Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ ситуации развития культуры и искусства г. Хабаровска. Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара. Анализ рынка театральных услуг. Основные направления государственной политики в сфере культуры.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Культурология. Добавлен: 10.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


АННОТАЦИЯ

Дипломная работа на тему: «Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия» выполнена на примере ГУК Хабаровский краевой театр драмы. Объем работы - 96 страниц. В работе представлено 12 рисунков и 23 таблицы и 61 литературный источник.
Первая глава «Сущность и оценка театральной деятельности» посвящена исследованию основных задач в области культуры и искусства, а также показателей оценки искусства.
Вторая глава «Анализ хозяйственной деятельности предприятии» посвящена практическим аспектам исследования финансово- экономических показателей Хабаровского краевого театра драмы. В главе рассматривается организационно- экономическая характеристика театра. Проводится анализ основных финансовых показателей деятельности, а также анализ рынка театральных услуг в городе Хабаровске.
Третья глава «Направления развития хозяйственной деятельности предприятия» посвящена разработке предложений по формированию зрительского интереса и совершенствованию репертуара театра. В главе также рассмотрены основные направления государственной поддержки театра.
СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ
        1. СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
        1.2 Анализ ситуации развития культуры и искусства г .Хабаровска
        1.3 Основные направления государственной политики в сфере культуры
        2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
        2.1 Краткая организационная характеристика
        2.2 Анализ основных финансово - экономических показателей
        2.3 Анализ рынка театральных услуг
        3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
        3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
        3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
        ПРИЛОЖЕНИЯ
        ВВЕДЕНИЕ

        Происходящие в стране социальные и экономические изменения оказали существенное влияние на состояние отечественной культуры, в том числе ее институциональной (ведомственной) сферы.
        Государство сегодня не несет ответственности за приобщение широкой общественности к отечественным и мировым культурным ценностям. Хотя общеизвестно, что только непосредственная приобщенность к явлениям культуры позволяет людям лучше ориентироваться в сложном и динамичном современном мире, контролировать свою жизненную среду, реализовать свои интересы и запросы. В то же время такая приобщенность выполняет компенсаторную функцию, снимая социально-психологическое напряжение.
        Развитие учреждений культуры, инновации в области искусства влияют на динамику социальных и экономических параметров общества, но влияние это опосредовано и сказывается в долгосрочной перспективе.
        Соответственно необходимы разработка и реализация рациональной культурной политики, которая была бы ориентирована на развитие имеющихся и создание недостающих предпосылок для модернизации страны.
        Поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной в современных условиях.
        Многие театры, дворцы культуры, музеи по всей стране оказались в очень сложной ситуации, когда при мизерном объеме финансирования и низкой рентабельности деятельности, они вынуждены выживать. Несмотря на низкое финансирование, такие учреждения обязаны функционировать, так как именно они благодаря своей деятельности позволяют повышать наш культурный уровень в современных тенденциях низкой культуры. Таким образом, мы приходим к выводу, что анализ финансового состояния учреждения культуры является тем необходимым и отправным пунктом, который обеспечивает повышение рентабельности и эффективности функционирования такого учреждения.
        Целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Краевого театра драмы в городе Хабаровске.
        Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
        - рассмотреть задачи в области культуры и искусства;
        - изучить показатели оценки в отделе искусства и культуры;
        - проследить основные тенденции развития театральной деятельности;
        - провести анализ основных показателей деятельности театра;
        - анализ рынка театральных услуг города Хабаровска.
        В качестве объекта исследования в дипломной работе выступает Краевой театр драмы.
        Периодом исследования в работе является 2002- 2004 годы.
        В работе использованы нормативные документы функционирования театра, а также его Устав, бухгалтерские балансы и отчеты и прибылях и убытках за соответствующие периоды.
        В качестве методов исследования в работе использовались методы анализа.
        Первая глава «Сущность и оценка театральной деятельности» посвящена исследованию основных задач в области культуры и искусства, а также показателей оценки искусства.
        Вторая глава «Анализ хозяйственной деятельности предприятии» посвящена практическим аспектам исследования финансово- экономических показателей Хабаровского краевого театра драмы. В главе рассматривается организационно- экономическая характеристика театра. Проводится анализ основных финансовых показателей деятельности, а также анализ рынка театральных услуг в городе Хабаровске.
        Третья глава «Направления развития хозяйственной деятельности предприятия» посвящена разработке предложений по формированию зрительского интереса и совершенствованию репертуара театра. В главе также рассмотрены основные направления государственной поддержки театра.

1. СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Основные задачи в области культуры и искусства

Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков Культурология. История мировой культуры./Под ред. Марковой А. М. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 144.

Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света Культурология. Основы теории и истории культуры./Под ред. И. Ф. Кефели. - СПб.: Нева, 2003. - С. 168.

Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.

Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная задача феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Таблица 1.1.1

Задачи культуры Культурология./Под ред. Драч О. К., Самыгин Л. Д. - СПб.: Нева, 2002. - С. 166

Задачи культуры
Содержание
Гуманистическая
Забота о человеке
Трансляции социального опыта
Задачу трансляции социального опыта нередко называют задачей исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она определена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной задачи чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная
Познавательная задача связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.
Регулятивная
Регулятивная задача культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная задача культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право
Семиотическая
Семиотическая или знаковая задача, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.
Ценностная
Ценностная, или аксиологическая задача отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Социальная интеграция людей
Наиболее общей и универсальной задачей культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все задачи культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода задач весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих задачи более высокого уровня.

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести задачи, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей Культурология./Под ред. Соловьева Д. О. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 189:

организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;

консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.

