На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основатель монастырей прп. Макарий Желтоводский и Унженский. Уединение Макария у Желтоводского озера, появление церкви. Жестокое разорение Желтоводской обители Улу-Махметом и пленение Макария. Набеги Степана Разина. Архитектурный ансамбль монастыря.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 16.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7

Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский за свою почти столетнюю жизнь основал несколько монастырей; все они впоследствии стали очень известными. Одна из этих обителей - Свято-Троицкий Желтоводский монастырь. Когда-то он стоял на берегу Желтоводского озера; ныне же у самых его стен несет свои воды Волга.

Преподобный Макарий, принявший монашеский постриг в 1361 году (в двенадцатилетнем возрасте!) в Нижегородском Печерском монастыре, в какой-то момент покинул родную обитель в поисках уединенной жизни. Все основанные им монастыри - важнейшие вехи этих поисков. Первым из них стал Решемский, вторым - Желтоводский, третьим - Унженский.

У Желтоводского озера, неподалеку от того места, где Керженец впадает в Волгу, преподобный появился, когда ему было уже за восемьдесят, в середине 1430-х годов. Здесь он выкопал пещеру и в полном одиночестве предавался посту и молитве. Но уединение продлилось недолго - история, приведшая к основанию Решемского монастыря, повторилась и у Желтоводского озера. Слава о подвигах преподобного была велика - в конце концов, его "местонахождение" оказалось открыто. И к старцу потянулись жаждавшие спасения и примера. Около 1435 года иноков стало так много, что преподобный решил основать новую обитель. Вслед за этим решением появилась деревянная церковь в честь Святой Троицы. Согласно ряду свидетельств, большую помощь в обустройстве Троицкого Желтоводского монастыря преподобному Макарию оказал князь Василий Темный. В то время он, казалось, потерял всякую надежду на великокняжеский престол и, скрываясь от своего гонителя Дмитрия Шемяки в Нижнем Новгороде, не однажды посещал преподобного Макария, подвизавшегося у Желтоводского озера.

Места эти, весьма отдаленные от центральной Руси, в начале XV века во многом еще не были просвещены Христовой истиной; поэтому преподобному Макарию приходилось вести и миссионерскую деятельность. Язычников он крестил в водах Желтоводского озера, в результате получившего второе название - Святое озеро. Некоторые из новообращенных принимали монашеский постриг в Макарьевой обители. Монастырь быстро обустраивался.

Но благополучные времена вскоре закончились. Изгнанный в 1438 году из Золотой Орды хан Улу-Махмет (в литературе встречаются и иные варианты этого имени: Улу-Магмет, Улу-Мухаммед, Улу-Магомет и пр) основал Казанское ханство и повел очень агрессивную политику по отношению к соседним землям - в том числе и русским. В 1439 году он с сыновьями ходил на Нижний Новгород и взял его. Возвращаясь в Казань, татарские отряды рыскали по окрестностям - один из таких отрядов наткнулся на Желтоводский монастырь. Последовало жестокое разорение обители - ее постройки татары сожгли, большинство иноков зарезали, а преподобного Макария с остатками братии увели в плен. Как рассказывает житие святого, Улу-Махмет, поговорив со старцем, сильно разгневался на своих подданных за то, что они, цитируем житие, "оскорбили столь доброго и святого мужа", и велел отпустить его - но с категорическим запретом возрождать Желтоводскую обитель, потому что, как заявил хан, она находилась на принадлежавшей Казанскому ханству территории. Преподобный упросил хана освободить вместе с ним и других пленников. Похоронив убитых насельников, он покинул Желтоводский монастырь и вместе со спутниками отправился в Галичскую землю, где его стараниями была основана еще одна обитель - Унженская.

Для того чтобы окончательно "разобраться" с Казанским ханством, Руси потребовалось более века - вопрос был "закрыт" Иваном Грозным в начале 1550-х годов после взятия Казани и присоединения ханства к Московии. Тем самым запрет Улу-Махмета на нахождение монахов у Желтоводского озера потерял свою силу, но прошло еще несколько десятков лет, прежде чем началось возрождение Желтоводского монастыря. Романовы, из которых вышли первый после окончания Смуты русский царь, Михаил Федорович, и тогдашний Патриарх Филарет (его отец), весьма почитали преподобного Макария. Юный Михаил Романов молился святому об избавлении отца из польского плена (в котором тот пребывал с 1611 года), обещая при счастливом исходе дела совершить паломничество ко гробу преподобного в Унженский монастырь. Когда в 1619 году поляки освободили Патриарха Филарета, царь исполнил свой обет, не забывая и о других Макарьевских обителях. Как раз около этого времени монаху Тетюшского монастыря Авраамию в тонком сне явился преподобный Макарий

с твердым наказом идти к Желтоводскому озеру и возродить уничтоженную татарами обитель. С 1620 года там велось интенсивное строительство - до поры лишь деревянное. Все просьбы Авраамия царь Михаил Федорович неизменно выполнял, даруя монастырю все новые земли и льготы. В 1628 году пожаловал обители несудимую грамоту и Патриарх Филарет. Именно в эти годы из монастыря вышли крупнейшие деятели эпохи церковных реформ - как известные иерархи, так и "расколоучители". Среди них были будущий Патриарх Никон и мятежный протопоп Аввакум. Последний позже писал: "Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька; а он, Никон, колдун учинился, да баб блудить научился, да в Желтоводие с книгою поводился, да выше, да выше, да и к чертям попал в атаманы..."

