На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Народные художественные промыслы. Народное декоративно-прикладное искусство. Изготовление глиняной посуды. Чернышинская игрушка. Как оживала древняя игрушка. Выставка народной игрушки. Как рождается красота. Творчество Евдокии Ильиничны Лукьяновой.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 21.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1


К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Народная художественная культура»
Т Е М А:
Региональные особенности развития художественных промыслов и ремесел.

ОРЕЛ - 2008
П Л А Н:
Вступление………………………………………………..….1
Как их много!……………………………………….…..……3
Всегда нужное дело………………………...…….……….....5
Глин - блин!…………...……………………………………..7
Как оживала древняя игрушка…………...…….…………..10
Игрушечное семейство……...……………………………...12
Живая глинка…………………………...……………….…..14
Новосиль, куда ты несешься?…………...………………….16
И филимоновцы - не конкуренты……….......................…..17
Как рождается красота………………...……………………19
Их руками и сердцами…………………….…………….….22
Заключение………………………………………….………24
Используемая литература
Вступление.
Сколько живет человек на земле, он не просто обихаживает свой быт, но и старается украсить каждую вещь, которой пользуется. Вот так из быт
овой потребности и возникли со временем народные промыслы, которые еще со временем превратились в художественные. И уж наверняка мы не ошибемся, если скажем: сколько людей прикладывали свои душу и руки к этому - столько произведений искусства и существует на свете. Одни менее талантливые, другие - более. А третьи - вообще шедевры. Они-то и составили неисчерпаемый кладезь народной декоративно-прикладной культуры. И не беда, что немалая их часть не сохранилась для потомков - они служили каждое по своему назначению. Но кто-то зорким оком и чутким сердцем успел почерпнуть из них вдохновение для создания новых произведений искусства. И некоторые дошли до нас. То есть, то что мы имеем сегодня в виде народных художественных промыслов, дошло до нас двумя путями - материальным (то, что сохранилось), и моральным - вдохновением для новых мастеров.
В нашем роду принято имущество умершего сродника делить по всем родственникам. Таким путем досталось мне когда-то нехитро вышитое полотенце - вот такой следок оставила в моей душе какая-то дедушкина троюродная сестра Доня, которую я-то никогда и не знала. А тепло и радость, которые она вложила в этот рушник, создавая его (я бы сказала: творя), через много лет достигли моего потомочного сердца. Такая же радость посещает, когда я смотрю на кухонный рабочий стол, сработанный дедушкой когда-то в неведомые мне 50-е годы прошлого века. Не было у него под рукой, видимо, ничего такого, чем бы его украсить, но тем милее легкая фигурная окантовка столешницы - дедушка все-таки прошелся филеночкой по краешку ее - «для красоты».
А об особенностях говорить и вовсе непросто: у каждого мастера свои особенности. Простой, казалось бы, стеллаж для книг в нашей квартире, дедушка сработал так, что не сравнится с нашим ни один стеллаж в мире! И вот уже полтора десятка лет как нет дедушки, а вещи, которые он сделал, живут, служат и греют душу.
А если посмотреть на это в масштабах страны! На протяжении многих веков промыслы снабжали не только крестьянское подворье, но и городское хозяйство, всем необходимым. То, что сегодня мы называем тяжелым словом «промышленность», когда-то было тем самым промыслом.
Промыслы распространены везде, где только живут люди - всюду в них была и есть необходимость. И промышленность, танком въехавшая в наш быт, все-таки никогда не ликвидирует нашу нужду, нет - потребность, в простых вещах, исполненных теплыми человеческими руками.
Как их много!
