На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие корпоративной культуры, как специфической, характерной для данной организации системы связей, взаимодействий и отношений, в рамках конкретной деятельности. Типы корпоративной культуры и их взаимосвязь со стадиями ее развития в организации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 01.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21

Понятие и значимость корпоративной культуры в организации

В общем понимании культура в организации выступает как некий "фундамент", "каркас", который направляет и регулирует деятельность, а также поведение каждого работника и организации в целом посредством соблюдения законов, норм, традиций, различных трудовых уставов и т.д.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Можно отметить, что культура в жизни человечества занимает особое место, так как она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период по обеспечению функционирования общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества

Таким образом, она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая корпоративная культура. Термин "корпоративная культура" появился в ХIХ веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской "корпорации". Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Можно сказать, что с этими преобразованиями связано и появление корпоративной культуры, как специфической, характерной для данной организации системы связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и ведения дела. Процесс формирования организационной культуры интересен для организации, в первую очередь, возможностью регулирования поведенческих установок персонала на основании тех ценностей, которые приемлемы для организации, но не являются приоритетными, а иногда и отходят от ценностей, сложившихся в обществе.

В современной литературе существует довольно много определений понятия "корпоративная культура". Мы рассмотрим три определения сущности корпоративной культуры.

В первом из них Т.Ю. Базаров рассматривает корпоративную культуру как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющуюся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Во втором определении П. Вейл трактует корпоративную культуру как сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Отметим, что корпоративная культура проявляется наиболее отчетливо в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Она регламентирует поведение человека, а в нашем случае судебного исполнителя и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях.

И в третьем определении, по мнению Б. Фегана, корпоративная культура рассматривается как идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Это определение раскрывает корпоративную культуру как отношение людей к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе, и то, почему люди занимаются различной работой в рамках организации. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим.

Анализируя три трактовки корпоративной культуры можно сказать, что они наиболее полно и глубоко отражают сущность и все объективные стороны развития и функционирования корпоративной культуры.

Кроме того, существуют предметные исследования, практические руководства для анализа подхода к организационной культуре, сообщения о проектах "культурных изменений" и изложения более или менее понятных моделей поведения. За последние пятнадцать лет пёстрая смесь до этого довольно разрозненных идей, теорий и моделей была собрана воедино "под крышу" одного, достаточно ёмкого и универсального понятия "корпоративная культура". «Управление персоналом» под ред. Базарова Т.Ю., М., 1998, С.17

Надо заметить, что, в принципе, зарубежные исследования в области культуры организации имеют довольно длительную историю, чего нельзя сказать, конечно, об истории отечественных исследований корпоративной культуры. Профессор Корнельского университета (США) Харрисон Трайс склонен считать первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте работу группы американских учёных во главе с Э. Мэйо в начале 30-х годов при проведении известного Хоуторнского эксперимента в копании Western Electric в Чикаго. Этот эксперимент проводился в 4 этапа в течение пяти лет (1927-1932 гг.) и имел целью выяснение влияния самых разных факторов на производительность труда отобранных для исследования работников организации. Результаты первых двух этапов поставили вопрос о несостоятельности некоторых посылок "классической" теории менеджмента, и "виноваты" в этом были ранее не оценивавшиеся, "скрытые" психологические и социальные факторы. А.В. Сергейчук «Социология управления». -- СП6., 2002 г, С.16

Для подтверждения своей гипотезы Э. Мэйо и его ближайший коллега У. Уорнер разработали на третьем этапе широкую программу, потребовавшую детальных наблюдений и проведения около 20 тысяч интервью на предмет выяснения отношения людей к труду, разделяемых ими принципов и убеждений, морального климата в коллективе и т.п. Тем самым группу учёных Э. Мейо можно считать своеобразными "пионерами" исследований в области организационной культуры (хотя само это понятие и концепция появились много позже). Выводы Мэйо о необходимости "осмысленной жизни для индивидуума в организации", развития "чувства групповой сопричастности" на основе общих групповых ценностей явились своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации не только в Америке, но и в последующем при отечественных исследованиях.

