На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Определение и анализ, основные элементы, структура и функции культуры. Духовные ценности и нормы, присущие большим социальным группам, общностям, народам или нациям. Ценности, идеологии, язык, символы, традиции, обычаи как важнейшие элементы культуры.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 19.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
Понятие и функции культуры

Чита 2009
Содержание
Введение
1. Определение культуры
2. Элементы культуры
3. Структура культуры
4. Функции культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важное место в системе наук, изучающих культуру, занимает специальная отрасль общей социологии - социология культуры.
Социология культуры - социологическое учение об исторических процессах, которые претерпевают явление культуры, прежде всего искусства, философии и религии. Социология культуры является отраслевой социологией наряду с социологией труда, управления, досуга, города и т.д. Предмет социологии культуры - изучение любых процессов, происходящих в обществе, с точки зрения больших социальных групп. Она смотрит на мир через призму интересов, мотивов, поступков, ценностных ориентаций больших масс людей. Её специфика определяется особенностями эмпирических методов - анкетного опроса, интервью, наблюдения, которые применяют к кинозрителям, читателям, посетителям музея и дают возможность получить сведения о культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и т.д. Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые склонны к более консервативным жанрам искусства; как возрастает интенсивность посещения учреждений культуры в зависимости от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей от дохода, места проживания, социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.
В свою очередь социология культуры состоит из множества поддисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др.
1. Определение культуры
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Пример: «культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она -продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как совокупность материальных артефактов (физических объектов, созданных человеком), в другом - как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.
Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками - одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, а также все, что делает человек как существо разумное - манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться отдыхать, общаться и т.д.
Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углубленное изучение явления, то в результате появляется еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать либо о многогранности самой проблемы, либо об особенностях процесса научного познания, который никогда и не закончится.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и т.д.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда противопоставляем культуру бескультурью - отсутствию культуры. Понятие «культура» прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII - XIX веках для европейцев понятие «культура» приобрело духовный оттенок. Им стали обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев; И.В. Киреевский в слово «просвещение». Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной и художественной литературе.
Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - «культура» поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе это слово употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» проникло вместе с переводными книгами, оно поначалу относилось к сельскому хозяйству.
В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его ввел немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744--1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил употреблять слово «культура» не только в единственном, но и во множественном числе, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что в это время новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724 -1804) и Гегель (1770 - 1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом «культура», но сводил его смысл к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.
В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову «культура» новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира - система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности эти нормы и ценности характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
«В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.
Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступает человек, мера его развития. И тогда культурой нужно считать только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. В первом значении культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором - она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент делается на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных. Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.
Второй, узкий подход предполагает, что культура - это либо сфера общества, либо аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектом» подходе общество также разделяют на сферы. Это могут быть те же четыре главных сферы. А нижегородские культурологи, например, выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Количество сфер здесь не так важно, как качество. «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни».
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, но суть культуры остается неизменной.
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры -широкое и узкое.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Кравченко, А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 479 с.
В средние века слово «культура» означало «возделывание земли». Только в XVIII веке смысл его расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных, хотя и взаимосвязанных, значений. Среди них можно выделить несколько главных.
1 Культура в философском смысле. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, общения и действия. Такие программы не наследуются биологически, поскольку принадлежат к надбиологическому уровню, а транслируются, то есть передаются из поколения в поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.
2 Культура изучается также социальной антропологией. В антропологическом ракурсе главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой. Определение предложил современный антрополог Клиффорд Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует по-своему. Он считает, что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов, которые у каждого общества свои. Согласно Гирцу, культура локализуется не в умах индивидов, а в специфическом «поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры присутствует у С. Грегори, который подчеркивает, что культура не имеет биологических корней и применительно к ней трудно говорить о каком-либо причинном объяснении. Потому она непредсказуема, и только отдельные ее характеристики могут отчасти обладать причинной обусловленностью.
Среди других антропологических концепций культуры следует выделить методологический экзистенциализм Д. Шнейдера. В отличие от Гирца Шнейдер предполагает, что культура не является особым полем значений, а просто предсуществует независимо от индивидов и агентов.
3 Культура в собственно социологическом смысле. Естественно, что приведенное выше определение культуры является базисным для всех изучающих ее наук. Но специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры - это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры - литература, кинематограф, живопись и т.д. С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.
Например, простейшие гигиенические навыки, без которых немыслима жизнь современного человека, были неведомы жителю средневековой Европы, как, впрочем, и России. Контраст для гипотетического очевидца был бы поразительным: в средние века на постоялых дворах люди плевали на пол и ели руками (вилки и ложки появились позже) из общей тарелки. Руки заменяли им и носовые платки. Привычка чистить зубы была им не свойственна. Люди средневековья не усматривали никакой связи между гигиеной и состоянием здоровья. Даже в медицинских трактатах гигиенические требования ограничивались поддержанием чистоты видимых частей тела - лица и рук, а то, что скрыто под одеждой, люди мыли крайне редко, считая это нормой.
Таким образом, спонтанная культура - это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими - людей из разных обществ и эпох. Ведь в то время, когда европейцы не имели практически никаких гигиенических навыков, их современники в исламских странах ст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.