На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Монолог как ораторское искусство. Речевые приемы доказательства в монологической речи. Аргументирующая речь. Лексические и синтаксические особенности выступления. Эстетические качества речи. Звуковая организация речи. Искусство убеждать.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 30.07.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Речевые приемы доказательства в монологической речи

План

I Монолог как ораторское искусство.
II Речевые приемы доказательства в монологической речи.
1. Аргументирующая речь.
а) аргумент
б) тезис
в) планирование и тактика аргументирующей речи
2. Лексические и синтаксические особенности выступления.
3. Эстетические качества речи.
4.Звуковая организация речи.
5. Информационное обеспечение выступления.
6. Составление риторического эскиза публичного выступления
III Искусство убеждать.
« Говорить есть не иное что, как
возбуждать в слушателе его
собственное внутреннее слово.»
В.Ф.Одоевский.
Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утончены и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает академик В.В. Виноградов, оказывается монолог.
При этом виды монологической речи различаются в зависимости от « профессионально-служебных расслоений, и типов общественных взаимодействий». Исходя из функций языка, обслуживающих две кардинальные потребности человека (мыслить и общаться) в различных сферах человеческой деятельности, выделяют четыре типа монологов. В непосредственно бытовом говорении реализуется монолог убеждающий или внушающий (агитационный), монолог лирический, рассматриваемый как речевая форма изъявления переживаний и эмоций, монолог драматический, и монолог повествовательный сообщающий.
Монолог воздействующий, убеждающий, который обращен к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения называют ораторской речью. Воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось в обществе. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Риторика-наука об ораторском искусстве- возникла в 5 в. до н.э. Крупнейшими основателями античной риторики были Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Риторика считается праматерью культуры речи. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория», «красноречие». Особый раздел риторики - учение о способах доказательства и доказательности речи. Такая речь получила название - аргументирующая.
Аргумент это довод, служащий для доказательства, а следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать же можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь ), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь ).
Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Разновидности этого спорного вопроса определяют и разновидности аргументирующей речи. Определяя свою общую цель, оратор должен предварительно обдумать, на какого рода спорный вопрос он будет отвечать в речи, а следовательно, какую речь он собирается предложить аудитории -- убеждающую или агитирующую. Спорный вопрос - это проблема речи.
Следующая задача, которую должен разрешить оратор при подготовке речи,- это четко сформулировать свой тезис. Тезис- «ответ на спорный вопрос», «способ решения проблемы» должен быть сформулирован совершенно ясно для самого оратора и, что главное, конкретно.
При выдвижении тезиса следует руководствоваться тремя правилами: во-первых, тезис должен быть четко сформулирован; во-вторых, должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; в-третьих, тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Доказывая, еще мало выдвинуть правильный тезис. Необходимо позаботиться, чтобы он опирался на достаточное основание, т. е. был доказан убедительными аргументами. аргументы, в свою очередь, должны быть истинными, достаточными для данного тезиса, а их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Далее наступает этап оценки тезиса: оратор должен определить, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит выбор стратегии доказывания. В том случае , когда аудитория относится к тезису благожелательно, оратору лучше выбрать дедуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от общего (тезиса) к доказательствам, примерам.
В том случае, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису, выгоднее всего использовать индуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от доказательств к формулированию тезиса, который может быть назван в полном виде ближе к концу речи.
Когда же данная аудитория, как предполагает оратор, может встретить тезис «в штыки», тоже следует прибегнуть к индуктивной стратегии доказывания. При этом необходимо провести предварительную, в начале речи, «обработку» аудитории.
При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить особое внимание на разработку ее вводной части, так как в речи этого типа оратору важно с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей. При этом следует руководствоваться рядом принципов, выработанных риторикой. Назовем основные:
а) Заинтересовать слушателей.
б) Расположить слушателей к себе.
Для выполнения второй задачи- расположить адресата к себе, склонить на свою сторону- можно использовать ряд приемов и средств.
1). Первые три фразы речи могут содержать тактическую шутку ( не раздражающую слушателей. а, наоборот, примеряющую аудиторию с оратором).., афоризм или цитату (тоже примиряющего характера). Желательна также похвала в адрес аудитории, но ни в коем случае не слишком явная, не грубая.
2) Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить» на аудиторию, влиять на нее, принуждать ее к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, честность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход к проблеме), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся. Поэтому следует избегать таких слов, как: вы должны, вам придется, я заставлю вас, вы вынуждены будете признать, что…и т. п. Гораздо лучше звучат риторические вопросы: Не лучше ли принять то-то и то-то…? Не разумней ли предположить, что…? Не естественней ли думать, что..? и т. д., а также вводные слова вероятно, по-видимому, возможно и прочие-т. е. все те фигуры, слова и выражения, которые позволяют смягчить категоричность высказывания (ирония, парадокс, намек и риторические фигуры, формирующие нужные отношения между оратором и адресатом речи).
Заинтересовать же слушателей легче всего, прямо связав обсуждаемую проблему с их собственными, личными, даже семейными и бытовыми, материальными, жизненными интересами (принцип близости), а также придав этому вопросу конкретную форму (принцип конкретности).
