На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Творчество как процесс создания нового. Основные механизмы творчества. Соотношение логического и интуитивного в творчестве. Роль фантазии и воображения. Три территориальные группы памятников культуры Древнего Рима. Колизей - символ римской античности.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 06.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Задание 1

1. Процесс творчества

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека. Процесс отражения не является зеркальным отображением действительности, а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.
В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования.
Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.
Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой - на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор).
Советский философ А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . В трактовке Я.А.Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" .
Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, когда его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе .
Представляется, что наиболее обобщающее определение творчества дает следующая формулировка: творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.
2. Основные механизмы творчества

Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.
Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея дает возможность организовать практическую деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса.
Гипотеза. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез. Гипотеза - это основная форма творческого мышления.
Механизм творчества реализуется через функцию гипотезы. Содержание и решение проблемы состоит в выдвижении гипотез о путях ее решения и проверки. Генерация гипотез и их верификация - центральный механизм творчества. Теория гипотез целиком включается в теорию творчества, является центральной, составной частью и называется субтеория.
Гипотеза - форма творческой деятельности, форма творческого мышления. Гипотеза в отличии от формальной логики является категорией диалектической логики.
Гипотеза - основание, предположение. Есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза - как форма творческого поиска. Гипотеза может быть предположением о свойствах и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности, направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ разрешения возникающих противоречий.
В процессе познания важным является момент, когда обращение к гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипотезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипотезы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение проблемы до максимального противоречия.
Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.
Структурно идея включает:
1) Формулировку (постановку).
2) Цели перед человеком и способы ее достижения.
3) Идея - форма разрешения противоречия между проблемной ситуацией и экспертом, который должен ее решить.
Основная функция идеи - достижение синтеза знаний.
Этап нахождения принципа или идеи решения является наивысшем в творческом поиске.
Гипотеза (- основание - греч.) - предположение о том, как разрешить противоречеи проблемы. Гипотеза может быть предположением о свойствах, функциях объекта, формой развития знаний о мире и путях его преобразования, формой разрешения возникающих противоречий.
Гипотезы делятся на научные и рабочие.
Рабочая (экспериментальная) - строится как заведомо временное предположение, выдвигаемое для придания исследованию целеустремленного характера. Рабочая гипотеза в своей основе выполняет служебную функцию - она являеся средством для ориентирования в проблемной ситуации.
Научная гипотеза - отличается от рабочей тем, что претендует на решение проблемы и объяснение ранее необъяснимых явлений, законов или сущностей. Для научных гипотез характерен высокий уровень обоснования. Она учитывает установленные ранее законы и опирается на проверенные факты.
Гипотеза является важным элементом научного знания, т.е. она входит в систему научных знаний, являющихся ее неотъемлемой частью.
Научная гипотеза в отличие от догадки, идеи или от рабочей гипотезы тем, что опирается на факты, знания, принципы, законы, т.е. удовлетворяет определенному кругу требований. Гипотеза всегда формулируется в вероятностном смысле, т.е. знания, определяющий гипотезу - есть вероятностные знания.
Альтернативные гипотезы (версии)
При выдвижении гипотез, поиск как правило ведется по многим направлениям. На основе одних и тех же фактов, правил, законов и принципов, выдвигается множество идей разрешения противоречия и формулируется совокупность гипотез. Если выдвигается ряд гипотез, различным образом, их принято называть версии. Опровержение одной из версий, создает условия для порождения новых, более обоснованных версий.
После того, как одна из гипотез находит подтверждение в практической деятельности, а другие доказательно опровергнуты, выдвижение версий прекращается, дискуссии все закрываются и творческий поиск по данной проблеме завершается.
Проверка гипотезы
1) Гипотеза не должна противоречить фундаментальным научным принципам и законам.
2) При формулировании гипотезы, автор обязан учитывать все достоверно установленные наукой факты и ограничения, связанные с рассматриваемой проблемой.
3) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.
4) Недоступность гипотезы действительным проверкам означает ее реальную непроверяемость.
5) Непроверяемые гипотезы не могут рассматриваться как научные. Если гипотеза непроверяемая, она не может выполнять своего назначения, своей базовой функции, следовательно она неконструктивна и должна сразу отвергаться.
Научные знания, научное творчество развивается на основе конструктивных научных гипотез. Дж Коэн сказал: "Гипотезы возникают у людей, которые хотят и умеют думать, думать - это значит уметь решать проблемы, а решать проблемы - значит выдвигать гипотезы".
