На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности античной культуры. Значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации. Греческая культура в эпоху классики. Распространение греческой культуры в эпоху эллинизма. Религиозные и философские взгляды древних греков.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление
Реферат по курсу «Культурология»

Тема: «Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве».
Культура Древней Греции

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни -- в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Грека, создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно до бесконечности продолжать.
В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время соционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличать от Востока, где развитие культуры протекало в основном форме комментирования древних учений, ставших канонискими, в форме увековечивания традиции.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Она содержала себе истоки многих важнейших элементов современной европейской культуры.
О населении Древней Греции нет достаточно достоверных данных. Считается, что территория Греции и многочисленных окружающих ее островов была заселена уже в палеолите. В конце III тысячелетия до н. э. на юге Балканского полуострова появляются древнейшие греческие племена -- ахейцы. В Средней Греции сохранились следы проживания там во II тысячелетии ионийцев. Древнейшим островным племенем были критяне.
История Древней Греции включает в себя несколько периодов, которые одновременно являются и культурными периодами.
Первый период (III тысячелетие до н. э.--XII в. до н. э.) связан с территорией островов и некоторых прибрежных районов. Эта эпоха получила название крито-микенской. На начальном этапе развития центром этой культуры был остров Крит. Там сформировалась высокая культура, как считается, немало позаимствовавшая у египетской культуры. К примеру, как и в Египте, царь Крита совмещал в своем лице и административную, и религиозную функции. След египетского влияния заметен и в религиозных представлениях критян. На острове почиталось мужское большинство, часто изображавшееся в виде быка. Однако Критская культура все же была самобытной.
Около 1450 г. до н. э. на остров вторглись более примитивные и воинственные, нежели критяне, племена ахейцев. Считается, что именно это вторжение положило конец критской цивилизации. Однако критская культура получила продолжение в культуре Материковой Греции и островов Эгейского моря. Одним из ее центров на этом этапе развития был крупный ахейский город в южной части Греции -- Микены. Критская и Микенская культуры были однотипными, поэтому их объединяют под названием крито-микенской культуры. Именно к этому периоду относят легендарную Троянскую войну.
Примерно в XII в. до н. э. развитие крито-микенской культуры прервалось из-за нашествия новых греческих племен -- дорийцев Данного этим переселения других племен. Такое вторжение привело к деградации культуры Балканской Греции, к возврату к родовым отношениям. Уже к XI в. греки жили изолированными общинами или своеобразными родовыми поселками. Этой исходной точки развитие греческой культуры начинается как бы заново. Однако во второй раз развитие охватило не только ограниченную территорию, как это было в крито-микенскую эпоху. Переход на новый культурный уровень произошел практически на всей территории Греции. Это в определенной мере обеспечивало устойчивость прогрессивных процессов, гарантировало от возврата к родовым отношениям.
XI--IX вв. до н. э. называют гомеровским периодом, поскольку он связан с деятельностью легендарного создателя «Илиады» и «Одиссеи» -- Гомера. В этот период родовой строй снова постепенно разлагается. В это же время начинает складываться древнегреческая религия со своим пантеоном богов, живущих, как считали греки, на вершине Олимпа.
Особенностью архаического периода (VIII--VI вв. до н. э.) является возникновение полисов (городов-государств). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев и ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Полисная система предполагала разделение общества на слои, при этом свободным гражданам противопоставлялись рабы.
В классический период (V--IV вв. до н. э.) происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой становится труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура.
Распространение достигшей невероятных высот греческой культуры за пределы Греции произошло в эллинистический период (IV в. до н. э. -I в. н.э.). Особенно этому поспособствовали завоевания Александра Македонского.
В чем специфика крито-микенской культуры и культуры Ахейской Греции?
Приблизительно в 2300 г. до н. э. на Крите начался подъем экономики и культуры. Пик расцвета критского общества пришелся на XX--XVI вв.до н. э. Культуру Древнего Крита называют минойской -- по имени легендарного царя Миноса -- сына Зев и Европы.
Центрами минойской культуры были дворцы, планировка которых напоминала огромный лабиринт. Особенно знаменит дворец в Кноссе. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижних этажах располагались преимущественно хозяйственные и складские помещения, комнаты прислуги, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. В верхних этажах были расположены парадные залы, покои царицы и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца была ванная и комната для купания. Кносский дворец строился более полувека и позже не
достраивался и перестраивался. В итоге, заняв территорию около 16 тыс. кв. м, дворец превратился в маленький самостоятельный город.