Третий уровень -- задачи культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести Культурология./Под. ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Дело, 2002. - С. 22:

культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;

культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);

культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;

культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;

культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);

культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов -- математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);

культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.

Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Четвертый и последующие уровни задач культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.

Таким образом, во всем многообразии задач культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

1.2 Анализ ситуации развития культуры и искусства г. Хабаровска

При оценке искусства и культуры необходимо использовать показатели, характеризующие состояние объектов искусства и культуры в динамике. В таблицах 1.2.1 - приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Хабаровска за 2003- 2004 годы

Таблица 1.2.1

Сетевые показатели оценки искусства на территории города Хабаровска за 2003- 2004 годы www.adm.ru. Сервер правительства Хабаровского края

№ п/п
П О К А З А Т Е Л И
Единица измерения
2003г.
2004 г.
Темп роста, (снижения) (%)
I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.
Дворцы культуры - в с е г о
ед.
7
7
100
- в них мест
мест
4250
4250
100
в том числе:
Дворцы культуры в муниципальном ведении
ед.
3
3
100
- в них мест
мест
1350
1350
100
2.
Обеспеченность населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа

мест на 1 тыс.жителей

в % к нормативу

5,9

39,2

5,9

39,0

100

99,5
3.
Кинотеатры
ед.
6
5
83,3
-в них мест
мест
3890
3100
79,6
- количество зрительных залов в кинотеатрах
ед.
9
6
66,7
- обеспеченность населения зрительскими залами кинотеатров

залов на 100 тыс. жителей

в % к нормативу

1,2

20,7

0,83

13,8

69,2

66,5
4.
Массовые библиотеки - в с е г о
ед.
53
51
96,2
в том числе:
ед.
42
42
100
Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед.

тыс. экз.

20

793,6

20

800,9

100

100,9
Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед.

тыс. экз.

22

709,3

22

705,8

100

99,5
5.
Филармония
ед.
1
1
100
6.
Музеи
ед.
1
2
200
Обеспеченность города музеями
в % к нормативу
10
20
200
Основной фонд экспонатов в нем
тыс. экз.
30,2
30,6
101,3
7.

Картинная галерея

Основной фонд экспонатов в ней

ед.

тыс. экз.

1

7,6

1

7,9

100

104
8.
Фонд историко-культурных памятников
ед.
1
1
100
9.
Музейно-выставочный комплекс
ед.
1
1
100
10.
Профессиональные театры
ед.
3
3
100
в них мест
мест
1250
1250
100
Обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах

мест на 1 тыс. жителей

в % к нормативу

1,7

43,2

1,7

43

100

99,5
11.
Парки культуры и отдыха
ед.
5
5
100
Обеспеченность населения парками культуры и отдыха
в % к нормативу
100
100
100

Таблица 1.2.2

Мероприятия, проводимые учреждениями культуры г. Хабаровска www.adm.ru. Сервер Правительства Хабаровского края

№ п\п
Мероприятия
Единица измерения
2003 год
2004 год
Динамика, %
1
Количество культурно-массовых мероприятий - всего,
ед.
403
408
101,2
в том числе:
- фестивалей
ед.
10
10
100
- массовых праздничных мероприятий
ед.
11
11
100
- конкурсов и концертов художественной самодеятельности
ед.
382
387
101,3
2
Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ),
ед.
747
837
112
в том числе:
- драматическим театром “Колесо”
ед.
251
256
102
- театром кукол
ед.
296
351
118,6
- театром юного зрителя “Эксперимент”
ед.
200
230
115
Число зрителей, посетивших театры - всего (с учетом выездных ),
тыс. чел.
213
173,2
81,3
в том числе:
- драматический театр “Колесо”
тыс. чел.
105
113,6
108,2
- театр кукол
тыс. чел.
44,5
46,5
104,5
- театр юного зрителя “Эксперимент”
тыс. чел.
63,5
13,1
20,6
3.
Обновление репертуара в театрах:
Количество новых спектаклей - в с е г о,
ед.
12
13
108,3
в том числе:
- драматическим театром “Колесо”
ед.
4
6
150
- театром кукол
ед.
4
3
75
- театром юного зрителя “Эксперимент”
ед.
4
4
100
4.
Количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего,
ед.
511
1170
229
в том числе:
- выставок
ед.
13
28
15
- лекций, экскурсий и других мероприятий
ед.
551
1142
207
Число зрителей, посетивших краеведческий музей
тыс. чел.
100
104,5
104,5
5.
Количество мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,
ед.
231
158
68,4
- выставок
ед.
29
27
93
- экскурсий
ед.
202
131
64,9
Число зрителей, посетивших картинную галерею
тыс. чел.
152
137,3
90,3

Таблица 1.2.3

Основные показатели централизованных библиотечных систем города www.adm.ru. Сервер Правительства Хабаровского края

№ п\п
Наименование
Единица измерения
2003 год
2004 год
Динамика, %
1.
Книжный фонд - в с е г о в том числе в детских библиотеках

тыс. экз.

тыс. экз.

1502,9

709,3

1536,7

705,8

102,2

71,6
2.
Количество читателей - всего, в том числе детей

тыс. чел.

тыс. чел.

125,5

52,6

130,4

54,5

103,9

103,6
3.
Книговыдача, в том числе в детских библиотеках

тыс. экз.

тыс. экз.

2644,3

1153,8

2718,1

1152,4

102,8

99,9
4.
Количество посещений - всего, в том числе в детских библиотеках

тыс. раз

тыс. раз

755,8

348,4

801,2

363,3

106

104,3
5.
Средняя посещаемость одним читателем - всего, в том числе в детских библиотеках

раз

раз

6

6,6

5,8

7,0

96,7

106
6.

Средняя читаемость на одного читателя - всего,

в том числе в детских библиотеках

экз.