В учебнике П.И. Уткина и Н.С. Королевой «Народные художественные промыслы» (Учеб. для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992) предл
агаются тринадцать разновидностей самых распространенных на традиционной территории нашей страны промыслов (казалось бы, узкоспециальный учебник, а воспринимается как захватывающее научно-популярное чтение!). Представляю, как нелегко было исследователям и теоретикам обобщать и систематизировать все эти разнообразные искры человеческого таланта! Так вот, Уткин (скажем так, для краткости) знакомит нас с резьбой и росписью по дереву и кости, с художественной керамикой, обработкой камня и металла, с декоративной росписью и многослойной многоцветной живописью, а также с вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством и вязанием, ковроделием, ручной набойкой, изготовлением украшений из кожи и меха. Чтобы рассказать обо всем этом, придется повторить учебник Уткина. Это, как песня, - лучше не скажешь.
Для знакомства с тем или иным промыслом, он дает хорошую схему: узнать историю их возникновения и развития, рассмотреть их художественные особенности. Много раз подчеркивает, что многообразие художественного ремесла проявляется в творчестве индивидуально работающих мастеров и в деятельности различных мастерских и предприятий художественных промыслов, представляющих одну из форм современного народного декоративно-прикладного искусства. Однако в каждом случае художественное своеобразие создаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат основой для развития современных промыслов.
Народное декоративно-прикладное искусство - результат деятельности многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого села, региона, народа.
Люди старались использовать естественные качества материала, создавали подходящие художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией. Так сложились традиционные для многих мест нашей страны виды художественного ремесла.
Велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Всегда нужное дело.
Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным гончаром или кузнецом. Р
емесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта.
Во многом благодаря этому процессу нам сегодня известны такие понятия, как палехская и хохломская роспись, вологодское кружево, уральские самоцветы и курская вышивка (а у нас не хуже!). Тут как-то завезли в магазин наборы цветочных горшков «Фиеста» и «Болеро» Мичуринского керамического завода - так до них исследователи и теоретики еще не добрались! А керамический завод в городе Железнодорожном, что в Балашихинском районе Московской области - всю жизнь скромно снабжает столицу плиткой, да какие шедевры выделывает! Это надо видеть. Ладно, орловский «Велор» - предприятие современное, промышленное и иностранное. О «Kerama marazzi» я уже не говорю (хотя спасибо им за то, что «много товаров, хороших и разных»). Но есть в Орле и менее размашистое. Недалеко от Орла в поселке Щекотихино еще в дореволюционное время были мастерские по выпуску гончарных изделий. В Орле также работало много гончаров, которые выпускали кринки, миски, банки для теста, цветочные горшки. В 60-е годы на базе Щекотихинской мастерской была создана артель «Промкооператор», преобразованная впоследствии в промкомбинат «Заря», затем в фабрику керамических изделий. Его посуда не сходила с прилавков орловских магазинов даже в годы всеобщего дефицита на эту продукцию.
В послевоенные годы, когда ощущалась нехватка фабричной посуды, спрос на глиняные горшки, кубаны и миски был обусловлен дефицитом. Но и сейчас знающие хозяйки предпочтут глиняный горшок металлической кастрюле. В глиняной посуде лучше сохраняется молоко, а мясо, тушеное с картофелем, приобретает особые вкус и аромат, если его приготовить в глиняном горшочке.
В Урицком районе в селе Сергиевском удалось возродить древний гончарный промысел. Большая заслуга принадлежит мастеру Петру Ивановичу Логвинову. На базе школьных мастерских он организовал детское любительское объединение, в котором ребята все делают сами: добывают глину, делают посуду на гончарном круге, просушивают, наносят орнамент и роспись, обжигают. Получаются изделия, предназначенные для того, чтобы служить по своему прямому назначению в повседневных нуждах.

Глин - блин!