Настоящий расцвет Желтоводского монастыря связан с официальным учреждением в 1641 году Макарьевской ярмарки, приуроченной ко дню памяти преподобного Макария (25 июля/7 августа) и разворачивавшейся прямо у монастырских стен. Все собираемые торговые пошлины шли в казну обители. А были они немалыми - Макарьевская ярмарка на протяжении полутора веков являлась чуть ли не крупнейшей В Европе. Не удивительно, что уже в 1650-е годы в Желтоводском монастыре началось масштабное каменное строительство. На протяжении ближайших тридцати лет в обители возводились в камне новые храмы, корпуса, хозяйственные постройки. Сложившийся архитектурный ансамбль монастыря был столь впечатляющ, а его духовный авторитет - столь высок, что в конце XVII века обитель даже называли Лаврой.

Впрочем, случалось и худое. Так, осенью 1670 года Желтоводский монастырь не избег участи разграбления - на этот раз отрядами Степана Разина. Но это несчастье осталось лишь эпизодом, не пошатнувшим общего благополучия, которое было характерно для обители до начала XIX века. При учреждении духовных штатов в 1764 году монастырь, причисленный ко II классу, не слишком пострадал. Доказательство тому - продолжавшееся каменное строительство; последней из каменных построек следует считать храм во имя преподобного Макария, возведенный в 1808 году.

Спустя восемь лет, в 1816 году, страшный пожар уничтожил ярмарочный "город", после чего Макарьевскую ярмарку решили перенести в Нижний Новгород. Тем самым монастырь лишился главного источника доходов. Одновременно заметно осложнилась "географическая" ситуация. Волжские воды все настойчивее наступали на обитель, незадолго до этого поглотив Желтоводское озеро, которое находилось напротив Святых врат. Во время паводков подмывались стены монастыря. Особенно "водообильный" паводок случился в 1829 году, когда обвалилась одна из башен монастырской ограды. Почва "плыла", и это сказывалось на состоянии фундаментов зданий. Видимо, не в последнюю очередь из-за воздействия воды в 1859 году произошло обрушение центрального купола Троицкого собора. Ремонтировать здания было не на что; кроме того, требовалась грамотная инженерная "водозащита". В конце концов, после соответствующей экспертизы, в 1868 году Желтоводский монастырь был упразднен.

Более десятилетия он "сиротствовал", но уже в 1882 году, уступая многочисленным ходатайствам местных жителей, духовные власти возобновили обитель - правда, на этот раз в качестве женской. На рубеже 1900-1910-х годов в ней производились ремонтные работы; в частности, тогда был восстановлен рухнувший купол Троицкого собора.

Между тем, наступали богоборческие времена. После революции на протяжении десяти лет монастырь, пусть трудно, но еще существовал.11а-сельницам приходилось ЖИТЬ в условиях постоянного агрессивного давления. Доходило до анекдотических акций - так, было организовано социалистическое соревнование между деревнями за увеличение сторонников закрытия обители. Закончилось все официальной ликвидацией монастыря в 1927 году.

"Советская" его история вполне банальна - коммунистические деятели не отличались особой изобретательностью. Монастырские здания передавались из рук в руки, постепенно ветшая и приходя в полную негодность. Сначала сюда вселился детский дом; в годы войны в стенах обители размещался эвакогоспиталь; позже монастырь передали Лысковскому зооветеринарному техникуму. Фрески Троицкого собора были варварски забелены. В конце 1950-х годов в монастыре, чей архитектурный комплекс государство взяло под охрану, начались реставрационные работы, неторопливо продолжавшиеся тридцать лет, - одновременно было устроено бетонное береговое укрепление.

Лишь в 1992 году в Желтоводский монастырь, возвращенный Церкви, пришли первые инокини. В третий раз пришлось возрождать обитель. Преподобный Макарий не оставил своего монастыря - нынешние его состояние (если и не цветущее, то очень и очень "оптимистическое") является лучшим тому подтверждением.

Последние несколько столетий Волга настроена враждебно к Макарьево-Желтоводскому монастырю. Ее воды подтапливают низкий берег, на котором он стоит. Но без Волги, протекающей под белыми стенами монастыря, вид его был бы совершенно иным.

Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители "подмастерье каменных дел" Максим Апсин, родом москвич.

Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если

Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651-77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений.

Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора - 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоиерарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности.

Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще не отреставрированные фрески - вот что определяет "внутреннее звучание" Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок.

Фрески Троицкого собора - уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы опоясан "лентами" изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.

В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря - сочли, что оставаться здесь братии небезопасно.

Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи - эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII века.

Деревянная Успенская церковь была построена в 1626 году, через шесть лет после возобновления Желтоводского монастыря игуменом Авраамием. Ровно четверть века простояла она и в 1651 году была заменена каменной. Сравнительно с массивным Троицким собором она смотрится более воздушной и нарядной. Очень хорошо это видно на примере куполов. Пятиглавие Свято-Троицкого собора выглядит мощным, строгим. Довольно высокие барабаны, завершающиеся луковичными куполами, декорированы скупо. Успенская церковь также завершена пятиглавием - но пятиглавием совершенно другого рода, изящным и несколько даже хрупким. Основанием для узких барабанов здесь служат кокошники, что придает церкви очень декоративный вид.

Успенская церковь установлена на высокий подклет, который прежде, во времена Макарьевской ярмарки, использовался для хранения товаров "купецкими людьми". Во втором этаже расположены собственно церковь и трапезная палата, которая имеет обычный вид для подобных архитектурных сооружений - одностолпная, со сводчатым потолком, почти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.