экз.

21,1

21,9

20,6

21,0

97,6

95,9
7.
Книгообеспеченность на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках

экз.

экз.

12

13,5

10,6

12,9

8,3

95,6

Проводим оценку основных показателей:

- число наиболее крупных дворцов искусства на территории края практически не изменилось и осталось равным 7 ед.;

- число кинотеатров сократилось на 17 % или на 1единицу, что является отрицательной тенденцией;

- число массовых библиотек также сократилось на 2 единицы или на 4 %, что также является отрицательной тенденцией и свидетельствует об отсутствии соответствующего финансирования в крае;

- филармония осталась 1;

- число наиболее крупных музеев выросло с 1 до 2 или на 100%;

- обеспеченность города музеями выросла на 100 % ;

- при этом увеличился основной фонд экспонатов в них на 1 %;

- картинная галерея в городе - 1, однако вырос основной фонд экспонатов на 4 % или на 0,3 тыс. ед.;

- не изменилось количество таких учреждений как фонд историко-культурных памятников ( 1 ед), музейно- выставочный комплекс (1 ед), профессиональные театры (3 ед);

- снизилась обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах на 0,5 %, что является отрицательной культурной тенденцией;

- не изменилось количество парков культуры и отдыха (22 ед.), а также - учреждений дополнительного образования (22 ед.).

При оценке культурных мероприятий, проводимых в городе можно сделать следующие выводы:

- количество культурно- массовых мероприятий выросло с 403 до 408 или на 1,2 %;

- резко выросло количество спектаклей с 747 до 837 ед. или на 12 %

- однако резко снизилось число зрителей, посетивших театры с 231 до 173,» тыс. чел. или на 19 %;

- повысилось обновление репертуара в театрах с 12 до 13 ед. или на 8,3 %;

- резко увеличилось количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее с 511 до 1170 ед. или в 2,29 раза;

- уменьшилось количество мероприятий в картинной галерее с 231 до 158 ед. или на 32 %;

- уменьшилось количество концертов с 257 до 233 ед. или на 10 %.

При оценке показателей библиотечных систем города :

- книжный фонд вырос незначительно с 1502,9 тыс. экз. до 1536,7 тыс. экз. или на 2,2 %;

- количество читателей увеличилось также незначительно с 125,5 до 130,4 тыс. чел. или на 3,9 %;

- книгообеспеченность на одного читателя упала с 12 до 10,6 экз. или на 8,3 %;

Таким образом, по большинству показателей культуры и искусства в городе Хабаровске, можно сделать вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия по развитию культурно- духовной сферы в городе Хабаровске.

1.3 Основные направления государственной политики в сфере культуры

До конца 1980-х гг. в СССР отношения государства к отрасли культуры определялись тем, что государство однозначно определяло идеологический заказ всем структурным подразделениям отрасли: учреждениям художественного воспитания, театрам, концертным организациям, музеям, библиотекам, архивам, клубам. Их деятельность регулировалась исходя из интересов заказчика, равно как и деятельность профессионалов в области искусства.

В 1990-х гг. отношения между государством и отраслью культуры изменились коренным образом. Государство отказалось от патерналистского подхода в сфере искусства к учреждениям культуры, одновременно отказавшись от каких бы то ни было идеологических притязаний. За пределы государственного влияния вышла важнейшая область - массовая культура. "Шоу-бизнес" и массовая информация перешли в систему рыночных отношений. 1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строивших свои отношения с "творцами" на рыночных принципах.

С другой стороны, государство последовательно уменьшало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все проблемы автоматически.

Кроме того, необходимо учитывать, что именно в 90-е годы со всей силой проявились те проблемы отечественной культуры, которые никогда не пытались решить в советское время. Поскольку советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства), в стране существовала огромная сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,2003. - С. 299.

Проявившись со всей силой именно в 90-е годы, этот кризис характеризовался катастрофическим состоянием материально-технической базы культуры, отсутствием в музеях, библиотеках, театрах, учебных заведениях не только современного, но просто элементарно необходимого оборудования (систем обеспечения охраны и пожарной безопасности в музейных и библиотечных хранилищ, театрального сценического оборудования, музыкальных инструментов и т.п.), ухудшающимся с каждым годом состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры и музейных экспонатов, отсутствием достоверной системы государственного учета памятников истории и культуры, мизерным для огромной страны количеством профессиональных сценических и филармонических площадок, позволяющих поддерживать минимальный уровень гастрольного обмена и т.д.

К наиболее серьезным вызовам и угрозам, порождаемым сегодняшним состоянием отечественной культуры и требующим немедленного реагирования со стороны государства, следует отнестиБелик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,2003. - С. 300:

- нарастающие процессы деградации общества, массовое замещение позитивных общественных идеалов антисоциальными;

- сокращение "емкости" и снижение качества источников для формирования элит, ведущее к неизбежному в скором будущем усугублению отставания в техническом, технологическом, политическом и государственном развитии;

- опосредованная угроза самой российской государственности в силу постепенной утраты обществом связи с исторической традицией и осознания себя единой страной и единым народом.

