На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Скандалы, как факт повседневной жизни. Скандалист - герой чувственной культуры (на примерах из истории культуры). Безумцы или расчетливые циники? Холодные нарциссы, будящие страсти толпы. Спасти людей от косности. Влияние скандала на общественное сознание

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.07.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат на тему:
«Роль скандала в культуре»
СОДЕРЖАНИЕ
1.     Скандалы, как факт повседневной жизни.
2.     Скандалист - герой чувственной культуры (на примерах из истории культуры).
3.     Безумцы или расчетливые циники?
4.     Холодные нарциссы, будящие страсти толпы.
5.     Спасти людей от косности.
СКАНДА'Л, -а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Политический с.
2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок...
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
Скандалы... Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действия известных людей, которые скандализируют общество. Даже сегодня, незадолго до того, как я начал писать, все российские СМИ наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим представителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским.
Главу фракции ЛДПР не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венки Президент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистами канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкал корреспондентку в свой “Мерседес”.
Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят столь часто вследствие того, что много лет господствующая идеология старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди почувствовав свободу, но не умея с ней обращаться, направляют свою энергию “не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное сознание.
Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например, Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.
Кристально честные герои остались где-то далеко в пред- и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом “Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).
Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить все на своем пути.
Когда он по дороге зашел пообедать в “МакДональдс”, ему слишком долго не подавали гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители и персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в свою очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свой гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит.
Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек, не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного магазина происходит драка, и герой убивает его.
Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”.
В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна (кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные списки в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека, бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысяч поклонников, раскрыта образно и глубоко.
Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся сверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложках журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Они герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью. Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса. Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии Мадонны.
О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы, мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей, преднамеренно эпатирующих общество. Конечно, например, в Средние века, в идеалистической культуре Европы встречается достаточно примеров личностей, своими злодействами намного превосходивших знаменитого маркиза де Сада, но тяжелейшие преступления их не выносились за пределы феодальных замков, только слухи расползались по округе; более того, в большинстве своем, сами злодеи стремятся не только скрыть свои действия от других, но и укрыться от собственной совести, в перерывах между кровавыми оргиями совершая подвиги молитвы и покаяния.
Итак, скандал является неотъемлемой частью современной культуры, указывая на ее лишенность символичности, приземленность, материализм.
Необходимо поподробнее рассмотреть частности, которые существовали в специфической практике скандалов в разные исторические периоды.
Рассмотрим Древний Рим - выбран именно этот пример, поскольку именно в Римской цивилизации можно подробно проследить развитие античной культуры от древних верований латинов, через греческую классику к изнеженности эллинизма, всеобщему упадку и в финале торжеству Христианства.
В Риме эпохи Республики скандалист не может стать героем. Общественные деятели всячески дорожат своей репутацией. “Жена Цезаря вне подозрений”, - эта крылатая фраза была произнесена Юлием Цезарем после происшествия, потрясшего Рим. В праздник Доброй Богини, когда все мужчины должны были покинуть дома, в которых женщины совершали таинственные обряды. Молодой человек из богатого рода пробрался в дом Цезаря, переодевшись служанкой. Цезарь впоследствии всячески старался замять скандал, естественно молодой человек, опасаясь наказания также молчал. Сейчас бы произошло несколько другое - всего вероятнее, что этот молодой человек был бы приглашен в различные ток-шоу, чтобы поделиться впечатлениями, и стал бы популярен. Таким образом, даже на закате Республики скандал не может стать механизмом, создающим героя.
В эпоху Империи происходит, выражаясь языком древних авторов “падение нравов”. Культура из идеалистической становится чувственной. В “Энеиде” Вергилия, написанной при Августе в начале имперского правления, перед нами действуют герои и боги Олимпа, через несколько десятков лет в “Сатириконе” Петрония героями являются воры, проститутки, нувориши-вольноотпущенники. Профанация старых ценностей становится всеобщей. Римляне пресыщены, и самым изысканным зрелищем являются теперь не гладиаторские бои, а публичное попрание священных ценностей римской государственности.
Императоры становятся творцами скандалов. Нельзя не упомянуть Гая Калигулу, деспота известного своей бессмысленной жестокостью, нервными припадками, безумной жаждой власти и безумными беспричинными страхами. Римский сенат тогда был лишь номинальным собранием представителей римской аристократии. Калигула прославился тем, что ввел своего коня в сенат, сделав его одним из сенаторов. Произошедший скандал явился профанацией традиционных римских ценностей. Все акты государства оглашались именем ”Сената и народа Рима”. Сенат был унижен.
Если Калигулу ненавидел народ, то другой император-скандалист Нерон долгое время был популярен среди простых людей, особенно в провинции. В первые пять лет он провел либеральные реформы, ограничивающие всесилие аристократии и новых богачей. Эксцентрическое поведение Нерона воспринималось простыми людьми хорошо, так как не походило на чванство аристократов и в особенности разбогатевших вольноотпущенников. В отличие от Калигулы, разрушающего все ценности, кроме цезаризма, - “Или жить по-цезарски, или никак”, - девиз Гая Калигулы - Нерон приносит авторитет цезаря в жертву своему индивидуализму и страсти к искусству. Император, выступающий как актер, император в маске, император, участвующий в бегах колесниц на колеснице, запряженной десятью лошадьми и падающий с нее на повороте... Все это выглядело несколько странно, вызывало презрение со стороны знати, но подчас нравилось народу. “Хлеба и зрелищ”. Благополучие первых лет правления Нерона было обеспечено финансовыми успехами. Император, выступающий как актер, к тому же актер не плохой, но посредственный - это было новое острое, скандальное, изысканное зрелище для римской толпы.