Во Введении к убеждающей речи может быть сформулирован ее главный тезис. Так или иначе, оратор должен сказать о том, какой, собственно, вопрос он будет рассматривать и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, остановится, т. е. кратко пояснить структуру выступления. Последнее совершенно необходимо, если речь продолжится более 7-10 минут. Введение к речи лучше подготовить уже после составления ее основной части.
Основная часть аргументирующей речи содержит тезис (тезисы) и необходимые доказательства. Для того чтобы доказательства приобрели воздействующую, убеждающую силу, оратору придется провести соответствующую работу. В чем она заключается ?
1) Начальный этап состоит в подготовке перечня имеющихся доводов и, если необходимо, «изобретении» (подборе) дополнительных.
2) Следующий этап работы - приведение этого хаотического пока нагромождения доводов к вашему тезису в более или менее стройный порядок, в систему, так, чтобы каждый довод получил в ней свое место и стал в результате аргументом - доказательством. Доводы необходимо объединить в смысловые группы. Имея общую «тему» для доводов каждой группы, легко подобрать и дополнительные, недостающие в такой группе. В каждую группу доводов можно подбирать все новые и новые; в зависимости от продолжительности вашей речи (регламента) и особенностей аудитории можно изменить порядок групп доводов, можно найти необходимые цифры, статистические данные, присовокупить примеры и факты из собственного опыта, из литературы, и пр. и пр. Работа по расположению доводов в речи определяется также и тем, является ли ваша речь убеждающей или агитирующей. В последнем случае - самые конкретные, самые актуальные доводы - располагать последовательно к концу речи
(в порядке возрастания их «актуальности», «разительности»).
Итак, доводы расположены в том порядке, который соответствует вашим целям, т. е. наделены «пробивной силой».
3) Третий этап работы с ними - их проверка.
Проверьте и продумайте снова:
а) точность фактов; нет ли ошибок в деталях?
б) удачность примеров и сравнений, которые вы подобрали; не вызовут ли они возражений?
в) логичность того, как вы организовали (расположили) доводы и группы. Может быть, лучше выбрать другой порядок, более естественный?
г) нельзя ли обратить ваши доводы или утверждения против вас (возможны ли контраргументы)?
4) Порядок расположения доводов по их «силе» во многом зависит от настроения аудитории; если аудитория недоброжелательна, рекомендуется располагать доводы «по восходящей силе» и заканчивать самым сильным; если отношение аудитории нейтрально или доброжелательно, ведущие доводы (или исчерпывающий довод, если таковой имеется) можно использовать в начале аргументации или тогда, когда вам будет это удобней.
В любом случае нужно внимательно отнестись к тому, чтобы аргументы подавались последовательно, т. е. каждый набор доводов должен следовать за «своим» тезисом (или предшествовать именно ему , если вы выбрали индуктивный метод аргументации). Это значит, что ваш общий тезис должен быть четко расчленен на отдельные позиции, «субтезисы», а каждая такая позиция должна получить свои подтверждения- доводы.
Заключение и убеждающей. и агитирующей речи - очень важная их часть. Отнестись к ней необходимо максимально внимательно. Хорошее Заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации. Верно и обратное: плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
1) Для Заключения важнее всего: четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше данный в образной форме), а не повторение позиций и фактов, раскрытых и приведенных в Основной части. Возможно использовать, как во Введении, цитату, афоризм, шутку - в зависимости от речевой ситуации. Для агитирующей речи, чтобы окончательно сформировать мотив тех действий адресата, которых вы хотите добиться, обратиться: а) к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к самым чувствительным струнам души каждого; б) к личным, даже, возможно, к материальным выгодам, которые слушатели получат для себя в результате этих действий.
2) Если речь агитирующая, обратите внимание на то, чтобы конкретно указать, каких именно действий вы ждете от слушателей, когда и в какой форме эти действия должны быть совершены.
3) И убеждающая, и агитирующая речь, как правило, заканчиваются призывом к аудитории. В убеждающей речи это призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям. В агитационной - призыв к определенным и конкретным реальным действиям. В последнем случае, чтобы воздействовать на публику в нужном направлении и сделать это с пользой для себя, эффективно, оратор должен уметь верно оценить ситуацию и психологию слушателей. Чтобы призывать аудиторию продемонстрировать «поддержку делом» сразу же после речи, нужно иметь для этого достаточные основания: поступая так, оратор должен быть уверен, что его поддержит большинство, а меньшинство, соответственно, поймет, что «расклад» неблагоприятен. Иначе призыв окажется не только бессмысленным, но и вредным для престижа оратора- тот рискует «потерять лицо».
4) И последнее. Заключение обязательно должно быть оптимистичным, должно выполняться на «подъеме», создавая такой же подъем у публики.
В любом публичном выступлении наряду с композиционно-логическим аспектом исключительную важность имеет содержательная сторона процесса изложения, лексические и синтаксические особенности, эстетические качества речи, а также ее звуковая организация.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности выступающего- свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь ввиду некоторые синтаксические и лексические особенности.
1) Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.
2) Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи, имеют разговорную интонацию. Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными и деепричастными оборотами. вставными конструкциями затрудняют восприятие, поэтому они неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.
3) Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функц и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.