На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социально-культурные институты понятие и типология. Парки как один из социально-культурных институтов и их назначение. Социально-культурная деятельность национальных парков. Деятельность парков культуры и отдыха. Различные формы внутренней градации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
Содержание

Введение …………………………………………………………………....3
Глава I Социально-культурные институты - понятие и типология …..5
§ 1 Сущность социально-культурных институтов …………………..….5
§ 2 Типология социально-культурных институтов …………………..…8
Глава II Парки как один из социально-культурных институтов …..…12
§ 1 Социально-культурная деятельность национальных парков …..…13
§ 2 Социально-культурная деятельность природных парков ……...….20
§ 3 Деятельность парков культуры и отдыха ……………………..……25
Заключение ……………………………………………………….………33
Список использованных источников …………………………………..37
Введение

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.
В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры - парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.
В современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков.
Цель данной работы - рассмотрение парков как социально-культурных институтов.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
2. рассмотреть социально-культурную деятельность национальных и природных парков;
3. рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха;
4. сделать выводы по теме исследования.
Объектом исследования являются социально-культурные институты. Предмет исследования деятельность парков.
Глава I Социально-культурные институты - понятие и типология
§ 1 Сущность социально-культурных институтов

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.
Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.
В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.
С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов[ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995, с. 294 - 295.]. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.
К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).
Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.
Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.
Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такой социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а, прежде всего, субъект воспитания и образования человека.
Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
§ 2 Типология социально-культурных институтов

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001].
Первая группа - социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа - социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.
Третья группа - социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.
В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии социально-культурных институтов:
1. по обслуживаемому контингенту населения:
a. массовый потребитель (общедоступные);
b. отдельные социальные группы (специализированные);
c. дети, юношество (детско-юношеские);
2. по формам собственности:
a. государственные;
b. общественные;
c. акционерные;
d. частные;
3. по экономическому статусу:
a. некоммерческие;
b. полукоммерческие;
c. коммерческие;
4. по масштабам действия и охвата аудитории:
a. международные;
b. национальные (федеральные);
c. региональные;
d. местные (локальные).
Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.
Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой -- для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Глава II Парки как один из социально-культурных институтов

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека
Основные направления деятельности парка:
- Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).
- Проведение музыкальных и песенных фестивалей.
- Проведение творческих встреч с деятелями искусств.
- Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
- Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. - с привлечением творческих, торговых организаций).
- Проведение семейных дней отдыха.
- Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
- Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
- Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).
§ 1 Социально-культурная деятельность национальных парков
Национальные природные парки Российской Федерации (далее именуются - национальные природные парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях[ Положение о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
].
Национальные парки являются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов в России. Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающих наиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны, являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляют несомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в форме экологического и эколого-культурного туризма[ Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.]).
К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:
- предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;
- их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;
- они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат;
- территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов;
- каждый национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;
- режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;
- с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;
- в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;
- национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам[ Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.].
Основная доля национальных парков сконцентрирована в европейской части России, самым западным является "Куршская коса" - в Калининградской области. В Сибири к настоящему моменту создано 6 национальных парков, половина из которых сосредоточена в Байкальском регионе, а на Дальнем Востоке в настоящий момент действует один национальный парк.
Следует отметить и еще одну географическую особенность национальных парков. Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах России, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона.
Таким образом, национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования[ Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.].
На национальные природные парки возлагаются следующие основные задачи:
1. сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
2. создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
3. разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
4. восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
5. организация экологического просвещения населения;
6. ведение экологического мониторинга.
Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и сбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальных парков характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия, что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.
Историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами должна подчиняться целям его комплексного сохранения[ Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного на-следия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.].
Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:
- признания неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности;
- приоритета культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям его комплексного сохранения;
- признания коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории - обязательным условием политики управления;
- дифференцированного подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и меры охраны;
- тесной взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.
Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к сфере историко-культурного наследия, именуемой "живой традиционной культурой", которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на территории национального парка.
Включение живой традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом[ Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.].
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать свои силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой. Задача администрации национальных парков состоит в том, чтобы организовать регулируемый доступ туристов и отдыхающих на территорию парка (как собственными силами, так и посредством привлечения частного сектора к данной деятельности), обеспечив при этом сохранность природных комплексов и объектов культурного наследия.
Под регулируемым туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ, соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба окружающей среде и историко-культурным объектам.
По ряду причин только национальные парки обладают потенциалом, необходимым для развития устойчивого и экологического туризма. А именно:
1. Сеть национальных парков охватывает многие уникальные и примечательные ландшафты и экосистемы, не нарушенные деятельностью человека.
2. Развитие экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли не является его самоцелью.
3. В большинстве случаев ООПТ являются единственными в регионах структурами, способными взять на себя функции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности, что является непременным условием развития экотуризма.
4. Национальные парки, заповедники и их отделы представляют собой сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающую все природные зоны. Это обусловливает их высокую перспективность для организации туризма, студенческих практик, волонтерских программ.
5. Сочетание эколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе национальных парков значительно повысит эффективность экологического образования и позволит привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.
6. Мировой опыт показывает, что эффективность экологического туризма наиболее высока на местном и региональном уровнях. Поэтому ООПТ могут стать источником рабочих мест и доходов в местную экономику[ Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы, 2001, № 3 (22).].
Также были выделены основные проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в национальных парках России, такие как отсутствие:
- единых методов определения рекреационных нагрузок и мониторинга, а также четкого правового обеспечения рекреации;
- или низкая комфортность инфраструктуры;
- подробной информации о районах проведения эколого-познавательных программ и туров, а также специализированной информации;
- маршрутов и программ, разработанных для разных категорий туристов, а также турпродукта, соответствующего стандартам международного рынка;
- у персонала ООПТ опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма;
- достаточного разнообразия платных услуг и продукции и единых цивилизованных стандартов формирования цен на услуги, предоставляемые туристам;
- качественных рекламно-информационных материалов и возможностей выхода на международный рынок экотуризма;
- механизмов, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных жителей, а также недооценка необходимости участия местного населения в развитии экотуризма[ Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.