На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Определение ПР. Зарубежный опыт: учимся маркетингу. Опыт российских специалистов. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской научно-технической библиотеки. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки: перспективы развития.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 06.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Московский государственный университет культуры и искусств
Библиотечно-информационный институт
Факультет библиотековедения, библиографии и информатики
Кафедра управления библиотечно-информационной деятельностью
Рекламное сопровождение деятельности библиотек
(особенности, основные направления, проведение ПР)
Курсовая работа
= Исполнитель-студент
Махагова Р. Д. Научный руководитель
к. п. н., доцент
Дементьева Н. Ю. _______
Москва, 2008
План

1. Введение………………………………………………………………с. 1
2. Определение ПР………………………………………………………с. 2 - 4
3. Зарубежный опыт: учимся маркетингу……………………………...с. 5 - 7
4. Опыт российских специалистов……………………………………..с. 8 - 9
5. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотеки………………………..с. 10 - 12
6. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки………с. 13 - 16
7. Связи с общественностью: перспективы развития библиотек…….с. 17 - 20
8. Заключение……………………………………………………………с. 21
9. Список использованной литературы…………………………………с. 22
1. Введение

Вопрос, как повысить популярность библиотеки и привлечь внимание общества к ней, давно занимает библиотековедов и библиотекарей-практиков. Васильева В. Н., в комплексном пособии по управлению библиотеками «Библиотечное дело» (СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912), среди общих вопросов выделила подраздел «Гласность», в которой указано: «Библиотеки должны обратить большое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы заговорить о ней». Подчеркнуто, что «даже отрицательные стороны деятельности библиотеки должны быть выставлены на свет: шум, вызванный ими, недовольство, критика - все это залог процветания дела и несравненно полезнее для него, чем замалчивание» (с. 126-127)
В современной профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик рилейшнз» (PR, ПР или «Пи Ар»), что в переводе с английского языка значит «связи с общественностью».
В США, на родине ПР, давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует. Это касается деятельности российских библиотек в целом, а также их подразделений в частности, и в особой мере тех, которые связаны с обслуживанием читателей. Таким отделам жизненно необходимо углублять ПР-контакты и интенсивнее изучать группы общественности (а они могут отличаться друг от друга по половому, возрастному, профессиональному, поведенческому и иным признакам и по разному относиться к услугам библиотеки).
Знание и творческое практическое применение паблик рилейшнз сегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек и входящих в их структуру библиографических и маркетинговых служб, потому что ПР способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и её общественностью, увеличивают степень доверия, обеспечивают устойчивость и стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность её работы. ПР несомненно является атрибутом демократического социума, вносят ясность, делают прозрачными и понятными для населения различные сферы общественных отношений, а в таких направлениях как информационно-библиографическое обслуживание, эти принципы занимают одно из приоритетных мест и являются залогом востребованности.
2. Определение ПР.

Есть много попыток определения ПР. Наряду с описательным и функциональным, широко используется сравнительный метод. В его рамках мы сопоставляем или отождествляем ПР с тем, что нам (многим членам сообщества) уже известно и что лучше всего характеризует ПР:
· искусство и наука создания делового имиджа для организации и индивидуумов на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации (над этим постоянно работают наши библиотеки);
· искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания между организацией, т. е. библиотекой и обществом, основанные на правде и полной информированности граждан;
· планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и её общественностью.
Одна из современных и хорошо запоминающихся дефиниций ПР дана американцем Дж. Грунингом: паблик рилейшнз - это коммуникационный менеджмент между организацией (в нашем случае - библиотекой) и её публикой. Для успешного «сбыта» своих услуг сотрудники маркетинговых и библиографических служб библиотек должны знать клиента в лицо, его потребности и запросы, привычки и наклонности, пристрастия и проблемы (по возможности сопредельные и пограничные, те, которые также можно решить и совместить с задачами библиотек). Они должны общаться с клиентом так, чтобы постоянно быть в курсе его библиотечно-библиографических интересов и вероятных пожеланий в ближайшем и более отдаленном будущем.
Ознакомимся с базовыми постулатами ПР (самый важный из них - корпоративная социальная ответственность), которая позволяет персоналу библиотеки грамотно и оперативно поддерживать связи с пользователями, библиографическими и марктинговыми службами - расширять влияние на приоритетные группы потребителей их услуг и продукции, вносить вклад в улучшение управления информационными потоками всей организации.