Вообще в наших средне-русских верховских местах очень много ра
зных глинок. И население исстари использовало их в своих кустарных целях. А своеобразия-то! Что ни место - то своеобразие, во многом обусловленное качеством местного сырья. Которое, конечно, в каждом месте - уникальное. А еще уникальнее - каждый мастер, каждая мастерица. Как правило, в селах изготовлением посуды занимались мужчины, а уж игрушкой - только женщины. По традиции, несерьезным считалось это дело - забаву детям лепить. Мастерам, которые делали глиняную игрушку в Чернышино, давали прозвище «тетерешники». Анна Харитоновна Афанасова - последняя из могикан-тетерешниц в Новосиле - была тогда школьницей и очень стеснялась этого прозвища. Поэтому никогда никому не рассказывала и не показывала своего умения. Поэтому и мы в Новосиле даже не подозревали очень долго, что совсем рядом - кладезь…
Одной из первооткрывательниц нашей чернышинской игрушки стала Дайн (работница музея, к сожалению, никто у нас не знает, как ее зовут). Она рассказывала.
В 1970 году, будучи хранителем музея игрушки в Сергиевом Посаде, я впервые прочла в нашем музейном архиве рукопись В.Н. Глаголева (новосильский краевед, художник, учитель Новосильской школы в 20-30-е годы прошлого столетия) «Чернышинская глиняная игрушка, ее история и производство». Раньше о такой никогда не слышала. Оказывается, еще в 1933 году автор подробно рассказывает о малоизвестном промысле Новосильского района Центрально-Черноземной области, ныне Орловской: «Новосильский край, оторванный от влияния города и фабрики, оставляет свои образцы искусства вне каких-либо влияний в отношении формы, стиля и сюжета.
Занятие жителей исключительно земледелием ставило местное население в близкое отношение к природе, к своей среде, слагало особый быт и оберегало заветы старины.
Все это сложило образные художественные формы в местном искусстве - как словесно-литературном, так и изобразительном.
Легенды, сказки, предания, песни, орнаменты сохраняют свои традиции и являются интересными для изучения. Оставаясь творчеством изолированной среды, это искусство отличается образностью и глубиною содержания, хотя формы сложения остаются одинаковыми с общими видами народных творений.
Здесь все «от земли и к земле», т.е. нет фантастических образов, а есть только выражение реальной действительности, связанной с земледелием».
И, естественно, от самой земли - местная глиняная игрушка.
Ее истоки В.Н. Глаголев связывает с развитием здесь гончарного производства в еще догрозненские времена. И, включая век прошлый, ссылается на чернышинские находки: на куски черепичных крыш, домовые трубы (черепахи) и обломки домашней посуды, на обнаруженный в деревне в 1928 году старый горн для обжига глиняной посуды. Судя по всему, игрушечный промысел был здесь сопутствующим.
Изготавливали игрушки исключительно лепкой от руки, и только опытная мастерица могла вылепить до 50 штук в день. В работу шла белая глина высокого качества, брали ее ранней весной из близлежащих к деревне оврагов. Свертывали в большой ком и хранили в погребе или под лавками холодных нежилых помещений. Вязкая, эластичная глина не нуждалась в особом приготовлении. Ее разбивали лопатой и употребляли в дело в натуральном виде, даже без добавления воды.
Особого инструмента тоже не было. Щепочкой прорабатывали детали, ножом или осколком стекла обрезали низ игрушки. Некоторые мастерицы формовали свои куклы на заостренной болванке, колышке, для изготовления свистков применяли палочки, вымоченные в воде. Готовые игрушки сушили на «верхушках» печей, и через десяток дней игрушка была готова для обжига. С целью экономии дров обжиг производили в общем горне. Он представлял вырытую в земле яму, а потому для следующего обжига делали новый горн. Это было проще, чем править старый.
Обожженные игрушки раскрашивали минеральными или анилиновыми красками - на яичном белке, каким-либо птичьим пером или самодельной кистью из перьев, взятых из хвоста петуха. Кистей фабричного производства мастерицы не брали.
Вот весьма несложный процесс изготовления игрушки.
Большой спрос был на «коньков-свистунков». И производили их в больших количествах: одиноких, с всадником и «тройку-коня» с тремя головами. Интересно, что в раскраске коньков всегда показана сбруя, но никогда не встречается окраска под масть. Далек от натурализма народный мастер, а вот от соленой шутки не отказывался. Среди поделок встречалась тогда «монашка» в куколе, со сложенными на животе руками, вся в черном. Именно эту игрушку покупали крестьяне и, перевернув вниз головой, использовали как шкалик для водки. «Монашка» стоила на копейку дешевле, а потому и применялась для утилитарных целей в бивуачной обстановке ярмарки. Прелюбопытно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке». Пожалуй, без рукописи Глаголева такое теперь и не объяснишь.