Таким образом, важность организационной культуры для успешного функционирования организации является общепризнанной во всём мире. Все процветающие организации мира, без исключения, создали и поддерживают у себя ярко выраженную организационную культуру, наиболее соответствующие их целям и ценностям и чётко отличающие одну организацию от другой.

Можно отметить, что организационная культура - это цемент, скрепляющий внутренние силы организации. И значимость корпоративной культуры заключается в следующем. Специфика трудовой деятельности наших предков предполагала только групповую форму, поэтому сформировался коллективный стереотип мироощущения - признание ценности коллектива.

В 1997-2000 годах под руководством специалистов из РАГС было проведено социологическое исследование, в основе которого лежал метод контент-анализа высказываний иностранцев о российском характере в печати (всего зафиксировано 3139 высказываний) в публикациях периодической печати (69 изданий, включающих в себя 48 изданий центральной прессы, к примеру, “Коммерсант", “Эксперт”, “Профиль” и др., и 21 региональное издание). В результате исследований были выделены группы суждений о поведенческих качествах госслужащих. Стереотипное массовое действие только тогда приобретает характер социального, когда стереотип поведения индивидов становится основой их взаимодействия и поведение индивидов соотносится по своему смыслу друг с другом.

Она формирует у сотрудников чувство уверенности и гордости за организацию, преодолевает вероятность ухода из неё, влияет на уровень текучести кадров. Определяя степень сплочения сотрудников, создаёт условия возникновения чувства общности всех членов организации, обеспечивает присущие ей стандарты поведения, придаёт сотрудникам организационную идентичность, определяя представление об организации. Исходя из анализа представленных ниже социологических исследований, степень сплоченности коллектива выражается в принципе "будь, как все", который имеет две стороны. Первая: коллектив препятствует выделению индивида, негативно оценивает или даже пытается устранить его отличие от других. Попытка выделиться, показать свою исключительность, неповторимость наказывается, репрессируется коллективом. На данный факт указывают социологические исследования взаимоотношений госслужащих: и сослуживцы (45% респондентов), и руководители (50% экспертов) негативно относятся к стремящимся сделать карьеру.

Коллективизм является важным источником стабильности и преемственности, формирующегося у сотрудников чувство безопасности.

Сплоченность коллектива даёт новым сотрудникам контекст интерпретации событий в организации, является средством, с помощью которого формируются нормы поведения (судебный исполнитель обязан знать дисциплинарный порядок, кодекс чести и другие нормативные документы, которые регулируют деятельность работника), различные табу, целесообразные с точки зрения данной организации, предлагает стандарты качества и критерии самооценки в работе (у судебных исполнителей это месячный отчет, который позволяет сравнить эффективность работы и выбрать наилучшего судебного исполнителя за месяц, который, в свою очередь, имеет возможность получить премию за проделанную работу).

Следует отметить, что корпоративная культура представляет собой комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений, различных трудовых кодексов, трудовых уставов, обуславливающих индивидуальность организации и формирующих высоко нравственный облик организации. При рассмотрении проблематики корпоративной культуры возникает потребность в неком делении, классификации корпоративной культуры на основании различных факторов.

Типы культуры выделяются на основе множества различных факторов. Одна из самых популярных классификаций - "два С", поскольку в данном случае деление происходит на основе двух факторов - Социального и Солидарного.

Социальный фактор отражает уровень дружелюбия во взаимоотношениях внутри компании. В тех фирмах, где между сотрудниками царят хорошие взаимоотношения, большое внимание уделяется социальному фактору. Там, где сотрудники как бы изолированы друг от друга, социальный фактор слаб.

Солидарность - это показатель того, в какой степени члены коллектива согласны с направлением деятельности и целями компании. Если сотрудники соглашаются с задачами организации, понимают их, то можно сказать, что в компании высокая степень солидарности. Если работники не демонстрируют понимания или интереса к целям фирмы, то солидарность низкая.