В центре критских городов, недалеко от дворца правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Улицы были вымощены камнем, система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам в дома поступала вода. Хранящиеся во многих музеях мира предметы из камня, слоновой кости, бронзы, фаянса свидетельствуют о высоком развитии критского ремесла. Археологами было обнаружено немало украшений из золота и аметиста. Были найдены также покрытые искусной резьбой печати. Удивительно красивы небольшие скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
После введения в конце III тысячелетия до н. э. гончарного круга стало развиваться гончарное ремесло. Оно достигло наивысшего развития в так называемых «яичных скорлупках» -- небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали рисунки, навеянные критской природой, -- стебли растений, морские существа.
Судя по египетским источникам, между Критом и Египтом существовали довольно тесные связи. Это в определенной мере повлияло на критское искусство. В некоторых обнаруженных на острове изображениях людей влияние Египта прослеживается статочно отчетливо: профиль, фронтальное изображение глаза. Но в отличие от египетской линии -- четкой, отточенной веками -- в критском искусстве преобладает линия свободная, легкая, волнообразная.
Судя по всему, в религиозной жизни критян преобладали культы Бородин. Археологами были обнаружены статуэтки богини- матери. Немалое значение для Критской культуры имел образ быка. Очевидно, бык в культах плодородия символизировал мужское начало. Изображение этого животного нередко встречалось на фресках. В легендах, связанных с островом, фигурирует еще один бык, вернее, полубык - получеловек -- Минотавр. Сын жены царя Миноса от противоестественной связи со священным быком Посейдона, Минотавр был заключен Миносом в лабиринт.
Очевидно, почитался на Крите и Зевс, которого мифы называют отцом Миноса. На острове было обнаружено немало двусторонних топориков (лабрисов) и их изображений. Такой топорик был одним из самых древних предметов культа Зевса. Очевидно, и слово «лабиринт» является производным от слова «лабрис».
Когда не стало критской культуры, на Греческом материке, еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены -- город в южной части Материков Греции -- в XVII--XIII вв. до н. э. был одним из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, находящейся под сильным влиянием Крита, считаете период между 1600 и 1200 гг. до н. э.
Микены располагались на площади приблизительно 30 тыс кв. м и были окружены внушительной городской стеной, выложенной из огромных камней: ее длина составляла 900 м, а ширина -- 6 м. У городских ворот располагался обширный некрополь с огромными купольными гробницами. Поэтому, описывая архитектуру Микен, искусствоведы нередко говорят о «циклопической» монументальности архитектурного стиля города. Одной из наиболее значительных построек Микен является так называемая Сокровищница царя Атрея периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В этой гробнице были найдены многочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребений -- изделия из слоновой кости, янтаря, эмали -- свидетельствуют об обширных торговых связях микенцев.
Интереснейшей монументальной постройкой являются Львиные ворота. Эти ворота образованы двумя колоссальными камнями, покрытыми толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся кверху колонна. По бокам колонны расположились две стоящие в геральдической позе львицы.
Помимо Микен, крупным центром культуры в то время была легендарная Троя. Город находился на Северо-Западном побережье Малой Азии. В результате продолжительной войны троянцев с ахейцами город был разрушен. Позже Троя пережила сильнейшее землетрясение.
Греческая традиция считала гибель Трои делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители войска, осаждавшего Трою. Сведения об этих событиях сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». Согласно легендам, троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной этого столкновения, вероятно, было то, что Троя мешала торговле Микен. За годы своего существования Троя неоднократно разрушалась и снова отстраивалась. Однако восстановиться после уже упомянутого землетрясения она не смогла.
Было время, когда многие ученые ставили под вопрос действительное существование Трои. Однако в 70-х гг. XIX в. немецкий археолог Генрих Шлиман в результате раскопок обнаружил остатки этого города, что помогло доказать его историческое существование.
Каковы же характерные особенности античной культуры?

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом.
Космос по-гречески--это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противосто-ящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружаю-щая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя гре-ческое искусство, упоминает о существовании закона, предписы-вающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, приро-де, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.
Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристоте-лю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, опреде-ленность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип существования че-го-то определенного. Она едина и неделима, она -- характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», -- по-лагает философ Демокрит.«Меру во всем соблюдай» -- рекоменду-ет Гесиод. «Ничего слишком!» -- учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в фи-лософскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Природа Греции сама осуществляет меру -- в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мо-реплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых фор-мах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естествен-ных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.