ГПНТБ РФ издал в 2000 г. самоучитель (программу, практикум, вводную лекцию) по паблик рилейшнз для работников библиотек. Освоив даже краткий курс ПР, уяснив прошлое, настоящее и тенденции развития ПР-профессии, а также две базовые функции ПР-менеджмента (сбор и распространение информации наиболее важным слоям общественности), сотрудник вышеназванных служб библиотеки сможет корректно выполнять стоящие перед ним задачи - верой и правдой служить и действовать во благо и организации, и общества, способствовать постоянному и плодотворному диалогу между ними посредством специфических информационно-библиографических приемов работы, основанных на ПР-фундаменте.
ПР располагает собственными инструментами. Наиболее часто употребляются и приносят заметные результаты в библиотечно-библиографической деятельности следующие: анализ общественного и опубликованного мнения, стратегии по информированию и коммуницированию, проекты и инициативы (слово, иллюстрации, мероприятия) кампании.
Паблик рилейшнз предоставляет в наше расположение разнообразные умения и навыки, при помощи которых можно помогать администрации библиотеки и ее подразделениям отслеживать общественное мнение, правильно и своевременно реагировать на его изменения (причем на личностном и учрежденческом уровнях), заблаговременно готовиться не только к незначительному «охлаждению» общественного мнения, но и к кризисным ситуациям.
Один из разделов ПР - кризисные ПР. Даже в библиотеках могут возникнуть непредвиденные и угрожающие ее существованию ситуации: утрата важных массивов информации (фактографической, библиографической, персональной и т. п.) в связи со сбоем в компьютерной технике и сетях; неплатежеспособность банка и банковской системы; потеря одного из ведущих сегментов рынка пользователей библиотечно-информационной продукции из-за более выгодных предложений контрагентов; существенные изменения в государственной, ведомственной или муниципальной библиотечной политике, значительно ухудшающие ее финансирование; подделка или фальсификация одного из популярных и хорошо раскупаемых продуктов (например, эксклюзивного биобиблиографического указателя к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина или компакт-диска с текстами произведений из отдела редких книг вашей библиотеки); появление в вышестоящем органе лиц, враждебно относящихся к библиотеке, к ее маркетинговой деятельности и пр. Но даже самые негативные ситуации преодолимы и поправимы, если за дело возьмутся ПР-профессионалы, взрощенные на «библиотечной почве».
Что бы ни произошло, сотрудники маркетинговых и библиографических служб должны довести полную и достоверную информацию до ПР-менеджера или до ответственного за ПР-деятельность библиотеки сотрудника (или до первого лица в учреждении), помочь ему/ей разработать конкретный план преодоления инцидента, установить четкие ориентиры по трактовке ситуации и восстановлению репутации этой службы и библиотеки как таковой. Сотрудники библиографических и других подразделений играют при этом хотя и не ведущую, но направляющую роль, так как владеют конкретикой и могут подсказать правильные решения.
Усвоивший содержание и приемы техники ПР сотрудник библиотеки сможет активно и целенаправленно формировать ее положительный имидж и паблисити, добиваться большего эффекта и усиливать своими данными, фактами, а иногда и личным потенциалом, а также умениями проведения широкого спектра ПР-мероприятий (в том числе и по информационно-библиографической тематике): пресс-конференций, приемов, выставок, презентаций, выступлений по радио или на телевидении, «круглых столов», дня открытых дверей, выпуска «фирменного» журнала или газеты для пользователей библиотечно-информационных услуг.
Это увеличит популярность организации и привлечет к ней сторонников, друзей и даже меценатов, спонсоров, инвесторов, о которых мечтает каждая библиотека.
В заключении подчеркнем, что сотрудники библиографических и маркетинговых служб вместе с ПР-менеджерами должны не останавливаться на достигнутом, а непрерывно повышать професиональный уровень.
В любой деловой библиотеке (бизнес-библиотеке) или соответствующем отделе должен присутствовать хотя бы минимум материалов по ПР, а также периодические издания - журналы «Советник» Российской ассоциации по связям с общественностью, «Маркетинг», «Рекламное измерение» и др.
3. Зарубежный опыт: учимся маркетингу.

Известно, что маркетинг зародился в начале 20-го века в США, а свое бурное распространение получил в середине нашего столетия. Отметим тот факт, что в настоящее время результаты маркетинговых (рыночных) исследований применяют почти 90% американских компаний в промышленности и сфере услуг, и более 75% компаний в таких ведущих капиталистических странах, как Германия и Великобритания.
Приводя к ощутимому «оздоровлению» финансового положения корпораций и фирм, маркетинг все прочнее завоевывает приоритетное место как в системе мирового капиталистического производства, так и в непроизводственном секторе, в том числе и в библиотечной отрасли.
