На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Становление культуры-первостепенной роли общения. Древние свидетельства существования человеческой культуры. Ранние этапы формирования культуры. Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока. Антропогенез и предпосылки развития культуры.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА (НА ТАГАНКЕ)
Экономический факультет
реферат по курсу: «Культурология»

на тему: «Роль языка и адресного общения в становлении культуры»
Выполнила студентка
2 курса вечернего отделения
специальность «Менеджмент»
Монахова Т.Б.
Научный руководитель
к.г.н. доцент Волкова Э.Н.



Москва
2006 г.

Содержание.

    Введение. 3
    Ранние этапы формирования культуры. 4
    Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока. 8
    Антропогенез и предпосылки развития культуры. 10
    Заключение. 15
    Список использованной литературы. 16

Введение.

Обращаясь к изучению мировой культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура -- специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно, по всей видимости, считать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.

В данной работе пойдет речь о становлении культуры, а главным образом о первостепенной роли общения, ведь без одинаково понятной речи не может быть межличностного общения, знания не могут быть никак зафиксированы, а, следовательно, переданы будущим поколениям или другим народам, без общения человек не может развиваться как личность, да и вообще спорно, что будет человеком в общепризнанном смысле этого слова.

Основная цель - доказать и рассказать, насколько важным звеном явился язык и другие способы коммуникации, разобраться, откуда нужно вести отсчет явлению «культура», понять, когда у человека возникла необходимость создавать вещи и явления, являющиеся культурно-историческим наследием.

Ранние этапы формирования культуры.

Для того, что бы провести анализ роли языка в формировании культуры, нам необходимо подробнее изучить некоторые исторические аспекты. Мы не станем углубляться и рассматривать историю становления хорошо известным нам древних цивилизаций, а остановимся лишь на самом раннем этапе, когда сама человеческая цивилизация была еще в самом начале своего пути.

Наиболее древние свидетельства существования человеческой культуры найдены в Восточной Африке, их возраст - 3-3,5 млн. лет.[1] Это примитивные орудия, изготовленные из кремня. С появлением человека и первых созданных им предметов -- артефактов, начинается, как мы знаем, самый длительный период истории -- каменный век. Он, в свою очередь, делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

В эпоху палеолита человек овладел огнем, научился изготовлять десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных - появилась примитивная одежда.

В конце периода, около 40 тыс. лет назад, появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения из кости и рога. Были изобретены копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, гарпун, игла, нож и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища -- обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материала использовали также кости крупных животных, например, мамонтов. Шили меховую одежду.

Мезолит характерен главным образом для Северной и Средней Европы (10-6-е тыс. до н.э.). В этот период человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры с рукояткой, однополозные сани, лодку и весло, лук и стрелы. Для наконечников стрел стал использовать миниатюрные каменные пластины. Изобретение лодки, а также сетей резко повысило роль рыболовства.

На Ближнем Востоке около 9000 г. до н.э. начинается переход к производящему хозяйству - земледелию и животноводству ("неолитическая революция"). На европейском континенте первые следы производящей экономики относятся к рубежу 7-6-го тыс. до н.э. (на юге Балканского полуострова). В Европе в целом неолит датируется 5-3-м тыс. до н.э.[4] Этой эпохе принадлежит целый ряд культурных инноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество (с помощью простейшего ткацкого станка) из шерсти, конопли, крапивы, льна. Одежда из шкур стала отходить в прошлое. Появились кремнедобывающие шахты, что свидетельствует о начале горного дела. Значительные изменения произошли в строительстве. Стена и дом, изобретенные еще в период мезолита на Ближнем Востоке, появились и в других районах мира. Строительными материалами служили кирпич-сырец, глина для обмазки, дерево (жерди и целые стволы); появились землянки.

Одним из величайших культурных достижений человечества явилась металлургия, зародившаяся на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э. Человек начал производить мелкие изделия (орудия труда, оружие, украшения) из самородной меди и других металлов, обработанных методом холодной ковки. Наступал меднокаменный век - особая промежуточная эпоха, связанная с формированием предпосылок цивилизации. Эта стадия отмечена изобретением колеса, паруса, гончарного круга, лошадиной сбруи. В Северной Европе медь появилась только около 3000-го года до н.э. Однако везде преобладали еще неметаллические орудия.[5]

Железные орудия получили широкое распространение в начале 1-го тыс. до н.э. И только в 1-м тыс. н.э. на базе развитой черной металлургии в Центральной и Северной Европе сложились государства и цивилизации. Если судить по роли железа и стали в мировой экономике, железный век в известном смысле продолжается до сих пор.

Социальная и семейная организация людей (неандертальцев), совпадали - племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями (промискуитет). Такая форма общества была прогрессивной по сравнению с иерархической праобщиной, напоминающей стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако при небольших размерах первичных родов и отсутствии контактов между ними в течение больших промежутков времени все члены их становились близкими родственниками. Кровосмешение вело к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком промискуитета была культурная замкнутость племени: рядом в течение тысяч лет сосуществовали стоянки людей, принадлежащих к различным археологическим культурам.

На этом уровне развития у человека и общества уже проявилось культовое сознание. Самая древняя его форма - фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени-рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетишей в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей.

Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар - человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом.

Современный человек появился в результате перехода от коммунальной праобщины к дуальной организации: племени из двух родов, в котором мужчины одного племени берут в жены женщин из другого. Это изменение было связано с запретом на половые отношения внутри праобщины в период охоты, полевых работ и т.п. для повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения женщин (невест) и встреч в священных рощах, где парам не угрожало преследование, до "узаконенных" отношений между женщинами и мужчинами разных племен. Дуальной организации племени соответствует возникновение парной семьи - крайне неустойчивой, не локализованной (без постоянного жилища).