Сочетание этих двух факторов в результате даёт четыре типа корпоративной культуры: приятельский, безразличный, разобщённый и коммунальный.

Первым типом корпоративной культуры является приятельский тип. Он характеризуется высоким уровнем значимости социального фактора и низкой солидарностью. Дружелюбные отношения между сотрудниками и открытость в общении сдвигают цент тяжести в сторону социальных проблем, а не деловых задач организации.

Следующий тип - безразличный тип культуры, который принято называть еще "культура наемников". Этот тип корпоративной культуры - прямая противоположность приятельскому типу. Для него характерна высокая степень солидарности и низкий социальный показатель. В этом случае члены коллектива общаются между собой формально и только в рамках выполняемой работы. Они сплочённы и нацелены на достижение целей компании.

Третьим типом культуры является разобщенный тип культуры. Он отличается низким показателем солидарности, так и низкой значимостью социального фактора. Отношения между сотрудниками не слишком дружелюбны, и коммуникация сведена к минимуму. Между сотрудниками не существует единства в отношении конечных целей организации.

И последний тип в данной типологии - коммуникативный тип. Для такого типа культуры характерна высокая степень солидарности, хорошие социальные отношения, в отличие от предыдущих трех. Здесь между сотрудниками царят прекрасные отношения, что способствует отличному пониманию задач фирмы.

В отличие от вышеназванной типологии, основным характеризующим фактором в котором выступает солидарность и социальный фактор, К. Камерон и Р. Куинн выделяют в качестве основания для квалификации большой перечень критериев, таких как: гибкость, дискретность, стабильность, контроль, внутренний фокус, внешний фокус, дифференциация, интеграция, что ближе к концепции данного социологического исследования, на основании которых он выделил четыре типа корпоративной культуры: клановая, адхократическая, иерархическая, рыночная.

Очень интересной в этой связи представляется схема четырех типов корпоративной культуры.

Клановая корпоративная - очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока её обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придаёт значение высокой степени сплочённости коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При данном типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

Следующий тип корпоративной культуры - адхократическая. Это динамическое предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. В отличие от предыдущего типа, связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство, предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.

Не менее важным является третий тип - иерархическая корпоративная культура. Это очень формализованное и структурированное место работы. Часто её называют бюрократическим типом организационной культуры. Лидеры гордятся тем, что они - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. В отличие от предыдущего динамического типа культуры, данная иерархическая культура представляет организацию как целостное устойчивое, формализованное образование, в котором сотрудников объединяют формальные правила и официальная политика.

И последний вид корпоративной культуры в данной типологии - рыночная корпоративная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Её главная забота - это выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - это твёрдые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. В отличие от иерархической культуры организацию с рыночной культурой связывает воедино акцент, основанный на стремлении побеждать и на успехе в конкурентоспособности.

В отличие от предыдущей типологии, следующая основана на ориентации культуры на людей или материальные условия, открытость или закрытость, и, согласно этим аспектам, выделяют следующие её типы: бюрократическая, опекунская, праксиологическая, предпринимательская.

Первым типом корпоративной культуры является бюрократическая культура. Она характеризуется регулированием всех сторон деятельности организации на основе документов, чётких правил, процедур; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, является должность. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов. Примером такой культуры может служить культура в государственных структурах, а в частности культура судебных исполнителей, которая регламентируется законом о судебных исполнителях, кодексом государственного служащего, дисциплинарным уставом и т.д.

Второй тип - опекунская культура. В отличие от бюрократической культуры, которая проявляет себя как четко установленная, формализованная культура, опекунская культура проявляется в благоприятном морально-психологическом климате, сплочённости людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статусе сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.

Следующими типом корпоративной культуры является праксиологическая корпоративная культура. Данная культура основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, власть которого основывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Он допускает в определённых границах привлечение работников к управлению. В отличие от опекун и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.