3. Соотношение логического и интуитивного в творчестве.

Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие: а) технические навыки, б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и в) вдохновение и связанная с ним импровизация.
Внимание и фантазию можно отнести к представлениям о способах достижения результата и, наконец, они являются обязательным условием появления или вызова вдохновения. К этому следует добавить, что внимание непременно подразумевает объект или действие (процесс), на котором оно сосредоточивается. Что касается третьего способа выполнения актерской задачи, таким объектом внимания является партнер, а точнее его реакции или взаимодействие с партнером. Или в жизни: объектом внимания является собеседник, мы следим за ним, появляются ли у него эмоции в связи со сказанным нами, понимает ли он нас; переспрашиваем, повторяем, ищем другие слова, рождаем все новые и новые интонации и их оттенки. То есть, реакция партнера - осмысление или ощущение ее, наша реакция, наша новая подача - новая реакция партнера и т.д. Именно этот процесс взаимодействия и является объектом внимания, и только этот процесс. Все остальное: от внешних явлений до посторонних, не относящихся к теме разговора, мыслей - отвлекает нас, рассеивает внимание.
Технические навыки это то, что поддается тренировке, доводится до автоматизма, потому что в противном случае они становятся объектом непроизвольного, а порой и произвольного, внимания и мешают выполнению задачи. В нашем случае к техническим относятся навыки сценической речи, сценического движения, игры на гитаре и пения.
Сценическая речь - это не только четкая дикция, но и правильное дыхание, и включенные работающие резонаторы. Что толку говорить, если собеседник тебя не понимает из-за нечеткого произношения? Как можно говорить, если собеседник тебя не слышит из-за неправильного дыхания и неработающих резонаторов? К тому же резонаторы еще и определяют тембры голоса. Но мы не будем переписывать учебник по сценической речи. Каждый, кому это необходимо, найдет способ тренировать свою речь.
Сценическое движение. Кто-то скажет: зачем сценическое движение актеру (или автору), пребывающему, как правило, в статическом положении? И ошибется. Потому что сцендвижение - это, прежде всего мышечная свобода. А наши мышечная и психическая свободы очень глубоко связаны. Мышечный зажим, он же психический, становится объектом непроизвольного внимания, порой к тому же на подсознательном уровне. Учебников по сцендвижению нет, эти навыки можно получить только от преподавателя.
Игра на гитаре. По этому поводу в кругах авторской песни всегда много разговоров, ответ на которые довольно прост: хорошая гитара - это та гитара, которая не становится там, где не надо, объектом внимания - и в плане фальши и в плане вычурности - ни для исполнителя, ни для партнера (зрителя). И здесь не будем более распространяться, потому что есть учебники, самоучители и учителя.
Пение. Здесь совершенно очевидно, что фальшивые звуки становятся ненужным объектом внимания, а фальшивого пения не выносят даже люди, не обладающие слухом. Но есть еще один вопрос: необходимы ли занятия вокалом? Он не так прост. Авторская песня все-таки искусство драматическое, а не музыкальное, красота и сила голоса в ней не самое главное. Знание сольфеджио не повредит, а резонаторы и дыхание могут быть поставлены и на занятиях сценречью. Да и в жизни разве мы требуем от собеседника поставленного голоса? Это все-таки из разряда "рояль в кустах" или "я не могу объясниться с тобой в любви без помощи оркестра (ансамбля)". Но общих рецептов не существует, зато существуют преподаватели.
Театральное искусство пользуется следующими представлениями и понятиями, позволяющими эти процессы воссоздавать.
- Фантазия и внимание, о которых мы говорили выше.
- Основная мысль произведения и вытекающая из нее главная задача при исполнении произведения. В совокупности они составляют сверхзадачу. В принципе об основной мысли мы говорили в части посвященной литературному анализу. Здесь следует добавить, что основная мысль вариативна, она зависит не только от того, что хотел сказать автор, но и от нашего творческого понимания ее. (Например, "Отелло" - это трагедия ревности или доверчивости?). Кроме того, мысль в искусстве всегда образна, а потому понимание ее требует не только логического, но в первую очередь образного мышления. Основная задача, вытекающая из основной мысли определяется через волю, через понимание и ощущение: я хочу (объяснить, доказать, растрогать и т.п.).
