На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Описание культурологического феномена трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме (на материале творчества В.Г. Вакенродера). Интерес к романтическим воззрениям и идеалам во многих областях современного научного знания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 04.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

Введение 2

1. Роль «иенской школы» в культуре Германии 4
1.1. Возникновение иенской школы 5
1.2. Исторические корни романтизма 6
1.3. Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы 7
2. Романтическая концепция искусства 12
3. Трагизм художественного существования в «Фантазиях об искусстве В.-Г. Вакенродера» 14
3.1. Проблема свободы художника 15
3.2. Проблема одиночества художника 16
3.3. Идеальное искусство и проза жизни 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена интересом к романтическим воззрениям и идеалам во многих областях современного научного знания. Интерес обусловлен тем, что романтическая школа возникла на стыке времен, когда разрушалось одно общество и строилось новое; романтический протест был вызван разочарованием в той новой действительности, на которую возлагало надежды человечество, но которая также оказалась далекой от справедливости. Эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку остается нерешенным вопрос о том, приближает ли общественный прогресс человечество к справедливости, к идеалу, или наоборот отдаляет от него? Для художника механический прогресс является, бесспорно, трагичным. Обращение к творчеству В.-Г. Вакенродера с целью исследования трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме обусловлено тем, что именно этот романтик посвятил все свое творчество личности художника, наиболее полно раскрыв трагическое противоречие идеала и действительности.
Новизна работы состоит в исследовании явления трагичности художественного существования на материале творчества В.-Г. Вакенродера, до сих пор не становившегося объектом специального исследования в аспекте культурологии. Творчество Вакенродера, имевшее столь значительное влияние не только на культуру Германии, но также представлявшее большой интерес для русских мыслителей и деятелей культуры XVIII века ( в том числе и для А.С. Пушкина), очень мало изучено, как в России, так и на его родине в Германии. Известный исследователь немецкого романтизма Н.Я. Берковский в своем исследовании «Романтизм в Германии» упоминает о Вакенродере лишь как о друге Л. Тика, а величайший немецкий гений Г. Гейне в своей работе «Романтическая школа» вспоминает о нем, как о «некто Вакенродере», написавшем рассказы, изданные Л. Тиком.
Целью данной работы является описание культурологического феномена трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме (на материале творчества В.-Г. Вакенродера).
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- рассмотреть роль «иенской» романтической школы в культуре Германии, описав ее исторические корни и основные особенности идейных исканий ее представителей;
- описать концепцию искусства, созданную романтиками и играющую в ней роль художника
- проанализировать творчество В.-Г. Вакенродера и рассмотреть феномен трагичности художественного существования, выраженный в ряде идейно-эстетических тем его творчества.
В качестве основных методов и приемов исследования в работе использовались аналитический, описательный и сопоставительный методы.
Было проанализировано творчество В.-Г. Вакенродера, были описаны и сопоставлены точки зрения различных исследователей в области культурологии, эстетики, философии по данному вопросу, а также проанализирована литература, посвященная немецкому романтизму.
1. РОЛЬ «ИЕНСКОЙ ШКОЛЫ» В КУЛЬТУРЕ ГЕРМАНИИ

В конце XVIII столетия складывается группа передовой творческой интеллигенции, оказавшая огромное влияние на духовную жизнь не только Германии, но также и за ее пределами. Впоследствии она была названа «иенской школой». Ее членами являлись, по преимуществу, молодые люди, которые пропагандировали новые смелые идеи, противоположные принципам просветительской идеологии.
О роли этой творческой группы в культуре Германии и культуры вообще может свидетельствовать, например, концепция известного российского исследователя немецкой литературы, Н.Я. Берковского, согласно которому весь ранний немецкий романтизм можно свести к иенской школе, и именно на этот период приходится расцвет романтизма. Берковский Н., Романтизм в Германии. - СПб. С.7
Генрих Гейне в своей работе «Романтическая школа» говорит о иенской школе как о романтической школе вообще. Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 - Ленинград, 1958. С. 158 Автор работ по эстетике искусства О.А. Кривцун также говорит о представителях иенской школы (Вильгельме Генрихе Вакенродере, Людвиге Тике, братьях Августе и Фридрихе Шлегелях, Новалисе, Гофмане) как о представителях немецкого романтизма в целом. Кривцун О.А., Эстетика. - М., 2000. С.47