В данной ситуации политика в области культуры должна включать в себя поддерживающее (культурное наследие) и развивающее (модернизационное) начала. Она может стать конструктивной в контексте решения текущих экономических и социальных проблем, если в дополнение к ориентации на самоподдержание отрасли будет содержать социально значимые функции по следующим приоритетным направлениям:

- поддержка модернизационно ориентированные социальных групп, имеющихся в стране; обеспечение их социально значимой культурной информацией; организация их социального участия в модернизационных процессах. Речь идет как о деятелях культуры, включая искусство, так и о представителях широко образованной общественности;

- использование имеющихся учреждений культуры и информационных средств для обеспечения таких групп необходимой культурной информацией для их интеграции, активизации коммуникативных процессов между ними. Это даст новый импульс развитию самих учреждений и средств, поскольку они из хранилищ культурной информации превращаются в центры ее активного использования (речь идет о библиотеках, музеях, театрах, концертных залах, книжных издательствах);

- активизация просветительской деятельности учреждений культуры, ибо в распоряжении отрасли культуры находятся необходимые для этого учреждения и кадровый потенциал;

- создание возможности для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей;

- совершенствование методов планирования культурной политики, серьезным препятствием, в организации которого является отсутствие обоснованных показателей культурного развития, неполнота статистических данных, отсутствие информации о культурных потребностях и запросах разных групп населения и различных регионов.

В Административном кодексе практически нет норм ответственности за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры. Вместе с тем к рассмотрению нижней палатой парламента приняты уже морально устаревшие по своему характеру законопроекты "О творческих работниках и творческих союзах", "О народных художественных промыслах" и др Гражданский кодекс РФ. - М.: Инфра-М, 2003.

Культура не может и не должна рассматриваться государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами.

Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге это - самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.

Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, российское государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации.

Бюджетные расходы в отрасли культуры сегодня малоэффективны ввиду воспроизводящегося действия следующих факторов Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,2003. - С. 27:

- отсутствие рациональной и реалистичной дифференцированной культурной политики, включающей в себя четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;

- бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;

- не отработанная экономическая модель ресурсного обеспечения отрасли;

- отсутствие разработанных критериев оценки экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений.

Все это приводит к нерациональному распределению бюджетных и внебюджетных ресурсов в рамках отрасли.

В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, поскольку в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности, в том числе и со стороны бизнеса и общественных организаций. Высокий уровень инфраструктуры этих государств позволяет обеспечивать развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями, для которых характерны следующие основные параметры:

- широкое понимание культуры как искусственного мира людей и рассмотрение культурной политики с точки зрения повышения качества жизни всех членов общества, а не только работников искусства и отрасли культуры;

- использование многоканальной модели финансирования объектов, учреждений культуры, социально значимых видов культурной активности;

- широкий доступ различных социокультурных групп к культурной информации;

- широкое использование учреждений культуры в просветительских и рекреативных целях;

- включение в категорию "национальное культурное достояние" не только объектов культуры, но и социально ценных видов деятельности;

- поддержание культурной элиты;

- широкое использование меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот тем, кто финансирует отдельные культурные объекты, мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности;

- интенсивный международный культурный обмен.

Такие направления деятельности способствуют интенсивному использованию культурного потенциала развитых стран их гражданами.

В сложных условиях радикальных преобразований в Российской Федерации негативные последствия экономического кризиса в полной мере коснулись и российской культуры, которая практически находится в полной зависимости от государственной поддержки.

Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем:

- угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;

- замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;

- разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;

- сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;

- снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.

Сделаем несколько выводов по главе:

1. Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе;

2. Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

3. Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах;

4. по большинству показателей культуры и искусства в городе Хабаровске, можно сделать вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия по развитию культурно- духовной сферы в городе Хабаровске.

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Краткая организационная характеристика

Краевой театр драмы - это старейший театр в Хабаровске, один из крупнейших театральных коллективов Дальнего Востока. Организован в ноябре 1921 года на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу Первого Государственного театра.

Государственное учреждение культуры Краевой театр драмы создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. Зарегистрировано постановлением Главы Администрации Центрального района г. Хабаровска от 21 июня 1995 года. Регистрационный номер 002997 ЦН.

Адрес учреждения: 656002, Хабаровский край, г. Хабаровск , ул. Ленина 14

В 1936 году Хабаровский драматический театр становится стационарным, а с образованием Хабаровского края, получает статус Краевого театра драмы.

В 1991 году театру присвоено имя выдающегося писателя, кинорежиссера и актера, нашего земляка, Василия Макаровича Шукшина.

В труппе театра более 40 артистов, среди которых народные артисты и заслуженные артисты России, ведущие актеры, большая группа творческой молодежи - выпускников факультета "актер театра и кино" Хабаровского государственного института искусств и культуры.

В театральном сезоне 2004-2005 гг. Краевой театр драмы имеет в репертуаре около 20 постановок, и в своем творчестве ориентируется на лучшие образцы русской классики: "Три сестры" А.П. Чехова, "Счастливый день" и "Свои люди - сочтемся" А.Н. Островского, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Деревья умирают стоя" А. Касона, «Банкрот», «Великодушный рогоносец», «8 любящих женщин», «Гамлет» У. Шекспира, «Деревья умирают стоя», «Каштаны в песках», «Лисицы в развалинах».

Современная зарубежная драматургия представлена в репертуаре итальянскими комедиями К. Манье "Удачливый проказник" и Дж. Маротта и Б. Рандоне "Утешитель вдов".

В театре открыта Малая сцена - своеобразная творческая лаборатория для экспериментальной драматургии. В репертуаре Малой сцены спектакли: "Голоса человека" Ж. Кокто, "Поэма лета" по пьесе Т. Уильямса "И вдруг минувшим летом" и "Страницы жизни и любви" по произведениям А. Вертинского и Э. Пиаф.

Для юного зрителя театр имеет в своем репертуаре спектакли-сказки "Горя бояться - счастья не видать" С. Маршака, "Иван-царевич" Ю. Кима, "Василиса Прекрасная" С. Прокофьевой, Г. Сапгир, веселое представление "38 попугаев" Г. Остера. В декабре 2005 года состоялась премьера знаменитой театральной сказки Е. Шварца "Снежная королева".

