На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Исследование истории возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря как неотъемлемой части русской культуры и жизни самого Серафима Саровского. Прибытие преподобного Серафима в Саровскую пустынь. Канонизация святого Серафима. Монастырь в настоящее время.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 22.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный
Университет им. Николая Ивановича Лобачевского
Реферат
по культурологии
на тему:
Саровский Серафимо-Дивеевский
монастырь как феномен русской культуры
г. Бор 2009 г
Содержание
    Введение 3
      Детство Серафима Саровского 5
      Прибытие преп. Серафима в Саровскую пустынь 7
      Канонизация Св. Серафима 9
      Саровский Серафимо - Дивеевский монастырь 11
      Монастырь в настоящее время 13
      Заключение 17
      Список литературы 18

Введение

Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально истории возникновения Серафимо - Дивеевского монастыря как неотъемлемой части русской культуры. Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан.

Слова преподобного Серафима Саровского "стяжите дух мирен" актуальны и по сей день, потому что мирный дух - это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух - это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества.

Нравственность зависит прежде всего от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь. Именно православная вера создала наше отеческое государство, которое втечении тысячи лет свидетельствовало миру особый феномен связанности культуры и религии.

Прославляя святых, мы проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Общеизвестно, что монастыри наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства, тюрьмами. Наиболее полно и последовательно выражая христианское учение, русские монастыри в то же время делали это в национально-самобытной форме, породив феномен русского инока. Несомненно, преподобный Серафим Саровский в разные эпохи отразил народные представления об идеале праведной жизни.

Без монастырей невозможно представить русскую культуру. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Значение монастырей сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры.

Целью данной работы является подробное исследование истории создания Серафимо-Дивеевского монастыря и жизни самого Серафима Саровского.

В связи с этим обозначены и следующие задачи данной работы:

Изучить биографию Серафима Саровского.

Выяснить в связи с чем был канонизирован преп. Серафим.

Рассмотреть этапы возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря, а так же его культурную и религиозную ценность.

Методологией исследования данной работы является принцип историзма, предполагающий рассмотрение истории создания монастыря и биографии и его духовным руководителем Серафимом Саровским.

Детство Серафима Саровского

Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан. Но, тем не менее, можно выделить несколько подвижников, которые сыграли особую роль в развитии русского православного миросозерцания. В них Святая Русь явила миру новый пример христианского подвига.

Святой Серафим родился в городке Курске с 19 на 20 июля 1759 года. Ребенка нарекли Прохором в честь одного из 70 апостолов и 7 диаконов. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, принадлежали к купеческому сословию. Исидор Мошнин имел свои кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика строительством каменных зданий. Жизнеописание преподобного Серафима в его «Житие». 6-е издание. - М., 1998. Незадолго до смерти он взялся построить по чертежу зодчего Растрелли новый каменный храм во имя преподобного Сергия, который как раз в год кончины преподобного Серафима стал Кафедральным собором Курской епархии.

Через десять лет после начала постройки храма, в 1762 году, умер его отец Исидор, когда готова была уже нижняя церковь во имя преподобного Сергия. "Боголюбивая вдовица Агафия продолжала труды мужа по строительству Сергиевского храма, верхняя церковь которого была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Не книжными только словами, но и всей жизнью своей, Богу угодной, поучала она сына благочестию и чистоте и страху Божию. И благодать Божия была на младенце, с ранних лет охраняющая его". Подвиг старца Серафима, Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1 Многими чудесными событиями ознаменовалась вся жизнь его. В семь лет он упал с верха колокольни церкви во имя Сергия Радонежского, которую строили его родители, но чудом оказался невредим. Местный юродивый предрек: "Блаженна ты, вдовица, имея сие детище, ибо будет оно крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир". Там же.

Три года спустя Серафим тяжело заболел, на выздоровление не оставалось надежд. Врачи отказались лечить его. В это время Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая исцелить его. Мальчик тотчас проснулся и пересказал увиденное матери. На следующий день праздновалось прославление иконы Знамения Божьей Матери. «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 2001 г По улице, где стоял дом вдовы Мошниной, двигался крестный ход. Ночью прошел дождь, и, чтобы избежать глубоких луж и грязи, крестный ход с чудотворным образом направился на соседнюю, мощеную улицу и избрал себе путь как раз через двор вдовы Мошниной. Увидев входящих во двор с молитвенным пением на устах людей, а затем прямо под окнами чудотворную икону, несчастная мать подхватила умирающего Прохора на руки, спустилась с ним с крыльца и поднесла мальчика под осенение Матери Божьей. Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X -XX вв.) - М., 1999. С этого часа Прохор начал быстро поправляться и вскоре исцелился; так исполнилось обещание Царицы Небесной.