- Атмосфера. Это понятие введено М. Чеховым. В жизни мы им пользуемся, но, как всегда в жизни, как правило, безоценочно. Например, атмосфера ожидания - на вокзале (поезда), на стадионе (начала соревнований), в аудитории (контрольной работы). Есть атмосфера тревоги, атмосфера бунта, атмосфера восторга, гнева, веселья, любви и т.д. Атмосфера не обязательно возникает в присутствии множества людей, может быть атмосфера и в отсутствии людей. Атмосферой обладает местность, часть города и т.д. Она бывает собственной, обычной, т.е. более-менее постоянной. Но на нее всегда накладывается переменная составляющая: для местности - перемена погоды, например, или появление компании людей; для собрания людей - события вовне и внутри. На общую атмосферу компании могут повлиять как внешние события, так и появление нового человека. Последнее для нас особенно важно. Один человек может изменить атмосферу в собрании людей. Значит, актер должен сознательно созидать нужную для решения задачи атмосферу. Но она не создается на пустом месте. Когда актер выходит на сцену, зрительный зал уже обладает атмосферой, созданной из настроений людей, текущих событий в мире, в городе, в личной жизни каждого и т.д. Посчитать эту атмосферу невозможно, ее можно только почувствовать. Следовательно, необходимо тренировать в себе эти ощущения. Но здесь, в отличие от технических навыков, путь несколько иной. Надо тренировать внимание, быть наблюдательным, улавливать атмосферы, с которыми мы встречаемся в жизни. Повлиять на существующую атмосферу, превратить ее в нужную для решения творческой задачи можно только в том случае, когда правильно оценена атмосфера, в которую мы вошли.
- Круги внимания. Внимание и фантазия существуют вместе. Если мы рассказываем историю автоматически, не видя в своем воображении рассказываемого, то наши глаза остаются пусты, а лицо ничего не выражает. Из этого собеседник делает сознательный или эмоциональный (неосознанный) вывод, что мы безучастны к тому, что рассказываем. Нельзя вызвать в собеседнике чувств и мыслей, если он не видит их в нас. Можно показать их искусственно, сознательно дав себе соответствующую установку. Но это и будет первым способом решения задачи - напоказ. Собеседник увидит фальшь. Впрочем, как и в жизни фальшь иногда принимается, иногда прощается, но никогда не вызывает тех чувств и мыслей, которые нужны для решения задачи.
4. Роль фантазии, воображения в процессе творчества.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно - образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно - образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно - образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нем далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по - иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое ее выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидел.
Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного. Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создает в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стертые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображенный и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии. Именно потому, глядя на него, нам, как Вронскому, когда он увидел портрет Анны, кажется, что мы именно таким его всегда видели и знали, хотя лишь воображение художника, преобразующего мир повседневного нашего восприятия, нам его таким показало.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, более или менее значительное отклонение от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую - то существенную сторону действительности.
Некоторые тонкие и хрупкие переживания - значимые факты внутренней жизни - часто как бы заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные стороны ее, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех приемов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение. Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпуклее выявляет какую - то, особенно для него значимую, сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, - такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.
Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве.
Еще великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых "никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум", способны делать лишь ученые, которые "дают полный простор своему воображению". Т. Рибо склонен был даже утверждать, что если мы "подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны - в области художественного творчества, а с другой - в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого".
Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В. И. Ленин. Он писал: ". . . нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке"2. "Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она (фантазия. - С. Р. ) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности. . . ".
Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно - образного содержания, оно может быть отнесено на счет воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права. Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющее эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании. Для такого мастера эксперимента, каким был Э. Резерфорд, действительный прогресс возможен только при амальгамации эксперимента, опирающегося на фантазию, и фантазии, опирающейся на эксперимент.
Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались все новые, более высокие и совершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников - в "Илиаде" и "Одиссее", в "Песне о Роланде", "Слове о полку Игореве" - воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по - новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения.
Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, дает для развития воображения в своем роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника. Наконец, воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир. Леонардо да Винчи. Аллегорическая фигура Примером агглютинации может служить и приведенная на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает "удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом. . . ". Из этих слов художника отчетливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определенной тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.
Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем - при прочих равных условиях - богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространенной и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и ее значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему. В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идет о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Комбинирование является лишь "механизмом", действие которого обычно подчинено какой - то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл.
Другим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование - это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.
Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.