В своей деятельности Краевой театр драмы руководствуется Законом о культуре, Гражданским кодексом РФ и Уставом, а также другими нормативными актами РФ и Хабаровского края.

Учредителем театра является Хабаровский край в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края. Театр находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Хабаровского края.

Полное наименование учреждения: Государственное учреждение культуры «Краевой театр драмы». Краткое наименование ГУК «Краевой театр драмы».

Театр является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банке, печать со свом наименованием , бланки и другие реквизиты.

Театр от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Театр не отвечает по обязательствам государства, его органов. Государство не отвечает по обязательствам театра.

Театр отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в его распоряжении, а в случае их недостаточности - субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Целью деятельности театра является формирование и удовлетворение потребностей населения Восточно- Сибирского региона в сценическом искусстве, развитие театра, как вида искусства и искусства в других регионах России и за рубежом.

Предметом деятельности театра является создание и прокат спектаклей

С разрешения учредителя и Министерства культуры Хабаровского края наряду с основной деятельностью, театр осуществляет предпринимательскую деятельность , включающую в себя следующие виды деятельности:

- ведение полиграфической и издательской деятельности, реализация выпускаемой продукции;

- организация и проведение гастрольной деятельности;

- открытие фотоклуба, салона- парикмахерской, салонов по пошиву одежды, обуви;

- оказание услуг населению, предприятиям и организациям: оказание услуг по проведению концертов, конкурсов, вечеров, юбилейных дат, аренда костюмов.

Лицензионные виды деятельности осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании деятельности на территории РФ.

Имущество театра является государственной собственностью Хабаровского края и закрепляется за театром на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений Хабаровского края.

Источником формирования имущества и финансовых результатов являются:

- бюджетные средства;

- имущество госучреждения, правопреемником которого является театр, закрепленное на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений Хабаровского края;

- амортизационные отчисления;

- кредиты банков и других кредиторов;

- безвозмездные и благотворительные взносы;

- иное имущество.

При осуществлении права оперативного управления театр обязан:

- эффективно использовать имущество;

- обеспечивать сохранность и использовать имущество по назначению;

- не допускать ухудшения финансового состояния имущества театра.

Театр осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных законодательством РФ и Хабаровского края, строит свои взаимоотношения с другими учреждениями, предприятиями и организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.

Театр имеет право:

- привлекать для исполнения своих функций других предприятий и учреждений;

- приобретать или арендовывать основные и оборотные средства;

- осуществлять внешнеэкономическую и другую деятельность;

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития;

- определять формы и устанавливать размер оплаты труда.

Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом театра.

На рис. 2.1.1 ( в приложении 1) представлена структура управления Хабаровского краевого театра драмы.

Текущее руководство театром осуществляет художественный руководитель - директор. Он является высшим должностным лицом, который назначается и освобождается от должности Министерством культуры Хабаровского края по согласованию с Министерством имущественных отношений Хабаровского края.

Найм руководителя и заключение контракта с ним осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде, иными правовыми актами РФ и Хабаровского края

Художественный руководитель - директор действует на основе Конституции РФ, законодательства РФ и Устава театра, а также контракта.

На художественного руководителя- директора возложены следующие основные функции:

- действует без доверенности от имени театра, представляет его интересы в государственных органах;

- заключает договоры, выдает доверенности;

- открывает расчетные счета и иные счета;

- утверждает штатное расписание;

- в пределах своей компетенции издает указы и приказы и дает указания для всех работников театра;

- самостоятельно определяет репертуар театра. Ни одна пьеса не может быть принята к постановке без его разрешения;

- принимает спектакли, поставленные очередными и приглашенными режиссерами;

-принимает окончательное решение по распределению ролей;

- является председателем художественного совета театра.

Прием на работу главного режиссера осуществляется по согласованию с Министерством культуры Хабаровского края.

Главный режиссер несет ответственность за постановку спектаклей в театре и распределение ролей.

Художественный руководящий состав осуществляется руководство художественной деятельностью театра и является подотчетным главному режиссеру.

Творческий персонал принимает участие в творческой деятельности театра и включает режиссера.

Художественный постановочный состав осуществляет постановочную деятельность театра и отвечает за репертуар театра.

Художественный технический персонал несет ответственность за технические стороны постановки спектаклей.

Бухгалтерия осуществляет функции бухгалтерского учета в театре, а также ведет плановую деятельность.

Численность персонала театра составляет 49 актеров.

Число посадочных мест в театре - 852 места.

2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей

Анализ основных финансово- экономических показателей деятельности театра предусматривает оценку структуры актива и пассива бухгалтерского баланса (в приложениях 2-7).

В таблице 2.2.1 ( в приложении 8) представлен анализ структуры и динамика актива баланса по внебюджетным источникам театра в 2002 - 2004 годах. Данные таблицы показывают, что:

- в 2002 году основные средства выросли на 1215524 руб. или в 11,14 раза, в 2003 году основные средства снизились на 1335388 руб., то есть практически сравнялись с 0, в 2004 году они остались равными 0 руб. Такое положение вещей связано с тем фактом, что основные средства в театре изношены и были списаны;

- в 2002 году материалы и продукты питания выросли на 101083 руб. или на 39 %, при этом в 2003 году они упали на 360185 руб. и стали равны 0;

- в 2002 году готовая продукция выросла на 161665 руб. или на 79 %, при этом в 2003 году она снизилась до 0 на 36635 руб., а в 2004 году так и осталась равной 0;

- средства, полученные от предпринимательской деятельности в 2002 году упали на 12356 руб. или на 50 %, а в 2003 году упали на 12506 руб. или на 99 %, в 2004 году они выросли на 2889 руб. или в 33 раза и стали равны 2978 руб.;

- в 2002 году касса выросла на 2963 руб. или в 11 раз, в то время как в 2003 году она упала до 0. В 2004 году касса равна 0.

