Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Оборудование, инструмент и приспособления. Виды резьбы и техника ее выполнения. Виды орнамента. Техника безопасности. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства. Национальный вид искусства у многих народов России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.02.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
Стр.
1.
Введение
2
2.
Материал
3
3.
Оборудование, инструмент и приспособления
8
4.
Виды резьбы и техника ее выполнения
10
5.
Виды орнамента
21
6.
Техника безопасности
24
7.
Заключение
25
8.
Литература
26


1. Введение
Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.
Резные работы по дереву -- национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества -- резьбу по дереву.
Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.
Попав в руки истинного мастера, дерево приобре-тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко-рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус-ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек-турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето-писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис-черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе -- от величественного храма до деревянной иг-рушки -- создавать подлинные произведения искусства.
2. Материал
Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.
Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.
Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,
2.1. Подготовка материала
Заготовку древесины для резных работ нужно произ-водить с октября по январь, когда прекращается движе-ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива-ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.
Доски, предназначенные для резных работ, высу-шивают до влажности 8--10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.
Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс-мусовых станках.
Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива-нии водными красителями получают бруски раз-ных оттенков.
Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб-разивные зерна, которые быстро затупят инструмент
2.2. Сушка древесины
Любая древесина очень чутко реагирует на измене-ние влажности окружающей среды. Это свойство явля-ется одним из недостатков лесоматериалов. При повы-шенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха-ет и коробится. Сушка древесины -- очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и сма-зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.
Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя-щий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протоп-ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричнева-то-золотистый цвет.
Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.
Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.
Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, уклады-вают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным рассто-янием емкости по отношению к огню.
Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.
Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2--3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.
Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.
Естественный вид сушки -- атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.
При сушке на солнце внешняя поверхность древе-сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.
После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15--20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.
При сушке изделий очень часто возникают трещи-ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи-ны -- это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориен-тированного таким же образом к центру. После высы-хания клея место соединения строгают и зачищают ру-банком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.
3. Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи-мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству-ющие инструменты и приспособления.
Для работы резчиков необходимо сухое светлое по-мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы-крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха-рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер-стак.
Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе-реди и слева. Лучшее освещение -- естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве-щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.
В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.
Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.
Прямые стамески с шириной по-лотна 3--30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон-турной резьбе.
Косые стамески, называемые так-же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе-сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон-чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз-ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.
Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос-тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре-льефной резьбе.
Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:
- отлогие с большим радиусом кривизны;
- средние или полукруглые;
- крутые с малым радиусом кривизны
Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-уголки шириной полотна 5--15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50--70°. Та-кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2--3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал-лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.
Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:
- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;
- коловорот или дрель с набором сверл для свер-ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;
- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез-ной резьбе.
Кроме этого, резчику может понадобиться столяр-ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.
4. Виды резьбы и техника ее выполнения
Существующие виды резьбы по дереву можно под-разделить на группы. Основные из них следующие:
- плосковыемчатая, или углубленная;
- плоскорельефная;
- рельефная;
- прорезная, или ажурная;
- скульптурная, или объемная;
- домовая (корабельная).
Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб-ления -- выемки. В зависимости от формы вы-емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо-жет быть геометрической или контурной.
Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг-лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает-ся плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго-товки, называется контурной резьбой.
Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося-ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу-лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ-альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест-вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из-делия.
Геометрическая резьба состоит из различных ком-бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Двугранные выемки прямолинейной или кри-волинейной формы различной ширины и глубины счи-таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен-ных вертикально или под углом, создается узор, полу-чивший название лесенки.
Трехгранные выемки (треугольники) получи-ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.
Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо-угольными или ромбическими.
Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.
Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен-тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.
Комбинируя основные элементы геометрической резь-бы, можно построить бесконечное множество орнамен-тальных композиций.
Техника выполнения геометрической резьбы
Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во-локон древесины. В этом случае поверхность изделия по-лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх-ность получается шероховатой, матовой.
Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.
При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.
При подрезании положение ножа в руке не ме-няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.
Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко-сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.
При резьбе наклонных граней выемки косячок на-клоняют вправо или влево. Угол наклона дол-жен быть в пределах 30--40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны-ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.
Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.
Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез-чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от-дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.
Выемки вдоль волокон древесины требу-ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря-мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси-ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -- от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про-филь которой должен соответствовать дуге окружнос-ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок-ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2--3 мм. Таким образом, делают надре-зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно-ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.
При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред-ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи-лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани -- движением к себе свер-ху вниз, а верхние -- движением от себя снизу вверх.
При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу-круглую стамеску соответствующего размера. Стамес-ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.