоциональные и мрачноватые католические церемонии. Протяженность их пути сократилась, против прежней почти вдвое. Вместо Гефсиманского сада он начинался у новоопределенной Претории, откуда продолжался до церкви Гроба Господня по прежнему маршруту. Новые элементы представлений появились в XIII в., уже после потери крестоносцами Иерусалима. В это время возникло понятие Остановки - места, где произошел тот или иной эпизод казни, евангельский или из устного предания. На первых порах их количество было довольно велико (21), затем неоднократно менялось, то уменьшаясь, то увеличиваясь, пока в XVII в. не остановилось на числе 14.9 остановок находятся на VIA DOLOROSA, последние 5 внутри церкви Гроба Господня.

Скорбный путь начинается от Львиных ворот, рядом с которыми стоит католическая церковь святой Анны - матери Девы Марии, основанный во времена крестоносцев (ХII в) на месте предполагаемого рождения Святой Девы. Подземные помещения монастыря сохранились с более древних времен. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет Святую Деву.

Перечислим остановки:

1. Осуждение

Первая остановка на Скорбном пути Христа скрыта во дворе медресе Эль-Омария - здесь Христос был осужден на смерть. Именно здесь был расположен римский преторий с башней Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат судил Христа. Отсюда каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие с несением Креста, чтением отрывков из Библии и песнопением. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона.

2. Бичевание.

На площади перед Преторией Пилат предлагает толпе выбор между Иисусом и Варравой, умывает руки, здесь же происходит избиение, надевание тернового венца и багряницы, положение креста на спину Иисуса. Теперь здесь находятся часовня Осуждения и монастырь Бичевания.

3. Первое падение.

В Евангелиях нет ни одного падения, на VIA DOLOROSA их три, каждое имеет свои нюансы. Первое происходит по физическим причинам: от боли и тяжести креста. Теперь за железной оградой стоят две гранитные колонны, сохранившиеся со времен крестоносцев.

4. Встреча с матерью.

В Евангелии от Иоанна это было на Голгофе, в остальных отсутствует вовсе. Простой, откровенный, сильный своей эмоциональной прямолинейностью эпизод. На этом месте стоит церковь Богоматери-великомученицы.

5. Симон из Киераники помогает нести крест.

В Евангелии он, собственно, и несет крест на Голгофу. Здесь солдаты заставляют его помочь Иисусу в начале долгого подъема. Здесь стоит церковь. Справа от церкви в стене выделяется большой камень, в котором есть углубление. Согласно христианской традиции, это след руки Иисуса.

6. Св. Вероника промокает платком лицо Иисуса.

И на белоснежной ткани отпечатывается "Лик Нерукотворный". Эпизод, хотя и отсутствующий в Евангелиях, но чрезвычайно важный - это латинская версия истории происхождения первой иконы. Здесь стоит часовня Св. Вероники.

7. Второе падение.

Оно происходит по эмоциональным причинам: пройдены городские ворота. Сделан еще один шаг.

8. Дщери иерусалимские.

Евангельский эпизод: Иисус отвечает сопровождающим его плачущим женщинам, в последний раз предсказывая близкий Конец Света и гибель Иерусалима. Здесь стоит часовня Св. Харлампия.

9. Третье падение.

Сделан еще один шаг: Иисус увидел Голгофу, место распятия. На этой остановке стоит колонна. Здесь когда-то находились ворота, называемые "Судные врата", на месте которых сегодня - русская православная церковь Александра Невского.

10. Снятие одежд.

Первый из трех эпизодов, происходящих непосредственно на Голгофе. (Придел разделения риз Христа).

11. Прибивание к кресту.

В этот момент Иисус говорит Марии, что вместо него сыном ей будет его любимый ученик. (Придел пригвождения к кресту).

12. Голгофа - место распятия.

Завершающий эпизод казни. Он сопровождается целой серией чудес: накануне смерти среди бела дня наступает кромешная тьма, Иисус умирает очень быстро, в этот момент со страшным грохотом разламывается скала и разрывается завеса Святой Святых Храма.

13. Снятие с креста и помазание.

Заботу над телом умершего Иисуса берет на себя Иосиф Аримафейский. Он снимает тело с креста, спускает с Голгофы и кладет на плоский камень, где умащает благовониями и заворачивает в плащаницу.

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.