В процессе непрерывной дифференциации возник и выделился библиотечный маркетинг, который, в свою очередь, претерпел раздвоение и объединяет в себе два вида показателей - качественных и количественных. Прекрасно понимая закон диалектики о переходе количества в качество, укажем на относительную самостоятельность обоих видов. Естественно, что повышение качества библиотечной работы должно привести к росту количественных параметров деятельности библиотеки, но это не может быть самоцелью.
Основным назначением качественно сориентированного библиотечного маркетинга является создание благоприятных, первоклассных условий для удовлетворения библиотечно-библиографических запросов населения. Количественный библиотечный маркетинг предполагает увеличение книгообращаемости, книговыдачи, читаемости, посещаемости (как реальной, так и виртуальной библиотеки) и т. д. За счет привлечения в библиотеку тех бывших «нечитателей», которые ранее по самым различным причинам не прибегали к ее услугам и которым помогли ее открыть для себя через хобби, досуговые увлечения.
Маркетинг, как и ПР, выявляет рациональные пути коммуникации между теми, кто предлагает услуги (библиотека) и кто «покупает» их (читатели).
Смысл маркетинговых операций состоит в том, чтобы предоставить услуги (или в более традиционной терминологии - «продукт») на таких условиях, которые потенциальному потребителю понравятся больше, чем альтернативные предложения. Нельзя забывать то, что за пользование услугами библиотеки читатель несет свои «расходы»: теряет свое личное свободное время, деньги (оплата за проезд в общественном транспорте, бензин, если он едет на личной машине, библиотечные налоги и т. д.). Потому очень важно, чтобы притягательность посещения библиотеки у читателей превалировала бы над всеми отягощающими и сопутствующеми этому элементами.
Как правило, маркетинг включает три главных компонента: 1) анализ задач учреждения (на что нужно сделать упор - комплектование и хранение или на обслуживание читателей; кто приходит, кто и почему избегает посещения библиотеки; какие другие учреждения конкурируют с библиотекой; какие будущие события в регионе и за его границами могут повлиять на деятельность библиотеки и т. д.),
2)анализ «рынков» (где находятся «рынки» библиотеки; как выглядят их сегменты - целевые группы пользователей; каковы их потребности и возможности; имидж библиотеки среди жителей города и района; понимание читателями пользы от библиотечно-библиографических услуг и т. д.), 3) анализ имеющихся ресурсов (на этом фоне уточнение объема, качества, структуры предоставляемых библиотекой услуг). Упрощенно в вопросительно-назывной форме эту схему можно представить так: что - кому - как - где - «продать».
С другой стороны, схема сводится к совокупности четырех «П» (в оборот библиотечного маркетинга они введены известным библиотековедом из Великобритании Б. Кронином). «П», разумеется, латинская буква. Скрывающиеся за ней слова в переводе на русский язык (к сожалению, орфоэпическая стройность при этом теряется) означают: продукт, цена, место, реклама. Преимущество маркетинговых концепций перед другими управленческими заключается в том, что они комплексируют социальные задачи библиотеки и ее внутренние организацию и распорядок, приближают библиотечную технологию к методам оптимального обслуживания читателей. Это само по себе не ново, но по тем или иным причинам полностью или частично редко осуществляется в практике работы библиотек, в чем часто выражается консерватизм библиотекарей, их приверженность к старому.
По мнению западногерманского специалиста А. Юлкенбек, библиотека имеет четыре «рынка»: сбыта, финансово-бюджетный, комплектования и рабочей силы. Из них особо проблематичными и трудными для обработки являются первый и второй, тесно связанные друг с другом.
Библиотекари, учитывая то, что их потенциальные «рынки» сбыта, куда входит и «рынок» читателей, беспредельны как по вертикали (библиотеки служат промышленности, сельскому хозяйству, науке, культуре и т. п.), так и по горизонтали (только, например, один критерий - степень образованности населения - вызывает целый «сонм» срезов: детский сад, школа, колледж, вуз, университет, аспирантура и пр.), а также то, что ассортимент производимых ими услуг чрезвычайно разнообразен, вынуждены сделать определенные организационные выводы. Сегодня невозможно превратить библиотеку в «супермаркет» знаний и предложить всем все. Хорошо обслужить удастся только некоторые группы читателей, найти которые поможет «анализ окружения библиотеки», методика которого основательно разработана американским библиотековедением. Когда анализ проведен, необходимая информация собрана и обобщена, все в библиотеке подчиняется выполнению запросов избранных целевых читательских групп. Нельзя также упустить из виду и важность постоянного ведения диалога, поддерживание обратной связи с читателями: разностороннее оповещение их о выгоде, которую можно извлечь из посещения библиотеки (развлечение, радость общения с единомышленниками, саморазвитие, профессиональный рост и т. п.), и проведенных во благо читателя переменах в работе библиотек.
