На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Міністерство освіти і науки України
Одеський національний політехнічний університет
Гуманітарний факультет
Кафедра культурології
Курсова робота на тему:
Минуле та майбутнє: експозиційна діяльність у музеях (сучасний стан в Україні)
Виконала:
студентка групи ИК-042
Суранова О.
Перевірила:
Л.В. Крупенiна
Одеса, 2008
План
1. Введение
2. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
3. Современный этап развития музейной экспозиции в Украине
4. Заключение
5. Литература
1. Введение
Музей представляет собой сложный и многоплановый феномен. В западноевропейской культуре музей не только выполняет функции по собиранию и хранению артефактов, но и является отражением определенной социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных, эстетических, педагогических, идеологических, рекреационных, экономических аспектов. Во второй половине XX века проблема музея приобретает особую остроту, что связано, в первую очередь, с тем, что его традиционные формы, окончательно сложившиеся в конце XIX - начале XX вв., перестали соответствовать изменившейся культурной ситуации, что привело к переосмыслению основных принципов музейной работы и поискам ее новых форм. Результатом данного процесса явилось возникновение в современном музееведении ряда новых теоретических концепций, пересматривающих многие ключевые моменты музейной практики. Современные тенденции развития музейного дела характеризуются, в первую очередь, отказом от представления о музее как научно-исследовательском и образовательном учреждении и стремлением к универсализации, что находит отражение в новых принципах музейной работы, таких как развитие форм «мягкой» музеефикации (так называемые «экомузеи»), расширение тематики экспозиций, изменение состава и профиля, работающих в музее специалистов, привлечение общественности к проблемам повседневной деятельности музея. О кризисной ситуации свидетельствует также и то, что во второй половине XX века музей все чаще подвергается критике как со стороны деятелей культуры (прежде всего авангардной), так и со стороны представителей общественных движений (прежде всего, радикальных) за элитарность и отсутствие очевидной пользы для широких слоев населения при высоких затратах на содержание и развитие музейных учреждений. Однако, именно в этот период отмечается увеличение числа музеев, а также значительный рост их посещаемости. Очевидно, что причины кризиса традиционных музеев при одновременном росте их популярности нуждаются в осмыслении, невозможном без уяснения роли и места музея в системе культуры. Учитывая вышеизложенное, мы оказываемся перед необходимостью анализа феномена музейной экспозиции и музея как такового с точки зрения его существования, начиная с протомузеев Античности и заканчивая современными, оснащенными компьютерными, видео- и аудио - системами музеями-комплексами.
Проблемы данной темы: скудное количество литературы на данную тему; кратковременность существования многих экспозиций и прежде всего выставок не дает достаточное время для их фиксации и анализа с целью осмысления и закрепления достигнутого результата, нередко являющегося значительным событием музейной практики (что уж говорить о временах, когда не было ни видео-, ни фотоаппаратуры, которая сохраняет временную экспозицию на видео- или фотоносительях и дает возможность анализа в то время, когда самой экспозиции уже нету).
Объект исследования: экспозиционное дело как определенная структура, состоящая из ряда элементов в их временном и пространственном развитии, их возникновение и деятельность в качестве историко-культурного и историко-социального феномена.
Цель работы: комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире.
2. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
Для того, чтобы приступить к теме, необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция. Как гласит Словарь музейных терминов «Экспозиция - происходит от латинского "expositio" - выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее определение музейной экспозиции - часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.
Само становление музея было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием museum.ru/rme/dictionary.asp?38. Элементы древнейших "протоэкспозиций" музееведы находят в интерьерах древнегреческих храмов, в которых вативные предметы можно в современном смысле воспринимать как зачатки экспозиции; в выставках товаров на продажу, церемониях военных триумфов Древнего Рима, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а затем оставляли на некоторое время для всеобщего обозрения военные трофеи, произведения искусства, захваченные у противника и т.п. Репрезентативные "выставки" драгоценной утвари устраивали правители в дни приема важных гостей для демонстрации своего богатства и значительности. Этот этап можно назвать этапом «протоэкспозиций». Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеи, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Многие путешественники, ученые, поэты и художники становятся коллекционерами, собирателями медалей, монет, гемм, камей, скульптуры, картин, рукописей и других предметов античной культуры. Вслед за частными лицами коллекционерством занялись тогда и представители знати - короли и папы. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания -- кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания Музеи, а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В эту эпоху и позднее в XVII-XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции как формы существования музея. Это этап «зарождения необходимости продуманого подхода к размещению предметов». В "универсальных" музеях этого времени собирались воедино всевозможные диковины и реликвии, "удивительные произведения природы и человека", но, как понятно, ни о какой научной концепции выставки тут речи не идет. Можно привести ярчайший пример - 1581 Франческо I Медичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенные на втором этаже административные службы удалить krugosvet.ru/articles/115/1011550/1011550a1.htm. С этого времени здание Уффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения. Одной из первых была создана «галерея статуй» (первый коридор), для оформления которой пригласили группу флорентийских художников. Перекрытия потолка были расписаны причудливыми орнаментами, т.н. «гротесками», созданными по античным образцам, стены украшены шпалерами. Открытая терраса в Уффици была застеклена и также приспособлена для показа произведений искусства.
