Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 03.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский Государственный Экономический Университет"
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: "Культурология"
на тему: "Русское искусство 20 века"
Исполнитель:
студент группы: УЗ-09 СР
Кобякова Наталья

г. Екатеринбург

2009г.

Содержание

Введение

1. Русское искусство 20 века

1.1 Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую

2. Русский авангард как явление в истории художественной культуры в начале 20 века

2.1 Основные течения в русском авангарде. Художественные концепции и представители

3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи

4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

5. Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы

6. Культурное развитие новой России постсоветского времени

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

По этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само искусство. За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика аспектов истории искусства и их взаимоотношений.

В контрольной работе будет рассмотрены трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую, явление русского авангард в истории художественной культуры в начале 20 века, его основные течения, художественные концепции и представители; реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века; формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма; явление андеграунда; культурное развитие новой России постсоветского времени.

1. Русское искусство 20 века

1.1 Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую

Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастов были неграмотные), система среднего специального и высшего образования стали развиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще "ускорение", как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще [1, 35].

Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.

Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы и искусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым ликвидировался относительный глобализм периода НЭПа в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей СССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этого времени все многообразие художественного творчества партия пытается загнать в лоно "социалистического реализма". Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, Г. Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам были репрессированы трое - Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как Клюев, Клычков, Касаткин, Приблудный, Васильев, Карпов - погибли, за исключение последнего [1, 68].

Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волну эмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль и страдание русской культуры эмиграции можно увидеть в творческом пути Солженицына, Хлебникова, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева, Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения "соцреализма" создаются произведения другого типа. В литературе такие как "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Булгакова, стихи Маяковского и Блока, романы и повести Горького, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостью произведения многих писателей-фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и других [Там же, 92].

2. Русский авангард как явление в истории художественной культуры в начале 20 века

Авангард - условное наименование художественных движений, объединявших умонастроения художников 20 века для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. Черты авангардизма в 20 веке проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-- 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939--45 в искусстве ряда стран Зап. Европы и Лат. Америки наряду с укреплением позиций реалистически "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций. Возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма.

Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и другие [2, 113].

2.1 Основные течения в русском авангарде. Художественные концепции и представители

К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые другие. Возможна лишь условная классификация, притом только по отдельным параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов авангарда.

Абстракционизм. Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цветоформ и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским. Художник в понимании Кандинского является лишь посредником Духовного, инструментом, с помощью которого оно материализуется в художественных формах. Поэтому абстрактное искусство не является выдумкой современных художников, но - исторически закономерной формой самовыражения Духовного, адекватной своему времени [2, 118].

Второе направление развивалось по пути создания новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма. В этом плане многие произведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М.Ротко, отчасти Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе, а за его "Черным квадратом" укрепилась репутация "иконы ХХ века". Обозначение, данное изначально с уничижительно-ироническим оттенком, хорошо выразило суть этого феномена.

Супрематизм - одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель - выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитая картина Малевича "Черный квадрат" (1915).

Конструктивизм. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.) в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений революционной общественности. Родоначальником считается художник В.Татлин, основными представителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги, теоретиками Н.Пуни, Б. Арватов, А. Ган; на Западе - Ле Корбюзье, А.Озанфан, Т. Ван Дусбург, В.Гропиус, Л. Моголи-Надь [2, 124].

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики: В.Хлебников, А.Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовали М.Ларионов и Н.Гончарова и К.Малевич. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных "сдвигах", специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной. архаической лексики и т.п.

Дадаизм. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего [Там же, 136].

Сюрреализм. Опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов.

Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний души: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.

Существенным для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальная энергетика "жизненного порыва" (Бергсон), которая реально излучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психику реципиента помимо его воли. С экспрессионизма начинается переход искусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной). Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первый план в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и постмодернизма [2, 135].

3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи

Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображение действительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. [3, 71]

Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837 гг.) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески в различных жанрах: гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк. Творчество Пушкина - энциклопедия русской жизни, общества, народа. В исторической пьесе "Борис Годунов" с огромной силой творческого проникновения воссоздаёт картину русского прошлого. Создавая "Бориса Годунова", Пушкин задался целью "преобразовать русский театр": взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлён. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим "Горе от ума", Пушкин явился в своём "Борисе Годунове" основоположником русской реалистической драматургии. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению "первая персона", которая предала содержание эпохи, - царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие. Он опередил время. Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.

С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века в реализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критические тенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающее социальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениям жизни" [3, 84].

Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства.

Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Оптимальный период расцвета соцреализма - начало 60-х годов почвенничество и диссидентство. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои "Молодой гвардии"). Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой ("Как закалялась сталь"). Человек преодолевает немощь своего тела. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Перед нами "мирская аскеза". Герой благодаря этой аскезе выходит из мира, каков он есть и входит в мир, каков он должен быть [3, 88].

Подробнее остановимся на реализме русской живописи первой половине XX века: новом языке и художественно-образном строе реалистической живописи. Реализм советских художников не избежал влияния "соцреализма". Раздражающим принципом искусства в России того периода была самая безудержная электика, проводившаяся вполне сознательно и целенаправленно.

Социалистический реализм - сложное образование, синтез различных вариантов художественного и философского мышления, а также идеологических принципов. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Таким образом, соцреализм - это рефлексия над человеком творцом, это своего рода воскрешение какой-то версии гуманизма. Искусство соцреализма - воплотительное в силу того, что оно должно "сказку сделать былью". Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Соцреализм - как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной форме обозначают любимые российские идеи.

Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Форма же должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично. В центре стоит народный генотип - он носитель здоровья. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма - как партийность. И так, такие характеристики - народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.

19-й век был периодом наивысшего подъема русского изобразительного искусства. Реализм в живописи проявился в создании группы "художников-передвижников", в которую вошли художники, протестовавшие от консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народных масс изображала реальную русскую действительность, она была связана с народническим движением хождения в народ, способствовала развитию революционного демократизма [3, 91].

Знаменосцем реализма в живописи был глава группы художников-передвижников Крамской. В его шедевре - картине "Христос в пустыне" стремление проникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека, изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину, современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этим образцом гуманизма.

Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам.

1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.