На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Культура российской цивилизации, ее становление и стадии развития. Существенные особенности русской национальной культуры. Русский национальный характер, особенности русского этноса и менталитета: пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Министерство образования Российской Федерации
Государственный Университет Систем Управления и
Радиоэлектроники.

Реферат по дисциплине “Культурология”.
«Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет».
Культура российской цивилизации, ее становление
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в
IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к правосла-вию.
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наибо-лее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государст-во»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точ-ки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который на-зывается Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Смену цивилизации связывают чаще всего с тем, что, согласно «пассионарной» кон-цепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается генезис русского народа и российского супер-этноса. (Прежний, славянский по характеру этнос к этому времени прекратил свое существо-вание.)
О «славяно-европейском» характере древнерусской цивилизации говорят, исходя из предположения Б.А. Рыбакова о доминировании в ней славянского субстрата.
Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти сканди-навское происхождение населения Руси. Однако надо учитывать, что любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом.
Предпочтительнее выглядит концепция, согласно которой древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северо-кавказского этнических субстратов.
О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении прикарпат-ского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).
На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается однозначной этни-ческой идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует о наибольшем распро-странении балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к востоку от Валдая) ком-понентов.
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Ев-ропе - католицизм) православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси го-сударством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константино-польского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.
Само древнерусское государство представляло собой конфедерацию достаточно само-стоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством кня-жеского рода, после распада которого в начале XII в. они приобрели полный государствен-ный суверенитет.
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой сим-волической формой выражения которого был древнерусский язык.
Оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное соци-ально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев.
Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощ-ную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культур-но доминирующий этнос. Они обрели опору в православии и осуществляли построение госу-дарственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.
Опора государства на новую религию прежде всего как на социально-нормативный ин-ститут регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, об-суждаемому главным образом в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».
В первые века древнерусской государственности ее по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византий-ской культуры. Однако по большинству сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной.
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» харак-тер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголов-ного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:
* отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;
* господство принципа централизованной ре дистрибуции, при которой власть рожда-ла собственность;
* автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные воз-можности социо-культурной регенерации;
* эволюционный характер общественного развития.
В целом Древнерусская цивилизация на славяно-языческой основе синтезировала неко-торые черты европейских социально-политических и производственно-технологических реа-лий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов центра-лизованной редистрибуции.
Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древ-нерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья пред-почитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.
Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому союзу, пред-ставлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то, как правило, ими становились варяги. Новгородская субкультура, сохранив-шаяся в период татаро-монгольского ига и усилившая свое европейское своеобразие, дегра-дировала после присоединения Новгорода к Москве в XV в.
2. Существенные особенности русской национальной культуры
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:
1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя фак-ты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в гео-графическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI ве-ка, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.
2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интен-сивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием раз-личных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечест-венные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.
3. Длительный период развития русской культуры определялся хрис-тианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художествен-ную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связан-ной с христианством.
Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не одно-значный. По справедливому замечанию видного славянофила А С. Хомякова, Русь воспри-няла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.
4. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа» Об этом писали все исследователи «русской идеи» Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить»
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохра-нить и приумножить их.
3. Культурный архетип, менталитет и этнос
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессоз-нательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культур-ных архетипов - устойчивость и неосознанность.
Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа.
Культурные архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего они проявляются в его повседневной жизни. При этом, как отмечал Юнг, «ко-гда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, архетип активизиру-ется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».
Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их куль и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.