В 17--18 вв. формируются многочисленные частные коллекции -- исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев.
Так, возникновение первых выставок и в нашем понимании слова экспозийций произошло в Европе в 18 веке (Просвещение) «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, нове сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997. . На этих первых выставках демонстрируются произведения искусства для аристократии. В то же время формируется новая концепция музея - идея публичного музея. В музеях долгое время не существовало разделения на "фонды" и "экспозицию". Только к концу XIX века в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них "демонстрационных коллекций", т. е экспозиций (временних или постоянных). Одним из примеров осознанного и целенаправленного формирования экспозиции является «Венская императорская галерея». Императрица Терезия и ее сын Йосиф 2 в 1770 году решили создать картинную галерею. Купили дворец принца Евгения. В 1781 году галерея открылась. Что же дает нам право говорить о музейной экспозиции в этом случае? А вот что - картины были развешены по хронологии создания, по национальным школам, а не по декоративным качествам.
Конец XVIII - начало XIX вв. выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересует создателей музеев в контексте научного знания museum.ru/rme/mb_exp.asp. Складываются систематические экспозиции. Можно сказать, что еще одним этапом, который приходится на 18 век становится изучение экспоната как самоценного объекта. Об этом свидетельствуют популярные на то время в Европе Кунсткамеры, самой впечатляющей из которых стала Кунсткамера Петербурга. Она уже в то время предвосхитила все западные музеи в плане систематизации и научного подхода к экспонированию. Этот музей считается одним из первых музеев в России, занимавшимся естественной наукой. Петр в этой области считается новатором. Ведь ранее в России ценились только предметы старины и художественные картины. Петр же на всеобщее обозрение представил чучела редких животных, экзотические растения, оружие и технические новинки, этнографический ценности и, конечно же, анатомические аномалии. Кабинет редкостей был создан в 1714 году и разместился сначала в Летней резиденции царя. В 1717 году царь Петр решил купить собрание анатомических экспонатов, состоящее из более девятисот препаратов, у Фредерика Рюйша. Посланцы Петра путешествовали по Европе и покупали самые редкостные экземпляры, необходимые для собрания кунсткамеры. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами, и вскоре большое количество экземпляров просто стало невозможно поместить в комнатах дворца.
19 век продолжает традиции 18го. В период правления Наполеона Лувр называется Музеем Наполеона. Формируется колекция в соответствии с принципом полноты. На первом этаже находится галерея Античного искусства, включающая 12 залов. Произведения искусства распологаются по тематическому принципу: зал выдающихся мужей, зал римлян, зал времен года и т.д. В России на тот момент представителем передовых тенденций был Эрмитаж. Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название "Эрмитаж" (место уединения). Эрмитаж был открыт для избранной публики в 1852. Уже тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII--XIX веков.
В начале 20го века усиливаются объективные потребности в развитии музея, росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Наиболее развитой сетью музеев в мире располагают (на начало 1970): США (около 2000 Музеи), Италия (свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).
В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12--17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. В течение 2-й половины 18--19 вв. возникли первые местные музеи в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического музеи (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в музеи); создавались историко-археологические музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский музеи, 1831) и др.
Музеи в СССР возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859) opentextnn.ru/glossary/museum/?id=1968, Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных музеях. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 Музеев (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.
Советское государство превратило музеи во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917--18 были национализированы крупнейшие частные Музеи, установлен порядок охраны музеи и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 -- Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешли все музеи. На местах были созданы губернские подотделы по делам музеев. К научному руководству музеев были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа музеев, появлением музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 музеев. В советское время все музеи финансировались только за счет государства. За скромную зарплату настоящие энтузиасты, специалисты высочайшего класса, занимались кропотливой работой, восстанавливая по маленьким деталям утраченные интерьеры.
Сотрудники музеев проводили серьезную исследовательскую работу: открывали новые экспозиции, отыскивали в запасниках ранее неизвестные работы художников прошлого, печатали научные труды, монографии, альбомы по искусству. Нередко музейные фонды пополнялись безвозмездно или за небольшое вознаграждение частными коллекционерами. Музеи превращались в идеологическую школу. Музей становится политико-просветительским заведением. Даже если по профилю музей совершенно не относился к политике или истории, все равно работники музея обязаны были каким либо образом проиллюстрировать советскую идеологию в экспозиции. Появился даже специальный термин «вещевизм» - предмет без идеи, главная задача которого показ социально-экономических достижений.
Тематический метод - ведущий метод с 30тых годов, поход против «дегенеративного искусства» (против Гогена, Пикассо, Ван Гога). Тематическая экспозиция преобладала в советский период (несколько тем, экспонаты, связанные по содержанию, объединялись под определенным углом зрения).