Дальнейшее развитие земледелия привело общество к неолитической революции. В 6-3-м тыс. до н.э. присваивающее хозяйство сменилось производящим, наметилось первое разделение труда на земледелие и скотоводство. Повышение значимости труда мужчины и переход к патриархальному роду отразились на содержании обрядов. Так, появился обряд, напоминающий свадьбу. В ходе ритуала высмеивались неженатые мужчины, символически хоронили женское божество.

Вырождение мифов каждой предыдущей ступени социального развития привело к появлению различных литературных жанров (фольклора), в частности, сказок, в которых содержится не только моральная оценка отдельного тотема, но и всего прошлого состояния общества как аморального (с позиций человека более поздней культуры).

Первобытная культура имеет синкретический характер, т. е. функции отдельных форм общественного сознания не специализированы, да и сами функции выделяются весьма условно. Искусное выполнение наскальной живописи (рис. 4 ) указывает на их эстетическое предназначение, но несомненна и их культовая, магическая роль. Рисунки животных, растений, змей - это тотемные изображения. Раненые животные, пораженные нарисованными и реальными копьями (о чем говорят царапины на них - следы попаданий) рисовались с явной целью обеспечить удачную охоту и т. п.

Человек учился измерять пространство и время, что создало предпосылки к возникновению научного знания. Измерение времени (позднее) было неразрывно связано с конкретными трудовыми процессами и важными для их выполнения явлениями природы.

Мы с Вами можем убедиться, что не так как-то просто найти точку отсчета начала культурного развития человечества, но, судя по всему, именно на этом этапе можно говорить о том, что происходит становление культуры, не в том понимании, может быть, какое существует сейчас, совсем неосмысленное, и вовсе не для личностного развития, а для выживания, но это и есть становление и формирование культуры.

Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока.

А как же возник язык, речь, то, что теперь мы называем коммуникацией? Когда? Можем ли мы установить это хоть в каком-нибудь приближении или будем вынуждены довольствоваться гипотезами и догадками? Давайте попробуем найти ответ.

О том, что такое язык, как он возник, как появилось письмо, люди задумывались уже в далёком прошлом. Многочисленные свидетельства этому мы обнаруживаем и в мифологии многих народов древнего Ближнего Востока, в дошедших до нас шумерских, аккадских, египетских, хеттских преданиях, в которых находила выражение вера в сотворение языка и письма богами - как правило, покровителями соответствующих городов-государств, а также вера в наличие у богов своего языка, отличного от человеческого языка.

Специальный же интерес к языку пробуждается, как свидетельствует история, тогда, когда в центре внимания людей оказываются основные его единицы и правила их употребления в речи. И его пробуждению в древнейших государствах способствовали те во многом сходные проблемные ситуации, в которых стала осознаваться необходимость обеспечить письменную фиксацию результатов разнообразной хозяйственной, административной, культовой, дипломатической и иной деятельности и тем самым сделать возможной языковую коммуникацию не зависящей от факторов времени и пространства.

Именно в ближневосточном регионе были созданы первые засвидетельствованные человеческой историей системы письма. Здесь около 4-го тыс. до н.э. появилась египетская иероглифика, в 29-28 вв. до н.э. сложилась шумерская клинопись. Эти две системы письма послужили прямыми источниками для формирования многих последующих письменностей.[2]

Искусство письма в собственном, терминологическом смысле предполагает ощущение членимости звучащей речи на дискретные и многократно воспроизводимые, опознаваемые в разных контекстах языковые единицы (такие, например, как слова) и наличие инвентаря также воспроизводимых и опознаваемых в разных контекстах графических знаков, регулярно соотносимых с определёнными языковыми единицами. Предшествовавшие письму протописьменности различных видов (и в частности произведения пиктографии) не отвечали этим требованиям: они обеспечивали передачу лишь смысловой стороны сообщений, а не передачу самой звучащей речи и образующих её языковых единиц. Они, как правило, не обладали наборами стандартных графических знаков, которые имели бы определённое прочтение (значение).

Первые системы письма были идеографическими или семасиологическими (и прежде всего логографическими). Их связь с пиктографией (рисунчатым письмом) особенно наглядно проявлялась на начальной ступени их формирования. Пиктограммы продолжают использоваться в современных обществах.

Постепенно, в результате длительной эволюции, складывались, наряду с идеографическим принципом письма, силлабический (фтоговой) и алфавитный (буквенный) принципы. Создание и распространение письма явилось важнейшей заслугой народов древнего Ближнего Востока перед человеческой цивилизацией.[7]

И всё же на древнем Ближнем Востоке - при высокоразвитой лингвистической практике и богатстве эмпирических наблюдений, при очень высоко развитой литературе, при множестве верных интуитивных догадок и зачатков парадигматического анализа - ещё не сложилась целостная система теоретического лингвистического знания и соответственно сформировавшейся языковедческой традиции, что находит своё объяснение в неразработанности как философского, так и теоретического способов познания мира.

Активные и всесторонние контакты древних греков, а затем и римлян с народами Ближнего Востока оказали безусловное влияние на становление греческой и римской культур. Благодаря длительным связям с египтянами, финикиянами, сирийцами, иудеями и другими этносами этого ареала греки и римляне хорошо знали ближневосточную науку, культуру и мифологию, в частности египетские мифы о божественных творцах языка и письма (букв), о покровителях письма и счёта. Они заимствовали некоторых персонажей из ближневосточных мифологических систе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.