Выучившись грамоте, Прохор полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг. Старший брат его. Алексей, занимался в Курске торговлей. Прохор также приучался к потомственному занятию в отцовской лавке. Он вставал раньше всех в доме и после домашней молитвы спешил в церковь к утреннему богослужению, а оттуда сразу отправлялся помогать брату.

В то время в Курске жил некий, всеми почитаемый, юродивый. Прохор всем сердцем приклеился к нему. Юродивый также возлюбил отрока и часто беседовал с ним о благочестии и уединенной жизни, какую и сам вел среди горожан. Вскоре Прохор стал размышлять о монастырской жизни и, наконец, спросил у матери совета, не пойти ли ему в монастырь. Мать не только не испугалась его слов, не только не рассердилась, но с великой радостью восприняла эти слова. Агафия решила отпустить младшего сына. Взяв с собой простой крест, Прохор сохранил его до конца дней своих, нося открыто на груди.

Прибытие преп. Серафима в Саровскую пустынь

Прохор отправился сначала в Киев, где в Китаевской пустыни, от старца Досифея Прохор получил благословение на поступление в Саровский монастырь Словарь. М., 1994 , а уже оттуда отправился Саровскую обитель. Саровская пустынь была основана на холме при слиянии рек Сатиса и Саровки, на месте, где в XIV веке, по преданию, находился древний татарский город Сараклыч. Еще задолго до основания обители на этих лесных дебрях селились пустынножители, ископавшие себе в недрах горы несколько пещер. А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с215

Основателем Саровского монастыря считается монах Арзамасского Спасского монастыря Исаакий. В 1691 году он поселился здесь, и постепенно вокруг него образовалась монашеская обшина. Позднее, в 1706 году, на средства местного землевладельца князя Кугушева Исаакий построил церковь во имя Успения Богородицы. Эта дата считается датой основания Саровского монастыря.

До конца XVIII века монастырь был ничем не примечателен. Широкую известность ему принес преподобный Серафим, Саровский чудотворец - один из величайших русских святых. По словам патриарха Московского и всей Руси Алексия II, "преподобный Серафим был тем духовным огоньком, у которого отогревалась Россия".

Прохор Мошнин прибыл сюда 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. Первое послушание Прохор проходил под руководством монастырского казначея отца Иосифа, чем заслужил всеобщую любовь и уважение.

Позже он был назначен будильщиком в обители: поднимал братию на рассвете к богослужению. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1999.с. 21

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Прохору снова явилась Божия Матерь, излечившая его от недуга.

Прошло 8 лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь.13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил свое новое имя Серафим. То есть, в переводе на русский - Пламенный. В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Очень часто во время проведения служб Отец Серафим видел Ангелов, а один раз - Иисуса Христа.

Еще через семь лет Серафим стал иеромонахом. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, постился, читал священные книги, перечитывал Евангелие святоотеческое писание, ежедневно долго молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. «Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж.Новг. 2004 с. 23 В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами "Радость моя! ", в любое время года приветствовал словами "Христос воскресе! ". Подвиг старца Серафима Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1. Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Канонизация Св. Серафима

В конце ранней литургии 2 января 1833 года отец Серафим был найден в своей келье почившим в молитвенном коленопреклоненном положении. Старца схоронили на выбранном им месте у стены Успенского собора, в приготовленном им задолго до смерти дубовом гробе. На грудь его по завещанию положили ему финифтяное изображение Преподобного Сергия. Впоследствии над гробом его был поставлен памятник, а в 1861 году построена часовня со стеклянными стенами. Об этом позаботился игумен Саровский Рафаил. Келия, в которой скончался преподобный Серафим, вошол в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году. «Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж. Новг. 2004 С.51. Канонизация отца Серафима была проведена по постановлению Святейшего Синода, с одобрения Государя Николая II,19 июля 1903 года.11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского) , включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Машнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания "нетленности" мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Антонию пришлось выступить с заявлением в "Новом Времени" и в "Прибавлениях к Церковным Ведомос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.