Из этого можно заключить, что иенская школа и творчество ее представителей имели определяющее значение для развития романтизма и для культуры в целом.
1.1. Возникновение иенской школы

Н.Я. Берковский, говоря о причинах образования романтической школы именно в Иене, особо отмечает роль пользовавшегося славой Иенского университета, в котором преподавал Шиллер и продолжал преподавать Фихте, и для которого существенным фактором являлась близость Веймара. Веймар был местом жительства Гете и Шиллера, Гердера и Виланда, и в силу этого являлся культурной столицей Германии. Берковский Н., Романтизм в Германии. - СПб. С.7
В 1790 году в Иене обосновывается Август Шлегель. Затем, в 1799 году поселяется здесь также и Фридрих Шлегель. К тому времени братья Шлегели стали уже известными литераторами и завоевали в Германии достаточно масштабную читательскую аудиторию. Вокруг Шлегелей, утверждающих новое направление в литературе, образуется своеобразный кружок идеологической оппозиции, и их дом в Иене становится одним из центров духовной жизни Германии.
Частыми гостями Шлегелей являются философы Шеллинг и Фихте, естествоиспытатели Риттер и Стефанс, молодой берлинский пастор и теолог Шлейермахер, также бывал в их доме и Гете.
В Иену приезжает молодой начинающий литератор Людвиг Тик, с которым тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан Вакенродер.
По мнению А.С. Дмитриева, издание в 1797 году журнала «Атеней» придало иенской школе как прочные организационные основы, так и еще более оппозиционный характер по отношению к немецкой идеологической жизни того времени. Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 10 Собственно, о начале романтизма в литературе и поэзии стало возможно говорить, по мнению А.В. Михайлова, с момента публикации двух эстетических сборников В.-Г. Вакенродера - «Сердечные излияние монаха - любителя искусств» (1796) и «Фантазии об искусстве» (1799).
1.2 Исторические корни романтизма

Исследователи связывают исторические корни романтизма, прежде всего, с грандиозными потрясениями, которые пережила Европа в конце XVIII века. Великая французская революция стала причиной начала перелома в общественно-политической и идеологической жизни Германии. Отражением начала этого перелома и стал романтизм. Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002. С. 6
Французская революция утверждала буржуазные общественные отношения, что, хотя и было шагом вперед по сравнению с дворянско-феодальными отношениями, все же очень мало соответствовало разумному и справедливому общественному устройству, которого пытались добиться демократы и передовая буржуазная интеллигенция. Это противоречие революции, по мнению А.С. Дмитриева, и породило романтическую идеологию, антибуржуазную в своей основе.
В результате их поиски идеального внебуржуазного идеала оказывались ретроспективными и выражались в идеализации далекого прошлого, зачастую, средневековья. Однако в их утопическом идеале акцент делался на эстетической, а не на общественной составляющей.
Подводя итоги исследованию особенностей иенского романтизма, А.С. Дмитриев, формулирует следующий вывод: «О иенском романтизме как идеологическом явлении можно говорить как об утопии, в значительно мере порожденной последствиями французской буржуазной революции. Причем эта утопия несла в себе отрицание тех общественных отношений, которые этой революцией были установлены. Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 11-12
1.3 Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы

В работах исследователей немецкого романтизма (Н.Я. Берковского, А.С. Дмитриева, И.В. Карташовой Р.М. Габитовой и др.) выделяется ряд характерных особенностей романтической школы в целом, разделяемых большинством исследователей. Выделяя главные признаки романтизма, исследователи нередко видят их в «крайнем индивидуализме», «тотальном разочаровании в действительности», «неустанном конфликте романтической личности с жизнью».
Однако, по мнению ряда исследователей, ранний немецкий романтизм или романтизм иенской школы характеризуют и особые представления, концепции и идеалы.
В первую очередь, следует отметить, что основные усилия представителей иенской школы были направлены в область теории, а художественное творчество играло роль второстепенную. Несмотря на это, некоторые художественные произведения вошли в фонд классического наследия немецкой литературы.
Романтики стремились к универсализму в художественном творчестве, они утверждали создание универсального, синтетического жанра. Так, например, роман, по мысли романтиков, должен включать в себя прозаические повествования различных жанров, которые должны перемежаться стихотворными вставками. Генрих Гейне отзывается о таком универсальном стиле как о «наивных начатках искусства» и о «технической беспомощности». Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 - Ленинград, 1958. С. 160
Идеалы ранних немецких романтиков характеризует благоговение перед природой, потребность слияния с ней.
Так, например, в философии Шеллинга природа становится реальной ценностью, необходимой ступенью в процессе развития, бессознательной формой духа. Шеллинг признавал поэтичность и красоту природы, естественного мира, творческую мощь всего живого. Как отмечает Н.Я. Берковский: «В поэме Шеллинга презрительно говорится о природе, как ее понимает бюргер в своей науке или в своем житейском обиходе. Природа не есть домашнее животное, раз и навсегда вышколенное, чтобы лежать у ног человека. Природа самобытна, своенравна и неистощима, ей неспокойно в «железном панцире» материи, она рвется к высшей форме жизни - к сознанию и человеку. Могучий дух скрывается в природе, в вещах живых и мертвых, и он домогается, чтобы ему дано было доразвиться, найти в человеке самого себя». Берковский Н., Романтизм в Германии. - СПб. С.18
В шутливо написанном стихотворном произведении «Эпикурейские исповедания Гейнца Видерпорста» Шеллинг решился на декларацию в защиту материального, чувственного начала. И как далее отмечает
Н.Я. Берковский, практически вся ранняя романтика была подернута чувственностью. Там же
В своем сочинении «Речи о религии» Ф. Шлейермахер стремится внушить читателям благоговение перед природой, перед величием и грандиозностью вселенной, научить видеть в ней «обильный богатый мир». Исходным пунктом его философской концепции явилось положение о единстве мира, об общих законах объемлющих «все величайшее и все мельчайшее». Как замечает И.В. Карташова, жизнь представляется Шлейермахеру великой картиной, из которой нельзя убрать ни единого звена и в которой «единичное вовлечено в широчайшие связи целого, где частное зависит от еще неисследованной всеобщей жизни». Однако утверждение ранними романтиками всеобщей связи и целостности мира не означало стирание индивидуальности каждого явления, а также поглощение одного другим. Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002. С. 10
Ранний романтизм был «разомкнут», открыт навстречу миру, понимаемому как единый, целостный природный организм. Романтическая личность с радостью сливалась с природой, ибо сама была рождена ею, являясь высшим выражением ее творящих сил. Она осознавала себя частицей мира, частицей общего, универсального, ощущая и нося это универсальное в себе.
Гельдерлин считал, что природа «живет» таинственной, «высшей» жизнью, и что только человек, испытывающий к ней безграничную любовь и доверие, в состоянии «услышать» и почувствовать, ощутить и проникнуть в эту жизнь. Он считал, что, созерцая и любя природу, человек сливается с ней воедино: «Слиться со всею вселенной - вот жизнь божества, вот рай для человека!». Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. - М., 1989. С. 15
Исследователь немецкого романтизма И.В. Карташова также говорит о родстве человека и природы, раскрываемом романтиками. Отсюда в их творчестве природа часто принимает непосредственное участие в судьбе героя, сопереживает ему, утешает, а иногда даже спасает. Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002. С. 17
Представители иенской школы ощущали необходимость тесной связи, общения отдельной личности с окружающим миром, с обществом. По мнению Шеллинга, человек, пребывающий в полной изолированности не только не может подняться до осознания свободы, но и не в состоянии даже осознать объективный мир как таковой. Шлейермахер полагал, что вся жизнь человека - это одновременное стремление вернуться в целое и стремление к самостоятельной жизни, предполагающее соединение двух противоположных «влечений»: стремление личности утвердить себе как нечто особое и боязнь одинокой отрешенности, желание зависеть от целого и «отдаться» ему. Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002.С. 11-12 Отсюда произведениях ранних романтиков встречаются гимны истинной любви и дружбе, благотворному общению человека с человеком, призыв отыскать в «другом» истинное величие человека.