Для воплощения концепции стратегического маркетинга в публичных библиотеках Германии наметилась последовательность предпринимаемых один за другим двенадцати шагов: 1) определение функций данной библиотеки,
2) получение согласия руководства и всего коллектива работать подобным образом, 3) налаживание деятельности специальной группы реализации, 4) сбор и подготовка данных о деятельности библиотеки, 5) анализ окружения библиотеки, 6) выявление сильных и слабых сторон в ее функционировании, 7) определение конкурентов и партнеров библиотеки, 8) сегментация рынка читателей, 9) определение целей маркетинга, 10) установление, расширение и углубление контактов с целевыми группами, 11) непосредственное претворение в жизнь концептуальных идей, 12) контроль за достижением поставленных целей, оценка результативности кампании. Все это составляет «каркас», только примерную формулу действий, которые всякий раз должны наполняться конкретным содержанием; каждой библиотеке необходимо разработать свою собственную полностью отвечающую местной специфике концепцию марктинга.
На сегодняшний день уже наметилась тенденция развития библиотек, в которой мы ясно видим одно: библиотечному маркетингу требуется слияние с ПР-деятельностью, так как связи с общественностью позволяют постоянно отслеживать «настроение» целевой и читательской аудитории библиотек, как реальных, так и виртуальных, строить дальнейшую работу с максимально выгодной стороны как для самой библиотеки, так и для ее потребителей.
4. Опыт российских специалистов.

В последние годы система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организацией общественного мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных мероприятий, позволяет показать самые выигрышные аспекты деятельности и наиболее адекватно отразить повседневную работу конкретной библиотеки. Вопросы ПР успешно разрабатываются специалистами библиотек - территориально методических центров, которые, в частности подготавливают и издают полезные методические рекомендации, учитывающие местную специфику и накопленный позитивный опыт.
В различных городах создаются специализированные отделы паблик рилейшнз библиотечно-информационной системы (БИС), или сектора связей с общественностью.
Так, интересны исследования профессора МГУКИ В. К. Клюева на страницах журнала «Библиография» (2000, №1 с. 40-43) о практике функционирования в библиотеках Нижневартовска и библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) проблемно ориентированных структур ПР.
Рассмотрим их.
Среди основных целей отдела ПР Нижневартовска БИС в Положении о его деятельности (1998 г.) указаны: обеспечение коммуникационного процесса между библиотечно-информационной системой и внешним окружением, испоьзование приемов и методов ПР в работе с библиотечным персоналом. Для их успешного достижения предусматривается проведение цикла научно-аналитических и практических мероприятий, систематизация и анализ получаемых промежуточных результатов и выработка рекомендаций по оптимизации реализуемых библиотекой направлений работы.
В качестве содержательных функциональных компонентов деятельности специализированного отдела выделены: определение и оценка взаимного влияния БИС и внешнего окружения; выявление и учет взаимосвязей внутреннего развития БИС и внешней среды; изучение общественного мнения, отношения и ожиданий реальных и потенциальных пользователей; информационно-рекламная и культурно-массовая деятельность в контексте общей стратегии развития БИС; работа с конкурентами и возможными партнерами (в том числе со спонсорами); воздействие на психологический климат библиотечного коллектива для предотвращения конфликтов, для гармонизации внутренних интересов и межличностных контактов.
В плане работы сектора ПР научной библиотеки Уральского государственного университета на 1999 г. доминировал проект «Видимая библиотека», предусматривающий три главных направления - научное, информационное и имиджевое, которые тесно переплетаются и дополняют друг друга. В числе наиболее значимых позиций В. К. Клюев называет обновление информации о библиотеке на общеуниверситетском сайте в Интернете (Web-page «Библиовести»); составление пресс-релизов и размещение регулярных публикаций в местных средствах массовой информации; организацию дней кафедр и дня библиотеки; подготовку «Путеводителя по библиотеке» и соответствующих локальных информационно-рекламных материалов; экскурсии по библиотеке; написание и представление ежегодных популярных отчетов о работе библиотеки; проведение опросов общественного мнения (в частности, анкетирование читателей); сотрудничество с издателями и другими заинтересованными организациями города; формирование положительного имиджа сотрудников библиотеки; создание и поддержание комфорта внутри библиотечного коллектива. Последнее направление представлено в плане особенно детально и предполагает реализацию четырех этапов: выявление с помощью анонимного анкетирования основных психологических проблем («библиотекарь/библиограф - читатель», «библиотекарь/библиограф - библиотекарь/библиограф», «руководитель/менеджер - подчиненный/ исполнитель»); организация лекций по психологии общения, психологии личности, психологии поведения (6-8 часов); тренинги под руководством специалиста - психолога (6 часов); повторное анкетирование по итогам занятий.