Римская религия к тому времени не находила отклика в сердцах римлян: большинство из них либо было атеистами, либо верило в астрологию и практиковало восточные культы. Но ритуалы ее были непреложны, поскольку их выполнение означало признание римского могущества. Поэтому отказ христиан поклониться идолам, в особенности статуям обожествленных императоров воспринимался, как действия, порочащие римский государственный строй. Христиане превратили скандал (публичный отказ от поклонения языческим богам, сопряженный с проповедью веры в Христа) из средства достижения неких мирских целей в средство для достижения целей духовных (мученической смерти за Христа).
С падением Римской империи чувственная культура поздней империи уступила место символичной Христианской культуре и скандалы уже не играют роли. (О Средних веках см. выше). Церковность, наполнявшая все стороны жизни превращает скандалы из действия, разрушающего порядок, в действие, пусть грубое, но утверждающее высший Божественный порядок. Сюда могут быть отнесены поступки многих святых, становившимися “юродивыми Христа ради”, совершающих безумные поступки с целью своим вызывающим поведением показать, что внешнее благопристойность, показное благочестие отнюдь ни есть показатель близости к Богу. Святые, которые кажутся безумными, но точными словами обличающие “сильных мира сего”.
Нечто похожее представляют собой абсурдные действия учителей японского буддистского течения дзэн. Метод дзэн направлен на освобождение ума от каких бы то ни было условностей с целью нахождения абсолютной истины. Известны многие случаи скандального поведения адептов дзен. Например, такой: когда ученики молились статуе Будды, учитель подошел к ней и разбил ее. Он совершил святотатство? В дзэне это трактуется по-другому. Своим поступком учитель гораздо более наглядно, чем словесным убеждением, показал, что ученики должны освободиться от всех условностей, в том числе и от поклонения статуе ради достижения абсолютного знания. Поклонение учеников (добро в обычном понимании) и поступок учителя (зло) в понимании дзэна ничто по сравнению с истиной, которая находится за гранью добра и зла.
В эпоху Возрождения на смену торжественному григорианскому хоралу приходят “взволнованные” произведения Монтеверди, на смену рассказам о чудесах и жизни святых приходят эротические и плутовские рассказы, объединенные в сборники (“Декамерон” Джованни Боккаччо, “Гептамерон” Маргариты Наварской, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Франсуа Рабле ); вместо святых героями становятся распутные монахи, купцы, “веселые вдовы”, молодые повесы. Скандал, любовное приключение, плутовство вновь становятся чертами эпохи.
Профанация символического мышления Позднего Средневековья происходит в разных сферах. Скандалом становится изображение Рафаэлем своей любовницы Форнарины обнаженной - искусство того времени предпочитает, чтобы изображению обнаженного тела соответствовал некий библейский или античный контекст, чтобы была изображена не определенная обнаженная женщина, но символичный персонаж.
Роскошь и разврат Папского двора в Риме, столь поразившая Мартина Лютера, думавшего найти там источники благочестия. Виттенбергские тезисы, вывешенные бывшим монахом-августинцем на дверях церкви, стали скандалом, определившим судьбы Европы на столетия вперед.
Позднее в XVII- XVIII веках скандальность зачастую становится уже способом добиться успеха. Авантюристы просто наводняют Европу и Россию. Джакомо Казанова, Граф Калиостро - люди, в которых причудливо смешивались эротизм, авантюризм и мистицизм (не только Калиостро, но и Казанова уделяли большое внимание оккультизму). Их мемуары и воспоминания о них их современников рисуют множество пикантных и скандальных историй, в которые попадают они. Интересно мнение самого Казановы о своей роли в обществе того времени. Венецианец заявляет, что он всегда предпочитал ловить дураков и не оставаться в дураках, стричь овец и не давать обстричь себя в этом мире, который, по его мнению, всегда хочет быть обманутым. Однако он всегда решительно возражал против того, чтобы из-за этих принципов его считали ординарным представителем традиционной грабительской черни, которая грубо и откровенно ворует из карманов, вместо того, чтобы элегантной комбинацией выманить деньги у дураков. Для него веселиться за счет глупцов, облегчать их кошельки и “наставлять рога” мужьям было своего рода миссией посланца Божественной справедливости, направленной на то, чтобы наказывать земную глупость.
Если Казанова и Калиостро сделали свою скандальную славу путем для достижения успеха, то их современник, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад, наоборот, благодаря своим выходкам, низвергается из аристократического общества в бесконечные тюремные заключения и в финале в дом умалишенных.
Фигура Сада, память о котором была скрыта за многочисленными домыслами и легендами, за ярлыками “садист”, “садистский” , чьи литературные произведения были изданы лишь в начале XX века, а некоторые только после 2-ой мировой войны, является одной из ключевых для рассмотрения темы скандалов. Прежде всего потому, что сам Сад выше всего ставил не преступление, зло, скандал ради некоей цели, но совершенно бесцельные. Преступление ради преступления, искусс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.