На следующем этапе проводим анализ пассива баланса по внебюджетным источникам за 2002 - 2004 года в таблице 2.2.2 (в приложении 9).

На основании данных таблицы можно проследить следующую динамику:

- в 2002 году средства на материальное поощрение упало на 70944 руб. или на 26 %, в 2003 году они упали до 0, а в 2004 году так и остались равны 0. Это связано с тем фактом, что в 2004 году в театре материальное поощрение практически было сведено к нулю из-за недостатка денежных средств;

- в 2002 году средства на содержание базы упали с 33482 руб. до 0 и оставались равны 0 вплоть до 2004 года. Средства на содержание базы сравнялись к 0 в связи с отсутствием должного финансирования со стороны государства из-за нехватки денежных средств;

- в 2002 году фонд в основных средствах вырос на 1215524 руб. или 11,1 раза, в а 2003 году этот фонд полностью упал до 0, также как и в 2004 году. Сокращение фонда основных средств связано с их устареванием и изношенностью;

- в 2002 году фонд в малоценных предметах упал на 24300 руб. или на 9 %, а в 2003 году он упал до 0, и в 2004 году также был равен 0. Малоценные предметы в театре также были изношены и практически списаны., однако средств на их пополнения в театре не было (ни собственны, ни со стороны государства);

- в 2002 году расчеты выросли в целом на 46667 руб. или в 3 раза, а в 2003 году они упали до 0, однако в 2004 году снова выросли на 2978 руб. за счет статьи расчеты с подотчетными лицами;

- в 2002 году доходы будущих периодов выросли с 0 до 204029 руб. , однако в 2003 году они упали до 89 руб., а в 2004 году снова упали до 0.

Таким образом, результаты анализа баланса позволяют сделать вывод, что в 2002 году предприятие работало относительно стабильно, однако в 2003 году, а тем более в 2004 году большинство статей баланса предприятия практически стало равно 0, что является отрицательной тенденцией и свидетельствует об ухудшении финансового состояния театра в 2004 году. Тенденция ухудшения финансового состояния театра связана с убыточностью деятельности театра, нехваткой собственных денежных средств и недостаточностью финансирования со стороны государства и местного самоуправления города и края.

С целью последующего исследования финансового состояния театра проводим анализ баланса в части исполнения сметы доходов и расходов Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2003.

В приложениях 10 -12 представлены балансы театра в части исполнения сметы доходов и расходов за 2002 - 2004 годы.

В таблице 2.2.3 (в приложении 13) представлен анализ пассива баланса театра в части исполнения сметы доходов и расходов .

По таблице 2.2.3 можно сделать следующие выводы:

- основные средства в 2003 году выросли по сравнению с 2002 годом на 1916237 руб. или на 3 %, а в 2004 году еще на 2228699 руб. или на 3 %;

- нематериальные активы в 2003 году упали с 1182300 руб. до 0 , а в 2004 году так и остались равны 0;

- материалы и продукты питания в 2003 году выросли на 450799 руб. или в 8,6 раза, а в 2004 году на 305737 руб. или на 60 %;

- малоценные предметы в 2003 году выросли на 4205481 руб. или в 7,8 раза, а в 2004 году снизились на 622962 руб. или на 13 % в связи с их изношенностью;

- готовая продукция в 2003 году выросла на 43950 руб. , а в 2004 году упала до 0;

- средства учреждения по общей сумме в 2003 году выросли на 428526 руб. или на 108 %, а в 2004 году упали на 80644 руб. или на 10 %;

- расчеты по учреждению в 2003 году выросли на 653581 руб. или в 8, 08 раза , а в 2004 году упали на 355212 руб. или на 48 %;

- баланса в целом в 2003 году вырос на 7526274 руб. или на 9 % , а в 2004 году - на 1425668 руб. или на 1 %.

Следующим этапом анализа является исследование динамики пассива в части исполнения сметы доходов и расходов.

В таблице 2.2.4 ( в приложении 14) представлен анализ пассива баланса в части исполнения сметы доходов и расходов театра за 2002 - 2004 годы

По таблице 2.2.4 заметны следующие тенденции:

- в 2003 году выросла сумма финансирования из бюджета на 1000775 руб. или в 3,4 раза, однако в 2004 году эта сумма уменьшилась на 648230 руб. или на 46 %;

- общая сумма фондов и средств специального назначения в 2003 году в театре увеличилась на 6245203 руб. или на 7 %, а в 2004 году - еще на 1605737 руб. или на 2 %;

- общая сумма расчетов в 2003 году увеличилась на 99906 руб. или на 66%, а в 2004 году - уменьшилась на 104868 руб. или на 42 %.;

- доходы будущего периода в 2003 году выросли с 0 до 180390 руб., а в 2004 году упали на 9367 руб. или на 53 %.

Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2004 составила в сумме 225,7 тыс. руб., в том числе:

- тепловые сети за отопление, горячую воду - 141,4 тыс. руб.;

- горводоканал за холодную воду - 9,5 тыс. руб.;

- 18 военный завод за тек ремонт - 39,6 тыс. руб.;

- Краевая типография за афиши и программки - 27,8 тыс. руб.;

- прочие организации - 7,4 тыс. руб.

Далее исследуем исполнение сметы доходов и расходов театра.

В таблице 2.2.5 и 2.2.6 (в приложениях 15 и 16) проведен анализ выполнения сметы доходов и расходов Краевого театра драмы в 2002 году по сравнению с 2001 годом.