А как точно подметил автор черты «эпохи» в костюмах глиняных кукол! Чернышинские барыни довольно близко отображают костюм горожан и даже прически начала 19 века и 1860-х годов; «кормилка» с ребенком или близнецами на руках одета в сарафан московского типа и местный повойник; присутствует и дородная полногрудая купчиха - характерный новосильский типаж прошлого столетия.
Гончарным промыслом здесь занимались семьи с украинскими фамилиями (Горобченко и др.), поэтому даже место, где мастера глину брали, до сих пор зовут Хохлов Верх.
Как оживала древняя игрушка.
Но и тогда, в 70-е годы, чернышинская игрушка не стала о
ткрытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока не появилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграф Орловского пединститута. Всю литературу прочитала о плешковской (под Ливнами) игрушке, в архивах копалась, встречалась со старожилами, потомками сельских мастериц., выведывала у них секреты. Она тесно связала свою судьбу с глиняной игрушкой.
«Многие ныне пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути», - говорит Наталья Николаевна. Вот она-то и отправилась в Новосиль, разузнать о чернышинской игрушке - соседи, чай. Она-то и нашла здесь Анну Харитоновну. А потом вернулась в родной Новосиль Лидия Михайловна Карякина, тоже выпускница Орловского худграфа, большой специалист по всем глинам в бывшем СССР. Без преувеличения можно сказать, что знает она их на ощупь. Во многом благодаря ее усилиям и энергии открыли в местной детской школе искусств художественный класс, Анна Харитоновна передавала здесь детям секреты своего мастерства. И вот - продолжает жить традиция. Лидия Михайловна ездила в Загорск, в музей игрушки. Вот и конспект рукописи В.Н. Глаголева, которым мы здесь пользуемся - ее забота. Она всегда мечтала открыть в Новосиле экологически чистое гончарное производство - и польза, и красота, и занятость рабочих рук. Увы, административную машину «пробить» не удалось. А теперь уже и Лидия Михайловна в возрасте, и энтузиастов таких здесь больше нет. А руководству - ему, наверное, все равно, чем руководить. Без гончарного производства - оно еще и бесхлопотнее.
Лет 20 прошло, как ожила старинная чернышинская игрушка. Вовремя успели. Была в то время жива еще одна мастерица. Татьяна Терещенкова, специалист отдела культуры администрации Новосильского района так пишет в статье «Возвращение чернышинской игрушки» («Новосильские вести», 29 ноября 1994).
В старину, говорят, в овраге, где была прекрасная глина, жил в землянке беглый человек, который детям на потеху да себе на радость делал игрушки-свистульки. Ремесло быстро распространилось по селу.
Игрушечный промысел был чисто женский. О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева, к сожалению, в марте этого года ушедшая из жизни:
«Собираемся. Кто сено косить, а кто за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, - тут и ходили. Глину принесешь, и вот бабки собираются, нары сделают - и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может три - когда как успеет.
А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь постоят, и они как раз звонкие выходят.
Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Свистки делали, одну дырочку наскрозь, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Преполовение Пятидесятницы. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.
Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то было и на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо было».
Один разговор этой старой женщины - уже произведение искусства! А сколько души и сердца было в тех игрушках, в общем-то, конечно, на продажу деланных, но не на обширную же - а значит, сколько любви к тем, кто живет рядом, к землякам.
Игрушечное семейство.
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». - «Орло
вская правда», март 1994).
История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), Егора Егоровича Красова (род. 1905) - Плешково; Анны Харитоновны Афанасовой (род.1929), живущей до сих пор в Новосиле, Александры Васильевны Семеново и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.