Человек, привыкший к таким ясным конкретным представ-лениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гар-монии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как ос-новная черта бытия понималась греками и гармония - единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшеевыраже-ние гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества
Античная культура -- это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчи-тать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и при-нял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отно-шение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда -- наличие канона, со-вокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармо-нической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тща-тельному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульп-тор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде все-го в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса -- калокагатия. Прекрасный и хороший, добрый человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен -- одно лишь нам ра-дует зрение; кто же хорош -- сам собой и прекрасным покажется», -- выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием.
Воспитание предполагало единство развития физического и умст-венного в равной степени -- «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» -- все искусства (пение, музы-ка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.Таким образом, уже космологизм греческой культуры пред-полагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с чело-веком, природные объекты -- с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жиз-ни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве сво-еобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения: «Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, че-ловек, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. - М. 1960. С. 276).
Антропоцентричность античной греческой культуры предпо-лагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле-сной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причи-нами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от вра-гов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась фи-зическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения соци-ально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохота-лись и пошли вперед, полные уверенности в победе над презрен-ным противником.
Антропоцентричность античной греческой культуры предпо-лагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле-сной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причи-нами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от вра-гов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась фи-зическими упражнениями и гимнастикой.
Историки свидетельст-вуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения соци-ально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохота-лись и пошли вперед, полные уверенности в победе над презрен-ным противником. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чув-ства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.
Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эсте-тики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия -- «скульптурны и осязательны». Пластично все гре-ческое искусство -- архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им ха-рактера. И сам актер представлял собой живую статую.Человек и его качества служили критерием определения да-же таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов дея-тельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи извест-нейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфе-на -- с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружи-ем и доспехами.
Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с че-ловеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древ-ние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, лок-ти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины -- физически сильного, твердо стоящего на земле, не тре-бующего никаких украшений и прекрасного уже физическим со-вершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигу-рой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнамен-том в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углуб-ления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает
Витрувий, «в подража-ние девичьей грации». Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком -- для этого составляющие храма слишком велики, здание «предпо-лагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитек-тура становится важной силой в духовной культуре греческого об-щества, воспитывает в человеке гражданина.
Каково значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации?

Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.) ознаменовался важнейшими событиями, которые сильнейшим образом повлияли на развитие греческой цивилизации. В это время происходила великая колонизация -- освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. Другим значительным достижением о появление алфавитного письма. Появляются первые философские системы. В это же время зарождаются естественные науки, Четности астрономия и геометрия. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
Одним из наиболее значительных событий стало появление в архаическую эпоху специфического типа политического устройства -- полиса. Полис, т. е. город-государство, был объединением частных землевладельцев и ремесленников. Они признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Свободным гражданам противопоставлялись рабы. Размеры городов-государств сильно разнились. Население полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса состояла из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет.
Древними греками был создан принципиально новый тип цивилизации. Основными ее принципами были рыночная экономика, основанная на добросовестном труде граждан, высокая культура демократического руководства и свободное развитие личности. Экономика опиралась на малое семейное хозяйство, использующее в основном личный труд селянина и его семьи (от греч. oikonomike -- «домашнее хозяйство» -- ведет свое происхождение слово «экономика»). В результате засушливый и некогда пустынный горный край, доведенный в эпоху варварства почти до истощения, за несколько столетий был превращен греками в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством.
Возможно, сами суровые природные условия повлияли на формирование предприимчивого и внимательного характера грека. Греки использовали каждую мелочь, каждое новшество, способное повысить эффективность труда, будь то ремесло, строительство или земледелие. К примеру, греки учитывали, какое удобрение нужно внести для определенного сорта винограда, чтобы не испортить вкус вина и одновременно добиться наивысшей эффективности, как наиболее рационально разместить на
ограниненной территории максимальное число виноградных лоз и т.п.
В результате создания такой интенсивной системы хозяйствования греки смогли составить конкуренцию традиционным аграрным регионам восточных цивилизаций.
В городском хозяйстве превалировали мелкие ремесленные, мастерские -- эргастерии. В мастерскую входил мастер, нескор ко учеников, от 5 до 30 рабов. Крупных мастерских (100--120 рабов) было немного.
В эпоху архаики формируется единое сознание греков и появляется самоназвание «эллины». Из разрозненных верований складывается целостная античная мифология. В литературе в начале эпохи преобладает эпос (к примеру, эпические поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни»). Позже все большее распространение получает лирическая поэзия со свойственным ей вниманием к внутреннему миру человека и событиям современной жизни. Величайшими представителями лирической поэзии были Архилох, Анакреонт, поэтесса Сапфо и др.
В искусстве складывается ордерная система: появляются дорический и ионический стили. Суровому, несколько тяжеловатому дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В более утонченном ионическом стиле стройная колонна наряду с функциональной несет и декоративную н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.