На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Псковская школа иконописи, своеобразные черты и характер псковских икон. Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской. Иконостасы XVIII в. в церквях Псковской области. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 09.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Содержание
    Введение
      Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса
      Глава 2. Псковская школа иконописи
      2.1 Периоды иконописи Пскова
      2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон
      2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской
      Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области
      Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами
      Заключение
      Приложения

Введение

Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.

В древней Руси живопись была доступна всем верующим в Бога, она воплощала слово божье, образ христианской веры.

Искусство православного мира выработало своеобразные приемы живописи. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.

На огромных просторах Российского государства сложилось несколько школ иконописи, одна из них - псковская.

Особенности этой школы и характер работ псковских мастеров - основная цель написания реферата.

В работе были использованы следующие методы: поисковый, текстуальный, графический, а также метод анализа и обобщения.

Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса

Иконопись - специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.

Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.

Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.

В Древней Руси икона писалась на деревянной основе - иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками - шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка - ковчег, где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски - опушь. Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название - лузга. На доску обычно наклеивалась ткань - паволока, на которую наносился грунт - левкас, состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски - основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем (имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.

В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы - наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист - линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл - им отмечали "Силы небесные": покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже - апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.

Иконостас - многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.

В XIV веке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус - пророческий. В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних - страстной ряд.

Глава 2. Псковская школа иконописи

Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.

С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.

Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIII веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.

В XVI веке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи.

Псковский искусствовед И. Родникова пишет: "... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".

Основа собрания икон была заложена в 1876 году.

Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся 1919 - 1930 годы, период массового закрытия церквей. В 1926 - 1928 годах многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков - они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большая часть собрания икон Псковского Музея Заповедника пострадала. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в Музеях Москвы и Новгорода.

В 1960 году произошло последнее пополнение музейного фонда в результате экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.

Сегодня Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Специфические черты, характеризующие псковскую живопись, во многом связаны с историей псковской земли.

2.1 Периоды иконописи Пскова

Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.

Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения - охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века "Спас Воздержитель" или "Спас Елиазаровский".

Концом XIV - концом XV века датируется икона "Святая Ульяна". Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.

По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:

1ый - древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII - первой половиной XIV века: "Богоматерь Одигитрия" начало XIV века (см. Приложение 1), "Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом" вторая половина XIII века;

2ой - конец XIV - XV века: "Спас Елеазаровский" середина XIV века;

й - XV - середина XVI века: "Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна", "Собор Богоматери" начало XV века;

й - середина XVI - конец XVI века: "Рождество Христово" (см. Приложение 2) XVI век.

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон

Псковская школа иконописи является открытием последних десятилетий. Именно в это время начали систематически расчищать псковские иконы. Хотя термином "псковские письма" охотно пользовались собиратели икон, термин этот еще лишен был конкретного содержания. Впервые о Псковской школе настойчиво заговорил художник А.В. Грищенко, но в его распоряжении не было достаточного количества фактов, в силу чего все его рассуждения несли несколько отвлеченный характер.

Более определенно вопрос о Псковской школе поставил И.Э. Грабарь, уже опиравшийся на новый материал - иконы, вывезенные из Пскова. Правда, таких икон было еще мало, однако это не помешало И.Э. Грабарю написать слова, в значительной мере ставшие пророческими:

"Уже теперь Псков ясен не меньше, а скорее больше, чем Суздаль, недалеко время, когда псковская школа предстанет перед нами, быть может, такими же легко определимыми оттенками, какими мы сейчас уже наделяем школу новгородскую".

Действительно, после новых реставрационных работ специфические черты псковской иконописи выступили настолько четко, что есть все основания говорить о псковской живописи как особой школе. Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избегнуть татарского ига, что способствовало сохранению древнерусской культуры и ее расцвету в XIII-XV веках. До 1348 года Псков входит в число новгородских пригородов. На основании Болотовского договора он получил полную самостоятельность, превратившись в равноправный с Великим Новгородом политический центр. Роль князя была в Пскове еще более номинальной, нежели в Новгороде.

Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка темно-зеленого, сочность письма, повышенная эмоциональность персонажей, лица с несколько "пронзительным" выражением. Свежестью художественного восприятия отличается икона "Собор Богоматери", посвященная новой для древнерусского искусства теме, насыщенная сложной символикой.

Псковская иконопись:

1) Имеет ярко выраженное художественное лицо:

а) композиция очень часто ассиметрична и малоустойчива

б) рисунок неточный, но по-своему всегда очень выразительный (экспрессивный)

в) колорит очень густой, скорее сумрачный, с преобладанием изумрудного и темно-зеленых цветов. Если есть красный, то он с характерным оранжевым или розовым оттенком. Фон чаще всего желтый, реже - зеленый;

г) разделка одежды тончайшими золотыми линиями, которые придают поверхности мерцающий характер. Колорит икон очень контрастный и драматичный. Драматизм усиливается тем, что применяется особая трактовка коричневой карнации с резкими высветлениями и резкими бликами.

Карнация - написание лика и рук

2) Манера письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.

3) Иконопись в Пскове развивается в более замедленном темпе, чем Новгородская. Здесь более устойчивы архаические течения.

Таким образом, псковскую иконопись отличает: особый способ обработки доски для иконы; особый драматический образный строй икон; использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего; применение красок только из местных материалов; "включенность" персонажей в события, изображенные на иконе; интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания. Именно эти особенности и черты передавали псковские мастера с исключительной проникновенностью и свободой письма.

В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой правильности форм.

Вот некоторые выдающиеся псковские иконы:

"Богоматерь Одигитрия" - икона конца XIII - начала XIV века (см. Приложение 1). Иконография иконы традиционная; восходит к распространенному византийскому образу. Стилистические краснофонные иконы связаны с живописью византийской провинции. Памятник отличается упращенной манерой, отвечающей вкусам широких низовых кругов.

"Рождество Христово" Праздничный чин. Икона первой половины XVI века (см. Приложение 2).

Икона "Сошествие во Ад" рубежа XIV-XV веков захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен - красных, темно-зеленых и темно-коричневых. Христос одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней части иконы изображен Деисус. Христос, представленный в резком порывистом движении, выводит из ада за руки Адама и Еву (см. Приложение 3).

"Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская" - икона второй половины XVI века (см. Приложение 4). Над фигурами предстоящих есть надписи: "Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей". В иконографии Богоматери тип Оранты - самый древний. Орант - персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми руками. Оранта олицетворяла христианскую молитву, церковь.

Традиции псковской школы иконописи не пропали. В наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре. Имя отца Зинона стало символом совершенной иконописи, безусловной приметой возрождения всего православного искусства.

Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них - образец.

2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской

Иконопись Пскова близка к новгородской школе, это объясняется тем, что новгородская живопись приобрела общерусское влияние, а Псков долгое время являлся "младшим братом" Новгорода.

Новгородские мастера умели виртуозно распоряжаться всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая сдержанность, даже суровость.

Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.