Исследователи говорят о том, что вопрос о специфике мистических и религиозных воззрений ранних романтиков очень специфичен и сложен.
И.В. Карташова, опираясь на исследования В.М. Жирмунского, глубоко исследовавшего психологию «мистического чувства» в романтизме, говорит о том, что при искренней религиозности таких деятелей иенской школы как Вакенродер и Новалис, «религиозное» приобретало у них некий «метафорический» характер. Термином «религиозное» романтики пытались обозначить особую сложность своего универсалистского мироощущения и миропонимания. Провидение бесконечного в конечном, вечного совершенствования жизни, универсальной связи, чувство любви ко всему живому исповедовалось романтиками как религиозное чувство. Таким образом, «религиозное» порой идентифицировалось ранними романтиками с выражением высшей степени одухотворенности и «эстетического качества» отношения человека к миру. Там же С. 22-24
Высказывание Вакенродера: «…можно даже сказать, что все великое и в высшей степени прекрасное должно бы быть религией.» Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. - М., 1977. С.192 И.В. Карташова характеризует как стремление выразить безотчетность романтического отношения к прекрасному, к искусству. Возникновение аналогии с религией связано с тем, что, по мысли Вакенродера, прекрасное требует прежде всего «веры», чувства, а затем уже понимания и суждения. Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002. С. 24
Автор книги «Эстетика» В.В. Бычков, следующим образом высказывается по поводу «религиозного» у этого иенского романтика: «Вакенродер был убежден, что искусство - это религиозное таинство; в процессе создания произведения художник отыскивает следы Бога в мире и творческим актом причащается высшей реальности». Бычков В.В., Эстетика. - М.,2004. С. 79
Обобщая основные особенности идейных исканий иенской школы, И.В. Карташова отмечает, что в ранний период немецкого романтического искусства родилось представление об идеальных жизненных ценностях, были выработаны «общие контуры» эстетического идеала, утвердились идеи гармонии, мечта об установлении доверчивых, братских отношений между людьми, человеческой и общественной целостности, единства личности и природы, личности и общества.
Ощущение «раскованности» от феодальных пут рождало иллюзию беспредельных возможностей личности. Человек, как часть вечно развивающегося мира, по мнению романтиков, призван быть активным и проникнут творческим духом. Поэтому романтиками поэтизировался энтузиазм, как состояние творческого горения, в нем романтики видели идеальную форму общественной и духовной деятельности личности. Отражая динамику и энергию исторических потрясений, романтическое мышление делает установку на напряженность и интенсивность, на энтузиазм, который становится главной отличительной особенностью романтического мироощущения.
В произведениях ранних романтиков чувствуется их оппозиционное отношение к окружающей «тусклой» обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако поначалу романтики не очень «учитывали» реальную социальную действительность, ее противоречия и бедствия. Это отчасти обусловлено тем, что в конце XVIII века, когда буржуазное общество еще находилось в стадии становления, эти противоречия еще отчетливо не обнаруживались.
Возможно, именно поэтому большинству ранних романтиков присущ светлый, оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности. Исследователи даже говорят о том, что для раннего романтизма не характерно столкновение идеала и реальной действительности, сама действительность воспринимается ими как идеал. Хотя, безусловно, эти особенности характеризуют творчество не всех представителей раннего немецкого романтизма.
В раннем романтизме среди радостного приятия жизни, царства гармонии уже различимы были скорбные и тревожные ноты, ноты глубокого сомнения в гармоничности мира и безусловности романтических ценностей. Весьма показательным в этом отношении является творчество Вакенродера, в котором, как писала И.В. Карташова: «…удивительным образом соединились светлая вера в идеал, упоенное созерцание красоты, апофеоз искусства и предчувствие трагических диссонансов жизни». Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002. С. 26-42 К сюжетам, намеченным Вакенродером, впоследствии будут обращаться поздние романтики.
2. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА

Рассмотрение концепции искусства немецкой романтической школы представляется актуальным для темы данной курсовой работы. Феномен трагизма художественного существования формируется благодаря новому пониманию романтиками сущности искусства. Идея искусства является организующим для творчества В.-Г. Вакенродера, поэтому необходимо рассмотреть данную концепцию перед тем, как приступить к анализу творчества Вакенродера.
Н.Н. Степанова считает естественным, что новые тенденции роман и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.