Анализируя данные таблиц 2.2.5 и 2.2.6 можно сделать вывод, что в 2002 году поступило из бюджета при плане 9440 тыс. руб. факт 9135 тыс. руб., что составило 96,8 % к плану. Поступление из бюджета в с2003 году при плане 15710 тыс. руб. фактически составило 15475, 4 тыс. руб. или 98,5 % к плану. Поступления от реализации платных услуг в 2002 году при плане 1658 тыс. руб. фактически получено 2467 тыс. руб., что составило 148,8 % к плану. Реализация платных услуг в 2003 году при плане 3030 тыс. руб. составила в сумме 3983,5 тыс. руб. или 131,5 % к плану.

Всего получено доходов с учетом спонсорской помощи в 2002 году 11766 тыс. руб., удельный вес бюджетных средств в общих доходах составил 77,6 % , удельный вес доходов полученных от реализации платных услуг составил 21 %.

Общая сумма полученных доходов в 2003 году с учетом спонсорской помощи составила 19473,9 тыс. руб., удельный вес полученных бюджетных средств составил 79,5 %, удельный вес доходов от реализации платных услуг составил 20,5 %. За 2003 год получено денежных средств от сдачи в аренду помещения 198,1 тыс. руб.. Зачисление этой суммы было проведено и отражено как бюджетное финансирование.

Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2004 составила в сумме 650,6 тыс. руб. в том числе:

- краевая строительная компания - за звуковое оборудование - 531,8 тыс. руб.;

- ООО «Стройбытторг», ЧП Сухарь, ИП Макаров, ООО «Стаер ДВ» за запасные чачсти для а\м ГАЗ 3102 - 34,№ тыс. руб.;

- ИП Бюол Глазви за обувь на постановку спектакля «Король Лир» - 29,4 тыс. руб.;

- прочие организации - 55 тыс. руб.

Дебиторская задолженность увеличилась на 496,3 тыс. руб. по сравнению с задолженностью на 01.01.2003 (154,2 тыс. руб.) по причине недополучения звукового оборудования.

Увеличение кредиторской задолженности отчетного периода по сравнению с задолженностью на 01.01.2003 (151,4 тыс. руб.) образовалась по причине дола тепловым сетям за потребленную энергию и воду в сумме 141,4 тыс. руб.

В таблице 2.2.7 (приложение 17) представлен анализ выполнения сметы доходов и расходов театра за 2004 год.

Анализируя показатели работы за 2004 год, можно сделать вывод, что доходная часть бюджета театра составила:

- бюджетное финансирование 13071,2 тыс. руб. при планируемом поступлении 13311 тыс. руб. или 98,2 %;

- доходы от реализации платных услуг составили 5446,4 тыс . руб. при плане 4647 тыс. руб. или 114 %.

По сравнению с показателями за 2003 год план 15710 тыс. руб., фактически 15475,4 тыс. руб. поступления из бюджета уменьшились на 2404,2 тыс. руб.

Доходы от реализации платных услуг наоборот увеличились на 1462,9 тыс. руб. при плане 3030 тыс. руб., поступление составило 3983,5 тыс. руб.

Общая сумма полученных доходов составила:

- в 2003 году : 19458,9 тыс. руб.;

- в 2004 году : 18817,6 тыс. руб.

Удельный вес бюджетных средств в общих доходах составил - 70,5 %, в 2003 году - 79,5 %.

Кроме этого в 2004 году получено денежных средств от сдачи в аренду помещений 175,9 тыс. руб.. Зачисление этой суммы было проведено и отражено как бюджетное финансирование.

Дебиторская задолженность на 01.01.2005 уменьшилась по сравнению с дебиторской задолженностью на 01.01.2004 на 267,1 тыс. руб. и составила 383,4 тыс. руб..

Кредиторская задолженность на 01.01.2005 составила 145,4 тыс. руб., что на 80,3 тыс. руб. меньше, чем на 01.01.2004.

Министерством культуры за счет бюджета 2003 года было выделено и использовано на капитальный ремонт согласно утвержденной сметы 558,8 тыс. руб.

Министерством культуры за счет бюджета 2003 года было выделено на приобретение оборудования 4439 тыс. руб.

За 2003 год было показано спектаклей при плане 172 фактически 177 спектаклей, что составило к плану 103 %. Число зрителей при плане 54,4 тыс. руб. фактически составило 54,8 тыс., что составило к плану 101 %. Вместимость зрительного зала с учетом произведенного капитального ремонта - 416 мест, средняя наполняемость зала - 250 мест. Средняя цена билета на вечерни спектакли - 116 руб., средняя цена билета на дневной спектакль - 67 руб.. Стоимость аншлага - 47,4 тыс. руб.

В соответствии с Уставом Краевой театр драмы выезжал на гастроли в город Читу. За счет гастрольной деятельности было получено 429,6 тыс. руб., а показано 17 спектаклей, обслужено 4,9 тыс. зрителей.

В течение 2003 года было выпущено 4 новых спектакля:

- «Весельчаки» по пьесе Н. Саймона;

- «Слишком женатый таксист» по пьесе Р. Куни;

- «Любовь втроем» по пьесе М. Беркье - Маринье;

- «Тартюф» по пьесе Ж.Б. Мольера.

Получено из бюджета на постановки 1018 тыс. руб. в 2003 году. Получено доходов 1591 тыс. руб. (только от премьерных спектаклей). Средняя продолжительность проката спектаклей - 2-3 года.

По состоянию на 1 октября 2003 года согласно приказа № 132\02 (а) от 01.10.2003 была проведена инвентаризация основных средств, сценическо- постановочных средств и МБП. В результате проведенной инвентаризации недостачи и излишки не выявлены.

Министерством культуры Хабаровского края за счет бюджета выделено на приобретение оборудования 400 тыс. руб., на эти средства приобретены:

- гримерные столики 155 тыс. руб.;

- автомобиль УАЗ - 245 тыс. руб.

