На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История зарубежной гравюры. Ее становление и особенности развития в России. Понятие, сущность и виды гравюры. Основные приемы и принципы художественного оформления книги. Художественные и технологические особенности печатной гравюры 20-х гг. ХХ века.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОЙ ГРАВЮРЫ
1.1. История зарубежной гравюры
1.2. Становление и развитие отечественной гравюры
Глава 2. Сущность и классификация гравюры
2.1. Понятие и сущность гравюры
2.2. Виды гравюры
Глава 3. Технологические и художественные особенности печатной гравюры 20-х гг. XX века
3.1. Художественные особенности печатной гравюры
3.2. Технологические особенности печатной гравюры
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества.
Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Существует огромное количество абсолютно разных видов искусства, при чём каждый их них обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в настоящее время все больше исследователей и искусствоведов, а также художников обращают своё внимание на историческое развитие и становление гравюры, в частности печатной. Наибольший интерес к печатной гравюре в наше время вызван развитием оформительской техники и бурным совершенствованием способов полиграфии.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность развития печатной гравюры 20-х годов 20 века.
Задачи курсовой работы следующие:
Изучить исторические этапы становления искусства гравюры;
Раскрыть разновидности гравюры, их классификацию;
Показать технологические и художественные особенности развития печатной гравюры 20-х годов 20 века.
Несмотря на бурное развитие оформительского искусства и способов печати, гравюра остается одной из разновидностей графического искусства, отразившая художественную мысль нескольких веков и способная развиваться в современных условиях.
Глава 1. История печатной гравюры