В. К. Клюев в своей статье подчеркивает, что методистам и маркетологам библиотек важно не только самим овладеть азами ПР, но и быть способными научить коллег из других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом случае, по его мнению, станут возможными диалог с приоритетными группами общественности, распространение необходимой информации и устойчивое взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями, создание популярности библиотечно-информационного учреждения, а в конечном итоге - формирование гармоничных отношений библиотеки с обществом.
5. Опыт казахских специалистов на примере Южно - Казахстанской областной научно-технической библиотеки.

Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают ныне не только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал. Библиотекари стали мыслить иначе, иначе организовывать свою работу, понимая всю важность создания нового образа библиотеки, привлекая к ней интерес различных групп общества.
Связи, отношения с общественностью становятся все более важными в деятельности современной библиотеки, устанавливающей и успешно ведущей коммуникации с партнерами и средствами массовой информации, с местной общественностью и государственными структурами.
Южно - Казахстанская областная научно-техническая библиотека, осваивая новые технологии, также стремится к установлению и развитию прочных связей с общественностью посредством современных методов общения и убеждения. Сегодня этому сопутствует хорошая репутация библиотеки и имеющийся опыт. В своей деятельности библиотека старается придерживаться общепринятой практики «паблик рилейшнз», которой следуют в разных странах, но при этом учитывает и местные условия - экономические, культурные, религиозные.
Общеизвестно, что важнейшей частью отношений с общественностью являются отношения со средствами массовой информации. Они выступают связующим звеном между библиотекой и прессой, радио и телевидением. Сотрудничество ЮжКазОНТБ с местными СМИ насчитывает многие годы. Библиотека имеет постоянные рубрики в областной газете «Южный Казахстан», в «Своей газете», где регулярно размещаются небольшие тематические обзоры литературы, библиографическая информация о книжных новинках и другие материалы. Среди жанрового многообразия «библиотечных публикаций» в местных газетах библиотека имеет возможность бесплатно размещать рекламные объявления и приглашения.
Использование каналов радио и телевидения также стало традиционным для ЮжКахОНТБ. 1997 г., например, принес библиотеке девять радиопередач на областном радио и популярнейшей в Южно-Казахстанской области радиостанции «Юмакс», пять телепередач на не менее популярном телеканале «Отырар». Журналисты СМИ - самые активные пользователи библиотеки, получающие в ней информационную поддержку своей профессиональной деятельности.
В целях создания позитивного общественного мнения и поддержания непрерывного потока новостей специалистами библиотеки готовится для СМИ информация текущего, событийного характера, а также пресс-релизы, например, -о предоставлении нового вида услуг: электронной почты, электронной доставке документов, электронных каталогов, о проведении обучающих семинаров и т. д.
Важным средством общения библиотеки с общественностью служит печатное слово и интернет. Фирменные бланки, буклеты, визитные карточки и другие материалы играют огромную роль в создании паблисити и позитивного имиджа Южно-Казахстанской ОНТБ, повышают конкурентноспособность на рынке библиотечных услуг.
Ставя задачу формирования фирменного стиля, специалисты библиотеки надеялись на долговременное его использование, и в то же время постарались сделать его динамичным, способным при необходимости допускать коррективы.
Прежде всего был разработан и принят на рассмотрение Патентным агентством Министерства экономики и торговли Республики Казахстан фирменный знак библиотеки. Сейчас он повсеместно используется в рекламных и печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках. Почти так же часто, как и фирменный знак, используется постоянный рекламный лозунг библиотеки: «Преуспевает владеющий информацией», который также отражает особенности имиджа библиотеки.
Большому общественному резонансу способствовало получение Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотекой гранта Фонда «Сорос-Казахстан» и придание ей статуса «модельной». Началась работа по организации на базе ЮжКазОНТБ регионального центра по развитию библиотек, включающая проведение обучающих семинаров, деловых игр, практикумов и «круглых столов» и т. д. для сотрудников библиотек Южно-Казахстанской области и города Чимкент.
Внедрение персональных компьютеров и множительной техники в деловую жизнь и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.