На капремонт здания бюджетных средств выделено не было. В 2003 году было выделено 558,8 тыс. руб. На текущий ремонт здания и помещений получено бюджетных средств 1560,8 тыс. руб., что на 189,5 тыс. руб. больше, чем в 2003 году.

Далее проводим анализ выполнения основных показателей деятельности театра в 2004 году.

В течение 2004 года было показано 186 спектаклей при плане 182, что составило к плану 104 %.

Средняя наполняемость зала 274 места или 65 %.

Средняя цена билета на вечерние спектакли составила 122 руб., на дневные - 80 руб.

В 2004 году выпущено 7 новых спектаклей.

Получено из бюджета на новые постановки 1417,3 тыс. руб.

Получено доходов от премьерных спектаклей 2570,9 тыс. руб.

Средняя продолжительность проката спектаклей 2-3 года.

В таблице 2.2.8 отражена стоимость спектаклей за 2004 год

Таблица 2.2.8

Стоимость спектаклей за 2004 год

Название спектакля
Материальные затраты
Вознаграждение
ВСЕГО
2004
Король Лир
119020
32834
287993
Аккомпаниатор
108440
154393
262833
Люти
137958
173376
311334
Свидание в предместье
120570
148003
268573
Папа в паутине
103557
123649
227206
Укрощение строптивой
97619
207588
305207
Елена Премудрая
37447
22181
59628
ВСЕГО
724611
862024
1722774

На рис. 2.2.1 отражена структура материальных затрат театра по спектаклям в 2004 году

Рис. 2.2.8. Структура материальных затрат

Как видно из рис. 2.2.8, в 2004 году наибольшую долю в структуре материальных затрат составил спектакль «Люти» (20%), а наименьшую - «Елена Премудрая» (2%).

Немаловажным элементом финансового анализа является анализ отчета и о прибылях и убытках в таблице 2.2.9.

Таблица 2.2.9

Динамика финансовых результатов Краевого театра драмы в 2002- 2004 годах

Показатели
Значение, тыс. руб
Отклонение, тыс. руб.
Темп роста в %
2002
2003
2004
2003 к 2002
2004 к 2003
2003 к 2002
2004 к 2003
Доходы от реализации услуг
2483
3984
5370
1501
1386
160
135
Себестоимость реализованных услуг
10871
3777
5562
-7094
1785
35
147
Прибыль (убыток) от продаж
-8388
207
-192
8595
-399
-2
-93
Внереализационные доходы
310
15
0
-295
-15
5
0
Внереализационные расходы
328
15
0
-313
-15
5
0
Прибыль от обычной деятельности
-18
207
-192
225
-399
-1150
-93
Налог на прибыль
0
50
0
50
-50
-
0
Чистая прибыль
0
157
0
157
-157
-
0

По данным таблицы 2.2.9 можно выявить следующие тенденции:

- в 2003 году произошел рост выручки от реализации услуг на 1501 тыс. руб. или на 60 %, однако в 2004 году выручка снова выросла на 1386 тыс. руб., или на 35 %. Рост выручки связан с увеличением количества спектаклей и ростом цен на билеты;

- в 2003 году себестоимость упала на 7094 тыс. руб. или на 65 %, а в 2004 году снова выросла на 1785 тыс. руб. или на 47 %;

- в 2003 году прибыль от реализации в театре была отрицательна, соответственно и чистая прибыль была равна 0;

- в 2003 году прибыль от продаж была равна 204 тыс. руб., что обусловлено снижением себестоимости услуг и ростом объемов реализации, налог на прибыль в 2003 году составил 50 тыс. руб., а чистая прибыль - 157 тыс. руб;

- в 2004 году прибыль также была отрицательная, а чистая прибыль равна 0.

Такие показатели свидетельствуют об ухудшении экономической ситуации театра, особенно в 2004 году. Главной причиной ухудшения финансового состояния является рост расходов театра и снижение суммы чистой прибыли до 0, изношенность фондов, отсутствие должного финансирования со стороны государства.

Следующим этапом анализа финансового состояния является анализ основных фондов театра в 2002 - 2004 годах в таблице 2.2.10 ( в приложении 18).

Как видно из таблицы 2.2.10:

- в 2003 году произошел рост стоимости зданий на 13667,776 тыс. руб., а в 2004 году еще на 557,175 тыс. руб.;

- в 2003 году произошел рост стоимости сооружений на 8200,666 тыс.руб., а в 2004 году - еще на 334,305 тыс.руб.;

- в 2003 году произошел рост стоимости машин и оборудования на 2733,555 тыс.руб. , а в 2004 году - еще на 111,435 тыс.руб.;

- в 2003 году произошел рост стоимости транспортных средств на 5467,111 тыс.руб. , а в 2004 году - на 222,870 тыс.руб.;

- в 2003 году произошел рост инвентаря на 7107,244 тыс. руб. , а в 2004 году - еще на 289,731 тыс.руб.;

- в 2003 году произошел рост других видов основных средств на 13121,065 тыс.руб., а в 2004 году - еще на 534,888 тыс.руб.;

- в целом сумма основных средств выросла на 54671,105 тыс.руб. в 2003 году, и на 2228,699 тыс.руб. в 2004 году.

В таблице 2.2.11 отражена оценка эффективности использования основных средств в театре.

Таблица 2.2.11

Показатели состояния и движения основных фондов в Краевом театре драмы в 2002- 2004 года

Наименование показателя
2002
2003
2004
2003 к 2002
2004 к 2003
Коэффициент прироста
0,04
-0,03
0,22
-0,07
0,25
Коэффициент ввода
0,05
0,01
0,36
-0,04
0,36
Коэффициент обновления
0,17
0,18
0,19
0,01
0,01