1.1 История зарубежной гравюры

История гравюры - с древних времён до начала XX века - это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литография. Без всей этой предыстории не могла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует ещё не более ста лет. Что бы лучше «почувствовать» её, нужно знать и всю историю гравюры.
Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.
В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она возникла несколько позже, а в России - в 1464 году. Толчком к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук, культуры, просвещения, - тогда же возникла необходимость пропаганды этих достижений, что и послужило основанием для изобретения типографского станка и развития книгопечатания.
На ряду с книгами и гравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари, технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра на меди и офорт, причём эти виды существовали также и как прикладное искусство в виде орнамента на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтов на надгробиях и т.д. Точной даты возникновения гравюры на металле нет, но её относят к середине XV века.
В России при оружейной палате был целый штаб граверов, работавших в прикладном искусстве, из которых в последствии вышли первые художники - профессионалы.[14, С.123]
Самостоятельное значение имеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самые древние миниатюры делались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивы по краскам. Со временем, в XVII веке, рисунок миниатюр усложнился, линии в них становятся виртуозными, краски пестрее, ярче, вводится позолота.
В первопечатных гравюрах художник вначале не брал сложных, многофигурных сцен, а исходил из упрощенных композиционных построениях, ограничивался изображением одной фигуры в центре листа, помещая по краям красивый орнамент, а ниже заглавную буквицу и шрифт. Изображения строились в основном за счёт черных линий. Белым штрихом иногда делали только орнамент. Изображения резались чрезвычайно тщательно и точно. Шрифт хорошо читался, так как в печати он был одной насыщенности. Титульные листы у таких книг являлись подлинно художественными произведениями книжного искусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красиво выделялась на странице. Раньше в миниатюре художники от руки рисовали сложные переплетения из округлых линий. В гравюре это делать нецелесообразно, а поэтому появляются рубленые прямоугольные формы. Так же как и в миниатюрах, буквы в гравюрах изображали животные, но формы их упростились, стали восприниматься более чётко.
С развитием техники гравюры в более поздний период усложняются композиции листов, изображения и орнаменты, появляются очень замысловатые заставки и виньетки, но все они хорошо «смотрятся» с текстом. В листе из книги «Житиё Исаакия чудотворца» начала XVIII века видно, что по-прежнему главное действующее лицо изображается в центре , а по краям вместо орнамента делается целых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяющийся в иконе.
Лубок - это гравюра на дереве в один цвет, выполненная, как правило, художником из народа. Лубок раскрашивался от руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкое распространение во многих странах. В России оно возникло в середине XV века и оказало влияние на последующее развитие гравюры. Большинство исследователей - искусствоведов считает, что термин «лубок» происходит от лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры. Сначала лубки изготовляли только в Москве, а затем они получили более широкое распространение , когда возникло несколько школ: киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.
На Западе лубок не получил столь широкого распространения, как в России. Часто в странах Западной Европы заимствовали тематику и композиции русских лубков. Бывало и обратное, при этом менялся лишь текст. Не всегда лубок делался в технике обрезной гравюры на дереве: были лубки и в технике резцовой гравюры, меццо-тинто и в литографии.
Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиков получила тема архитектуры Петербурга. [21, С.76]
В этот период в западной Европе помимо живописи и рисунка развивается и гравюра. В немецкие мастера много внимания уделяли обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующее развитие искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский (1494-1533). Он, так же как и многие его современники работал в живописи и в гравюре. Переводил свои рисунки в технику резцовой гравюры на меди. Великий голландский художник Рембрендт ван Рейн (1603-1669) был новатором и продолжал дальнейшие пути развития искусства. Он создавал шедевры как в живописи , так и в графике. Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно идти от живописности, от пятна и в тоже время от рисунка, от линии. Среди итальянских мастеров выделяется большой знаток архитектуры Дж. Б. Пиранези (1720-1778), создавший несколько альбомов крупных декоративных офортов. Офортная техника более свободная, чем гравюра на меди, позволила ему широко и живописно изображать натуру и архитектурные фантазии, сохраняя строгий линейный рисунок. В Англии один из выдающихся художников - живописцев - Хогарт .У него есть множество гравюр с разными сатирическими сюжетами. Мы ценим этого художника , как создателя критического реализма. В области офорта работал великий испанский художник Гойя. Его офорты выполнены с применением акватинты, очень живописны.
Из граверов других стран Необходимо отметить француза Ж. Калло, крупнейшего рисовальщика и гравера XVI-XVII веков. А так же немецкого художника и гравера - Д. Ходовецкого.
Интерес людей к гравюре с XVIII начал затихать и большую роль в возрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла техника репродуцирования в конце XIX и в начале XX века сначала на западе, затем и в России. Эта техника получила широкой развитие во многих странах. Это было время возникновения ряда новых областей графики, в том числе и линогравюры. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее развитие, особенно во Франции. Для нас более интересен именно этот период, так как он связан с возникновение гравюры на линолеуме. [24, С.93]
Интересен тот факт, что в Париже существовало в то время множество обществ художников - граверов, а так же любителей гравюры. Профессиональный уровень гравирования был довольно высок; художники в большинстве своём не ограничивались каким-либо одним видом гравюры, а пробовали свои силы и в смежных областях графики . Что касается возникновения первых линогравюр, то мы не располагаем точными сведениями о том кем и когда они были сделаны. В истории искусства ещё не написано ни одного капитального труда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней сведения как на русском, так и на иностранных языках крайне скупы и даются в общих сведениях с эстампами в общих монографиях. Возникшая в это время гравюра н линолеуме не сразу получила распространение. Это был период, когда фотомеханический способ печати стал вытеснять репродукционную гравюру. Ища новые пути в искусстве, художники пришли к необходимости возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухой манеры, распространённой в те года в репродукционной штриховой гравюре, они перешли к тональным сплошным покрытиям, к светотени. Первые работы в этой области делались в ксилографии.
1.2 Становление и развитие отечественной гравюры

Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.
Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).
Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный "Апостол" Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга "такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как "парсуна", "древнейший портрет", - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров. [17]
Оформление изданий Ивана Федорова служило образцом для русских, белорусских, украинских печатников еще почти двести лет.
Существенные изменения в оформлении русской печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлением первых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрирования изданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московского печатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшему издавать книги светского содержания массовым для того времени тиражом. В 1634 году им был выпущен первый в Москве "Букварь языка словенска…", предназначенный "малым детям в научение и познание божественного писания" и известный под названием "Азбука В.Ф.Бурцова". Во втором издании "Азбуки" (1637) впервые в русской печатной книге была помещена гравюра светского содержания ("Училище") с изображением сцены наказания розгой провинившегося ученика.
В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле, - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", явившаяся и одним из первых в России изданий по военному делу.
На рубеже XVII-XVIII веков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа. Лучшим из них считается знаменитый "Лицевой букварь Кариона Истомина" (М., 1694) с гравюрами Леонтия Бунина.
Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарного характера - исторические, по словесности и т.п. - обычно не иллюстрируются. В качестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения (линейки, точки, звездочки).
При преемниках Петра I в России начался выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов и изданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которых осуществляла Гравировальная палата Академии наук. Одним из лучших изданий подобного рода считается "Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования императрицы Елисавет Петровны еже бысть вшествия 28 февраля коронования 25 апреля 1742 года" (СПб., 1744). [15. С.116]
Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) - небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением), помещаемое обычно на титульных элементах книги, ее начальных или последних страницах (например, в изданиях Петровского времени чаще всего встречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскую крепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или "виньеточным", наборным или целиком гравированным.
В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками.
В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799).
XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.
Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями.
Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки.
Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.
Начиная с 1870-х годов хромолитография с одинаковым успехом использовалась как для дорогих, роскошных, так и для самых дешевых изданий.
В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма, П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства.
Одним из первых изданий, иллюстрации и другие элементы украшения которого были выполнены торцовой гравюрой, являются "Пестрые сказки" В.Ф. Одоевского (СПб., 1833).
Во второй половине XIX века делаются попытки дифференцировать художественное оформление книги в зависимости от вида и типа издания, его целевого и читательского назначения: складываются особенности переплета научной, учебной, художественной и детской книги, определяются основные способы воспроизведения иллюстративного материала. Так, например, для детских книжек, изданий альбомного характера, так называемых изданий для народа применялись преимущественно литография и хромолитография; для изданий художественной литературы - торцовая ксилография. Научная и учебная книга этого периода часто вообще лишена иллюстраций.
В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения.
Выдающимся явлением книгоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качеству воспроизведения стал выпуск фундаментального издания "Русских народных картинок" (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известным искусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка и гравюры.
Одним из первых русских изданий, полностью изготовленных с помощью фотомеханических способов печатания, было юбилейное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, подготовленное к изданию художником П.П.Кончаловским в типографии И.Н.Кушнерева (Т. 1-3. М., 1891-1899). В издании использованы рисунки, акварели и картины И.К.Айвазовского, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, И.Е.Репина, В.А.Серова, К.А.Коровина, Л.О.Пастернака, воспроизведенные различными способами - автотипией, цинкографией, фототипией, элементы оформления из других изданий.
На рубеже XX века в книжном производстве на смену фотолитографии приходит офсет, позволивший резко увеличить тиражи книг и повысить качество репродуцирования, обеспечить исключительную мягкость и точность в передаче полутонов и оттенков.
Глава 2. Сущность и классификация гравюры

2.1 Понятие и сущность гравюры

Гравюра (фр. gravure от нем. graben -- копать или фр. graver -- вырезать, создавать рельеф) -- вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм -- «досок» (так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро -- несколько досок) для тиражирования изображения путём печати (в том числе и ручной, например, притиркой -- с маленьких досок) с её рельефных поверхностей (см. -- Высокая печать). Иногда трафаретную печать -- этот вид прикладной графики (сериграфия, шелкография и т. п.), ошибочно относят к гравюре, которая собственно является по определению видом станковой графики. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). [21, С.53]
Во-первых, гравюра относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, гравюра относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
К изобразительным искусствам кроме графики относятся также и живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий.
Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:
монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;
станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);
декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.
Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).
Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
2.2 Виды гравюры

В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра. К гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюрой также называют печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях -- для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д.
Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности, т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков, а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. [2, С.113]
В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2--5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой гравюре относятся гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.
В углублённой гравюре рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причё и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.