В 60-е резко возросло количество выставок. Да и каких! В 1965 году в Эрмитаже открылась крупнейшая выставка из собрания Лувра. Впервые в Ленинград привезли такую большую коллекцию произведений Эль Греко, Тициана, Эдуарда Мане.
Важнейшей формой работы с посетителями советского музея являлось проведение экскурсий. В 1972 только в государственных музеях страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 -- 5 млн.).
В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ). Советские музеи стремились наглядно отобразить достижения социалистической культуры и популярно представить - при условии наличия соответствующих экспонатов -- диалектике -- материалистическую основу естественно-исторических наук. Музейная экспозиция, вызывая ряд определенных наглядных представлений, одновременно создавала и определенную систему понятий, способствует формированию мировоззрения. Экспозиция в советском музее стремится дать строго научное объяснение закономерностей природы и общественных явлений. Экспозиция в передовых музеях СССР вполне отвечала этим задачам: вместо аполитичного показа мертвых предметов и памятников она дает в конечном результате живую и яркую демонстрацию идеи социализма, идей советской эпохи.
В конце 20го века складываются предпосылки для переосмысления принципов экспозиционного построения. Этому способствует в первую очередь: изменение восприятия экспозиции зрителем; современная музееведческая концепция экспоната; большая выставочная практика, имеющаяся на это время. Стандарты и нормы музейного дела, воспитанные СССР уже не подходят.
3. Современный этап развития музейной экспозиции в Украине
В наш рациональный век стремительного развития новых информационных технологий человек становится обладателем значительного количества знаний и средств коммуникации. По подсчетам ученых, за последние 30 лет информационное поле увеличилось так же, как за предыдущие 5000 лет. Объем информации удваивается каждые 5 лет. Новые аудио-, видео-, компьютерные технологии в тысячи раз увеличивая познавательные возможности человечества, с безжалостной активностью внедряются во внутренний мир человека. Все больше постигая виртуальную реальность, удовлетворяя через нее свои эстетические потребности и потребность в общении, наш современник все дальше уходит от самого себя. Актуальная модель сознания современного человека перестает включать такие понятия, как «созерцание», «погружение», «вчувствование». Современный зритель (читатель, посетитель и т.д.) разбалован и переборчив. И тут у владельцев музеев возникает колосальная проблема: как привлечь людей в музеи? Как заставить прийти в наши музеи человека, который легко может посмотреть «виртуальную начинку» музея по Интернету? (пока что наши украинские музеи не столь интерактивны, но все же сайты у всех свои уже есть. Тут речь идет об европейских, американских, японских и т.д.).
Ответ на первый взгляд прост: создание современной экспозиции требует новаторского подхода, отличного от всех ранее используемых и их критической переоценки и переосмысления, эксперимента, свободы в средствах выражения. Благодаря вовлечению в творческий процесс художественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество, становится самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Кроме того, художественная экспозиция (музейная или галерейная, большая или камерная, групповая или персональная, ретроспективная или тематическая и т.д.) - одно из немногих мест, где в наше время возможен непосредственный контакт между художником, его произведением и зрителем. Любые другие средства коммуникации (телевидение, мультимедиа, художественные галереи в системе Интернета, художественные полиграфические издания и т.д.) предназначены одновременно для огромного числа людей и ни к кому не адресованы личностно, они показывают произведение опосредованным, пользуясь определенным языком интерпретации, присущим им Федоров-Давыдов Л.А. Принципы строительства художественных музеев. // Федоров-Давыдов А.Л. Русское и советское искусство. - М.: Искусство, 1975. . Поэтому сотрудники музея, работая над привлечением посетителей, так же должны понимать, что своими действиями они воспитывают посетителя музея, «окультуривают» его, дают возможность прикоснуться к произведениями человеческого гения не опосредованно, а в реальности.
Но, если вдуматься, воплотить желаемые качества современной экспозиции в реальность колоссально сложно. Это требует от автора научного обоснования, выявления закономерностей взаимных отношений объектов показа, конечно же, недюжинных знаний в области экспонирования, фантазии, творческого и «влюбленного» в свое дело подхода (даже не стоит упоминать о материальных вложениях). И тут становится особенно актуально содержание этой работы, потому что для того чтобы автору создать что-то революционно новое или просто качественный продукт необходимо понимать, что такое само по себе музейное экспонирование, откуда берет оно свое начало, какими приемами пользовались на протяжении своего существования авторы экспозиций, как рационально выстроить предметы экспозиции, чтобы они привлекли, запомнились, произвели впечатление на музейного посетителя. Осмыслению процесса истории экспозиционного дела, облегчению выявления внутренних закономерностей и возможности научного обобщения помогает его периодизация. Кроме того, возможны случаи, когда, например, экспозицию стилизуют под научные кабинеты или кунсткамеры конца 19 века - тут знания в этой области просто необходимы.
Период 80-90хх гг. явился для искусства музейной экспозиции в известной мере периодом стабилизации, осмысления и совершенствования. В и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.